Сохранить ашкеназское культурное наследие

Александр Вишневецкий
    Отказаться от своего прошлого — значит закрыть себе путь в будущее.
                Оскар Уайльд

  История евреев в Европе  начинается с диаспоры, обусловленной насильственным исходом из древнего Израиля. Евреи в зависимости от мест нового заселения сформировали две  основные этнические группы (помимо более мелких, типа мизрахи - евреев Ближнего Востока): Ашкеназы (средневековое еврейское имя для Германии ) - евреи Франции, Германии и Восточной Европы; Сефардские евреи - евреи Испании, Португалии и Северной Африки. Расхождение между ашкеназами и сефардами выражались в образе жизни, произношении иврита и литургическом обряде (порядке публичного богослужения).
     В конце одиннадцатого века примерно 97 процентов мирового еврейства были сефардами, в середине семнадцатого века сефарды по-прежнему превосходили ашкеназов по численности, но к концу восемнадцатого века их численность стала в два-три   раза меньше ашкеназской, что было связано с улучшением условий жизни в христианской Европе по сравнению с мусульманским миром. К 1931 году ашкеназские евреи составляли почти 92 процента мирового еврейства. Уничтожение европейского еврейства в годы Второй мировой войны значительно сократило число ашкеназов. Сегодня ашкеназские евреи составляют примерно 80 процентов мирового еврейства и около половины израильских евреев, их общая численность в мире около 11 млн.
  Первые ашкеназские поселения были сформированы и начали развивать свою уникальную внутреннюю организацию и культурную жизнь в Германии на берегах реки Рейн в городах Майнц, Вормс, Шпейер более тысячи лет назад. Евреи каждого города имели независимое самоуправление со своими собственными правилами, составленными избранным советом и судом. Они применяли свои решения под угрозой отлучения, избегая внешних влияний.  Ашкеназские евреи возглавлялись религиозными учеными и принесли с собой в Европу из Ближнего Востока раввинский иудаизм, и вавилонскую талмудическую культуру с их практикой богослужения и социальными обычаями.
  При правлении Карла Великого (742/748 — 814) евреям были предоставлены свободы, аналогичные тем, которыми они пользовались в Римской империи. В районе реки Рейн евреи сначала открывали торговые учреждения и, благодаря заинтересованности в них феодалов, их общины оказались под защитой. 
    Рабейну Гершом (960 - 1028), духовный основатель ашкеназского этноса, глава ешивы Майнца, сознавал необходимость перемен, соответствующих новым условиям проживания. Он написал постановление, которое положило конец полигамии (многоженству) и, тем самым, создал предпосылки в различии образа жизни между евреями Европы и Ближнего Востока. Широко также известны его постановления, запрещающие давать развод без согласия жены и читать чужие письма. Его последователем был Раши (1040 - 1105), великий раввинский мудрец и средневековый талмудический комментатор из Труа. Гершом, Раши и их ученики заложили основы, превратившие ашкеназских евреев в сильную общину, внесшую значительный культурный вклад в развитие нового еврейского этноса, позволившие в дальнейшем ашкеназскому еврейству сохранять свою ведущую роль в еврейском мире.
    Число евреев на немецких землях достигло почти 20 тысяч к моменту Первого крестового похода (конец одиннадцатого века).Затем ашкеназы из-за преследований начали переселяться из Германии и Северной Франции на восток, формируя общины в Восточной Европе между десятым и девятнадцатым веками. Ашкеназы продолжили жить в городах Европы и заниматься финансами и торговлей, как и ранее в Халифате и затем в Германии.
   Церковное законодательство запрещало христианам кредитовать деньги приверженцам этой веры в обмен на дополнительный доход с ссуды. Кроме того, имели место христианские запреты для евреев, ограничивающие владение землей и членство в гильдиях. Эти запретительные установки привели к сосредоточению еврейской экономической деятельности на торговле, управлении бизнесом и оказании финансовых услуг, в том числе ростовщичеством. Раввинский иудаизм также способствовал финансам и торговле евреев благодаря религиозным мандатам, требующим от всех еврейских мужчин в обязательном порядке изучать иврит, читать Тору и ориентироваться в счете.  Акцент на грамотность в конечном итоге принес большую пользу евреям, позволяя им брать на себя коммерческие и финансовые роли в христианской среде, где грамотность была довольно низкой.  В средние века и позднее каждый еврейский ребенок мужского пола должен был учиться в хедере и благодаря финансовой поддержке общин мальчики из бедных семейств также учились грамоте. В битве за грамотность приняло даже участие приданое и пособие на проживание для молодых пар, предоставляемое их родителями, что давало возможность жениху продолжить религиозное обучение еще несколько лет.   Торговля позволила евреям жить в городах, где они могли использовать свои знания и создать для своих семей приемлемые условия существования. Везде, где жили евреи, их обряды и обычаи развивались главным образом, посредством текстов и связями с евреями в других местах, а также благодаря культурным контактам с местным населением. С распространением обычаев и обрядов ашкеназских евреев к XVI веку в Центральной и Восточной Европе появились крупные центры ашкеназского иудаизма.
