Ч. 48 Случайности определяют судьбы

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/03/10/1801

Эта нежданная встреча имела трагические последствия для «Александра Сибирякова», но она нарушила план немецкого командования прекратить поставки помощи союзников Северным морским путём, уничтожив советские ледоколы и конвои с американской помощью.

Как потом выяснилось, при проводке того конкретного конвоя немецкая и японская разведки ошиблись.

Конвой, который вели два ледокола, состоял не из 19 американских транспортов, а из лидера «Баку», эсминцев «Разумный», «Разъярённый» и 6 транспортов. Однако все они могли стать лёгкой добычей немецкого крейсера, потому что для облегчения кораблей с них сняли всё торпедное и артиллерийское вооружение, перегрузив его на транспорты.

Другое дело, что этот конвой был не единственным. В 1942 году по Северному морскому пути провели 79 конвоев в составе 162 транспортов. Вот почему гитлеровцы спали и видели, как остановить движение по Северному морскому пути.
 
Погодные условия на Севере играли главную роль, поэтому немцы основали несколько метеостанций от Шпицбергена до устья реки Лены, передававших сводки погоды.

Обнаружить эти тайные метеостанции на необъятных просторах нашей родины было сложно. Например, следы метеостанции и остатки склада для подводных лодок обнаружили в районе устья Лены только в 80-х годах прошлого века.

«Сибиряков» под завязку был загружен продовольствием для метеостанций на Новой Земле, а также материалами для строительства новой метеостанции на мысе Молотова.

На палубе в загородках находились несколько коров и два десятка собак для упряжек, нарты, кунгас (грузовой катер), бочки с бензином, словом, было не повернуться.

Помимо основного экипажа из 47 человек и 32 прикомандированных морских артиллеристов (на пароходе установили зенитное вооружение), на борту находились полярники. Всего собралось 104 человека.

Командир парохода старший лейтенант Анатолий Алексеевич Качарава не подозревал о появлении в Карском море фашистского тяжёлого крейсера. Никакого предупреждения полярникам на метеостанциях и капитанам судов об опасности появления вражеских кораблей   сделано не было.

Командование Северным флотом было предупреждено главой британской военно-морской миссии в Архангельске о выходе в море тяжёлого крейсера «Admiral Scheer» по неизвестному маршруту.

В штаб флота поступили доклады с метеостанций об участившихся появлениях немецких подводных лодок и о разведывательной летающей лодке неизвестного ранее типа. Но оно по-прежнему не допускало мысли о появлении немецких надводных кораблей в Карском море.

Арсений Григорьевич Головко после войны объяснил это так: «…Двадцать суток без малейшей передышки наши силы — надводные корабли, подводные лодки, авиация — были заняты поисками союзных транспортов. Поиски охватывали тысячемильное пространство от Шпицбергена вдоль кромки льдов до Новой Земли.
 
Мы искали эти суда с необходимыми для фронта грузами, вели борьбу за них с фашистскими подводными рейдерами и торпедоносцами, сопровождали найденные транспорты в Архангельск и только 24 июля закончили проводку последнего из найденных транспортов.

Люди остаются людьми, даже те, кто считает себя всепроницательными, семи пядей во лбу...».

Качарава знал, что немецкая подводная лодка обстреляла метеостанцию на мысе Желания, не причинив большого ущерба. Но мыс Желания находился далеко, на Северном острове Новой Земли, поэтому особого опасения у него это не вызвало.

Увидев незнакомый большой военный корабль, капитан приказал радисту запросить название корабля. Тот отправил три запроса, но ответа не получил. Обеспокоенный Качарава велел послать открытым текстом радиограмму на Диксон: «Линкор возле острова Белуха, страна происхождения неизвестна».

Пребывал в раздумье, хотя и недолго, командир крейсера «Admiral Scheer» Мендсен-Болкен. Ему ничего не стоило потопить старый ледокольный пароход, но после потери разведывательной летающей лодки «Arado» командиру крейсера до зарезу нужна была информация о маршрутах конвоев и о ледовой обстановке.

Капитан цур зее приказал поднять на корабле военно-морской флаг США и сообщить, что крейсер называется  «Tuscaloosa». Такие фокусы успешно проходили у него в Атлантическом океане, но с советскими моряками этот номер не прошёл, не столько из-за их бдительности, а из-за очередной случайности.
 
Сейчас уже не разобраться, кто из сигнальщиков ошибся, немцы или наши моряки, но на «Сибирякове» название крейсера прочитали как «Siyasima».  Мало того, что крейсер долго не поднимал флаг, так ещё оказался японцем под американским флагом. Командиру парохода стало ясно, что перед ним враг.

Качарава приказал сыграть боевую тревогу. Тем временем с крейсера поступили два запроса: «Кто вы и куда идёте?» и «Сообщите о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого».

Вместо ответа Качарава передал на Диксон в Управление Северного морского пути, что неизвестный крейсер поднял американский флаг и сообщил, что он называется «Siyasima». С Диксона ответили: никаких американских или японских крейсеров в этом районе нет, это вражеский корабль.

Командир «Сибирякова» направил свой пароход к острову Белуха, надеясь выброситься на берег до открытия немцами стрельбы. Немецкие радисты перехватили радиограмму и доложили её содержание командиру крейсера.

На крейсер перед выходом в плавание доставили группу радистов и сигнальщиков под командованием капитана Дистервега, которые прекрасно читали и говорили по-русски.
Мендсен-Болкен приказал открыть огонь по «Сибирякову».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/14/1182