То ли небыль, то ли быль
Новое прочтение русской народной сказки "Репка".
Премьера театрализованной постановки состоялась 27 апреля 2018г.в Санкт-Петербурге, г. Зеленогорске. Постановка осуществлена участниками творческой мастерской «ЛитАрто» психоневрологического интерната N1
Действующие лица и исполнители:
Кумушки-3 чел.
Дед Федот
Бабка Авдотья
Внучка
Репа
Агроном
Олигарх, он же рыночный торгаш
Ученый
Ассистентка ученого
Поэт
Журналисты – 2 чел.
15.Деревенские: (количество исполнителей на усмотрение режиссера и сценических возможностей).
Звучит фонограмма мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
На экране видеоряд - слайд «Деревенский пейзаж».
На сцене, поочередно, появляются две кумушки.
1: (2-ой): Здравствуй, кума!
2: (отвечает) Здорово, куманька!
(Кумушки садятся на лавку у забора. Появляется третья кума).
3: Мое вам почтение, девоньки!
1 и 2 (вместе): И тебе не хворать, соседушка!
1-ая: ( 2-ой): ( завистливо) Глянь, глянь платок-то у нее какой красивый! Где прикупила? В нашем сельмаге нового привоза не было.
3: (хвастливо демонстрирует покупку) В городе, к нам разве такую красоту привезут? (присаживается к подружкам)
2: (интригующе) Слышали, что давеча, случилось-то?
1: (уточняет) Давеча?... В селе за рекой?
3: ( уточняет) У Федота в амбаре?
2: (разочарованно) Понятно… слышали…
1: ( с ухмылкой) Что, новость не новость?
2: Получается, что да…
1: А ты слыхивала, что намедни наш кузнец блоху подковал?
2: (удивленно) Кого-кого?
1: (смешливо) Что, стала на ухо туга? Повторяю, бло-ху!
2: Блоху?! Да, ну, брешут, а вы и поверили?!
3: Вот тебе и « Да, ну»! Это не то, что твоё «…давеча…»
2: (не может поверить) Блоха подкованная! Невидаль какая-то… (решительно) Да враки все это!
1: Хочешь, верь, хочешь не верь! Только ведь, не мухи переносят слухи.
3: Да, да. Люди врать не станут!
2: (перечит кумушкам) Да уж не станут!!! Такое насочиняют, что хоть стой, хоть падай! Нагородят всякой всячины, что не разберёшь, где, правда, а где кривда! Взять хотя бы, давешнюю историю про репу.
1: Про репу, что у деда на хуторе выросла?
2: А про какую еще? Про нее родимую, про нее…
3: А я, чего-то не уразумею, про каку таку историю вы гутарите? Почему я про нее ничего не знаю. Где я была?
1: Так ты, наверное, у мнуков своих, в городе тусила.
3: Чё-чё я делала?
1: Ту-си-ла, - гостила, отдыхала. Нынче модно так говорить…
3: (соглашаясь, кивает головой). Твоя правда! Только я вот этот тарабарский язык не всегда понимаю.
2: Ничего, внуки подрастут, и ты начнешь тарыбарничать по ихнему. Раньше мы их учили по букварю читать, а теперь они учат нас иностранщине всякой.
3: Да уж! Дожились! Яйца курицу учат! Бабаньки, расскажите, про репу-то а?
2: Отчего ж не рассказать… Говорить не устать, было бы что сказать. (1-ой) Начинай, соседушка.
(На экране слайд «ХУТОР»)
1: Народ сказывает, что хуторские наши – дед Федот, да его баба Авдотья - певунья знатная, до недавней поры ладно жили - ели кашу, щи хлебали…
( слайд «Портрет деда Федота и бабы Авдотьи»)
2: (дополняет) квасом ржаным еду запивали. Хлеб, пироги пекли, под Авдотьины песни опара поднималась отменная! Всё у них ладно получалось.
( слайд «Старики пьют чай»)
1: (всплескивает руками) И вот те, на! Бабка вдруг заерепенилась, пристала к деду как малый ребенок: «Хочу репы пареной! Хочу репы пареной!»
( слайд «Скандал в семье стариков»)
2: (вставляет) Видать, губа у нее не дура, а язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
1: (продолжает) И отправила она деда на рынок за репой. Ходил-ходил он по рынку, ноги избил, но репы не нашел.
