Цветок на окне. Пособие для шпионов

Шакир А-Мил
                Цветок на окне.
               (самоучитель для начинающих шпионов).
   Отрывки из незаконченной книги Антона Хейфица (Израиль), авторизованный перевод с английского.
...................................................
     Люди напрасно думают, что Господь Бог воздаст за неугодные дела только на том свете. Это люди так думают….
  События 911 потрясли Америку и весь мир, когда очевидно сам Всевышний помянул янки события 911 в Чили. Тогда, в 1971 году, с ведома Белого Дома, под патронажем ЦРУ, было свергнуто демократически избранное правительство доктора Альенде. Свергнуто кроваво и жестоко.
   Но в 1971, правительство США, не считало это террористическим актом. Свержение неугодных режимов с помощью военной хунты было излюбленным методом США в борьбе за мировое влияние, особенно в регионах экономических интересов своих крупных монополий.
   Как бы не было, ничего в этом хорошего конечно не было. Было понятно, что произошла трагедия, погибли безвинные люди.
………………………………………………………………………………
   Было также понятно, что американцы не оставят это дело так просто и в конце концов найдут чем и кому ответить. Так оно и получилось.
    «Поиски ведьм» начались отнюдь не на Востоке, а в дырках собственных карманов. И вот тогда-то в первую очередь вспомнили о ЦРУ и обо всех их заштатных сотрудниках.
   Между тем, в «отпущение козлов» в адрес к ребятам с РУ, приняли самое непосредственное участие не только сами американцы, но и, пожалуй, весь мировой политический бомонд. Что уж там говорить, о нашей журналисткой братии. Пожалуй, только ленивые, не пытались побольнее пнуть в задницу некогда самое всесильное предприятие по производству шпионов.
  Но в Новом Свете уже давно научились все превращать в шоу, так оно и получилось. Все больше шоу и все меньше памяти о тех, кто пострадал в тот черный день.
…………………………………………………………………………
   Спустя полгода, я гостил у родственников, в небольшой деревушке недалеко от Хадера. Признаюсь, я никогда в своей жизни не видел приведений, но тут, как мне показалось, повезло. Среди веселых и шумных гостей, сидел и пил вино никто иной, как сам N., фигурант по громкому делу шпиона Эймса, которого, как мне, во всяком случае, было известно, безуспешно разыскивало американское правосудие. Конечно, мне и в голову не пришло, что это и есть сам N. В мире тысячи двойников, и я был уверен, что этот человек один из них. Но моя тетушка Руфь, коренная одесситка, имеющая три высших образования, знающая семнадцать языков и, по ее выражению «двадцать три тысячи семьсот сорок четыре знакомых в мире» (данные на 15 часов 17 минут 24.07.07 года) у которой, собственно говоря, я и был в гостях, спокойно заявила:
- Да, это N.! Ну и что, что он шпион!? Их тут много у меня!
   Я был в шоке и стал внимательнее разглядывать гостей, пытаясь угадать, кто же из них Джеймсы Бонды, а кто и Мата Хари.
  Тетушка Руфь, заметив мое любопытство, немедленно прервала это занятие.
  Она решила отделаться от меня знакомством с господином N, и сделала это так, словно тот был боссом некой фирмы, куда ей непременно нужно было меня устроить на работу.
  N вовсе не стал удовлетворять мое любопытство по поводу того, как же ему удалось уйти от американского правосудия, отметив, впрочем, что он теперь и не N, да и гражданство у него израильское. Единственное, чем он меня утешил, что он шпион («бывший, бывший», - печально отметил он) и рассказал мне много интересного, умудряясь не называть фамилии, страны, время событий. Боже, это был настоящий профессионал своего дела! О Президенте США и министре обороны этой страны он говорил так, словно это были его хорошие знакомые или соседи, лавочник и почтальон по профессии, и он общался с ними за кружкой пива в свободное время, сидя на лавочке в собственном саду…
   И вот когда   мы стали говорить о причинах событий 911, он заявил, что причина только одна, американцы сильно увлеклись новыми технологиями. Их патологическое увлечение узнавать обо всем через космос, что же пишут «враждебные» газеты, и какую туалетную бумагу использует тот или иной премьер-министр страны, привели к упадку «живого» шпионажа и как следствие к ослаблению собственной безопасности.
- Десять космических ракет, оснащенных лучшими технологиями, не могут заменить одного хорошего шпиона! - воскликнул мой собеседник.
   И наша беседа мягко перешла на тему о том, кто же такие они - шпионы, откуда они появляются и как поживают. Все это натолкнула меня на идею написать этот маленький самоучитель для будущих шпионов, многие темы из которого мне подсказал все тот же г-н N.
………………………………………………………………………………….
   Средний портрет шпионов таков:
Возраст - от 30 до 70 лет.
