Хулиганка Ливанова

Белоконь Людмила
                История, основанная на подлинных событиях

Маленькая Нина жила в г. Калуге. Их частный дом стоял на улице Спартак. Циолковский часто проезжал по их улице на велосипеде, так как он жил на улице, расположенной перпендикулярно. Он также жил в частном доме. И этот дом часто заливало весной: дом был последним на берегу у реки Оки. Еще мама Нины, которая училась у Циолковского в гимназии, бегала вместе с другими детьми к его дому посмотреть, насколько затопило дом ученого, тогда еще простого калужского учителя. Циолковский долго работал в Калужском уездном училище преподавателем геометрии и арифметики. Параллельно он проводил занятия по физике в женском епархиальном училище (женской гимназии) г. Калуги. Мама рассказывала, что он объяснял все на практике и очень просто. Гимназистки очень любили его предмет. Как сейчас по поведению у многих детей должны быть «пятерки», так и тогда, у всех должна быть пятерка по Закону Божию. Но в их гимназии считалось, что у всех должна быть «пятерка» по физике. В основе своей все так и было.
Над Циолковским тогда многие смеялись, говоря ему вслед: «Да он сумасшедший, хочет полететь на Луну». В то время, вероятно, эти мечты казались просто фантастическими. В 1920-е годы ученый стал получать персональную пенсию, работал над своими проектами комических кораблей, и позже уже не преподавал.

Весной Ока разливалась, и маленькая Нина, и другие дети так же, как и ее мама, во время разлива бегали смотреть на дом Циолковского, затопило ли его уже или нет. А летом Нина часто бегала на улице и играла в классики: мелом рисовали на асфальте клеточки и прыгали по ним. Еще дети играли в лапту, в догонялки, в прятки и другие детские игры. Когда все игры надоедали, придумывали что-нибудь необычное. Однажды Нина со своими подружками решила покататься в лодке на озере, которое было на их участке рядом с домом. Озерцо было небольшим и неглубоким. Но так хотелось покататься. Девочки стащили из бабушкиного сарая корыто и забрались в «лодку». Естественно, что «лодка» пошла ко дну, а с нею вместе и вся компания.

Уже заканчивалось лето, начиналась осенняя пора. Нина не ходила в детский сад. Ей было скучно дома с бабушкой. А погода уже не позволяла носиться по улице в легком платье. Сестра Нины была на пять лет старше. Она ходила в школу. Когда мама ушла на работу, а сестра отправилась на занятия, Нина тоже отправилась в школу. Она заглянула в один из классов на первом этаже. Там начинались занятия. Тогда она пошла дальше и спросила у проходящих мимо детей, где здесь записывают в школу. Ей показали на дверь одного из кабинетов. Нина заглянула в этот кабинет и увидела сидящих за столом учителей. Это была комиссия, которая принимала решение о подготовке того или иного ребенка для учебы.
Нина стала у двери, и на нее обратили внимание:
 - А ты, девочка, зачем к нам пришла?
 - Хочу учиться в 1 классе.
 - А сколько тебе лет?
 - Мне 6 лет.
 - У нас учатся дети с 8 или 9 лет. А тебе всего 6. И дети начинают учиться с нулевого класса.
 - А я хочу в первый.
 - Как же ты сможешь учиться, если ты такая маленькая?  - спросила учительница. Нина была совсем малышкой, ростом ниже других детей ее возраста.
 - А я все знаю, – ответила Нина.
В комиссии переглянулись и заулыбались.
 - Прямо все-все? – спросил один из учителей.
 - Да. Я умею читать, писать и считать.

Комиссия сидевшая за столом, засмеялась.
 - Хорошо… - сказала одна учительница.  – Напиши свою фамилию на доске.
Нина написала: Ливанова.

 - А слово «школа» ты можешь написать?
Нина написала без ошибок.
 - А читать ты умеешь?
 - Да.
Комиссия продолжала удивляться.
 - А какая на улице погода? – спросила учительница.
 - Солнечная и ясная, - ответила Нина.
Учителя в комиссии и директор школы опять переглянулись. Действительно, погода была отличная.
 - Мы сейчас дадим тебе книжку, чтобы ты почитала нам вслух.
 - А какую книжку? «Русский язык»?
 - Почему  «Русский язык»?
 - Потому что у Вас на столе лежит учебник «Русский язык», - ответила Нина.
 - Хорошо. Ясно… А цифры ты знаешь?
 - Да. Знаю.
 - До 10 можешь досчитать?
 - Могу и до ста.
 - А сколько будет 3 плюс 5.
 - 8.
 - А 11 плюс 6?
 - 17.
 - Может, ты и таблицу умножения ты знаешь?
 - Знаю.
 - Скажи: сколько будут 3 х 4?
 - 12?
 - А 7 х 8?
 - 56.

