Начинает сказка сказываться

Елена Шувалова
   Сказка «Конёк-Горбунок» - это творческая автобиография А.С. Пушкина. Я берусь это здесь доказать.

Зачин сказки, вернее, первый стих:
За горами, за лесами,.., -

скорее всего, взят из сказки В.И. Даля «Об Иване-сержанте…»*:

За лесами, за горами – горы да леса…

  Почему переставлены местами «горы» и «леса»?  Я думаю, потому что Пушкин, начиная писать эту сказку, повторял про себя русскую поговорку «Славны бубны за горами!».  Он имел в виду, я думаю, обещание царя сделать его историографом России (21 июля 1831).

  Сказка была начата, - я практически убеждена в этом, - как ответ на Указ о камер-юнкерстве, о котором Пушкин узнал 30 декабря 1833 года на балу у графа Орлова. Именно с этого момента он увидел, что поставлен в положение дурака, - или шута (что в данном случае одно и то же). И что – в принципе, - с русского средневековья отношение к поэту в России не изменилось:

Хрущов.

Кто сей?

Пушкин.

Пиит.

Хрущов.

Какое ж это званье?

Пушкин.

Как бы сказать? по-русски — виршеписец

Иль скоморох.

(«Борис Годунов». Из ранних редакций).

Вот потому и –

«Младший вовсе был дурак!»

  А кто такие два старших брата? Думаю, это – первые Пушкины – пииты, первые поэты в пушкинском славном боярском роду: Сергей и Василий Львовичи Пушкины. То есть, отец и дядя Поэта. Как известно, смолоду оба они были стихотворцами. Впоследствии продолжил писать стихи только Василий Львович. Он и выведен в сказке как средний брат, - «так и сяк». А «умный детина» - это Сергей, отец, который оставил писать стихи после того как женился на Надежде Осиповне Ганнибал, - матери Поэта. В данном случае у них поменялось «старшинство», - но здесь оно соответствует «уму»: умнее тот, кто быстрее оставил стихотворство.
«Братья сеяли пшеницу». Под пшеницей ещё Христос в своих притчах выводил Слово. Поэзия внушается богами, - так что это – «Божье Слово».

«И возили в град-столицу». Приставка «град» имеет отношение к городу святого Петра – Петер-бургу – Петро-граду – Петро- полю. Он же – столица Российской империи.

Село же, - конечно, - Царское!
 
 Естественно, буквально этого не было: братья Пушкины творили непосредственно в столицах, - либо в Петербурге, либо в Москве. В Царском же Селе творил один Александр.(Ну, сказка же всё-таки - "ложь"!).

  И, конечно, - как всегда у Пушкина, - кроме главного героя – Ивана, - у всех прочих героев этой сказки есть и дополнительные прототипы. Так, братья, - это, - вероятно, - ещё и В.А.  Жуковский и П.А. Вяземский. Кто из них «умный», а кто «так и сяк»? Вероятно, Вяземский умнее, поскольку менее талантлив как поэт… Оба как-то творили и в Царском Селе… Ещё это – наверное, - И.И. Пущин и А.А. Дельвиг. Здесь умнее – «Большой Жанно».

А кто тогда – Старик, - их отец?

  Думаю, что дополнительный прототип здесь – Г.Р. Державин. Гаврила Романович порывался в своё время благословлять на Поэзию и молодых ещё братьев Пушкиных, а «сходя в гроб» благословил их кудрявого потомка.

  Основным же прототипом Старика является Николай Михайлович Карамзин. Кстати, под видом Старика он был выведен уже в 8-й главе «Евгения Онегина»:

Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.
   
    (Мы ещё вернёмся к этой строфе).

   И кто же стал ходить в поле и шевелить пшеницу?  Мы ответим: «Дьявол сам».  Да, Иванушка вовсе не обманывал отца и братьев. В российское поле действительно пришел «сам дьявол», или – Наполеон Бонапарт. И именно его вторжение вызвало проявление Русского Духа, или -  Русской Души, - представленной в сказке в виде белоснежной Кобылицы. Поэтому и восклицал Пушкин: «Хвала! Он русскому народу высокий жребий указал!». Такая Кобылица – Русская Душа – была «не по зубам» салонным да придворным поэтам. Чтобы выразить её, нужно было быть – «вовсе дураком», или – до конца Поэтом. Только он мог на ней «усидеть».

  Старшие же братья и не пытались её даже увидеть. Данило сразу "завалился на сенник". А сенник - это, кроме собственно сенника, ещё и "брачная клеть" (у А.А. Бестужева-Марлинского, в "Романе и Ольге"**). Вот и рассказано, как Сергей Львович женился - и оставил стихи, - оставил попытки "поймать Русскую Душу". Средний же - Гаврило - "всю ночь ходил дозором у соседки под забором". Соседка - это девка Варюшка, - героиня самого удачного произведения Василия Львовича "Опасный сосед": московская юная девушка древнейшей профессии. В поэме "дяди" у героев получился скандал и драка, так что было только страшно и - ничего более. Вот и здесь- "страшно было молодцу!" К тому же, публичный дом, описанный в поэме, возможно, был на Разгуляе. Во время написания поэмы В.Л. Пушкин там ещё не жил (и вообще поэма писалась в Петербурге, когда дядюшка сопровождал племянника в Лицей). Но впоследствии он купил себе дом именно там, - на Разгуляе, - по соседству... В отношении же Русской Души, - конечно, - незадачливый "пиита" только проходил "всю ночь" под Её забором...

Продолжение следует.
   
*Сказка о Иване Молодом сержанте Удалой голове, без роду, без племени, спроста без прозвища. Из сборника сказок "Пяток первый" Казака Луганского. Был изъят из типографий (арестован) в 1832 году и до сих пор не напечатан в первоначальном виде.
   
**[Брак сопровождаем был в старину множеством обрядов: перед выездом в церковь жених и невеста ступали на ковер, под венцом стояли на соболе, по приезде в дом жениха невесте расплетали косу, которой уже не могла она показывать. Во время пира подруги молодой пели приличные песни. При входе в спальню новобрачных осыпали хмелем и деньгами, чтоб они жили весело и богато. Постель стлалась на тридцати девяти снопах разного жита, и один из дружек, с саблею в руке, должен был разъезжать всю ночь кругом брачной клети или сенника. (Примеч. автора.)]/ А.А. Бестужев-Марлинский. Роман и Ольга.
 

Иллюстрация: рисунок художника Н.Б. Розенфельда к изданию "Конька-Горбунка", вышедшему в 1934 году в издательстве "Academia".Пушкин-лицеист указывает рукой на Царское Село, над которым - герб Николая I.


Продолжение:http://www.proza.ru/2019/03/31/1626