Жизнь и творчество Пушкина ч. 15

Николай Мринский
В третий раз Александр Пушкин приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском поэт создал стихотворение «Вновь я посетил» и продолжал работать над «Сценами из рыцарских времен» и «Египетскими ночами». Со времени закрытия «Литературной газеты» Александр Сергеевич добивался права на собственное периодическое издание. Не были осуществлены замыслы газеты («Дневник»), различных альманахов и сборников, «Северного зрителя», редактировать который должен был В.Ф. Одоевский. Вместе с ним же Пушкин в 1835 г. намеревался выпускать «Современный летописец политики, наук и литературы». В 1836 г. он получил разрешение на год, на издание альманаха. Поэт рассчитывал также на доход, который помог бы ему расплатиться с самыми неотложными долгами. По словам С.А. Соболевского: Мысль о большом повременном издании, которое касалось бы по возможности всех главнейших сторон русской жизни, желание непосредственно пером своим служить отечеству, занимали Пушкина почти непрерывно в последние 10 лет его кратковременного поприща... Однако обстоятельства мешали ему, и только в 1836 г. он успел выхлопотать себе право на издание журнала под названием «Современник», но уже в размерах весьма тесных и ограниченных. Помимо общей цензуры Пушкину теперь пришлось получать разрешение на свои публикации от церковной и военной цензуры и, наконец, от самого Бенкендорфа.

17 апреля 1836 г. вышла первая книжка «Современника» в объёме 320 страниц. Её открыло стихотворение  поэта «Пир Петра Первого» - этот исключительный шедевр пушкинского стиля, полный блеска, движения и силы. Пётр – сила разумная, примирительная. Далее Пушкин кладёт свои усилия, чтобы напомнить о «братьях и друзьях», томящихся в Сибири, намекая, на то, что глава государства должен быть «памятью незлобен». Главный лейтмотив «Современника» - Свобода! Наука! Прощение декабристам! В этом же первом номере журнала «Современник» были помещены «Скупой рыцарь» и «Андрей Шенье»; из прозы – Путешествие в Арзрум Пушкина, а также «Коляска» и «Утро делового человека» Н.А. Гоголя (кстати, фамилия общая по корню и происхождению с Гогель – восходит к тюркскому – селезень – М. Аджи). Поэт рассчитывал иметь 60 тыс. дохода ежегодно, однако эти надежды не оправдались. Первый тираж не разошелся, и издателю пришлось из номера в номер сокращать тиражи «Современника» в виду того, что не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Журнал принадлежал к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намеками и, русской публике предстояло ещё привыкнуть. Несмотря на то, что рядом с А.С. Пушкиным мы видим имена А.И. Тургенева, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, П.А. Плетнёва, Дениса Давыдова, Ф.И. Тютчева, Н.В. Гоголя и других, у «Современника» оказалось всего 600-700 подписчиков, и требовалось время для завоевания читателей.

Н.В. Гоголь принимал вначале непосредственное участие в составлении и подготовке первого тома журнала, работал в редакции, в типографии, что было вполне понятно при его личной привязанности к Пушкину. Перу Гоголя принадлежала программная статья – «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 гг.». Однако она оказалась острого, невыдержанного характера, что вызвало досадную полемику, для Пушкина нежелательную. Предвидя всё это, поэт сопроводил «Письмо» Гоголя редакционным примечанием, где указал, что оно не является программой «Современника». В итоге Гоголь обиделся на Пушкина, не простил ему этого и прекратил своё участие в журнале. И это несмотря даже на то, что Александр Сергеевич помогал ему со всей своей великолепной щедростью и подарил ему темы «Ревизора» и «Мертвых душ» - главных гоголевских творений. Впоследствии незначительный, досадный разрыв разросся в принципиальное расхождение - из гениальных пушкинских сюжетов «Мертвых душ» и «Ревизора», по-своему повёрнутых Гоголем, вырос целый «гоголевский период» литературы. 29 марта 1836 г. после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из всей семьи, сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святогорский монастырь. Это был его последний визит в Михайловское. В начале мая по издательским делам и для работы в архивах поэт приехал в Москву.