Учителя уже перестали улыбаться и стал серьезными.
 - И кто же тебя всему этому научил? – ласково спросила та же учительница.
 - Никто меня не учил. Моя сестра на 5 лет старше меня, она ходит в школу. Она отличница. Когда садится учить уроки, я учу уроки вместе с ней.

Комиссия оживилась. Учителя переглядывались. Они посовещались.
 - Зачем ее брать в 0 класс? Там учат буквы и цифры. Комиссия долго не думала.
 - Хорошо, - сказали учителя. – Мы возьмем тебя в школу.
И отправили Нину в 1 класс.

Когда мать пришла с работы, Нина сидела и учила уроки.
Мать очень удивилась:
 - Ты что делаешь?
 - Я учу уроки.
 - Какие еще уроки?
 - Меня взяли в школу.

Мать пошла в школу и спросила: «Зачем вы ребенка записали в школу? Ей всего 6 лет». - Ей ответили: «Она в свои 6 лет знает больше, чем другие дети в 8. Девочка умеет читать и писать. Мы не имеем права ограничивать ребенка, который хочет учиться». – «Тогда вы оставьте ее на второй год. Пусть учится со всеми, как положено». – «Хорошо, если не справится, оставим».

Так Нина начала учиться. Она успешно окончила и 1, и 2, и 3 классы. И вот она уже учится в четвертом классе. С ней учится второгодник, старше Нины на 3 или 4 года мальчишка Губанов Темофей (Тиша). Все зовут его Губан. Парень высокого роста, сильный и здоровый, отъявленный хулиган. Он бьет всех детей в школе, и первых, и даже старших классов, особенно девчонок. Подружки Нины, Ольга и Софья уже тоже учатся с ней в школе. Они чуть постарше Нины. Но они тоже страдают от побоев. У Губана плохое зрение, поэтому, вероятно, он плохо и учится, но это не мешает ему колотить всех подряд. Нина самая маленькая в классе, а Губан – самый высокий. Нину он не трогает. Такую малышку: с ней справится любой. Поэтому страдают все, кроме Нины.

Нина долго терпела такую несправедливость. И вот как-то раз она на перемене подходит к Губану и говорит:
 - Попробуй еще раз ударить Соньку или Ольгу. Я тебя накажу! Ты узнаешь, как бить моих подруг!
Губан засмеялся:
 - Это как же ты меня накажешь?
 - Я тебя побью!
 - Ой, я сейчас умру!!! Ты? Меня? Ха-ха-ха! И как же ты будешь меня быть?
 - Тогда узнаешь.
Губан совсем развеселился, даже присел от смеха.

В конце занятий Нина уже думала, что как-нибудь все само собой рассосется. Она и не собиралась с хулиганом драться, а хотела только ему пригрозить. Ей стало страшно. Что же делать? Уже закончились уроки. Из класса никто не уходил, так как все слышали разговор и ждали развязки.
Нина медленно собирала вещи.
 - Что ты там копаешься? – торопит ее Губан. – Собирайся быстрее.
Делать нечего. Нина собрала портфель. Гурьбой все выходят из школы во двор.

Губан и Нина стали друг напротив друга. Нина была чуть ли не наполовину ниже Тимофея. Все ребята окружили их и смотрели, что будет дальше. Губан был веселый и, видя, что Нина не предпринимает никаких действий, спросил:
 - Ну что же ты стоишь? Бей, как обещала!
И смеется. Ребята подзадорили Нину: «Что ж ты стоишь? Раз сам просит, дай ему!».
«Да что ты стоишь, бей!» Нина вдохновилась поддержкой ребят.

Она держит свой портфель крепко. Это был ранец с твердым корпусом, набитый учебниками и тетрадками. Она всегда его еле поднимала. И вдруг – откуда только сила взялась – она размахнулась своим портфелем и стукнула Губана прямо по голове. От неожиданности Губан вскрикнул и, обхватив голову руками, сел на тротуар.

Ребята с восторгом смотрят на Нину:
 - Дай ему еще! Что ты смотришь? Бей его!

