Борщ на столе

Валентина Телухова
Не баловала меня мама разносолами. И всю семью нашу не баловала. Она рано уходила на работу. Фабрика работала в две смены. Первая смена начиналась с семи утра. Значит нужно было встать до рассвета и приготовить обед семье и успеть на остановку к положенному времени.

Утром мама растапливала печку, ставила большую кастрюлю на огонь, забрасывала туда небольшой кусок мяса с косточкой, мгновенно чистила картошку, крошила её ломтиками, бросала в кастрюлю и будила меня. Утренний сон был сладким, пробуждение - тягостным, но куда мне было деваться? Я вставала и плелась на кухню. Ставила чайник на плиту, чтобы закипел к завтраку. Готовила заварник. Вытряхивала из него старую заварку, ополаскивала, сушила на плите, потом засыпала вкусную заварку из пачки со слоном, опять на плите держала минут пять и заливала закипевшей водой. Заварник стоял на краю печки. Напаривался.

Накинув на плечи старую шаль я выходила в сени. Там в большой кадушке стояла замороженная соленая капуста. Я брала двумя руками тяжелый колун и долбила этот капустный монолит. Поддавался он плохо. Все-таки маленькую железную чашку я наполняла капустой. Норма на кастрюлю. Засыпала в кипящее варево. Если перепутать порядок, и засыпать вначале капусту, картошка в кислой среде не сварится. Задубеет.

На маленькой сковороде я делала зажарку-заправку. Чистила свеклину, резала её тоненькой соломкой. Наливала чуток масла постного в сковородку и клала свеклу.  Следила, чтобы не подгорело. А борщ варился.

Под полкой для посуды на крюке у нас висело несколько полотняных сумочек. В них - сушеная зелень укропа, петрушки и лука. Мы летом с бабушкой своей сделали эти заготовки. За рекой Зеей на полянах растет лук полевой. Хоть коси косой. Его мы набираем много. Дедушка брал велосипед, меня усаживал на рамку, и мы долго ехали по улице Кооперативной через весь город к переправе. Пароход "Красный пахарь"с огромными водяными колесами, громко шлепая ими, тянул за собой большую баржу и долго причаливал с ней к берегу. Потом баржа разгружалась. А мы стояли терпеливо в сторонке. Нас запускали на паром в конце погрузки. Чтобы мы не мешали транспорту. Машин на пароме было мало. А вот подвод, в которых были запряжены даже коровы, было много.

Маленькая деревушка на противоположном берегу называлась Худино. Вот уж действительно было Худино. Во время августовских разливов Амура и Зеи многие его дома уходили под воду почти до крыши. Мы проезжали крошечную улочку и выезжали на поле. И прямо сразу же полевой лук уже хрустел под колесами велосипеда. Мы с дедушкой собирали лук быстро. Как травой, набивали луком мешки. Дедушка перекидывал их через рамку велосипеда и вел его в руках, а я шла рядом и любовалась красавицей рекой. Иногда, если мы не успевали на паром, мы удили рыбу. И привозили домой еще и красноперок на ушицу.

Лук мы с бабушкой мыли, перебирали, потом стригли мелко большими ножницами, потом бабушка расстилала лук на натянутом полотнище. На солнце он высыхал. Его ссыпали в мешочек. Потом также поступали и с зеленым укропом. Его мы выращивали на огороде.

Я открывала мешочек, брала рукой своей детской немного этой приправы и высыпала в кастрюлю. Туда же я отправляла заправку. Все. Теперь печка сама доварит обед. Прогорит в ней огонь, плита потихоньку остынет, а борщ - напарится и разомлеет. Варево я не солю. Солит всегда сама мама. Мне пока такое дело не доверяют. Обед готов.
До нашего возвращения из школы добрая печка будет теплой и обед будет теплым. А лук распарится и станет почти свежим и будет пахнуть полем и летом.

Я собирала на стол для завтрака. Здесь все очень просто. Черный хлеб нарезала тоненько, выкладывала в хлебницу на салфетку. Мама требовала к хлебу и соли относиться уважительно. Любой стол нужно накрывать вот именно с хлеба и соли. Поставили хлеб и соль на стол, а потом уж все любые другие блюда несите. Да хоть самые праздничные.

Расставляла стаканы для чая. Ставила красивую сахарницу, в которую клала кусочки колотого сахара. В масленке красуется маргарин. Масло нам не по карману. Брат и сестра выходят к завтраку. Кусок черного хлеба с маргарином и стакан душистого свежезаваренного чая в прикуску с сахаром - настоящее пиршество.

И так изо дня в день.

Уже взрослой я спросила у мамы, а почему ежедневно варился борщ? А почему не суп с крупами?

- А ты помнишь, у нас крупы были в доме? Не было. Бедно мы жили. А борщ из всего своего. Картошку в поле выращивали, капусту - в огороде. Свеклу - тоже там же. Борщ - от нищеты, доченька, от нищеты.

Сейчас я не варю борщ каждый день. Два раза в неделю. Не чаще. А семья ждет такой обед, считает его праздничным. А что? И в самом деле его можно считать праздничным блюдом. Универсальная еда. Вкусно. Сытно. Аппетитно. Содержит запас витамина С на сутки. Способствует правильному пищеварению.

Так и хочется написать оду нашему русскому борщу. Скольких он уберег в лихое время от голода. Скольких он насытил и согрел. Теперь и время другое. Но среди всех разносолов наш борщ и сегодня занимает почетное место.   

Приятного аппетита!