220 годовщина рождения А. С. Пушкина

Анатолий Штаркман
220 годовщина рождения А. С. Пушкина.
Три произведения после лицейского Пушкина.

1. Пророк.
В конце 1821 года, находясь в ссылке в г. Кишинёве,  Пушкин сопровождал своего друга Липранди в его командировке в г. Аккерман по поводу солдатских волнений. Поездка эта подробно описана всеми биографами Пушкина. Казалось бы, добавить нечего, если бы не сохранившаяся тетрадь, в которой, по описаниям Анненкова, рисунки «обнаруживают такую дикую изобретательность, такое горячечное, свирепое состояние фантазии, что приобретают просто значение симптомов какой-то душевной болезни, несомненно, завладевшей их рисовальщиком.
Под скрипку маленького беса с хвостиком танцуют четыре мужских и женских бесенят, наделенных тоже хвостиками. На полях картинки видны две виселицы: под одной из них, с повешенным человеком, сидит, задумавшись, мужчина в большой круглой шляпе; под другой видно колесо и орудия пытки. Картинка имеет ещё и соответствующий эпилог: внизу её распростёрт скелет, со стоящей перед ней фигурой на коленях, как будто старающейся отыскать признак жизни в костяке».
Анненков прав, рисунки Пушкина - результат дорожных бесед. Еврей, корнями из Испании, Липранди знал историю жуткой испанской инквизиции. Маленький бес со скрипкою, бесята. Скрипка захватывает, действует на самые тонкие человеческие чувства, пленяет человека. Даль не отделяет чёрта от сатаны или беса, а у христиан, что еврей, то чёрт, сатана, бес, «лишь ищет бес поддеть святого с бока». Сатану Пушкин позаимствовал у Василия Татищева: «ибо не все те богоотступники во время гнева погибли; и останки те начали множиться, поскольку вселился во многих сатана, и начали святое Евангелие отвергать, в басню его вменять». Если верить описаниям Анненковым рисунков, то поиски «признака жизни в костяке» означают по пророку Иешайу «Да оживут мертвецы Твои, восстанут умершие!» Рисунки сопро- вождали стихи, выдержанные в едином духе грядущего наказания.
В 1826 году в ссылке в Михайловском Пушкин возвращается к еврейскому пророку Иешайу. Он так и назвал свой стих  «Пророк».

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье…

«…Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и величественном…. Пред ним стоят серафимы; шесть крыльев, шесть крыльев у одного…. И подлетел ко мне один из серафимов, и в руке его уголь горящий…. И коснулся он уст моих и сказал: вот коснулось это уст твоих и грех твой снят будет…» - так по Иешайу.
Иешайа призывал: "Перестаньте творить зло, учитесь творить добро, требуйте справедливого суда, поддержите угнетённого, верно судите сироту, вступайтесь за вдову". Далее Пушкин продолжает:

И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Российский царь Николай Первый стремился изолировать Пушкина от народа, лишить его гласности ссылкой в михайловскую пустыню, поэтому поэт о себе: "как труп в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне возвал… "глаголом жги сердца людей" ". Шести-  крылый серафим и «муза в израильском платье", ермолка на голове и, как неотъемлемое дополнение к ней, чем «можно верного еврея от православных отли- чить» – это и есть А. С. Пушкин.

© Copyright: Анатолий Штаркман, 2014
Свидетельство о публикации №214051901478

2 - 3. 220 годовщине со дня рождения Пушкина А. С. посвящается.
2 – 3. Возрождение.

В 1819 году под впечатлением картины Рафаэля «Святое семейство» или «Мадонна с безбородым Иосифом» Пушкин написал одно из искренних душевных исповедей с названием «Возрождение». Именно с этого времени друзья и коллеги помнят поэта с ермолкой на голове на протяжении всей короткой, но бурной жизни. Произведение носило настолько личный характер, что впервые было опубликовано только в 1828 году в журнале «Невский альманах».

