Сексуальная лексика, часть - 3

Клим Дорохов
   В современной юридической литературе не дано определение понятию «нецензурная брань», но по умолчанию все понимают, что это выражение является синонимом «мата», «матерщины». Пользуясь имеющейся в нашем распоряжении информацией по теме мата, попробуем дать определение этому понятию, пригодное для использования в юридической практике.

   Известно, что в фараоновском Египте действовал свод морально-правовых норм языческой богини Истины, Гармонии, Порядка и Справедливости, имя которой было Маат. Она была как бы министром юстиции и внутренних дел в одном лице. Согласно правилам этого божества жрец, для разрешения возникшего конфликта или наведения элементарного порядка, призывал на помощь силу богини Маат и буквально «материл» нечистую силу или виновное лицо, «метал громы и молнии».

   Примечательно, что аналогом египетской богини Маат на Руси была богиня Правда, имя которой образовалось от слияния двух языческих слов "Правь" и "Дея", где слово "Правь" - имя собственное, а слово «Дея», значит: «Дух святой», «Богиня», по-русски «Дева».
Таким образом слово "Правда" буквально сообщает нам, что это - "Дева по имени Правь", т.е. «Правительница». Далее от корня «правь» произошел юридический термин «право» и глагол «править» в значении «управлять».
 Люди, чтившие и славившие Правду, называли себя православными людьми. Они любили, отстаивая Правду, «резать Правду матку»,  т.е. материться.
   
   Не случайно ведь мат до сих пор у нас используется именно как специальное средство (как словесная дубина!) для наведения порядка и является как бы последним аргументом, за которым может последовать более строгое наказание, например, применение физической силы к обидчику или виновному лицу. В арабском языке слово «матт» буквально значит, «порицание, осуждение».

   В современном словоупотреблении можно сказать:
"Мат - это употребление народной(языческой) сексуальной лексики в форме ругательства для наведения порядка,  подавления собственного страха и устрашения кого-либо, выражения злобы, недовольства, обиды, или осуждения, кого-либо/чего-либо с целью причинения морального вреда адресату".

    Мат фактически является средством выражения агрессии. Он может причинить адресату сильную моральную обиду и вызвать в ответ не менее сильную агрессивную реакцию. Но, те же самые слова народного сексуального лексикона, произносимые нежно, ласково, используемые НЕ В РУГАТЕЛЬНОМ, а в комическом, юмористическом смысле, способны ласкать слух, наводить на сексуальные мысли и пробуждать сексуальное желание; или если они используются просто для названия предметов своими именами, то тогда они матерщиной НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.

    Разницу в значении употребляемых слов из народной сексуальной лексики следует понимать так же, как мы понимаем разницу между выражениями:"Эй ты, шляпа!",- или: "Ах, какая красивая шляпа". В первом примере слово "шляпа" является ругательством. Оно наполнено агрессивным содержанием для нанесения обиды адресату. Во втором случае слово «шляпа» просто обозначает предмет головного убора и ругательством не является.

В древности люди знали, что эти слова обладают магической силой и тоже употребляли их в одних случаях в форме ругательства (в форме мата) для произнесения языческих проклятий и заклинаний, а в других — их произносили для возбуждения половой чувственности, - как приложение на игру, -  во время проведения ритуалов поклонения древним богам любви и плодородия. Чтобы эта лексика не теряла своей сакральной силы и значимости, в старину её не разрешалось употреблять просто так, всуе, кому попало и где попало. Преимущественным правом на употребление этих слов пользовались языческий Жрец или глава Рода, которые своим поведением показывали, когда и что можно было затевать: когда суд, когда расправу, когда карнавал, когда свадьбу, когда другие ритуалы, и, соответственно, когда и в каком контексте сексуальную лексику можно было употреблять. А так как Жрецами, защитниками Рода и Семьи  были, в основном,  мужчины, то со временем стало считаться, что матерщина - это «мущинские слова», что женщинам их употреблять "неприлично". С обретением женщинами равноправия этот запрет перестает действовать.