   В культурном плане ашкеназы вели семейную и общинную жизнь с соблюдением религиозных установок и еврейских традиций с общением на языке идиш в своей повседневной жизни, что соответствовало понятию "идишкайт" («еврейство» на языке идиш). В течение более тысячи лет евреи- ашкеназы практически не смешивались и не вступали в браки, как с членами других еврейских общин, так и с людьми других народов и религиозных течений, представляя собой изолированное население в Европе. 
   От средневековья до середины двадцатого века народным языком ашкеназских евреев был идиш. Ашкеназы всегда служили двум языкам: ивриту- древнему священному языку, а рядом с ним – новому языку, идишу. Знание идиша, созданного евреями на основе среднегерманских диалектов немецкого языка под влиянием иврита и арамейского, также способствовало их успешному становлению в Европе. На этом языке до Второй мировой войны говорило большинство ашкеназских евреев, на нем базировалась их культура, причем ашкеназы использовали для идиша тот же алфавит и написание текста, как и в иврите. Идиш играл важную роль в жизни ашкеназ, поскольку он использовался для общения и светской литературы - в отличие от иврита, который использовался в основном для религиозных и научных целей. Распространение книг на идише и контакты между общинами по всей Европе были возможны потому, что евреи в Центральной и Восточной Европе имели общий письменный язык и говорили на разных диалектах идиша, которые были доступны для людей. Этому в немалой степени способствовало и книгопечатание на языке идиш.  Рост издательской индустрии в Германии и Италии в средние века позволил широко распространять печатание религиозных текстов, что значительно облегчило создание влиятельных еврейских академических центров.
   С наступлением крестовых походов и изгнанием евреев из Англии (1290 г.), Франции (1394 г.) и Германии (1400-х гг.) еврейская миграция продвигалась на восток в Польшу. Польша в это время была малонаселенной децентрализованной средневековой монархией, включавшей земли современной Литвы и Украины. В Польше евреи продолжали соблюдать ашкеназские обряды, литургию и религиозные и светские обычаи. В 1500-1600-х годах польское еврейство стало крупнейшей еврейской общиной в диаспоре. Многие евреи жили здесь в местечках (небольших городах), в которых они составляли большинство жителей и их автономными общинами с синагогами, и другими религиозными учреждениями. Чтобы защитить себя от внешних влияний они опирались на свою уникальную религию (Тору и особенно, Талмуд).  В Польше евреи занимались сбором налогов, арендаторством, торговлей и ремеслами.  В конце 16-го века восточная граница проживания ашкеназских евреев находилась вдоль реки Днепр. После резни банд Хмельницкого в 1648 году часть польских евреев мигрировала в Западную Европу, некоторые даже пересекли Атлантический океан. Многие польские евреи бежали в Нидерланды. Благодаря распространению идиша к 1750 году евреи могли путешествовать и общаться по всему миру на этом языке. Связь между ашкеназами и идишем начала ослабевать более 300 лет назад, когда западный идиш начал подавляться появляющимися национальными языками, таким как французский, немецкий и голландский, а в 19-20 столетиях сдвиг проявлялся в переходе на английский, иврит и русский языки.
  Вся территория Польши в конечном итоге попала под господство России, Австрии и Пруссии (Германия) и оставалась главным центром ашкеназского еврейства вплоть до Холокоста. К концу 19-го века, в ответ на погромы и экономические возможности, произошла массовая ашкеназская эмиграция из Восточной Европы в Западные районы Европы, Австралию, Южную Африку, Соединенные Штаты и в Эрец Исраэль. В итоге географическая изоляция, породившая ашкеназов, уступила место смешению с другими культурами и с неашкеназскими евреями, которые, подобно тому же, уже тоже не были изолированы в отдельных географических местах. С середины двадцатого века многие ашкеназские евреи вступают в смешанные браки. Преобразования в иудаизме, редкие на протяжении почти 1500 лет, в это время становятся обычным явлением.
