Ч. 47 Что происходило перед прибытием PQ-18

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/07/1379

Прежде чем продолжить историю конвоя PQ-18, хочу рассказать читателям о событиях, предшествовавших его прибытию в советские порты.
 
24 июня пикирующие бомбардировщики  «Ju 87 Stuka» потопили английский тральщик, который базировался в Коле при слиянии рек Кола и Тулома.
 
27 июля немецкая подводная лодка обстреляла из орудия полярную станцию в бухте Малые Кармакулы (на южном острове Новой Земли). Один человек был убит и четверо ранены. Полярные станции были очень важны для лётчиков и моряков. На основе их измерений делался прогноз погоды.
 
Советское командование пребывало в заблуждении, что немцы не рискнут действовать на востоке дальше Новой Земли, опасаясь тяжёлых льдов. Это оказалось серьёзной ошибкой.

Недооценка противника привела к тому, что 17 августа 1942 года немецкая подводная лодка U-209 под командой капитан-лейтенанта Генриха Бродда в Карском море атаковала караван из буксирных пароходов «Комсомолец», «Норд» и «Комилес», которые вели за собой лихтер «Ш-500» и баржу П-4.

Караван шёл без охранения.

На барже находились 300 заключённых из лагерей «Норильстроя» под охраной сотрудников НКВД, а на лихтере доставляли зимнее обмундирование для 14-й армии. Лихтер «Ш-500», баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены подводной лодкой, открывшей артиллерийский огонь.

«Комсомолец» загорелся и выбросился на берег, а «Норду» удалось уйти, потому что подводная лодка израсходовала все артиллерийские боеприпасы.

Фуфайки, надетые на заключённых, ввели командира немецкой подводной лодки в заблуждение, что это были военнослужащие, поскольку такую же одежду носили и красноармейцы на фронте.

Поэтому он доложил шифровкой своему командованию о потоплении судов и об уничтожении трёх сотен советских военнослужащих.

Капитан буксира «Норд» передал по рации о фашистской подводной лодке  в Хабарово, где стояли два тральщика, ТЩ-54 и ТЩ-62. Тральщики направились к острову Матвеев. На подходе к острову они подобрали двух человек, находившихся в шлюпке.

Один из них был ранен. Кем они были, как оказались в шлюпке, нигде не нашёл никакого упоминания. Ещё 21 человека сняли с острова. Из 328 человек спаслись только 23.
 
Подводная лодка благополучно вернулась на базу в Нарвике. Затем она действовала в Северной Атлантике, пока 4 мая 1943 года её не потопила вместе с экипажем четырьмя глубинными бомбами американская летающая лодка «OA-10A Catalina».

16 августа 1942 года немецкий тяжёлый крейсер «Admiral Scheer» прошёл севернее Новой Земли, рассчитывая перехватить конвои, следовавшие Северным морским путём. Ледовую разведку проводили немецкие подводные лодки U 601 и U 251.

Адмирал Головко в мемуарах переложил вину за проникновение немецкого крейсера в Карское море на англичан: «…Обстановка на театре после внезапного, не имеющего никаких оправданий ухода английских эскортных кораблей от конвоя PQ-17 и гибели многих транспортных судов брошенного союзниками каравана оказалась до того напряженной, что я распылил и без того недостаточные для огромного театра силы флота;

нацелил их на выполнение во что бы то ни стало одной задачи и несколько ослабил внимание к другим, в частности к защите наших арктических вод, словом, на известный срок очутился в плену у обстоятельств».

Крейсеру, несмотря на полёты своего самолёта-разведчика, никак не удавалось обнаружить конвои из США, о которых немецкое военно-морское командование узнало от своего военно-морского атташе в Японии.

23 августа самолёт-разведчик обнаружил три конвоя, которые шли в сопровождении ледоколов «Ленин» и «Красин».

Нетрудно себе представить их судьбу при встрече с бронированной махиной «Admiral Scheer». Но на войне иногда многое определяет случайность. Самолёт-разведчик совершил аварийную посадку.

При этом он получил такие повреждения, что отремонтировать не представлялось возможным. Немцам пришлось его затопить, лишились, можно сказать, глаз.
 
К тому же густой туман и лёд замедлили ход крейсера. 25 августа с крейсера заметили клубы дыма и обрадовались, Решили, что, наконец-то, обнаружили конвои.

Но это оказался угольный пароход «Александр Сибиряков», который был маленьким, но зато выдавал огромные клубы чёрного дыма.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/12/1134

На фотографии: тяжёлый крейсер «Admiral Scheer»