Происхождение – не имеет практически никого значения.
…………………………………………………………………………….
Образование – за редким исключением это самые престижные учебные заведения родной страны, но что показательно, порой совершенно не нужное для будущей карьеры, там за рубежом. Дополнительное образование в разведшколе для будущей карьеры шпионы необходимое по легенде, порой превосходит уже имеющееся. Известны случаи, что для этого порой привлекаются лучшие научные умы родной страны.

Образование-2. Образование шпиона должно соответствовать, образованию страны обитания. Не будет лишним напомнить, что шпион уходит за кордон не только шпионить (в фильмах это значит почти ежедневно вскрывать сейфы с секретными документами и отстреливаться от погони), но и как полноправный член страны, он едет туда работать. А это значит, что его образование включает в себя: знание законодательных основ трудовой деятельности, вопросы техники безопасности и охраны труда, налоговой и юридической грамотности и т.д. и т. д.
Образование-3. Хорошо быть шпионом в Штатах! Стоит для вас подготовить более или менее сносную легенду заурядного эмигранта даже с Гвинеи – Папуа, и вы можете без проблем вживаться в новую для вас среду наряду с миллионами подобных вам настоящих эмигрантов. Потом, когда вы станете гражданином этой самой демократической страны в мире, никому не будет дела: плюете ли вы себе под ноги, ковыряете в обществе в носу, швыряете ли мусор себе под ноги. Что с вас взять, вы эмигрант!
   Другое дело, если вас послали в другую страну, пусть даже в соседнею с вашей. Допустим с Испании в Португалию, или с Чили в Бразилию.
  Вот это, мы вам скажем, университеты! Боже мой! Оказывается, в соседней с вами стране, совершенно не так, как в вашей: рассаживаются в гостях; поднимают иголку, упавшую на пол; наставляют рога начальству; берут взаймы (и не отдают долги!); моют полы; дарят подарки любимой женщине; прикуривают сигары; носят зонтики; кричат, когда тонут; целуются; реагируют, когда им наступают на ноги и пр. и пр. и пр.
  По утверждению г-на N, вряд ли найдется в мире шпион, у которого не было бы досадных промахов именно в этом образование, так сказать в бытовом. И спасало лишь то, что их окружали люди, абсолютно не болеющие шпиономанией, принимали эти промахи за чудачества, коими обладает, пожалуй, каждый из нас.
Образование -4. Вы не поверите! Но оказывается, шпион должен знать еще тысячу житейских мелочей, что называется быть мастером на все руки и уметь все дома делать сам. «Отчего такая щепетильность?» - поинтересовался я у того же г-на N, хотя, конечно же, понимал, что ту же поломанную рацию шпион вряд ли чинит в ближайшем ателье по ремонту электроприборов. «Элементарно, - ответил мне, сей достойный г-н. – Чем больше вещей вы сумеете сделать дома сами, тем меньше шансов контрразведки противной вам страны прислать к вам в дом человека под видом сантехника, электрика и т.д. А инструкция гласит, что им порой достаточно допросить и настоящего электрика, которого вы вызвали в силу своей безграмотности, чтобы многое узнать о вас и вашем доме».
    И видя, что я как-то с недоверием переварил эту информацию, добавил: «Я ушел от американской контрразведки, почувствовав слежку, через черный ход, который построил своими собственными руками в доме, в котором я жил. Я не сомневаюсь, у них был план моего дома и надеюсь, они по достоинству оценили, мои способности строителя». На что я только развел руками.
………………………………………………………………………………… 
    Я вижу, вы уже собрали чемоданы и вот-вот пересечете границу.
Подождите, вас еще не научили самому главному, шпионскому мастерству.
………………………………………………………………………………..

 Но, прежде чем вы отправитесь в путь, взгляните на себя в зеркало. Ну, хорош, правда?! Этакий красавчик! Увы, тут мы вас должны огорчить. Если у вас лицо Марчелло Мастрояни, Жерара Филиппа, Шон Коннори, Стивен Сигала, Депардье, Алена Делона - то все пропало! Вас немедленно выбракуют и отправят глубоко в собственный тыл, потому что привлекающий внешний вид шпиона — это просто нонсенс!
   Лицо шпиона – это лицо человека-прохожего, мимо которого мы проходим, сотни раз, и он может нас привлечь чем угодно, но только не внешностью.
   У русских есть очень примечательный фильм, в котором нам показывают сразу двух шпионов: одного настоящего, знаменитого В. Фишера (Рудольф Абель – примечание Ш. а-Мила) и шпиона-актера, исполняющего эту роль (Д. Банионис в фильме «Мертвый сезон» - примечание Ш. а-Мила). Вы вряд ли его просмотрите, и поэтому, я сам вам скажу, что одним из главных достоинств этого фильма, является демонстрация совершенно с виду не примечательных людей. Да, очень обаятельных и интересных, если к ним приглядеться в общении. Но вы бы их никогда не запомнили, если они были бы вашим попутчиком в вагоне и пр.
