Вовлеченности

Александр Синдаловский
         – Эй, мальчик! – крикнул я, продублировав свой призыв мановением левой руки.
        Но мальчик не слышал и не видел. В его глубоко нахлобученных наушниках гремела музыка, специально созданная для того, чтобы изолировать от мира сего – с его докучливыми домогательствами и непотребными требованиями, – и позволявшая погружаться в портативный оазис грез. К тому же, он распутывал спутавшийся провод, раздраженно дергая его и, тем самым, туже затягивая узлы.
        Мне пришлось подойти к нему вплотную, испытывая острую боль в правом плече.
        – Эй, – дернул я его за рукав.
        Мальчик недовольно стащил с ушей наушники.
        – Ну, чего еще? – спросил он с таким недовольством, словно я досаждал ему уже добрых полчаса.
        – Ты в школу ходишь?
        – А ты как думал?
        – Тебя там учат вежливости со старшими?
        – Нет! Мне вдалбливают математику, которую я ненавижу.
        Хотя не плевать ли мне было на его воспитанность и академические успехи, когда моя права рука пребывала за пределами видимого?
        – Почему? Математика нужна в жизни. Например, рассчитать дистанцию, если известны время и интенсивность чувства вины…
        – Я ненавижу то, что нужно.
        – И любишь, что необязательно? Да ты поэт!
        – Кто?
        – Дед Пихто!
        – Сам ты...
        Не стоило преподносить урок вежливости тому, кто мог сослужить службу, и от чьей готовности это сделать это зависело мое благополучие.
        – Я тоже люблю музыку, – с трудом вспомнил я мимолетные увлечения юности, чтобы найти между нами общее, без которого невозможен акт коммуникации.
        – Какую? – оживился он.
        – Тихую.
        – Да, ну, – не одобрил он. – Тихая музыка – это скучно.
        – Послушай, у меня к тебе небольшое поручение…
        – А почему я должен выполнять твои поручения? У меня их хватает без твоей помощи.
        – Я заплачу.
        – Сколько?
        – Не будь таким меркантильным. Видишь мою руку?
        – Допустим. И что?
        – Да не эту – правую.
        – Правую не вижу, кроме предплечья.
        – Вот, в этом-то и проблема. Она там где-то зацепилась кистью...
        – Где?
        – Не помню точно.
        – Почему ты ее сразу не высвободил?
        – Не сообразил. Как ты со своими математическими задачками.
        – Но рука – это не алгебра и даже не геометрия. Ты что боли не почувствовал?
        – Боль тоже бывает мнимой, как корень из минус единицы. Что ты мне столько вопросов задаешь? Ты бы в школе любознательность проявлял.
        – От меня, дядя, ты чего хочешь?
        – Чтобы ты сходил и выяснил, за что она там зацепилась.
        – А сам не можешь?
        – У меня рука растянулась. Если я пойду, она начнет скручиваться, как брандспойт.
        – А если я ее найду, прикажешь тащить ее к тебе? Нашел дурака!
        – Не надо ничего тащить. Просто все разузнай, а дальше я сориентируюсь сам. Ранец оставь здесь.
        – Почему?
        – Чтобы тебе легче передвигалось.
        – Мне и так нормально.
        – В качестве залога... А то знаю я вас: пообещаете и обманете. Вот тебе червонец для почина.
        – Ладно, – согласился он, рассматривая купюру на свет.
        – Боишься, фальшивая?
        – Вот еще!
        Он ушел, и я принялся смотреть на часы. Хорошо, что я ношу их на левой руке.
        Мальчик долго не возвращался.
        – Где ты пропадал?
        – Я заблудился.
        У него был изможденный вид, как будто я послал его в горную экспедицию.
        – Какая же ты бестолочь! Слышал про нить Ариадны?
        – Про что?
        – Я говорю, нужно было идти вдоль руки. Тут бы и слепой справился.
        – Я так и делал, пока она не нырнула в люк.
        – Какой люк?
        – Канализационный.
        – И что же ты?
        – Я в люк не полезу.
        – А еще за червонец?
        – Нет. Отдай, дядя, портфель.
        – Где находится люк?
        – На площади Ветеранов.
        – Кажется, я догадываюсь, откуда тянется рука. Не доходя до площади, сверни с проспекта Нравов в переулок Нервов, а из него на улицу Обязательств. Я думаю, там она снова покажется над землей.
        – Как твоя рука попала в люк?
        – Иди парень без лишних расспросов. Когда найдешь кисть, ничего без моего ведома не предпринимай. Просто все хорошенько разузнай и запомни. Память у тебя хорошая?
