Ожидание. Глава шестая

Тамара Костомарова
               
    Прошло двадцать девять лет, – долгих и в то же время стремительных как одна минута. Мне исполнилось пятьдесят восемь, и в жизни многое изменилось, и… ничего не изменилось.

После смерти мамы я так и осталась на своей малой родине. Жила в стареньком родительском доме на окраине города, и в моём доме было тихо и спокойно, так тихо и спокойно, что иногда это начинало надоедать. Тогда во мне вспыхивало ожидание шума и детского визга, – в такие моменты я звала к себе детей и внуков. Когда они приезжали, от тишины в моём доме не оставалось и следа, но через некоторое время моя душа снова жаждала покоя.
В одно из таких затиший, в продолжение наших нескончаемых разговоров о философии жизни моя приятельница сказала:

- Ты не находишь, что ожидание – это благодать?

- А может, ждать – это самое неверное занятие, – может, жить надо так, чтобы совсем не ждать, - сказала я. – Да и какое ожидание ты имеешь в виду – со знаком плюс или со знаком минус?

- Было бы хуже, если бы ждать стало некого и нечего, – по-моему, Бернард Шоу это сказал, - ответила Зоя. - Ещё говорят, что большие ожидания приносят большие результаты, малые же не приносят никаких. Мы ведь всегда чего-нибудь ждём, – или кого-нибудь, – а когда ждём, надеемся только на плюс. Может, в этом и есть философия жизни?

- Так уж и философия, – с некоторым сарказмом сказала я. – По-твоему, жизнь состоит из одних только ожиданий?

- Не только, - ответила она, - на мой взгляд, жизнь состоит из ожиданий, поступков и впечатлений. И категория ожиданий в жизненной философии далеко не последняя, потому что часто ожидания предваряют наши поступки.

- Что ты имеешь в виду?

- Просто всякое ожидание когда-нибудь да кончается и на смену ему приходит новое, - тут она многозначительно посмотрела на меня. - А новое приходит тогда, когда ты предпринял то или иное действие в надежде что-либо исправить в своих делах, если они плохи, или же наоборот улучшить, если они хороши. Ты сама… разве ничего не ждёшь от жизни? Не строишь планы, ничего не предпринимаешь для их осуществления? Неужели ожидание результатов потом нисколько не трогает тебя? Если тебе вдруг становится плохо, неужели не ждёшь, что потом станет лучше?..
 
    Не согласиться с ней я конечно не могла и разумеется догадывалась, к чему она клонит, но я даже и подумать не могла, что за этим стоит нечто большее. Я лишь подумала о том, что все мы независимо от возраста – кто-то больше, а кто-то меньше, – не осознавая того, находимся в пространстве ожиданий: попавший в беду человек ждёт спасительной помощи, человек с болью в душе, – чтобы его успокоили, нищий – чтобы подали милостыню. Будучи детьми, ждём любви и ласки от родителей и горюем, когда не получаем её. Будучи молодыми, тоже ждём любви, но уже от возлюбленных – мужей или жён – и тоже горюем, когда вместо любви получаем равнодушие. Пожилыми ожидаем здоровья, которое не сберегли в молодости, ждём и любви также и безмерно печалимся, если не получаем её от близких. Все мы (или почти все) в плохую погоду ждём хорошей, в шуме мечтаем о тишине, а среди людей ожидаем взаимопонимания, и когда не получаем ни того, ни другого, ни третьего, можем повесить на себя хандру и даже отчаяние. Тем не менее, ожидание никогда не покидает нас, несмотря на то что для каждого человека оно индивидуально и может реализоваться в жизни как со знаком плюс, так и со знаком минус.

    Но ожидание любви и счастья живёт в нашей душе всегда: как мечта и как песня, оно согревает сердца всем людям, живущим на земле – всем без исключения, – только с разным оттенком. Продолжало жить оно и в моей душе.

    И однажды в мою дверь постучали.
    Я открыла. Передо мной стоял высокий мужчина с густой сединой на висках. Это был Станислав. Я много раз представляла нашу встречу с ним, но чтобы вот так неожиданно...
    Его появление было настолько непредсказуемо, что слова радости и восторга, застряв где-то на полпути, превратились в сгусток удивлённого молчания.
- Я долго искал тебя, - сказал он.
- Нашёл? - наконец, вымолвила я.
- К счастью, да.
- Но как?
- Есть такое чУдное современное изобретение, как Интернет.
- Но меня там нет.
- А я нашёл твою школьную подругу Зою.
- Но она ничего не сказала!
- Правильно, потому что это был наш секрет. Можно войти?..


2016-2018 гг.