Нина уже плохо соображала. Она размахнулась и ударила его второй раз. Губан склоняется еще ниже и валится на бок. Теперь видно, что все не так просто… Нина понимает, что … теперь его очередь ее бить. Если он стукнет ее, то… Она испугалась до смерти.
Ребята притихли. Только слышно было, как шелестит листва старого тополя во дворе школы. Когда Губан начал подниматься, Нина поняла, что теперь все зависит от ее проворности.
Она бросилась бежать. Стрелой девочка летела прямо к дому. Нина была маленькой и легкой. Как пушинка, она, преодолевая все препятствия, растворялась перед носом Губана. Он мчался не менее стремительно, но все-таки голова у него была тяжелой, и он не мог бежать быстрее. Три квартала они неслись, как будто за ними гнались злые собаки. Напрасно разъяренный Губан надеялся на то, что он схватит эту ненормальную девчонку хотя бы за рукав платья. Нина успела захлопнуть дверь калитки своего дома перед его носом. И тут же оказалась в доме. Там она немного успокоилась, сделала уроки. И все треволнения ее прошли. Нина уже ничего не боялась. Ее все равно никто из мальчишек не трогал. Нина даже подумала, что теперь Губана она проучила, и все обойдется.

На следующий день Нина пришла в школу как ни в чем не бывало. Начался первый урок. Губана в классе не было. Сначала Нина сидела спокойная, потом стала волноваться. Она ничего не знала. Но он в школу не пришел. К концу первого урока ее опасения опять прошли. Вроде бы все обошлось. Первый урок закончился. Губан отсутствует. Начинается второй урок.
Вдруг распахивается дверь, и в класс заходит Губан с матерью. Голова у него почти вся забинтована, видны кровоподтеки. Что будет? Увидев самого побитого хулигана, да еще пришедшую его мать, тут же Нина залезла под парту, втянула голову в плечи и затаилась. Она сидела под партой ни жива ни мертва.

Мама Губанова Тимофея вызывающе смотрит на учительницу и говорит:
 - Где это Ваша хулиганка Ливанова, которая чуть не убила моего сына?
Учительница подошла к парте Нины и, закрыв собой сидящую под партой «хулиганку», сказала:
 - Ливанова отличница, а не хулиганка. – Ко мне приходили девочки со слезами, не только нашего класса, но и из других, так как Ваш сын чуть не каждый день бьет в школе детей. Я сколько раз Вас в школу вызывала. Вы не являлись. А как Вашему мальчику голову разбили, так Вы сразу и пришли.
Тут Нина понимает, что учительница на ее стороне, она вылезает из-под парты и говорит:
 - Он еще получит!
Весь класс взорвался от хохота.
 - Ишь ты какая! – парирует Губан.

Его мать начинает выговаривать учительнице:
 - Да Вы что? Не видите, что у него разбита вся голова? Эта Ваша отличница ударила его своим ранцем. Это просто безобразие. И Вы еще ее защищаете.
Учительница пытается как-то утихомирить мать Губана.
 - Я ее не защищаю. Но нам с Вами тоже стоит поговорить.

Губана сажают на свое место. Его мать и учительница выходят из класса.
Дети притихли. Нина хоть и чувствует себя не очень-то виноватой, но все-таки побаивается смотреть в сторону Губана. Наконец, учительница возвращается, и урок продолжается.

На большой перемене Нину вызывают к директору. Все ребята за нее переживают, стоят у кабинета директора и ждут, что теперь будет. Все уверены, что ее исключат из школы.
 - Нинку могут исключить из школы!
 - Да, ты посмотри на Губана!
Губан тоже стал со всеми, он уже не злится на Нину и молчит.

Нина со страхом заходит в кабинет директора.
 - Здравствуйте, - говорит она.
Увидев маленькую Нину, директор аж привстал со своего стула.
 - Здравствуй! Это ты Губана била?
– Да. Я.
 - Такая смелая? – говорит директор. – Как же ты сумела, такая крошка?
 
Нина уже совсем несмелая, а вся трясется и молчит.
Видя, как Нина перепугалась, директор говорит:
 - Что ты трясешься?
 - Я не боюсь, - говорит Нина.- А сама вся дрожит.
 - Так вот я что скажу! – говорит директор. - Он весь класс и даже школу держит в страхе! Наглец такой! И правильно сделала, что наказала его! Дай ему еще!
 - ?!
 - Ну, иди.