……………………………………………………………………………………
   Да, конечно, у будущих шпионов должно быть очень крепкое психологическое и физическое здоровье, ведь они день и ночь будут работать на благо своей страны. Но если вы с виду такой же качок как Арнольд Шварценегер или Сталлоне, то можете следовать туда же, куда мы недавно отправили и красавчика Делона! Опять же, не тот типаж!
   «А как же, красивые драки и пальба с двух рук?» - резонно спросите вы.
   Никакой пальбы и никаких драк! Одно только умелое движение, готовности к борьбе или прикосновение к оружию уже предательское свидетельство вашей спецподготовки. И запомните, шпионы уже давно никого не убивают. А вот убить их, совершенно случайно, может любой. И поэтому приемы самообороны обязательная часть обучения шпионов. Шпионы обязаны беречь себя. Они, простите, вещь штучная и представляют для государства такую же ценность как, к примеру «Джоконда» Леонардо для Лувра в частности и, наконец для всей Франции.
…………………………………………………………………………………..
   Ну вот, поскольку, оказывается, стрелять и бить морду ненавистному врагу и вовсе не обязательно, пора бы и присесть за парту, где вас начнут обучать шпионскому мастерству.
………………………………………………………………………………….
 Начнем сразу с этого «ненавистного врага». Увы, это оказывается в современном мире шпионажа, уже не аргумент. Во-первых, страна в которой вы будете, простите, шпионить, совершенно не обязательно будет иметь какие-то враждебные отношения с вашей родной страной.
  Во-вторых, даже если вы будете работать в стране, где такие негативные явления имеются, то это вовсе не означает, что вас будут целеустремленно настраивать морально, что это ваши враги и т.д. И даже наоборот, вас всячески будут убеждать, что любые ваши действия в  поисках сближения политики добрососедства между вашими странами, будут только приветствоваться  руководством. Вы обратили внимание, я подчеркнул: «вашими», поскольку вы теперь являетесь гражданином сразу двух стран! И это никакая не хитрость, со стороны вашего руководства. Они умные и опытные люди, умеющие анализировать и принимать решения. Зачастую, сами бывшие шпионы, они прекрасно понимают, что, находясь там, вы невольно впитаете все, как мы и они надеются, что есть хорошего в этом обществе. Очень скоро, многое станет вам близким и привычным. Черт возьми, да вы можете влюбиться там, жениться и воспитывать детей в духе патриотизма именно той страны, в которой вы находитесь. И это не возбраняется! Вы можете быть вполне достойным гражданином этой страны, но при этом иметь всего лишь один недостаток, ну вы поняли какой…
………………………………………………………………………………..
    Это снова из рассказов г-на N.
  Если, допустим, шпион живет в каком-либо крупном городе страны, который, как становится известно, посетит Президент. Узнать об этом можно вполне официально, или из каких-либо своих источников, (запомните, половина окружения всех президентов мира - это чья-то агентура!), то шпион обязан принять самое активное участие в мероприятиях по безопасности этого визита! Почему и для чего?
   Во-первых, действующий Президент — это лицо, которое уже находится в разработке и изучены все его планы, его окружение, вокруг которого уже внедрены лица, дающие нужную информацию, и никто не заинтересован в смене руководства страны.
   Во-вторых, сделать это шпиону совсем не трудно. Ведь первые месяцы своей работы он практически посвящает изучению города, местности в которой проживает и обязан знать каждую мелочь и замечать любое незначительное изменение в этом окружение.
   Так вот, в одной стране, один шпион увидел такие изменения, понял их значение и сделал вывод, что на Президента страны готовится покушение.
   Время на предотвращение покушения было в обрез и поэтому сообщение об этом ушло практически открытым текстом на родину, и в таком же виде поступило в службы безопасности страны пребывания. Президент остался жив и узнал все подробности, своего чудесного спасения. И тогда, он фактически открыто, в телефонном разговоре с главой государства шпиона, попросил выразить ему свою личную благодарность, что, и было сделано!
  Говорят, утечку информации об этом случае произвели специально, чтобы, как говорится пример был на слуху.
…………………………………………………………………………………
   А вот излишнее любопытство чревато провалом.
  Вы все конечно помните одно из самых известных покушений ХХ века на Папу Павла Иоанна II. Конечно, все понимали, что его совершили не по заказу жителя Ватикана, имеющего долги за коммунальные услуги. И многие спецслужбы мира, анализировали доступные материалы, пытаясь понять, чьих рук это дело.
   Каково же было удивление, одной из спецслужб восточного блока, когда на одной из фотографии они увидели лицо своего родного шпиона, более 10 лет работающего за кордоном.