   Совместно на благо ашкеназского этноса работали ортодоксы, сионисты, бундисты, рабочие. И хотя они не ладили между собой, но, в целом, развитие продолжалось. Культурный рост ашкеназского еврейства привел к Гаскале (еврейскому просвещению) и развитию сионизма в современной Европе. Основные направления развития ашкеназского еврейства касались образования, нравственности, строительства еврейских центров, как это имело место в разных отрезках времени в Германии, Польше, Украине и наконец в ныне самых крупнейших из них - в США и Израиле. Сионистское движение также начиналось ашкеназами, во главе с Теодором Герцлем.  Сионизм способствовал созданию государства Израиль, экономика, политика, наука и искусство которого основаны на преимущественном влиянии ашкеназского еврейства.
  В период между 1939 и 1945 годами нацисты уничтожили большую часть ашкеназского еврейства, проживающего в Европе.  Вместе с гибелью населения исчезли еврейские местечки и непоправимый ущерб был нанесен использованию языку идиш. Холокост затронул почти каждую семью среди ашкеназских евреев. Те евреи, которые находились в районе бывшей черты оседлости были первыми, кто были оккупированы и уничтожены - Холокост продемонстрировал, что для людей еврейского происхождения здесь не было иной судьбы. Имело место почти полное безразличие неевреев к судьбе людей, которые жили среди них в течение многих поколений. Это значительно повлияло на оставшихся в живых, и многие из них после войны эмигрировали в такие страны, как Израиль, Соединенные Штаты, Австралия. В итоге главный центр ашкеназских евреев переместился в Соединенные Штаты.
В истории еврейского народа и в истории ашкеназской общины трагические события происходили не раз. Достаточно упомянуть крестовые походы, эпидемию чумы в Европе, погромы гражданской войны в России. Однако Холокост в отличие от пережитого в прошлом был направлен на полное уничтожение европейского еврейства.  Но, невзирая на огромные потери, существование ашкеназского еврейства не привело к их полному исчезновению.
   Из 8,8 миллионов евреев, проживающих в Европе в начале Второй мировой войны, большинство из которых были ашкеназами, около шести миллионов, более двух третей, погибли в Холокосте. Среди них три миллиона из 3,3 миллиона польских евреев (91 процент); 900 тысяч из 1,1 миллиона в Украине (82 процента); и от 50 до 90 процентов евреев в странах других славянских народов, а также в Германии, Франции, Венгрии и странах Балтии.
   Поскольку подавляющее большинство ашкеназских евреев нынче больше не живут в Восточной Европе, их миграция способствовала устранению различия в религиозных традициях и культуре с сефардами. После Холокоста, нанесшего страшный удар развитию ашкеназской культуры, основанной на языке идиш, проблема восстановления ашкеназской культуры в полном объеме оказалась не реализуемой. Ведь большинство носителей языка идиш погибли. Полностью исчезли еврейские местечки с их укладом и традициями. В немалой степени закату ашкеназской культуры способствовало создание государства Израиль с избранием иврита, в качестве государственного языка страны, что было обусловлено снижением   противоречий между этносами. В немалой степени устранению языка идиш способствовала политика сионистов. Вследствие этого, наличие ашкеназского еврейства, как отдельного этноса, значительно размыто.
Развитие Израиля коснулось широкого спектра движений, идеологий, практики и традиций. Еврейский культурный комплекс ашкеназского еврейства включает - идеи и взгляды, образ жизни и обычаи, политические движения и прессу, науку, экономику, литургию, социальные институты юридические концепции, театр, литературу, кухню, одежду и т.д. Значительная часть ашкеназских евреев в Израиле, США и в бывшем Советском Союзе перестала соблюдать религию и традиции.  Евреи смешанного происхождения встречаются все чаще, отчасти из-за смешанных браков между ашкеназскими и неашкеназскими партнерами, вследствие этого этнические различия внутри иудаизма между ашкеназами и сефардами размываются не только в Израиле, но и в Соединенных Штатах. Вне Израиля отмечается рост процессов ассимиляции.
Евреи - ашкеназы внесли огромный вклад в мировую культуру с точки зрения науки, литературы, экономики и искусства.   Они составляют непропорциональную долю в крупных академических премиях, таких как Нобелевские премии и Филдсовские премии по математике. Более того, 27% лауреатов Нобелевской премии США и такие влиятельные фигуры, как Марк Шагал, Исаак Азимов и Альберт Эйнштейн, и многие другие представители ашкеназского еврейства. Несмотря на небольшой процент евреев в населении мира, они оказали значительное влияние и вклад в человеческий прогресс во многих областях, в том числе в политике, бизнесе, науке и технике, религии, философии, этике, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, театре и кино, медицине.
