Прощение

Людмила Петрова 3
- Я вернулся, отец, позади столько бед, и обид, и тревог, но растаял их след.
- Я вернулся домой, стал другим я теперь. Ты простишь ли меня? Ты откроешь ли дверь?
- О, отец, ты ослеп, но меня ты признал! Эту голову, помнишь, ты в детстве ласкал? Снова чувствую я теплоту твоих рук, слышу голос, забытый за годы разлук.
- Да, я грешен, отец, я прошёл сто дорог, твой совет позабыл, разбазарил добро, жил в гордыне и праздности, пил и кутил...
- Только душу, поверь, я ещё не сгубил!

- Если брат меня встретил, то вряд ли узнал, спесь и удаль свою я давно растерял. Вместо платья - лохмотья, плешивый, босой. Мои волосы выжег и высветлил зной.
- Недостоин, я знаю, быть сыном твоим, можно, буду слугой? Только прочь не гони.
- Пред тобою, отец, на колени встаю, у тебя и у Бога прощенья молю!
- С возвращением, сынок! Ты не мучай себя, - говорил ему старец и гладил, любя, и руками за плечи его обнимал, его голову нежно к себе прижимал.
- Бедный мальчик, ты столько всего пережил! Я дождался тебя и давно все простил.

Пред картиною Рембрандта долго стоят. Что-то будит в душе этот ласковый взгляд,
Этот свет из потухших очей старика, эти руки на тощих плечах бедняка.
На картине известный по притче сюжет.
К нам идёт сквозь века древней мудрости свет.

Когда я бываю в Эрмитаже, всегда прихожу к этой картине. «Возвращение блудного сына» Рембрандта  приобрёл для Екатерины Второй в 1766 году князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Этому человеку мы должны быть благодарны за счастье видеть этот шедевр.
А ещё тем сотрудникам Эрмитажа, которые спрятали его сразу после революции в запасники, чтобы спасти от продажи за границу, и тем, которые сохранили его во время войны.

Почему так тянет к этой картине? Библейский сюжет, всем известный про блудного сына, который прокутил свою долю наследства, а потом вернулся к отцу, и тот его простил. Все просто и сложно.  Я знаю многих, кто бы не простил никогда. Почему нужно прощать?
А потому что добро снимает с души камень злобы, обиды, отчуждения, потому что оно позитивно и конструктивно, говоря современным языком. Рембрандт понял это и передал нам. Он написал это полотно в конце жизни, будучи почти нищим, одиноким, потерявшим всех своих любимых людей, всех заказчиков и все своё состояние, находясь почти в изоляции и страшной депрессии. Последней каплей горя была смерть любимого сына Титуса.

Полотно большое. Сил у художника нет. Но он все-таки его пишет, привязывая кисть к руке. Зачем Рембрандт писал эту картину? Он не собирался ее продавать. Да и кто бы ее тогда купил? Она не предназначалась для обычного жилища из-за размеров, для церкви тоже не годилась, дворец это полотно украсить не могло. Ни сочных красок, ни поэтичных пейзажей, ни красивых лиц. Выхвачена светом сцена: оборванный грязный нищий на коленях перед стариком. Он уткнулся в него, спрятал свою голову, как ребёнок. В глаза бросаются голые пятки, остатки обуви, оторванная подошва. Все слова в жестах.
Это Покаяние.

А перед ним старец в богатой одежде, чистый и ухоженный. Прощение и доброта в руках, в наклоне корпуса, в выражении лица. По бокам молчаливые свидетели сцены. На их лицах: недоумение? Осуждение? Интерес? Сочувствие? Трудно понять, но это неважно. Потому что обежав их взглядом, возвращаешься к главным героям картины. Единственный яркий цвет - красный, мантия старика. Это акцент, это цвет победы добра.

Этот сюжет занимал Рембрандта на протяжении всей жизни. Он просвечивается в сюжете картины «Автопортрет с Саскией на коленях», первоначальное название “Блудный сын в таверне».  Тогда он был молод, счастлив любовью, богат. Потом он также, как блудный сын, неразумно растратил свои средства, не думая о будущем.
И вот в конце жизни Рембрандт подводит итог. Он, человек, возвращается к нашему общему отцу -Богу, он просит у него прощения. И Бог, мудрый и добрый, прощает его и всех нас, своих неразумных детей.
Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669 годы. Похоронен в Амстердаме на кладбище для нищих. Могила его не сохранилась.
2019