Жизнь Белой столицы. Интервью

Сергей Сизов Омск
Жизнь Белой столицы. Как это было. 100 лет назад город оказался в эпицентре российской истории (Интервью С.Г. Сизова Т. Лелякиной) // Омская правда. 2018. №49. 5 декабря. С. 20.
------------------------------------
100 лет назад наш город был провозглашен столицей Белой России. Об этом ярком и драматичном периоде его истории корреспондент «ОП» беседует с профессором СибАДИ, доктором исторических наук Сергеем Сизовым.

Имели право на свою Россию

- Сергей Григорьевич, поясните, почему, живя в стране, созданной большевиками, мы вдруг отмечаем такую дату, как 100-летие начала Белого движения, а тот факт, что Омск в течение года был Белой столицей, хотим сделать региональным брендом? Нет ли тут комплекса провинциала, желающего как-то повысить свой статус?

- Справедливый вопрос. Можно, наверно, предположить, присутствие здесь и некого конъюнктурного момента. Потому что в советское время про это не писали, а сейчас, мол, разрешили, вот и поднимаем на щит.
На самом деле, это не так. Содержащийся в вопросе посыл о том, что все вокруг - достижение большевиков, сам по себе ошибочен. Омск существует с 1716 года. Да, советский период – важнейший в его истории, когда было много построено, создано. Но нельзя забывать: большевики не на голом месте это все делали. И когда они пришли к власти, их идеологией был такой революционный максимализм. К примеру: «Прогоним всех мироедов и управленцев, отдадим заводы рабочим». Но как без инженеров, без менеджеров, которые организуют поставки, продажи, без директора и дисциплины рабочие могут что-то произвести? Естественно, часто все заканчивалось закрытием предприятий и растаскиванием оборудования. Уже потом, когда закончилась гражданская война, востребованными оказались другие коммунисты. Коммунисты-созидатели. И это очень интересный момент: белые восстали не против созидателей! Они восстали против тех, кто хотел превратить Россию в «дойную корову» мировой революции, кто разрушал храмы, грабил и убивал. Поэтому, говоря о Белом движении, мы говорим о чем? О том, что были люди, имеющие право на свою Россию. Конечно, белых тоже нельзя идеализировать.
Вот представьте: кто-то сейчас неожиданно захватывает власть. Объявляет: всё, теперь мы будем вами править. Часть территории по несправедливому Брест-Литовскому мирному договору отдадим Германии. Закроем церкви. Начнем отнимать собственность. И не только у богачей, а по социальному признаку. Не относишься к нашему сословию - ты «потенциальный контрреволюционер». Как бы вы к этому отнеслись? Мне, например, это бы вряд ли понравилось.

- Думаю, мне тоже.

- Вот и тогда нашлись люди, сказавшие: «Нам это не нравится». Они оказали сопротивление. Да, заметное количество людей увлеклось большевизмом. Прежде всего, это были солдаты, которым надоело гнить в окопах. Но из-за грубых просчетов, допускавшихся большевиками, нередко и их сторонники становились их противниками. Так было в Ижевске и Воткинске, где возник мятеж рабочих оружейных заводов, восставших против власти большевиков. Белое движение – часть наших сограждан. Да, они проиграли в гражданской войне, но имели право на свою точку зрения и пытались отстаивать собственное видение будущего России.
Почему мы не можем это изучать? Мне кажется, это важно. И я не вижу никакого провинциализма в том, чтобы поставить вопрос о бренде города как о столице Белого движения. Немногие города история ставила в центр важнейших событий. И нужно это использовать. Не забудем, что белый Омск оказался на этот год еще и культурным центром. Здесь жили очень интересные люди: литераторы, театральные деятели, музыканты. Зачем от этой части нашей истории, культуры отказываться?

Судьба человека через призму истории

- У вас скоро выходит книга о белом Омске. И она посвящена именно повседневной жизни города в 1918-1919 году. Почему выбрали эту тему, а не вопросы большой политики?

- Про политические партии, подпольную борьбу большевиков, восстание 22 декабря 1918 года, колчаковский переворот, бои на фронте написано уже достаточно много. А эта тема, во-первых, менее изучена, во-вторых, мне кажется, более интересна обычному человеку. Не так просто, кстати говоря, изучать повседневную жизнь. Потому что часть документов находятся в Москве, в Государственном архиве РФ, где собраны фонды всех Белых правительств. Кое-что есть и в Омском архиве. Но далеко не всё.
Главный упор я делал на изучение газет. Белые газеты доступны, слава Богу. Многие из них оцифрованы. У нас здесь выходило большое количество газет: «Заря», «Сибирская речь», «Русская армия», «Правительственный вестник» и много других. Я по мере сил собрал эти материалы и постарался их обобщить. Меня поддержал Российский фонд фундаментальных исследований. Он выдал мне грант на исследование и издание книги, что помогло в работе, в том числе позволило съездить в Москву, изучить архивные документы там.

