Так было, так будет... Как и сто лет назад

Алекс Нефедов
Ровно сто лет назад занёс в свой дневник эти записи Рюрик Ивнев (1891 - 1981) русский поэт и писатель,который в 1919 году был заведующим оргбюро агитпоезда им. А.В.Луначарского и проехал на нём через всю тогдашнюю Россию.Итак, дадим слово очевидцу:
14 мая 1919 г. Киев.
Приехал пианист Дубянский из Петербурга. Рассказывает всякие ужасы: холод, голод, мертвенность улиц. "Петербургу быть пусту". Сбылось это ужасное пророчество. Рассказы Дубянского меня расстроили совершенно. Мне стало невыносимо тоскливо. Я вспомнил Петербург в дни его могущества, и сердце разрывается при мысли, чем он стал. Мне бесконечно больно за Соллогуба, который буквально голодает, по рассказам Дубянского. Мережковский и Гиппиус собираются уехать в Швецию. Всё разбито, разрушено. Несмотря на то, что все они, должно быть, ненавидят меня за мой "большевизм", мне их бесконечно жаль, даже больше, я чувствую, как часть их страданий падает на мои плечи.Все мы одинаково злобны и ничтожны.
Господи, прости нам, прости.
24 мая 1919 г. Вагон "Синельниково - Симферополь"
Удивительно, до чего мы озверели. Об убийстве людей говорим, как прежде говорили о собаках, кошках, зайцах...
27 мая 1919 г. Симферополь. Ресторан сада. Веранда.
Так было, так будет...
Девочка - нищенка просит подаяние. Все её гонят. В конце концов её уводит милиционер.
Прежде сидели и обедали чиновники, офицеры, буржуа. Теперь - "совбюры" (советские бюрократы), красноармейцы и "дамы".
29 мая 1919 г. Ночью. Симферополь. гостиница "Пассаж"
Боже мой! Как мне всё глубоко омерзительно! Вокруг такая же гадость, как была раньше: пьянство, грубость, пошлость, звериный эгоизм.
В коридоре шум, гомон, полупьяные выкрики.
Если подумать - какой ужас скрыт в милитаризме, под каким бы флагом он ни утверждался, коммунистическим ли или черносотенным.
Миллионы здоровых мужчин отрываются от семей, от близких, от родной своей, освященной воспоминаниями детства, земли и кидаются в города и на поле сражения. На поле сражения они убивают таких же молодых и здоровых мужчин, так же оторванных от своих семей и земли. В городах они отдыхают от убийства или подготавливаются к убийствам, лодырничают, развратничают, развращают население, разносят болезни, способствуют вырождению человеческого рода.