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Картина «Святое семейство», условно датируемая 1509 годом, хранилась небрежно в одном из итальянских домов. Краски её потускнели, и неизвестный художник, не разобравшись, что перед ним картина Рафаэля, решил обновить её, но сделал это неумело. В таком испорченном виде российские специалисты приобрели её для Эрмитажа и после реставрации выставили в музее для показа.
Рафаэль умер от невоздержанности в любви в возрасте 37 лет «Для того, чтобы написать красавицу, - говорил художник, - мне надо видеть много красавиц…. Но ввиду недостатка, как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль».
Картина изображает красивую молодую женщину с ребёнком на руках и контрастом к ней пожилого, но крепкого  мужчину. Название объясняет нам, что это «Святое семейство», судя по именам, еврейское – Иосиф (плотник), его молодая жена Мария (так звали бабушку и дедушку Пушкина) и их младенец Иисус. Во времена Иисуса мужчины волос не стригли: борода считалась символом мужского достоинства, но, чтобы подчеркнуть его половое бессилие, Рафаэль изобразил Иосифа без бороды. Поэтому второе название картины, неизвестно кем придуманное, «Мадонна с безбородым Иосифом».
Рафаэль или, правильнее, Рефаиль – ангел исцелитель, один из семи (третий) священных ангелов, доводящий до Господа все молитвы святых - имя весьма рас- пространённое среди евреев. Смысл стихотворения не трудно понять. Пушкин родился в еврейской семье. Его мать - Надежда Иосифовна Ганнибал, отец - Сергей Львович Пушкин, в недалёком прошлом (по утверждению самого поэта) из благородного семей-  ства Раши, под страхом смерти во времена Ивана Грозного изменивший свою фамилию на Пушка, в дальнейшем Пушкин,  прадедушка по имени Авраам, одна из прабабушек по имени Сарра и. т. д….
С детского возраста Пушкин рос в гетто под названием Немецкая слобода среди людей, которым запрещалось проживать в Москве, в основном это были эмигранты, среди которых большинство евреи или евреи в протестантских костюмах, так требовало время, чтобы выжить. Христианских школ и церквей в огороженной слободе не существовало. Жители слободы в домашних условиях придерживались древних библейских законов и обычаев, передавая их своим детям. Там, где евреи, там и еврейские школы, и Пушкин учился в одной из них в возрасте с 5 лет и выше, что подтверждает поэт.
В Немецкой слободе сформировался характер и мировоззрение будущего поэта; в ней, в дополнение к своим способностям, он получил глубочайшие знания и знакомства, позволившие ему рано начать писать и быть признанным среди литературной элиты.
В 1811 году родители Александра использовали свои связи для определения сына в Императорский лицей в Царском селе. В лицее, а затем на службе при царском дворе Пушкину приходилось скрывать свои религиозные убеждения, лицемерить. подчиняться церковным, чуждым ему с раннего детства молитвам. Он устал от двойной и к тому же ещё и бурной придворной жизни в послелицейский период.
"Человек может возродиться только духом" – так трактует Даль слово "Возрождение" во времена Пушкина. Тема возрождения присутствует во многих произве- дениях Александра Сергеевича Пушкина, в том числе и в ранней лицейской поэме "Монах". Чем дальше от лицейской жизни, тем откровеннее проступает воз- рождение поэта. В 1821 году в Кишинёве:
 
Вот муза, резвая болтунья,
Которую ты столь любил.
Раскаялась моя шалунья,
Придворный тон её пленил;
Её всевышний осенил
Своей небесной благодатью –
Она духовному занятью
Опасной жертвует игрой.
Не удивляйся, милый мой,
Её израильскому платью,
Прости ей прежние грехи
И под заветною печатью
Прими опасные стихи.

«Опасные стихи», датированные в советских изданиях 1821 годом, находились в частной коллекции, и потому не были уничтожены ни самим Пушкиным от страха, ни царской цензурой. Ключевые слова «всевышний», «небесной благодатью», «духовному заня- тью» не возникают спонтанно – терминология глубоко религиозного человека в "израильском платье", находиться в котором в России, да ещё на царской службе было  небезопасно.
В  Кишинёве Пушкин возвращается из духовного придворного царского плена домой. В апрельском номере 1821 года в посвящении «Чаадаеву» тот же мотив:

Врагу стеснительных условий и оков,
Не трудно было мне отвыкнуть от пиров,
Где праздный ум блестит, тогда как сердце
                дремлет, 
И правду пылкую приличий хлад объемлет.
Оставя шумный круг безумцев молодых,
В изгнании моём я не жалел об них;
Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
Врагов моих предал проклятию забвенья,
И, сети разорвав, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд и жажду размышлений.

"…Тогда как сердце дремлет.., где бился я в плену»…– придворная Петергофская жизнь, и в еврейском Кишинёве: "…для сердца новую вкушаю тишину", "своенравный гений". Что может быть откровеннее, чем признание поэта в том же посвящении: «Небес я не томил молитвою другой».
В то же лето в письме к А. И. Тургеневу: «В лето 5 от Липецкого потопа – превосходительный Реин и превосходительный жалобный сверчок (пр. авт.: прозвище Пушкина в литературном кружке Арзамас) на лужице города Кишинёва, именуемой Быком, сидели и плакали, вспоминая тебя, о Арзамас, Иерусалим ума и вкуса…».

© Copyright: Анатолий Штаркман, 2015
Свидетельство о публикации №215051501474

26 мая 1799 года в северной прибалтийской части России в старинном поместье Ганнибалов Кобрино в семье Пушкиных родился сын в будущем великий поэт, основатель современного русского языка, российский патриот Александр Сергеевич Пушкин. Его отец Сергей Львович, в прошлом носящий фамилию Раши, его мать Надежда Иосифовна по девичьей фамилии Ганнибал.