        – А то. Сколько Пушкина и Некрасова зубрил…
        Мальчик ушел. Мне надоело смотреть на часы, и я начал изучать людей, толпившихся у трамвайной остановке и привязанных к ней ожиданием нужного номера. Появился трамвай, но, впихнувшись в него и освободившись от ожидания, люди не обрели свободы, оставаясь заложниками маршрута и дел, которые им предстояло осуществить.
        Вернулся мальчик.
        – Тебя только за смертью посылать.
        – Твоя рука хуже всякой смерти. Между прочим, она залезла в форточку девятиэтажного дома...
        – Какого этажа?
        – Первого.
        – Ну, это пустяки. В форточку первого этажа легко пролезть.
        – Я обошел дом стороной.
        – До кисти добрался?
        – Чтоб я и не добрался!
        – Самонадеянность плохой попутчик. И уж вовсе никудышный гид. Что с рукой?
        – Ты ее держишь на пульсе.
        – В каком смысле?
        – На запястье женщины.
        – Как ее звать?
        – Кажется, Алиса.
        – Может, Алиция?
        – Да. Что за имя такое странное?
        – Не страннее всего остального. Что ты ей сказал?
        – Что пришел за рукой.
        – А она?
        – Что привыкла к ней – к тому, что за ее пульсом кто-то следит.
        – Ишь как! А ты?
        – Что рука нужна тебе самому. Она ответила, что не неволит тебя, и ты можешь ее забрать в любой момент.
        – Так и сказала? И даже не сжала ее?
        – Ты сам вцепился ей в запястье. Дядя, чего ты от меня хочешь? Помочь тебе освободить руку? Только обещай, что после этого отвяжешься от меня.
        – Нет, пусть рука остается там. Похоже, она на своем месте. Зато у меня к тебе другое задание.
        – Какое?
        – Отнеси мою левую руку к одной женщине.
        – К Алисе?
        – Нет, к моей жене.
        – А сам не можешь?
        – Куда же я пойду, если привязан правой рукой. А моя жена в противоположном направлении.
        – Куда конкретно ее нести?
        – Адрес в кулаке. Это недалеко. Куда ты рвешься? Тяни осторожнее: это все же живая конечность, а не шланг или кабель.
        – Что мне ей сказать?
        – Ничего не говори. Просто положи руку на шею.
        – Ну, уж нет...
        – Что нет?
        – Собираешься задушить ее из-за любовницы? Я соучастником становиться не собираюсь.
        – Экий ты циничный – задушить. Что за Шекспировские страсти? Я же не сказал на горло. На затылок положи, под кудри.
        – Ах, как трогательно...
        – Оставь сарказм для одноклассников.
        – А если она не захочет?
        – Чего не захочет?
        – Твоей руки на шее! Волочь назад?
        – Ни в коем случае. Подожди немного, а потом попробуй опять.
        – Слишком сложно.
        – Возьми еще червонец. Так проще?
        – Ладно...
        Он ушел. Я чувствовал растяжение левой руки. Вскоре я привык к дискомфорту и перестал его ощущать. У меня даже возникло приятное ощущение, что я – обнимающий город титан, но прошло и оно.
        На сей раз мальчик вернулся гораздо быстрее. Кажется, он освоился с моими поручениями и начал получать удовольствие от их исполнения.
        – Доставил, – сообщил он не без гордости.
        – Приняла?
        – Вроде того. Не скинула.
        – С каким выражением лица?
        – Не знаю.
        – А ты вспомни.
        – Я тебе физиономист что ли?
        – Может, таким, как когда на тебя мама злится?
        – Нет.
        – Таким, когда напивается папа?
        – Мой папа не пьет. Он от нас ушел. У твоей жены было такое лицо, как когда у нас заканчивается молоко, а маме лень тащиться в магазин.
        – Почему ты не помогаешь маме? Маме нужно помогать, особенно если вы живете вдвоем.
        – Я могу идти?
        – Куда?
        – Помогать маме.
        – Скоро сможешь.
        – Я в школу опоздаю. Дядя, сойди, пожалуйста, с ручки моего портфеля...
        – Чтобы ты его схватил и смылся?
        – Что тебе еще от меня нужно?
        – Отнеси мою правую ногу на работу.
        – Куда?
        – В учреждение, напротив сквера Тружеников.
        – Зачем?
        – Потому что, как тебе в школу, мне нужно на работу, хотя бы одной ногой. Там охранник на проходной. Возьми пропуск. Да смотри не потеряй: у меня будут неприятности.