   Русский писатель А. Максимов, этнограф, академик РА, писал: «Собственно браниться, то есть в ссоре обмениваться бранными словами, в народе никогда не считалось чем-то плохим или зазорным. С умным человеком браниться считалось даже хорошо, потому что с ним ума набираешься. А с дураком и мириться, так свой ум потеряешь. Привычка русских часто и говорить, и делать всё с сердцов и, даже не сердясь, ругаться и без всяких поводов браниться — привычка вековечная, досталась нам от предков и укрепилась так, что теперь с нею никак уже и не развязаться. Не помутясь ведь и море не успокоится, без шуму и брага не закиснет, стало быть, без брани, когда далеко ещё не всё у нас уряжено, скроено и сшито, и приходится всё перекраивать, а сшитое распарывать, без брани не житьё, как ни колотись, сколько не мучайся. Соблюдай лишь при этом одно святое, незыблемое правило: языком и щёлкай и шипи, а руку за пазухой держи, хотя, однако, одною бранью и не будешь прав».               

   Цензура появилась в России в 18-ом веке. С тех пор в юридической литературе мат стали называть "нецензурной бранью". После революции 1917 года церковная цензура прекратила своё существование. Нецензурные раньше слова перестали считаться нецензурными и свободно употреблялись не только «солдатнёй», но и вождями пролетариата.

   Позднее в СССР вновь стали преследовать за употребление в общественных местах «нецензурных слов и выражений». Первый раз за это полагался штраф, а оштрафованных дважды в течение года могли привлечь к уголовной ответственности «за хулиганство». Тем не менее, мат продолжал существовать и существует у нас до сих пор, несмотря ни на какие запреты.               

  -Мат на войне поднимал солдат в атаку под шквальным огнём противника.               
  -Мат служил анестезией раненым солдатам во время проведения операций в полевых условиях без наркоза.
  -Мат помогал выполнять и перевыполнять планы на стройках народного хозяйства в послевоенные годы.
  -Мат царил в кабинетах начальников, которые «давали разгон» своим подчинённым за какие-то нерадивые действия.
  -Матерились и матерятся до сих пор работники полиции, когда задерживают или доставляют в отделение нарушителей.               

   И никто себя при этом оскорблённым не чувствует, если применение мата бывает делом справедливым!

   Специалисты нашего времени отмечают: «отношение к бранной лексике никогда не было однозначным: одни признавали её употребление вполне естественным, свойственным русскому человеку, другие считали возможным употреблять её только в определённых ситуациях с определённой целью, третьи же (цензура, церковь, правительственные учреждения, официальные инстанции) всячески препятствовали её употреблению» Англичанин А. Флегон, автор книги «За пределами русских словарей» по поводу употребления разных ругательств однажды заметил:   
«Может быть при коммунизме они выйдут из употребления, но в настоящее время ни один нормальный русский не считает возможным построить коммунизм без ругательств» (Н.П. Колесников, Е.А. Корнилов. Поле русской брани, Ростов-на-Дону, 1996г.,стр.4, 9,10).
Подводя итог небольшому исследованию выражения «сексуальная лексика»,  можем сделать следующие выводы.
   
   1) Употребление сексуальной лексики в ругательной форме — это мат, матерщина, грубая брань, не имеющая эротической окраски.
    
   2) Употребление той же сексуальной лексики в прямом (не в ругательном) смысле, бранью не является. Оно служит выражением половой чувственности, носит эротическую окраску и представляет собой форму вербального сексуального общения. Применяется для демонстрации сексуального интереса, «сексуальной озабоченности» говорящего с целью навести адресата на сексуальные мысли и пробудить в нём ответное сексуальное желание.          

   3) Пётр Пильский в журнале «Вопросы пола» за 1908г. писал. «Меня спрашивают:
-Является ли трёхэтажная русская брань порнографией?
-Отвечаю: Нет, не является. Потому что трёхэтажная русская брань вселяет не восторг, и сеет не соблазн, а искренний ужас!».

   4) Использование мата в сатирическом или юмористическом смысле  снижает потенциал грубости и является деликатной, культурной формой выражения недовольства.   

   5) В наше время для простой передачи сексуальной информации не эротического содержания принято использовать медицинскую, «стерильную» лексику, которая лишена агрессивной и чувственно-эротической окраски, поэтому теоретически она должна действовать на потребителя нейтрально. 

   6) Учитывая, что цензура у нас запрещена Конституцией Р.Ф., то и выражение "нецензурная брань", по нашему мнению, должно уходить из употребления в юридической литературе и практике. Юристам будет достаточно признать, что матерщина - это просто грубая брань!