(слайд «Дед на рынке»)
2: И все потому, что овощ оказался редким. Нынешний народ предпочитает апельсины, да бананы кушать, мало, кто знает, что такое репа и как она выглядит. Вот! Продолжай, соседушка, продолжай.
(слайд « Торговые прилавки с заморскими фруктами»)
1: Решил дед тогда, что сам вырастить репу – редкую гостью базаров и ярмарок.
В торговой лавке, с вывеской то ли ЧП, то ли ИП, купил семя репы и радёшенько зашагал на хутор. Решил он Авдотье сделать… этот… забыла слово, вспомнила - супрайз!
2: По нашему сюрприз, значит будет.
3: (С завистью) Счастливая… мне мой подарков не дарит… Платок вот этот сама на свои денежки купила.
1: Не завидуй! Нечему завидовать. Сказывают, Авдотья не уразумела замысла деда, обиделась, на него, видишь ли, без репы возвернулся домой! Перестала деду пироги печь, да песнями старого радовать.
3: Фот тебе фокус! И что опосля было!
1: Было то, отчего впору петь и танцевать! Ни словами сказать, ни пером описать. (2-ой) Затянем, соседушка?
(Поют под фонограмму мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла»)
Посадил дел репу на гряду,
Поливал дней ацать её к ряду,
Лю-ли, лю-ли посадил он,
Лю-ли, лю-ли поливал он.
( слайд «Дед сеет, поливает репу)
Репа в грядке крепко сидела,
Вырасти, за лето успела.
Ой, большая пребольшая!
Ой, большая пребольшая!
(На последних словах куплета появляется Репа и садится на табурет, задекорированный под грядку)
3: (изумленно) Ух ты!
1: Вот-вот и ты туда же, а Федот, увидев таку красу, и вовсе обомлел, можно сказать, дар речи потерял!
(Появляется дед-Федот. 1- ая кума сопровождает текстом его действенную линию.)
1: (продолжает) Ходит Федот вокруг репы, пытается обхватить ее руками, меряется с ней ростом. Да разве ж можно одному совладать таким урожаем?! Пошёл бедолага за Авдотьей. Авдотья еще пуще изумилась овощу, подумала, что ей причудилась, сея картина. А когда в ум взяла, сколько с одной такой репы может разных вкусняшек приготовить, то приободрилась, засуетилась, запела даже!
( Звучит фонограмма мелодии песни «Наш сосед»).
Авдотья (поет)
Как теперь не веселиться
Не грустить от разных бед,
Захотел дед отличиться
Несмотря на то, что сед!
Мы с Федотом и не знали
И не верили себе,
Только что вот распознали
Что взрастили на гряде!
Парам, пам, пам, парам, пам, пам.
3: Глянь, глянь и впрямь раздухарилась! А про какие такие вкусняшки ты давеча толковала? Я кроме пареной репы ничего не ведаю.
1: (Недоверчиво) Так и не ведаешь?
3: Говорю как на духу, бабы – не ведаю!
1: Ну, тоды загибай свои пальцы загребущие …
3: (обиженно) Пошто сразу «загребущие», пальцы как пальцы…Маникюр в городе вот сделала.
1:Что пошутить нельзя что ли? Итак: Салат из репы в сметане; Репа отварная в сметане; Репа с рыбой на курином бульоне…
2: (продолжает) Запеканка с творогом; Репа с яблоками… Пудинг!
(На экране слайды перечисляемых блюд)
Авдотья: (прислушивается к разговору кумушек, добавляет) Вкуснее пареной репы все равно ничего нет.
(С перечислением блюд Репа преображается, каждое наименование гордо отбивает в ладоши)
1: Но и вдвоем они не смогли ума предать, что делать с эдакой королевой.
2: На их счастье или беду внучка с городу вернулась. Расфуфыренная такая, деловая, спасу нет!
(Фонограмма: выхода современно «упакованной» внучки)
Они к ней, мол, чё делать-то? Ситуация выходит из под контроля. А она отвечает им:
Внучка: (по- деловому) ЩА!!! Ситуацию поправим!
2: И давай она звонить, да названивать.
1: (загибает пальцы) Ага! Агроному позвонила, про газету не забыла.