   Как выяснилось, он оказался в Ватикане проездом, а на площади был из чисто человеческого любопытства.
   Понимая, что спецслужбы, просеивают на фотографиях все лица и устанавливают их личности, спецслужбы страны шпиона были вынуждены прекратить его деятельность и отозвать на родину. Не было никаких гарантий, что «болгарский след» не станет именоваться «следом» их страны.
…………………………………………………………………………………

   В годы идеологических противостояний между Западом и Востоком, создание блоков и коллегиальных решений, было принято решение подтянуть некоторые страны в развитие шпионажа и создание в них разведшкол, в которых могли бы преподавать и обучать мастерству асы из других стран. Что и говорить, опыт уже был, вспомнить хотя бы, как англичане помогали создавать ЦРУ. Они так в этом переусердствовали, что проморгали, как русский шпион Филби, являясь наставником от британской службы, имел возможность повлиять на многие политические решения страны. Учитывая и такой факт, конечно, было принято решение, тщательно проверить досье новобранцев и учителей. Но до этого дело не дошло. Едва, в нескольких странах открыли эти школы, как руководители их увидели, что у более половины абитуриентов явно выраженные славянские лица, свидетельствующие, что они родом из-под Рязани или Костромы (это такие города в России). И при этом, очень плохое знание родного языка, словно они с родителями мигрантами только вчера вернулись, откуда-то из - за границы. Русские настолько поспешили воспользоваться таким благодатным моментом, что пренебрегли, всеми возможными мерами безопасности своих агентов. Возможно, у них просто не было время на это.
   Утверждают, что их даже не стали разоблачать. Просто, нашли разумный повод и тихо закрыли эти школы. И с тех к такому опыту не возвращались. Обучение каждого шпиона дело глубоко индивидуальное.
……………………………………………………………………………….
  Мне вот это было всегда интересно.
- Обучают ли шпионов актерскому мастерству? – поинтересовался я у г-на N.
- Что вы! Что вы! – замахал руками г-н N. – Ни в коем случае! Актерскую школу вычислит любой мальчишка – контрразведчик!
- Так вы хотите сказать, что контрразведчик, способней любого шпиона?
- Ну конечно! – согласился он со мной. – В десять раз способней. Он один, ищет, находит и разоблачает человека, которого обучило, прикрыло великолепной легендой, обеспечило финансами целое государство. Ищет среди миллионов людей. Вот где настоящие герои!
- Мне немного странно слышать от вас такое, о своих практически противниках, – сказал я.
- Это не игра в благородство, это уважение к противнику и признание его превосходства, - заявил г-н N.
   М-да! Не ожидал.
…………………………………………………………………………………..
- Обучают всему, - продолжал г-н N.  - Как узнать, нет ли «хвоста»; уходить от погони; построить беседу так, чтобы собеседник выложил важные сведения; уметь за короткое время хорошо выспаться, часами неподвижно сидеть в засаде; отвлечь внимание или наоборот привлечь; какую квартиру или дом купить; в каких гостиницах останавливаться, в каких нет; жить по средствам; знакомиться с людьми, или расставаться с ними так, чтобы это не оставляло у них какой-то памяти о вас и т.д.
   Особенность обучения шпиона состоит в том, что ему лишь дают основные понятия и очень редко, какие-то навыки, но все остальное, согласно инструкциям, он все это тренирует в себе всю свою шпионскую жизнь.

- Ну, например, расскажите, как вы себя тренировали чему - нибудь, - попросил я.
- Например? Вы, верно, знаете, что у хорошего шпиона, очень хорошая зрительная память на содержание бумаг. Это тренируется привычкой чтения, когда читатель всегда выделяет в своей памяти самое основное.
  Память на внешний вид рекомендуется тренировать на секундном взгляде на человека, когда вы куда-то идете, а затем повторным взглядом проверяете правильность вашей памяти. Я всегда тренировал это на детях в колясках, имел, знаете ли, такую слабость.
 Память на количество прекрасно тренируется на коробке со спичками. В любое свободное время высыпаете коробок спичек и на глаз определяете, сколько их в кучке. Со временем точность доходит до плюс - минус двух, трех спичек.
- Подождите, подождите! – воскликнул я, и побежал на кухню.
   Тетя Руфь пробурчала что-то, отыскала в шкафчике коробок спичек, и я примчался обратно, высыпал коробок перед N. и спросил:
- Сколько?
   Г-н N. взглянул, прикурил одной из них сигару, потушил спичку и положил ее обратно в кучу, сказал:
- Сорок три.
   Я немедленно пересчитал. «Плюс-минус» не было. Их было сорок три...
P.S. Мой друг, Антон Хейфиц, трагически погиб при невыясненных обстоятельствах. Незаконченная часть рукописи еще ждет своего перевода, после чего обязательно будет опубликована.     а-Мил