То ли небыль, то ли быль

Татьяна Закипная
 
 Новое прочтение русской народной сказки "Репка".

Премьера театрализованной постановки состоялась 27 апреля 2018г.в Санкт-Петербурге, г. Зеленогорске. Постановка осуществлена участниками творческой мастерской  «ЛитАрто» психоневрологического интерната N1














Действующие лица и исполнители:

Кумушки-3 чел.
 Дед Федот 
Бабка Авдотья
Внучка
Репа
Агроном
Олигарх, он же рыночный торгаш
Ученый
Ассистентка  ученого
Поэт
 Журналисты – 2 чел.
15.Деревенские: (количество исполнителей на усмотрение режиссера и сценических возможностей).












Звучит фонограмма мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
На экране видеоряд - слайд   «Деревенский пейзаж».
На сцене, поочередно, появляются две  кумушки.

1: (2-ой): Здравствуй, кума!

2: (отвечает) Здорово, куманька!

(Кумушки садятся на лавку у  забора. Появляется третья кума).

3:  Мое вам почтение, девоньки!

1 и 2 (вместе): И тебе не хворать, соседушка!

1-ая: ( 2-ой): ( завистливо) Глянь, глянь платок-то у нее какой красивый! Где прикупила? В нашем сельмаге нового  привоза не было.

3: (хвастливо демонстрирует покупку) В городе, к нам разве такую красоту привезут? (присаживается к подружкам)

2: (интригующе) Слышали,  что  давеча, случилось-то?

1:  (уточняет) Давеча?... В  селе за рекой?

3: ( уточняет) У Федота в амбаре?

2: (разочарованно) Понятно… слышали…

1: ( с ухмылкой) Что, новость не новость?

2: Получается, что да…

1:  А  ты слыхивала, что намедни наш  кузнец блоху подковал?

2:  (удивленно) Кого-кого?

1: (смешливо) Что, стала  на ухо туга?  Повторяю,   бло-ху!

2: Блоху?! Да, ну, брешут, а вы и  поверили?!

3: Вот тебе и « Да, ну»! Это  не то, что  твоё «…давеча…»

2: (не может поверить) Блоха подкованная!  Невидаль какая-то… (решительно) Да враки все это!

1:   Хочешь, верь,  хочешь не верь! Только  ведь,  не мухи переносят слухи.

3:  Да, да. Люди врать не станут!
 
2: (перечит кумушкам) Да уж не станут!!! Такое насочиняют, что  хоть стой, хоть падай! Нагородят всякой всячины, что не разберёшь,  где, правда, а где кривда!  Взять хотя бы, давешнюю историю про репу.

1: Про   репу, что у деда на хуторе выросла?
 
2:  А про какую еще? Про нее родимую, про нее…

3: А я,  чего-то не уразумею, про каку таку  историю вы гутарите? Почему я про нее ничего  не знаю. Где я была?

1: Так ты, наверное, у мнуков  своих, в городе тусила.

3: Чё-чё я делала?

1: Ту-си-ла, - гостила, отдыхала. Нынче    модно так говорить…

3: (соглашаясь, кивает головой).  Твоя правда! Только я вот  этот тарабарский язык  не всегда понимаю.

2: Ничего, внуки подрастут, и ты начнешь тарыбарничать по ихнему. Раньше мы их учили по букварю читать, а теперь они учат нас  иностранщине всякой.

 3: Да уж!  Дожились! Яйца курицу учат! Бабаньки, расскажите, про репу-то а?

2: Отчего ж не рассказать… Говорить не устать, было бы что сказать. (1-ой) Начинай, соседушка.

(На экране слайд   «ХУТОР»)

1:  Народ сказывает, что хуторские наши – дед Федот,  да его баба Авдотья - певунья  знатная, до  недавней поры ладно жили - ели кашу, щи хлебали…

                ( слайд   «Портрет деда Федота и бабы Авдотьи»)

2: (дополняет) квасом  ржаным еду запивали. Хлеб, пироги пекли, под Авдотьины песни опара поднималась отменная!  Всё  у них ладно  получалось.

( слайд   «Старики пьют чай»)

1: (всплескивает руками)  И вот те, на! Бабка вдруг заерепенилась, пристала к деду как малый ребенок: «Хочу репы  пареной! Хочу репы  пареной!»

