Пабло Пикассо. Путь гения. Часть1

Койфман Валерий
 «Пабло Пикассо. Путь гения»
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
О Пикассо написаны тысячи монографий и исследований, бесчисленное количество статей во всем мире. Творчество его настолько разнообразно, что созданное им кажется работой многих мастеров, живущих в разное время, не имеющих между собой ничего общего и даже враждебных друг другу по своим эстетическим принципам. Огромное количество художников разных стран считали и считают его своим духовным учителем.

О Пикассо можно сказать словами Вольтера: «Нет почти ничего на свете, что было бы создано иначе, как гениальностью и стойкостью одного человека, борющегося с предрассудками толпы».

Итак, 25 октября 1881года в городе Малага в Андалузии, что на юге Испании родился Пабло Пикассо. Он был первенцем четы дона Хосе Руиса Бласко и доньи Марии Пикассо Лопес.
Отец – художник, учитель рисования. Хотя художником он был довольно банальным, но педагогом оказался отменным, да и провидцем тоже. Он рано сумел распознать гениальность сына и с удовольствием давал ему уроки живописи.
Мать была добрая и деликатная женщина, происходила из Италии (ряд исследователей считают, что у нее были итальянские и иудейские корни). Мать имела более сильный характер, она всегда поддерживала сына. В свою очередь Пабло всегда окружал ее большим вниманием и заботой. Именно её фамилию «Пикассо», позднее художник взял себе, как основную.
«ГОЛУБОЙ ПЕРИОД» (1901-1904 ГГ.).
Вернемся в 1901г. в Париж. К осени 1901г. в творчестве Пикассо назрел перелом. Воцаряются монофигурные или парные композиции,

…шум толпы стихает, мир теряет красочность, утрачивает заманчивость, чтобы освободить место для главного феномена природы – человека. Все опускается на дно, в несчастье и нищету, в трагичность и беспросветность. Это мир без солнца, погруженный в сумрачную синеву, синеву подвальную, донную, дорассветную.
Родился один из самых знаменитых периодов его творчества - «голубой период», названный так по основной цветовой палитре картин этого периода.
Откуда эта тотальная печаль? Этот бессолнечный мир? Можно говорить о собственной неустроенной и нищей жизни Пикассо, гонимого поисками истины между Барселоной и Парижем. Фактом было то, что в холодные дни Пикассо жег в печке собственные рисунки, гуаши, акварели и т.п., чтобы согреться.
Но, в первую очередь, погружение в «донный», иссиня-голубой мир было для Пикассо - моральным очищением, стремлением обрести новые ценности самого высокого порядка, неведомые практически мыслящему обывателю.
Это был типично испанский максимализм – «всё» через «ничто»! Юношу влекут теперь «вечные темы», связанные с жизнью и смертью, молодостью и старостью, материнством, ожиданиями, странствованиями; мотив плеча, прижавшегося к другому плечу; руки, ищущей другую руку. Тогда из бездны человек поднимается очищенный, приобщенный к ценностям солидарности, сочувствия, милосердия. Рассмотрим несколько картин «голубого» периода.

Перед нами знаменитая картина ПИКАССО «СТАРЫЙ ЕВРЕЙ С МАЛЬЧИКОМ», 1903, ГМИИ им. Пушкина. Мы видим две фигуры на плоском нейтральном фоне: дряхлый слепой старик и мальчик. Образы даны в резком противопоставлении: изборожденное морщинами лицо старика с глубокими впадинами слепых глаз, костлявая, неестественно угловатая фигура, ломающиеся линии его ног и рук.
Как противоположность ему, широко открытые глаза на нежном, мягко промоделированном лице мальчика, плавные, текучие линии одежды. Глаза мальчика широко открыты, но они кажутся такими же невидящими, как и страшные провалы глазниц старика; мальчик погружен в такое же безрадостное раздумье.
Иссиня-голубой цвет, который не является здесь цветом реальных вещей или реального света, еще более усиливает безрадостность, безысходность.
Художник не сообщает нам ничего о том, кто эти люди, какой эпохе они принадлежат и зачем они, вот так прижавшись, сидят на этой голубой земле. Само скорбное лицо нищеты смотрит на нас на этой картине. В картине есть элемент «срастания» двух тел. Мальчик примостился между рукой старика и его ногой, вжался в огражденное ими пространство, как в нишу. Но и старик касается плеча мальчика, находя в нем опору.
Ни один из них, как бы не может существовать друг без друга. Цельным человек становится лишь, найдя себе спутника. Именно в возможности совместного пути видит Пикассо дорогу из тупика – здесь секрет обнадеживающего эффекта этой картины.

А вот еще одна картина - «СВИДАНИЕ» («ДВЕ СЕСТРЫ») из Эрмитажа. В «голубом периоде» это полотно может быть самое трагическое.
В основе - конкретные впечатления, связанные с посещением страшной женской парижской тюрьмы Сен-Лазар. К одной из заключенных пришла младшая сестра, тоже обездоленная, нищая и к тому же удрученная несчастьем близкого человека.
Сколько раз в прошлом происходили такие печальные встречи; пусть эта встреча двух сестер в тюремной больнице безвестна, но в ней есть тот же вечный смысл, как во встрече юной Марии с изведавшей все тяготы жизни Елизаветой; тот же оттенок общности скорби, как в святых женах, сошедшихся у могилы Христа.
Но есть в этой картине и элемент возрождения из этой, казалось бы, безвыходной ситуации. Пришедшая на свидание сестра скрывает под широким покрывалом младенца (видна только ручонка). Время не останавливается!  Пикассо в это время было только 22 года!
 «ЗАВТРАК СЛЕПОГО“ («ТРАПЕЗА СЛЕПОГО»), 1903 г., Метрополитен музей, Н. Й.
Для всякого художника, чье ремесло так зависит от зрения, чья главная сила находится в его глазах, слепота является самой худшей из человеческих немощей. Но идея этого произведения заключается в том, что Пикассо утверждает - истинным зрением является видение внутреннее, а внешний мир, который предстает перед глазами художника, не более чем видимость.

И, наконец, программная работа «голубого периода», которую художник назвал «ЖИЗНЬ», 1903 г., музей иск., Кливленд. Это самая большая по размерам картина «голубого периода».
С одной стороны  обнаженная пара влюбленных, с другой – мать с ребенком. Кажется нам, что здесь изображены два величайших момента жизни – любовь и материнство, но на самом деле в картине нет ничего, кроме одиночества. И опять же, как в «Сестрах» утверждение, что преодолением одиночества является материнство, вечное возрождение человека в жизнь.

А вот сам художник предстает перед нами в картине «АВТОПОРТРЕТ» (1901 г., музей Пикассо, Париж). Ему здесь всего 20 лет; хотя он выглядит гораздо старше – впалые щеки, редкая борода и печальные глаза, наглухо застегнутое пальто. Мертвенно голубой фон подчеркивают страдание и одиночество зрелого человека.
Эта работа вызывает в памяти некоторые автопортреты Ван Гога (психологической интенсивностью) и Гогена (упрощенностью, контурностью).

Увидев «голубые» картины Пикассо, писатель и искусствовед Шарль Морис написал:
«Совершенно необычно чистая печаль владеет творчеством этого молодого человека... Говорят о молодом боге пришедшем обновить мир... Его мир не более обитаем, нежели дома прокаженных.
И живопись его больна. Может неизлечимо. Этого я не знаю. Но, несомненно, здесь есть сила, истинный талант».