- И как же жил Омск в этот период?

- Очень непросто. Одной из самых острых была жилищная проблема, связанная с наплывом беженцев. Представьте, до 1917 года в Омске проживало примерно 137 тысяч человек. А тут численность населения выросла в несколько раз. Одни источники называют цифру 500 тысяч, другие говорят о 600 и даже о 900 тысячах человек. Поэтому газеты пестрели объявлениями о поиске крыши над головой. Люди, бежавшие из разных краев в надежде обеспечить свое будущее, настолько нуждались в жилье, что были готовы платить немалые деньги ( до 1000 рублей! ) тому, кто всего лишь укажет комнату, которую можно занять. Для сравнения: зарплата сотрудников министерств среднего звена составляла тогда от 450 до 700 рублей в месяц. У кого не было средств, снимали углы и даже рыли землянки. Из-за страшной перенаселенности, нехватки общедоступной чистой воды , канализации начали массово вспыхивать различные опасные заболевания: тиф, холера, дизентерия. Правительство Колчака и местные органы власти принимали меры для борьбы с эпидемиями. Но они были недостаточно эффективными. Вдобавок еще возник топливный кризис. Завезти нужное количество дров и угля в город не удалось. И зима 1918-1919 года оказалась крайне тяжелой.

-На какие средства люди существовали?

- Во-первых, продолжали работать фабрики, заводы, железная дорога, все коммунальные службы. Кто мог, устраивался. Появились новые учреждения (колчаковские министерства и ведомства ) – там нужны были чиновники. Ну, и многих забирали в армию. Плюс существовала немалая потребность в медицинском персонале. И судя по газетным объявлениям, в городе было большое количество частнопрактикующих врачей. Терапевтов, стоматологов, гинекологов, венерологов, офтальмологов, отоларингологов, хирургов, неврологов. Естественно, продолжалась торговля. Когда ушли большевики, был введен свободный рынок. И сразу на рыночных прилавках всё появилось.
Конечно, общество в социальном плане было сильно поляризовано. Кто жил неплохо? Коренные омичи. Те, кто трудился в министерствах, ведомствах. Они еще могли свести концы с концами. Беженцам же приходилось тратить огромные средства, чтобы просто снимать жилье. Поэтому они старались объединяться, чтобы заниматься самопомощью. Например, устраивали благотворительные концерты. И вырученные средства от продажи билетов направляли на поддержку тех, кто оказался в Омске без ничего, порой даже без документов.

Отдохнуть от революции

- Несмотря на тяжелые условия , в городе, как вы сказали, не затихала культурная жизнь.

- Для меня как историка всегда интересно поведение человека в экстремальных ситуациях. В самом деле, неся на своих плечах помимо бытовых трудностей еще и огромный моральный груз, связанный с отрывом от родных мест, а нередко и с потерей близких, люди пытались как-то скрасить свое существование, приблизить его к своему пониманию нормальной жизни. действовали литературные салоны, устраивались концерты заезжих знаменитостей.
В городе было две главных театральных площадки: Городской театр и коммерческий клуб, где выступали приезжавшие на гастроли различные труппы, устраивались вечера, давались концерты. Были и летние театральные площадки. Работали цирк, несколько кинотеатров, танцплощадки. Публика любила кино, хотя оно было немое и черно-белое. Примечательно, что в этот период кроме старых фильмов, снятых до революции, шли и некоторые новые - их снимали там, где белые сохранили свою власть. В Крыму, Одессе. Но и старые фильмы зрители смотрели с удовольствием. В одной из газет приводились слова кинозрителя, признававшегося: «Я хожу посмотреть старую жизнь, чтобы отойти немного от этого кошмара, от революции. И, представляете, отдыхаю душой». То есть фильмы, спектакли были для населения своего рода средством психологической разгрузки. В общем, жизнь брала свое. Люди даже в санаторий выезжали - к озеру Карачи. И пытались создать свою систему праздников: День освобождения Сибири, праздник Георгиевских Кавалеров. Омск был и духовной столицей: здесь действовало Временное Высшее церковнойе управление во главе с архиепископом Сильвестром.

Сохранение традиций

- По-вашему, мы в создании бренда Омска как столицы белого движения пока сильно недорабатываем. А какие шаги в этом направлении необходимо предпринять?

- Считаю, не надо эту тему как-то особо выпячивать. Потому что Омск – не только белое движение. Здесь ковался меч Победы в Великой Отечественной войне, и это тоже замечательный символ. Главное - ничего не замалчивать. Кое-что в этом направлении делается. У нас есть теперь архиепископ Сильвестр – духовный лидер белого движения. В прошлом году на зданиях, где находились министерства и ведомства А.В. Колчака, начали вывешивать соответствующие таблички. Издан пятитомник Г. Вяткина, одного из ведущих поэтов Белого движения, и хороший сборник «Поэты белого Омска». Мы должны стремиться сохранить память о нашем прошлом. И Белый Омск, бесспорно часть этого прошлого.