Он надеялся на сотрудничество в «Современнике» авторов «Московского наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин, Хомяков и Швырёв не торопились с ответом, прямо не отказывая. К тому же поэт рассчитывал, что для журнала будет писать В. Белинский, находившийся в конфликте с Погодиным. Последние 2 тома нового печатного органа, Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части анонимными. В ноябре 1836 г. в 4-ом томе «Современника», в отделе поэзии прошли восемь стихотворений Тютчева и была, наконец, напечатана «Капитанская дочка». Пушкин мог бы выпустить произведение отдельной книгой, тогда роман мог принести доход, так необходимый ему. Однако он всё-таки принял решение опубликовать «Капитанскую дочку» в журнале и не мог уже рассчитывать на одновременный выход отдельной книгой, в те времена это было невозможно. Вероятно, роман был помещён в «Современник» под влиянием А.А. Краевского и издателя журнала, опасавшихся его краха. «Капитанская дочка» была благосклонно принята читателями, но отзывов восторженных критиков о своём последнем романе в печати Пушкин увидеть не успел. Несмотря на финансовую неудачу, поэт до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя». Посетив архивы Коллегии иностранных дел, он убедился, что работа с документами петровской эпохи займет несколько месяцев. По настоянию жены, ожидавшей со дня на день родов, Пушкин в конце мая возвращается в Петербург.

По воспоминаниям французского издателя и дипломата Леве-Веймара, побывавшего летом 1836 г. в гостях у Пушкина, тот был увлечён «Историей Петра», делился с гостем результатами своих архивных поисков и опасениями, как воспримут читатели книгу, где царь будет показан «таким, каким он был в первые годы своего царствования, когда он с яростью приносил всё в жертву своей цели». Узнав, что Леве-Веймар интересуется русскими народными песнями, Пушкин сделал для него переводы 11 песен на французский. По мнению специалистов, изучавших эту работу Пушкина, она была выполнена безукоризненно. Летом 1836 г. Александр Сергеевич создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания «каменноостровским» (дача на Каменном острове). Точный состав цикла стихотворений неизвестен. Возможно, они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой. Несомненно, три произведения, принадлежащие циклу, связаны евангельской темой. Сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Как с древа сорвался...» и «Мирской власти» - Страстная неделя Великого поста. Ещё одно стихотворение цикла - «Из Пиндемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу. По мнению В.П. Старка: «В этом стихотворении сформулировано идеальное поэтическое и человеческое кредо Пушкина, выстраданное всей жизнью».

В цикл, вероятно, входили также: «Когда за городом задумчив я брожу», четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается это предположение) «Памятник» («Я памятник воздвиг себе нерукотворный...») - в качестве зачина или, по другим версиям, финала, - поэтическое завещание А.С. Пушкина. 21 августа 1836 г., словно предчувствуя скорое расставание с жизнью, Пушкин подводит итог своему творчеству в стихотворении: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». 19 октября того же года он написал последнее в своей жизни послание лицейским друзьям – «Была пора наш праздник молодой...». Стихотворение не закончено, обрывается на полуслове и в этой его незавершенности есть не просто особая красота, но и особая торжественность. Земная и короткая жизнь Пушкина вот – вот оборвется, но продолжается великая История, от имени которой говорит поэт... Благодаря ему русская литература стала одной из величайших в мировой табели о рангах. Почти все наши писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него. Всё, о чём он писал похоже на волшебство, выраженное простыми словами, короткими удивительными фразами. Творчество поэта - великая мудрость, переданная поколениям чистым и ясным языком и от этого перечитывать Пушкина можно много раз и каждый раз по-новому. Роковая, злосчастная дуэль на Чёрной речке приближалась неотвратимо... Дуэль – частый сюжет не только в литературных произведениях Пушкина, но и в его реальной жизни.

Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2019/08/20/14