( слайд    «Скандал в семье стариков»)

2: (вставляет) Видать, губа  у нее не дура,  а  язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

1: (продолжает)  И отправила она  деда  на рынок за репой. Ходил-ходил он  по рынку, ноги избил, но репы не нашел.
 
(слайд    «Дед на рынке»)

2: И все потому, что овощ оказался редким. Нынешний народ предпочитает  апельсины, да бананы  кушать, мало, кто знает, что такое репа и как она выглядит.  Вот! Продолжай, соседушка, продолжай.

(слайд « Торговые прилавки  с заморскими фруктами»)

1:  Решил дед тогда, что сам вырастить репу – редкую гостью  базаров и ярмарок.
  В   торговой лавке, с вывеской то ли ЧП, то ли ИП,  купил семя репы и радёшенько зашагал на хутор.  Решил  он Авдотье сделать… этот… забыла слово, вспомнила -  супрайз!

2: По нашему сюрприз, значит будет.

  3: (С завистью) Счастливая… мне мой подарков не дарит… Платок вот этот сама на свои денежки купила.

1: Не завидуй! Нечему завидовать. Сказывают, Авдотья не уразумела замысла деда, обиделась, на него, видишь ли,  без репы возвернулся домой! Перестала  деду пироги печь, да песнями старого радовать.
               
 3: Фот тебе фокус!  И что  опосля было!

1: Было то, отчего впору петь  и танцевать!  Ни словами сказать, ни пером описать. (2-ой) Затянем, соседушка?

(Поют под фонограмму мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла»)

 Посадил дел репу на гряду,
Поливал дней ацать её к ряду,
Лю-ли, лю-ли посадил он,
Лю-ли, лю-ли поливал он.

         ( слайд «Дед сеет, поливает репу)
               
Репа в грядке крепко сидела,
Вырасти, за лето успела.
Ой, большая пребольшая!
Ой, большая пребольшая!

(На последних словах куплета появляется Репа и садится на табурет, задекорированный под грядку)
 
3: (изумленно)  Ух ты!

1: Вот-вот и ты туда же,  а Федот, увидев таку красу, и вовсе обомлел,  можно сказать, дар речи потерял!

(Появляется дед-Федот. 1- ая кума сопровождает текстом его действенную линию.)

1: (продолжает) Ходит Федот вокруг репы, пытается обхватить ее руками,  меряется с ней ростом.  Да разве ж  можно одному совладать   таким урожаем?!  Пошёл бедолага  за Авдотьей. Авдотья  еще пуще изумилась овощу,  подумала, что  ей причудилась, сея картина. А когда в ум взяла, сколько с одной такой репы может разных вкусняшек приготовить, то приободрилась, засуетилась, запела даже!

( Звучит фонограмма мелодии песни «Наш сосед»).

Авдотья (поет)
 Как теперь не веселиться
Не грустить от разных бед,
Захотел дед отличиться
Несмотря на то, что сед!

Мы с Федотом и не знали
И не верили себе,
Только что вот распознали
Что взрастили на гряде!

Парам, пам, пам, парам, пам, пам.


3:  Глянь, глянь и впрямь раздухарилась! А про какие такие вкусняшки ты  давеча толковала? Я кроме пареной репы ничего не ведаю.

1: (Недоверчиво) Так и не ведаешь?

3: Говорю как на духу, бабы – не ведаю!

1: Ну, тоды загибай свои пальцы загребущие …

3: (обиженно) Пошто сразу «загребущие», пальцы как пальцы…Маникюр в городе вот сделала.

1:Что пошутить нельзя что ли?   Итак:  Салат из репы в сметане; Репа отварная в сметане; Репа с рыбой на курином бульоне…

2: (продолжает) Запеканка с творогом; Репа с яблоками… Пудинг!

(На экране слайды перечисляемых блюд)

 Авдотья: (прислушивается к разговору кумушек, добавляет) Вкуснее  пареной репы все равно  ничего нет.

(С перечислением блюд Репа преображается,  каждое наименование гордо отбивает в ладоши)


1: Но и вдвоем они не смогли ума предать, что делать с эдакой королевой.


2:  На их счастье или беду внучка с городу вернулась. Расфуфыренная такая, деловая, спасу нет!

(Фонограмма:  выхода  современно «упакованной» внучки)

Они к ней, мол, чё делать-то? Ситуация выходит из под контроля.  А она  отвечает им:

Внучка: (по- деловому) ЩА!!!  Ситуацию поправим!

2: И давай  она звонить, да названивать.