        Мальчик спрятал пропуск в карман.
        – С руками в разную сторону, ты мне напоминаешь этого... на кресте.
        – Не богохульствуй! Нужно уважать религию, даже если не веришь.
        – Да я ничего, просто похож со стороны.
        – Я так по своей воле, и потом мне совершенно не больно, хотя и несколько затруднительно.
        – Хорошо, что ты не осьминог. Иначе я бы с тобой замучился.
        – Быстро же ты устаешь. Как ты собираешься жить с такой выносливостью? Сводить конечности с конечностями, а потом снова их разводить, как мосты.
        – А нельзя, чтобы руки и ноги в одном месте, на ширине плеч?
        – У некоторых получается, но это счастливые исключения.
        – Почему так?
        – Очень уж мы все попутаны и повязаны…
        – Ладно, давай уж свою ногу.
        Мальчик схватил ее за шнурки ботинка.
        – Так ты ее далеко не унесешь. Бери за лодыжку. Когда минуешь проходную, наверх по лестнице на второй этаж, затем направо по коридору. Положи ногу под столом с номером 192Д. На стол не клади – это противоречит служебному этикету.
        – Какие еще будут указания?
        – Старайся укладывать ее вдоль тротуаров, чтобы она не мешала пешеходам и дорожному движению. На окрики охранника не оборачивайся.
        Он ушел с правой ногой, а я остался стоять на левой, думая о том, что уже третий день подряд опаздываю на работу, и терпению моего начальства есть предел.
        Мальчик вернулся угрюмым.
        – Меня не пропустили, и я оставил ногу у входа.
        – Что?!
        – Не дрейфь, пошутил.
        – Не нужно так шутить, когда от твоих шуток зависит судьба ближнего.
        – Это ты-то ближний?
        Я устал стоять на одной ноге и сел на его ранец.
        – Что ты делаешь? – крикнул он. – Ты мне там все поломаешь!
        – Что ты раскудахтался? Я в этом зависшем состоянии почти ничего не вешу. Не пострадает твой ранец.
        – У меня там бутерброд.
        – Я думал, ты за тетрадки переживаешь. Бутерброд – не эклер. Нечего с ним церемониться.
        – Я проголодался.
        – Скоро ты его получишь.
        – Когда?
        – Сразу как отнесешь мою левую ногу в парк.
        – Дядя, я пропущу из-за тебя школу!
        – Ты бы и так ее прогулял. Когда я тебя встретил, занятия уже начались.
        – Я собирался не пойти только на первый урок – физкультуру.
        – А вот это зря: физкультура полезнее для жизни, чем математика. Конечности можно пересчитать по пальцам одной руки. Если, конечно, она рядом. А вот растяжка…
        – На кой черт мне физкультура? Я с тобой наупражнялся на месяц вперед. Мать выпорет меня за прогул.
        – Так ты ей не говори.
        – Объяснительную в школу кто будет писать?
        – Я тебе ее сейчас быстро состряпаю...
        – Это чем же?
        – Я хотел сказать, продиктую.
        – А за подписью мне к Алисе идти или к твоей жене? Ты правша или левша?
        – Сам подпишешь, не маленький.
        – Давай уже свою ногу.
        – Да ты поласковее с ней. Первый раз прошу что-то для собственного удовольствия. Положи ее на скамейку у ручья.
        – А если там люди сидят?
        – Найди пустую. И расшнуруй башмак. Да не сейчас, а когда донесешь. Но ботинка не снимай, потому что от воды сквозняк. Все понял?
        Мальчик кивнул и ушел. Больше он не возвращался. Его дезертирство в момент, когда все уже почти было сделано, поразило и обескуражило меня. Каких еще поручений он испугался?
        Не знаю, выполнил ли он мою последнюю просьбу или швырнул ногу где-то за углом, как опостылевшую обузу. Я плохо чувствовал свои затекшие конечности, от которых перестали поступать вразумительные сигналы. И все-таки я верил, что мальчик донес ногу до пункта назначения: несмотря на ворчливость и огрызания, это был ответственный малый. Как жаль, что я так и не узнал, как его зовут. Но самое плохое – то, что он оставил мне свой ранец. Мне неудобно на нем сидеть, но слезть с него я не решаюсь: рядом бродит какой-то подозрительный субъект и косится в мою сторону. Вероятно, он только ждет подходящего момента, чтобы украсть портфель. Как мне разыскать мальчика, чтобы он избавил меня от бремени еще одной ответственности?
       
       
        17 февраля 2019 г. Экстон.