   Перечень литературных произведений на идише сотен ашкеназских писателей за последние сто пятьдесят лет может заполнить целые тома. В западных обществах, где ашкеназы были свободны в выборе профессии, они продемонстрировали высокие профессиональные достижения в самых разных областях человеческой деятельности, что позволяет им быть вполне благополучными в мире.
    Со времени основания Государства Израиль ашкеназские традиции, оставшиеся после Холокоста, постепенно терялись. Ашкеназы доминировали в области культуры в Израиле, и, возможно, именно из-за этого они не чувствовали необходимости бороться за сохранение своей культурной самобытности. Сейчас наступают последние времена, когда мы еще можем спасти хотя бы частично ашкеназскую культуру, но вряд ли есть какая-либо вероятность, что это будет сделано.
Некоторые аспекты ашкеназской культуры в значительной степени были стерты из основных направлений- будь то идиш, литература на этом языке, жизнь в местечках, ашкеназское искусство. После почти полного уничтожения Холокостом европейских культурных центров на идиш, язык идиш в значительной степени рассматривается как остаток прошлого, трагически исчезнувший.
   В принципе, вернуть ашкеназскую культуру, которая была почти полностью потерянной и оставила молодых ашкеназов без корней, невозможно. Нам необходимо переосмыслить и попытаться восстановить и сохранить наиболее важные для современной жизни направления этой культуры. Но для этого она должна быть привлекательной - для людей, которые не были воспитаны на ней. При этом, в восстановлении культуры мы должны одновременно учитывать ее многозначность. Например, немецкоязычная ашкеназская культура до Второй мировой войны имела существенные отличия от основанной на языке идиш культуры польских евреев.
Усилия по возрождению ашкеназской еврейской культуры должны опираться на то, что люди знают. Это означает, что ашкеназская культура может быть восстановлена частично с помощью иных культур на других языках - на английском, французском, русском, иврите. Ведь без знания языка идиш возможен доступ к этой культуре, и то не всегда удачный, через переводы на другие языки, которыми владеет человек.  Пока база переводов даже на наиболее распространенном среди евреев английском языке составляет не более 2% от всех имеющихся источников.
   С созданием государства Израиля, еврейские этносы будут постепенно исчезать. В связи с этим необходимо создание в Израиле Музея еврейской культуры, который должен укрепить связь еврейского народа с его корнями. Задача такого музея- передача сущности еврейской культуры и вклада мирового еврейства в общечеловеческую культуру. Необходимо учесть, что широкое расселение евреев по всему миру и их высокое культурное разнообразие находят отражение в еврейских музеях в разных странах мира.  Еврейские музеи давно стали неотъемлемой частью мирового культурного ландшафта: к настоящему времени они есть во множестве крупных городов Европы, Америки, не говоря уж об Израиле. В Израиле, разумеется, существует множество разных еврейских музеев: есть музеи отдельных общин (венгерского еврейства, йеменского еврейства, североафриканского еврейства и др.), мемориальные музеи (Герцля, Жаботинского, Бен-Гуриона и др.), музеи даже в отдельных кибуцах. Естественно, что в Израиле музей еврейской культуры должен обладать уникальными свойствами.  Музей должен быть нацелен на привлечение молодых посетителей, евреев и неевреев в еврейскую жизнь и еврейские ценности. В Израиле нужен музей, построенный на современных медийных средствах, основой создания которого станут уникальные фото- и видеоархивы, документы и интервью. Возможен и другой подход – расширение экспозиции таких крупных израильских музеев, как "Музей диаспоры" в Тель-Авиве или "Музей толерантности", который должен быть открыт вскоре в Иерусалиме. Музей диаспоры в Тель-Авиве с его темами: семья, община, религия, творчество, быт и репатриация, еврейская музыка может действительно стать "музеем культурного наследия".  Такой музей культуры должен содержать материалы, не только связанные с ашкеназской культурой, но и отражал бы в совокупности более полно и культуру сефардов и других этносов. В первую очередь задачей музея должно быть создание объективной картины нашей истории. 
   Пора сосредоточится на своей национальной культуре. Почему на данном этапе не создать хотя бы при финансовой поддержке государства израильский сайт в Интернете, где будут представлены материалы касающиеся ашкеназского культурного наследия. В масштабах нашей развитой страны затраты на создание и функционирование сайта не будут существенными. Здесь могут быть видеоматериалы, блок новостей на идиш, лекции по ашкеназской истории, литературе, искусству. Хватить следовать идее запрета в течение многих лет под надуманными предлогами в отношении языка идиш типа "язык голута", "жаргон", "испорченный язык" и т.д. Язык и культура, базирующаяся на нем, с которыми евреи погибали в Холокосте должны быть для нас и наших потомков не менее святыми, чем сами погибшие!