1: (загибает пальцы) Ага!  Агроному позвонила, про газету не забыла.

2: (продолжает) Сделала звонок в правленье, а потом на удивленье,  брякнула ученому-сединой беленому!

1: Телевиденье позвала, адрес им свой указала, побежала их встречать, чтоб, не дай бог, опоздать!

3: Да, крутой получился замес!

1: Круче и  я не знавала! Первым примчался агроном. Достал из кармана рулетку и давай  вдоль и поперек репу измерять. 

(появляется Агроном с рулеткой и большой книжкой под мышкой «Справочник агронома», со словами «так-так-так» он измеряет репу,  делает записи в блокноте, сверяет данные  с данными в справочнике, старики   наблюдают за ним)

1:  Старикам  надоела его канитель. Спрашивают его.

Старики: Что скажешь,  родимый?

Агроном: (многозначительно, разводит руками)  Мудрёное дело …, надобно начальнику доложить. Он хоть и мочальник, но все же мой начальник, вот  пусть  и кумекает  над тем, что делать и как быть.

(Агроном уходит)

1: Потом  явились журналисты, а с ними и поэт местный. Фотоаппаратами щелкают, а  поэт стих на ходу про  чудо-овощ сочинил …

Поэт: (Репе) Ты сочная и сладкая,
Такая ароматная!
Репу любят все на свете
И взрослые и дети
Всегда прекрасны ее угощенья
Их кушают все без исключения!

2:  Журналисты ему похлопали,  у репы  сделали сэлфи

3:  Опять ненашенское слово! Переведи. Совсем разучились говорить по-русски.
2: Сами, значит ,сфотографировались с репой  и поехали с песней восвояси.

( Звучит фонограмма мелодии песни из мультфильиа «Антошка»)

Журналисты (поют )
Тили, тили, трали- вали,               
Репортажей наснимали,
Стих  в газету написали.
Парам, пам, пам, парам, пам, пам.

(уходят)

1: Не успел дед отдышаться от журналистов, глядь, а во дворе  парочка шастает – ученый со своей ассистенткой.

(Звучит фонограмма выхода Ученых.
На сцене появляются ученый и его ассистентка)

1: Ходят себе по двору. Ассистентка  с грядки земельку собирает, в колбу её ссыпает, а профессор водичкой ее разбавляет.  Взбалтывает, нюхает, колбочки и мензурки в саквояж складывает. Потом цифры какие-то ей диктует, а она старательно  в блокнот записывает.

  Ученый:  (ассистентке) Пишите – химические элементы и состав почвы: кислород -49%, кремний 33 %, железа 3% ,  Кальций 1 %  (обойдя вокруг репы)  Хороша красавица!

Ассистентка:  (удивленно) Это вы мне, профессор?!
 
Ученый: (назидательно) Мы же договорились, Марина, у нас  с вами только рабочие отношения и никаких более!

Ассистентка: (оправдываясь) Разумеется, профессор, разумеется, разве  я    делаю что-то иначе?

Ученый: (растеряно) Нет-нет, голубушка, нет, просто у меня голова кругом… 

Ассистентка: Мы закончили с пробами? Можем ехать.

Ученый: Да, пора в путь.

(Звучит фонограмма. Ученый и ассистентка уходят)

2: От таких слов и у меня голова бы кругом пошла, а у репы так вообще «крыша съехала». Еще пуще она загордилась, еще больше округлилась! 

(Приходят  деревенские)

1: Вскоре и деревенские «нарисовались»! Во дворе собрались, песни репе поют, хороводы водят, будто не репа она, а елка.

(Фонограмма  «Во поле береза стояла»)


Селяне поют в хороводе:
 
Выросла репка на грядке,
Выросла она без разнарядки.
Лю-ли, лю-ли на грядке,
Лю-ли, лю-ли на грядке.

Чудный овощ, ух, уродился!
Весь народ им очень восхитился,
Лю-ли,лю-ли уродился,
Лю-ли,лю-ли восхитился!

Некому дедуле помочь-то
Одному управиться ни в мочь-то,
Лю-ли, люли помочь то,
Люли, ни в мочь-то.

( На сцене появляется Олигарх)

Олигарх: Чего вы тут заупокойную поёте? Чего  ни в мочь-то?!   Такой красавице надо на выставке быть, а не у вас огороде торчать. Она достойна, быть королевой заморских витрин и прилавков, а вы ей тут участь пареной репы уготовили!