2: (продолжает) Сделала звонок в правленье, а потом на удивленье, брякнула ученому-сединой беленому!
1: Телевиденье позвала, адрес им свой указала, побежала их встречать, чтоб, не дай бог, опоздать!
3: Да, крутой получился замес!
1: Круче и я не знавала! Первым примчался агроном. Достал из кармана рулетку и давай вдоль и поперек репу измерять.
(появляется Агроном с рулеткой и большой книжкой под мышкой «Справочник агронома», со словами «так-так-так» он измеряет репу, делает записи в блокноте, сверяет данные с данными в справочнике, старики наблюдают за ним)
1: Старикам надоела его канитель. Спрашивают его.
Старики: Что скажешь, родимый?
Агроном: (многозначительно, разводит руками) Мудрёное дело …, надобно начальнику доложить. Он хоть и мочальник, но все же мой начальник, вот пусть и кумекает над тем, что делать и как быть.
(Агроном уходит)
1: Потом явились журналисты, а с ними и поэт местный. Фотоаппаратами щелкают, а поэт стих на ходу про чудо-овощ сочинил …
Поэт: (Репе) Ты сочная и сладкая,
Такая ароматная!
Репу любят все на свете
И взрослые и дети
Всегда прекрасны ее угощенья
Их кушают все без исключения!
2: Журналисты ему похлопали, у репы сделали сэлфи
3: Опять ненашенское слово! Переведи. Совсем разучились говорить по-русски.
2: Сами, значит ,сфотографировались с репой и поехали с песней восвояси.
( Звучит фонограмма мелодии песни из мультфильиа «Антошка»)
Журналисты (поют )
Тили, тили, трали- вали,
Репортажей наснимали,
Стих в газету написали.
Парам, пам, пам, парам, пам, пам.
(уходят)
1: Не успел дед отдышаться от журналистов, глядь, а во дворе парочка шастает – ученый со своей ассистенткой.
(Звучит фонограмма выхода Ученых.
На сцене появляются ученый и его ассистентка)
1: Ходят себе по двору. Ассистентка с грядки земельку собирает, в колбу её ссыпает, а профессор водичкой ее разбавляет. Взбалтывает, нюхает, колбочки и мензурки в саквояж складывает. Потом цифры какие-то ей диктует, а она старательно в блокнот записывает.
Ученый: (ассистентке) Пишите – химические элементы и состав почвы: кислород -49%, кремний 33 %, железа 3% , Кальций 1 % (обойдя вокруг репы) Хороша красавица!
Ассистентка: (удивленно) Это вы мне, профессор?!
Ученый: (назидательно) Мы же договорились, Марина, у нас с вами только рабочие отношения и никаких более!
Ассистентка: (оправдываясь) Разумеется, профессор, разумеется, разве я делаю что-то иначе?
Ученый: (растеряно) Нет-нет, голубушка, нет, просто у меня голова кругом…
Ассистентка: Мы закончили с пробами? Можем ехать.
Ученый: Да, пора в путь.
(Звучит фонограмма. Ученый и ассистентка уходят)
2: От таких слов и у меня голова бы кругом пошла, а у репы так вообще «крыша съехала». Еще пуще она загордилась, еще больше округлилась!
(Приходят деревенские)
1: Вскоре и деревенские «нарисовались»! Во дворе собрались, песни репе поют, хороводы водят, будто не репа она, а елка.
(Фонограмма «Во поле береза стояла»)
Селяне поют в хороводе:
Выросла репка на грядке,
Выросла она без разнарядки.
Лю-ли, лю-ли на грядке,
Лю-ли, лю-ли на грядке.
Чудный овощ, ух, уродился!
Весь народ им очень восхитился,
Лю-ли,лю-ли уродился,
Лю-ли,лю-ли восхитился!
Некому дедуле помочь-то
Одному управиться ни в мочь-то,
Лю-ли, люли помочь то,
Люли, ни в мочь-то.
( На сцене появляется Олигарх)
Олигарх: Чего вы тут заупокойную поёте? Чего ни в мочь-то?! Такой красавице надо на выставке быть, а не у вас огороде торчать. Она достойна, быть королевой заморских витрин и прилавков, а вы ей тут участь пареной репы уготовили!
Олигарх: (репе) Собирайся красавица, нас великие дела ждут!
