Девичья фамилия

Аркадий Тищенко
               
    В санатории моим соседом по комнате оказался молодой мужчина, отдыхавший здесь уже третий день.
    - Искренне рад, - встретил он меня, вставая с кровати, на которой лежал в спортивном костюме. – Честно говоря, боялся, что подселят пенсионера, которому кроме лекарств и процедур ничего уже не нужно…
    Протянул руку.
    - Александр, - представился сосед, - если не возражаете, просто Саша…
    Я не возражал.
    - Как ты насчет женского пола? – спросил он, переходя на «ты».
    - Я женат…- улыбнулся я.
    - Так я тоже, - рассмеялся Александр, показывая мне обручальное кольцо на пальце. – У тебя есть дети?.. Сын…А у меня две девочки  Дашенька и Машутка, и  жена-красавица…
    Он достал из внутреннего кармана пиджака, висевшего на спинке стула, бумажник из натуральной кожи. Вынув из него фотографию, протянул мне.
    На цветной фотографии была молодая женщина с двумя маленькими девочками. Женщина правда была красивой.
    - Мой тыл, - пояснил Александр.
    - Тогда зачем тебе курортные дамочки? – спросил я
    - Чтобы не терять форму, - ответил, смеясь.
    Пока я готовился принять душ, он признался, что все три дня, проведенные у моря, скучал. Хотя все это время находился в самых людных местах санатория. Но ни на пляже, ни в парке, ни в столовой не встретил женщину, за которой захотелось бы приударить.
    - Плохо иметь красивую жену, - заметил Александр. – Всех женщин сравниваешь с ней…
    Он встал из-за стола и направился к двери.
    - Отдыхай, а я схожу в бильярдную…
    В дверях остановился.
    - Ты как насчет бильярда? – спросил меня.
    - Кий смогу отличить от учительской указки…
    - Тогда приходи, я буду ждать тебя, - сказал мой сосед, закрывая дверь.
    Но она сразу же открылась.
    - Бильярдная во втором корпусе, - послышалось из проема  приоткрывшейся двери.
    После душа пожалел, что не отказался от бильярда. Лучше бы отдохнул с дороги. Предчувствие подсказывало – отдых может быть испорчен общительностью соседа. Пожалел, что не сочинил байку о моей депрессии, приобретенной в результате ежедневных, многочасовых переговоров с банковскими клиентами. По большому счету, «байка» эта была бы не так уж далека от истины.
    В конце бритья  услышал, как входная дверь открылась  и в ванную заглянул Александр.
    - Бильярд отменяется, - сказал он.
    Оказалось, во втором корпусе он встретил женщину, поразившую его.
    - Не женщина, а богиня, - захлебывался он словами. – Рост, ноги, грудь…А волос таких я  никогда не видел…Белые, длинные, стянутые голубой широкой лентой и черные брови над синими глаза…Не глаза, а огромные сливы…
    Дальше Александр поведал:  прекрасная незнакомка приехала вчера вечером, поселили ее во втором корпусе, живет она с молодой женщиной, в столовой новенькая сидит за столом номер тридцать пять, замужем, зовут ее Анна…
    Судя по объему информации, которую добыл мой сосед за какие-то тридцать минут, находился он в прекрасной форме женатого мужчины, вырвавшегося из семейного быта.
    - Теперь главное не опоздать… - сказал Александр.
    - Куда? – спросил я.
    - К ней…
    - Ты что, уже познакомился? – удивился я.
    - Еще нет, - заходя в ванную, сказал Александр. – Поэтому и боюсь опоздать…
    Минут через пятнадцать выбритый, пахнущий дорогим одеколоном, тщательно причесанный Александр вышел из ванной. Одев  белоснежную сорочку, красивый пиджак и в тон подобранный галстук, сосед осмотрел себя в большом зеркале  платяного шкафа.
    - Ты не хочешь пойти со мной? – спросил, довольный осмотром.
    - Издеваешься? – сказал я. – Рядом с тобой я буду выглядеть  бледной поганкой…
    - И я так думаю, - засмеялся Александр. - Тогда пожелай удачи.