Нина не ожидала такого поворота дела. Она выходит из кабинета директора вся в смятении.
Ребята бросаются к ней с вопросом:
 - Ну что? Тебя исключили из школы?
Нина молчит.
 - Что ты молчишь? Да или нет?
Нина не может выговорить ни слова.
 - Ну, точно, исключили, - воскликнули ребята.

Тут Губан вышел вперед:
 - А вот и не исключат. Я пойду к директору и скажу: «Не Вас били, а меня. А я ее прощаю. Я сам виноват».
Ребята зашумели. Кто-то сказал:
 - Вот, разбила голову и теперь стала лучше всех.

Губан подходит в девочке и спрашивает:
 - Так что сказал директор? Тебя исключили?
 - Нет, - наконец ответила Нина.
 - Ну и чего ты так расстроилась? Он тебя наругал? Теперь я буду твоим заступником. Ни один мальчишка к тебе больше не подойдет. Я ему голову оторву.
Нина молчала.
Прозвенел звонок. Все ребята пошли на занятия.

После уроков Губан и Нина вышли из школы вместе. Нина чувствовала себя героиней. Губан нес большой ранец Нины и охранял свою воительницу.
И так каждый день они из школы теперь выходили вместе. У Нины были короткие волосы и большой бант на голове. Бабушка завязывала его, чтобы хоть как-то она казалась выше. Бант торчал, как пропеллер. Губан и в школу заходил за ней, так как жили они не так уж и далеко друг от друга. На Губана больше никто не жаловался. Драться он перестал. А бабушка стала называть Губана «женихом».

Ребята теперь уже воспринимали их как неразлучную пару и кричали Нине вслед:
- Воображала, хвост поджала и по речке побежала.
А некоторые кричали:
 - Хулиганка Ливанова!!! - то ли всерьез, то ли шутя и по-доброму.
А Губан демонстративно шествовал рядом с Ниной и не обращал внимания на мелкие выходки одноклассников.

Подружки Нины, увидев, что после драки все складывается самым лучшим образом, подошли к ней и стали ее просить, чтобы она помогла им проучить Сашку, который учился в другой школе, был чуть постарше девчонок, учился уже в 6 классе и жил на углу их улицы. Он бил то Ольгу, то Соньку, когда те шли после уроков из школы.
 - Мы его проучим, - говорит Нина.
 - А как?
 - Давайте завтра, когда он будет возвращаться из школы, станем так: у калитки ты, Соня; за забором, за березой – Ольга, а я вон в том углу. И мы его отлупим.

На следующий день, который в школе был самым коротким, девчонки расположились по своим местам и поджидали «жертву».
Через час Сашка как ни в чем не бывало появился на улице и, не подозревая о нападении, беспечно подходил к дому Ольги. Тут Соня выскочила из своего убежища, подоспели и Ольга с Ниной. Они напали так внезапно и со всех сторон, что Сашке приходилось только отбиваться. Его портфель раскрылся, тетрадки летали по улице от забора до забора. Учебники выпали. Девчонки протащили Сашку до дома Нины. Они лупили его куда попало. Сашка выл на всю улицу.
Бабушка Нины выглянула в окно и не могла понять, что происходит. Пыль стояла столбом, никогда такого не было. Если проходил кто-то или даже проезжал, такой столб пыли поднять было невозможно.
А в это время брат Сашки, который был совсем взрослым парнем, возвращался домой. Когда он увидел, что его брата бьют девчонки, он вместо того, чтобы помочь Саше справиться с ними, уселся на лавочку и давай хохотать. Просто живот надорвал.
Наконец, девчонки бросили Сашку. Он был весь в пыли, в грязи. Рукав его куртки поехал по швам. Весь взмыленный, в слезах, он стал собирать свои учебники и тетрадки.

Когда Нина зашла в дом, бабушка спросила у нее:
 -  Что вы с девчонками там делали, что пыль столбом стояла?
 - Мы Сашку били, - ответила Нина.
 - Да вы что, с ума сошли, что ли? За что же вы его?
 - За то, что он моих подруг по очереди бил! То Ольгу, то Соньку. Вот мы его все вместе и проучили.

Спустя какое-то время девчонки заметили, что Сашка не только драться перестал с Соней и Ольгой, но и стал ходить в школу и из школы другой дорогой.
А «жених» Нины вскоре исчез из ее поля зрения. В 5 классе Нина перешла учиться в другую школу, чуть ближе к центру города. Так ее дружба с Губаном благополучно и закончилась.