Дед: (растеряно) Как это собирайся?! Я ее родимую ростил, ростил…
Олигарх: За, то что «ростил», вот тебе лента почетная!
(Достает из кармана ленту, надевает ее на деда)
(Звучит фонограмма мелодии песни из мультфильма «Антошка»)
Хор селян:
Трали-вали, трали – вали
Деду ленту повязали
Ничего ему не дали.
Парам, пам, пам, парам, пам, пам.
Бабка: (бросается к репке, закрывает спиной) Не отдам! Наша она, не отдам!
Олигарх: (брезгливо морщится) Стесняюсь спросить, Вы мадам, какое дело ко всему этому имеете?
Бабка: (напористо) Дед мой, стало быть, и репа моя, то есть наша!
Олигарх: Была ваша, стала наша! Вы что не знаете, что она в книгу рекордов Гиннеса внесена?! Она теперь национальное достояние! Понятно вам?!
Репа: (Отодвигает бабку) Слышала, старая, так что прочь с дороги! Не хочу, чтобы меня колотушкой мяли и деревянной ложкой ковыряли. Раз я национальное достояние, то вправе выбирать, где и с кем мне быть, кого почивать. Хочу, чтоб подавали меня на блюде фарфоровом с серебряным столовым набором.
(Олигарх берет репу под руку и уводит её. Деревенские машут им вслед, уходят со сцены, напевая на мелодию песни «Во поле береза стояла)
Хор селян: Олигарх уводит нашу репку,
Держит он за руку ее крепко,
Лю-ли, лю-ли нашу репку,
Лю-ли, лю-ли очень крепко.
Бабка: (оставшись одни с дедом)
Вот такая вышла дребедень,
Сплошное безобразие,
Ох, чую, ждёт нас каждый день,
В еде однообразие!
( Уходят с дедом)
3: Ну и дела! Как же теперь поживают Авдотья и Федот?
1: Да живут! Жизни радуются. Урожай нынче у них отменный уродился, да только они помалкивают, со своим «достоянием» сами теперь справляются.
3: А про «Королеву витрин и прилавков» слышно что? Где она? С кем? Небось, по заграницам мотается?
1: Сказала бы тебе, да ты не поверишь.
3: А ты скажи… может и поверю…
1: У Федота она с Авдотьей. Вот где!
3: Да, ну?!
1:(обиженно): Я сказала, что не поверишь…
2: Кума правду говорит, я свидетель.
3: Да, как же так получилось-то?
2: Получилось так. Поехал дед в город, зашел на рынок. Ходит от одного прилавка к другому. Вдруг слышит тихо, почти шепотом: «Дедушка Федот, забери меня отсюда». Он глядь, а на прилавке евонная беглянка, то бишь «Королева заморских витрин». Лежит сирота-сиротой! Грязная, сморщенная, сыростью от нее за пол версты несет! Он спрашивает ее, мол, ты что здесь делаешь?! Она ему и рассказала, что Олигарх оказался и не Олигархом вовсе, что он обычный рыночный торгаш овощами и что кроме этого грязного прилавка, она ничего и не увидела.
Федот не хотел ее брать. Говорит: « На что ты мне теперь такая? Приличной еды из тебя не приготовить, ни с медом покушать, ни в салат положить. А она ему: « Не заберешь меня, дедушка, будет мне верная погибель, а заберешь, так я и в сушеном виде вам пригожусь».
3: И что, забрал?!
2: Забрал! Что ж добру пропадать! Репа не только в свежем виде кормилица и докторица, она и сушеная хоть куда!
1:Авдотья решением деда осталась довольная. Заворковала вокруг него, заластилась, сладки песни запела ему на ухо:
Авдотья: (поёт)
Солнце мое, я твой лучик
Счастье мое, я твой праздник
Горе мое, я твоя радость
Сахар ты мой, я твоя сладость
Ты стебелек, я цветочек
Ты бережок, а я речка
Ты фитилёк, а я свечка
Ты генерал –я погоны
Ты паровоз – я вагоны
Счастье мое!
( Дед с бабкой уходят)
1: Всякое дело - концом хорошо!
2: Сказку мы вам показали,
Кое-что не досказали…
3: Сказка ложь, да в ней урок,
Думать, братцы, надо впрок!