Олигарх: (репе) Собирайся красавица, нас великие дела ждут!

Дед: (растеряно) Как  это собирайся?! Я ее родимую ростил, ростил…

Олигарх: За, то что «ростил», вот тебе лента почетная!

(Достает из кармана ленту, надевает ее на деда)

(Звучит фонограмма мелодии песни из мультфильма  «Антошка»)


Хор селян:
Трали-вали, трали – вали
Деду ленту повязали
Ничего ему не дали.
Парам, пам, пам, парам, пам, пам.

Бабка: (бросается к репке, закрывает спиной) Не отдам! Наша она, не отдам!

Олигарх: (брезгливо морщится) Стесняюсь спросить, Вы мадам, какое дело ко всему  этому имеете?

Бабка: (напористо)  Дед мой, стало быть, и репа моя, то есть наша!

Олигарх: Была ваша, стала наша! Вы что не знаете, что она в  книгу рекордов Гиннеса внесена?! Она теперь национальное достояние! Понятно вам?!

Репа: (Отодвигает бабку) Слышала, старая, так что прочь с дороги! Не хочу, чтобы меня колотушкой мяли и деревянной ложкой ковыряли. Раз я национальное достояние, то вправе выбирать, где и с кем мне быть, кого почивать. Хочу, чтоб подавали меня на блюде фарфоровом  с серебряным столовым набором.

(Олигарх берет репу под руку и уводит её. Деревенские машут им вслед, уходят со сцены, напевая на мелодию песни «Во поле береза стояла)

Хор селян:  Олигарх уводит нашу  репку,
Держит он  за руку ее крепко,
Лю-ли, лю-ли нашу репку,
Лю-ли, лю-ли очень крепко.


Бабка: (оставшись одни с дедом)
 Вот такая вышла дребедень,
Сплошное безобразие,
Ох, чую, ждёт нас каждый день,
В еде однообразие!

( Уходят с дедом)

3:  Ну и дела!  Как же  теперь поживают Авдотья и Федот?

1: Да живут! Жизни радуются. Урожай нынче у них отменный уродился, да только они помалкивают, со своим «достоянием» сами теперь справляются.

3:  А про «Королеву витрин и прилавков» слышно что? Где она? С кем? Небось, по заграницам мотается?

1:  Сказала бы тебе, да ты не поверишь.

3:  А ты скажи… может и поверю…

1: У Федота она с Авдотьей. Вот где!

3: Да, ну?!

1:(обиженно): Я сказала, что не поверишь…

2: Кума правду говорит,  я свидетель.

3: Да, как же так получилось-то?

2:  Получилось так. Поехал дед в город, зашел на рынок. Ходит от одного прилавка к другому. Вдруг слышит тихо, почти шепотом: «Дедушка Федот, забери меня отсюда». Он глядь, а на прилавке  евонная беглянка, то бишь «Королева заморских витрин».  Лежит сирота-сиротой! Грязная, сморщенная, сыростью от нее за пол версты несет!  Он спрашивает ее, мол, ты что здесь делаешь?!  Она ему и рассказала, что Олигарх оказался и не Олигархом вовсе, что он обычный рыночный торгаш овощами и что  кроме этого грязного прилавка, она ничего и не увидела.
Федот не хотел ее брать. Говорит: « На что ты  мне теперь такая?  Приличной еды из тебя не приготовить, ни с медом покушать, ни в салат положить. А она ему: « Не заберешь меня, дедушка, будет мне верная погибель, а заберешь, так я и в сушеном виде вам пригожусь».

3: И что, забрал?!

2: Забрал! Что ж добру пропадать! Репа не только в свежем виде кормилица и докторица, она и сушеная хоть куда!

1:Авдотья решением деда осталась довольная.  Заворковала вокруг него, заластилась, сладки песни запела ему на ухо:

Авдотья: (поёт)
 Солнце мое, я твой лучик
Счастье мое, я твой праздник
Горе мое, я твоя радость
Сахар ты мой, я твоя сладость
Ты стебелек, я цветочек
Ты бережок, а я речка
Ты фитилёк,  а я  свечка
Ты генерал –я погоны
Ты паровоз – я вагоны
Счастье мое!

( Дед с бабкой уходят)

1: Всякое дело - концом хорошо!

 2: Сказку мы вам показали,
Кое-что не досказали…

3: Сказка ложь, да в ней урок,
Думать, братцы, надо впрок!