    - Ни пуха, ни пера! - с готовностью ответил я.
    - К черту! – бросил Александр, выходя из комнаты.
    Я вздохнул с облегчением. Появилась надежда, что незнакомка отведет от меня угрозу постоянного общения с соседом.
    Вернулся Александр перед самым ужином. По его сияющему лицу понял: галстук, одетый в жару, сработал.
    После ужина, когда я стоял у доски объявлений, знакомясь с предлагаемыми экскурсиями,  ко мне подошел Александр, и, взяв за локоть, подвел к двум молодым женщинам. По тяжелому пучку белых волос на голове красивой женщины, понял – это и есть Анна.
    - Знакомьтесь, - сказал Александр, - сосед по комнате.
    Перехватив мой взгляд, задержавшийся на родинке под ухом блондинки и мое рукопожатие ее руки,  более продолжительное, чем руки ее подруги, Александр добавил:
    - Сразу же предупреждаю: он женат и у него пятеро детей…
    - Хотел об этом рассказать  сам, - сказал я женщинам. – Но сосед опередил меня. Поэтому спокойной ночи…
    Развернувшись, я пошел в сторону нашего корпуса.
    - Ты куда? – крикнул в спину Александр.
    - Звонить детям…- не оборачиваясь, ответил я.
    Не успел я принять душ, явился Александр.
    - Ты что, обиделся моей шутке? – с порога спросил он меня.
    - А ты разве шутил? – удивился я.
    - Значит, обиделся…- сказал Александр, садясь на кровать. – И напрасно…Я не хотел тебя обидеть…
    - Да не обиделся я…
    - Тогда чего сбежал?
    - Боялся, что убьешь меня…Ты же, оказывается, ревнивый…
    - Жуть ! – признался Александр.
    Я пообещал ревнивцу не мешать ему в его общении с женщинами. Теперь Александр предупреждал меня, где они сегодня будут проводить время, и я не должен был там появляться. В столовую я ходил позже всех, когда там уже никого не было из отдыхающих. На пляже забирался в такие места, где красивым женщинам показывать себя некому –  вокруг только чайки. Второй корпус обходил десятой дорогой…О бильярдной вообще слышать не мог…Стал самым активным отдыхающим. Каждый день экскурсии, походы, лекции, фильмы…
    - Почему ты не хочешь помочь мне? – через две недели спросил меня осунувшийся за последние дни Саша. - Ты же видишь - у меня ничего не получается… И не получится пока я, как дурак, хожу с двумя женщинами…
    - Чем помочь тебе? - удивился я. – Сказать женщинам, что у тебя не пять, а только двое детей?
    - Уведи Лену, - взмолился Александр. – Они же с Анной, как сиамские близнецы…               
    В тот же вечер пригласил Лену в кино. Выполняя просьбу соседа, после фильма бродили по парку. Затем сидели на пляже, любуясь звездным небом.
    - Где ты пропадаешь? – встретил меня в комнате  сидевший за столом Александр. – Друг в отчаянии, а выпить не с кем…Пытался напиться один, но не берет меня сегодня…
    Он кивнул на стоявшую перед ним почти пустую бутылку коньяка.
    Из его рассказа я понял: Анна, оставшись без своей соседки, стала нервной, резкой и насмешливой до грубости. А когда после фильма Лена долго не возвращалась,  Анна попросила Александра оставить ее одну.
    - Проще говоря, выгнала…, - признался Саша. – Не поверишь, в отсутствии Лены она нервничала так, будто та не ее соседка по комнате, а дочь…
    Утром следующего дня на столе лежала записка, похожая больше на телеграмму: « Отступать не привык. Поехал в город. Ничего не говори Ане. Саша».
    Из города сосед вернулся ближе к вечеру.
    - Аня не интересовалась где, я? – спросил Александр, переступив порог комнаты.
    - Интересовались, почему ты не пришел на массаж…
    - Посмотри, - будто не слыша мой ответ, сказал Саша, - может ли  женщина устоять перед этим?
    Он протянул мне продолговатый синий бархатный футляр.
    Я осторожно открыл его крышку. В нем лежал браслет. Опешив от его красоты, я лишь пробормотал:
    - Где ты его нашел?..
    - В антикварном, - ответил Александр. – При мне принесли сдавать…
    Браслет был сделан в виде раскрытого старинного фолианта. На одной его странице  славянской вязью  было выгравировано «Все проходит», на другой
«Только не любовь». Не находя слов, я молча любовался изящным изделием.
    - Теперь вижу  -  вещь, правда, стоящая, - сказал Александр, забирая у меня футляр.
    Вечером, выходя из комнаты, нарядно одетый Александр еще раз посмотрел на свое отражение в зеркале платяного шкафа, понюхал розы, которые держал в руке.
    - Не поверишь, - сказал он, - волнуюсь больше, чем когда делал предложение своей будущей жене…
    …Утром я проснулся от запаха табачного дыма. Глянул в сторону кровати Александра. Он лежал на койке поверх одеяла в костюме и курил. Обычно с сигаретой он выходил на балкон. Заметив, что я уже проснулся, сел на койке.
    - Ты знаешь, что она сказала, увидев браслет?
    Я молча смотрел на соседа.
    - Сказала, такой подарок  может принять только от мужа…
    Он встал с кровати и подошел к столу.
    - Представляешь, - раздраженно сказал Александр, сминая окурок в пепельнице, - я ей про свою любовь, а она мне про своего мужа... Анекдот!..
    …За последующие дни Александр осунулся. Перестал звонить домой. Ходил мрачный и много курил.  Днем и ночью. Молча. Думаю, просто рассказывать было нечего. Судя по тому, что синий футляр лежал в ящике его прикроватной тумбочки, хвастаться ему было нечем. Я ни о чем не расспрашивал.
    …В комнату вошел бледный Александр.
    - Финита ля комедия, - сказал он, садясь к столу и закуривая. - И не просто конец, а позорный…
    Оказывается, Аня уехала домой, хотя до окончания срока ее путевки оставалось еще несколько дней. Уехала, не предупредив Александра, не оставив ни телефона, ни адреса. У Лены координаты соседки Саша не спрашивал – стыдно.
    - Может, ты обидел ее? – спросил я Александра, пытаясь помочь ему понять поступок Анны.
    - Чем? – удивился он. – Тем, что вчера попытался поцеловать родинку  на ее шее?..Так она влепила мне пощечину... Но эта родинка сводила меня с ума…
    На следующий день после отъезда Анны, Саша поехал в город и сдал обратно браслет.
    - Не хотели принимать, - сказал Александр, вернувшись из города. – Хорошо хоть ума хватило не выгравировать на нем имя
    - Может, стоило подарить браслет жене? – спросил я.
    Саша грустно усмехнулся.
    - Жена слишком хорошо меня знает, - сказал он. – Она никогда не поверит, что такой браслет я купил для нее…
    Прокурив всю ночь на балконе, на следующий день Александр тоже уехал домой. Простившись с ним на городском вокзале, я на обратном пути в санаторий зашел в антикварный магазин.
    …Увидев меня на пороге квартиры, жена бросилась мне на шею.
    - Я знала, что ты  приедешь хоть на день, но раньше, - прошептала она мне на ухо.
    После ужина с шампанским, в спальне я сказал, лежавшей рядом жене:
    - Закрой глаза…
    Я достал из-под подушки синий бархатный футляр и положил его на одеяло жены.
    - А теперь - открывай…
    Увидев футляр, жена осторожно взяла его и, встав с постели, пошла к трюмо. Включив лампу, долго рассматривала браслет. Прочтя гравировку, надела его на запъясте.
    - С моим именем он стал еще прекраснее , - с улыбкой сказала жена, подходя к кровати, - Спасибо,любимый, - прошептала она, склоняясь надо мной.
    На меня обрушился водопад ее белокурых длинных волос, в которых я с трудом нашел и поцеловал любимую родинку на шее жены.
    …По совету знакомого психотерапевта мы с Анной иногда отдыхаем в одном месте. Но как незнакомые люди. Делать нам это не трудно. У жены в паспорте стоит ее девичья фамилия…