100 лет беспамятства

Андрей Климов
          Кто сегодня чувствует связь с историей своего народа, (не говоря уже об истории человечества)? Вряд ли таковые отыщутся. Однако, тот факт, что мы не ощущаем своей связи с прошлым (даже не очень далёким прошлым), вовсе не означает, что этих связей нет и никогда не было. Они всегда были и есть, но мы их не замечаем или игнорируем. Мы, сегодняшние, словно не имеем или не хотим иметь никакого отношения к тому, что было и происходило до нас, прежде чем мы пришли в этот мiр. Все мы вышли из прошлого, но почему-то не хотим с этим считаться, как неразумные дети, отрекшиеся от своей семьи и родителей. Возможно ли не считаться со своим прошлым, своей наследственностью, физической и духовной, с той кровью, что в нас течёт и даёт нам жизнь? А мы, однако, чаще всего не принимаем это во внимание. Но наше беспамятство и невежество не являются оправданием, и лишь осложняют нам жизнь.

         Человек – единственное на земле существо, которое живёт не только во времени, но и в истории. История выходит за пределы жизни как отдельного индивида, так и этноса, и, можно сказать, соприкасается с вечностью. Растительный и животный мiр принадлежит исключительно времени, находясь вне истории. Человек – единственное Божие создание, обладающее исторической памятью. Впрочем, историческая память не есть наше врождённое свойство.

         В советское время и в средних, и высших учебных заведениях (за исключением, наверное, лишь исторических факультетов), главный акцент делался на «Истории КПСС». Этот предмет наряду с «Научным Коммунизмом» был чуть ли не профилирующей дисциплиной, (во всяком случае, в гуманитарных ВУЗах). В результате семидесяти лет советской власти и тридцати лет «демократического» правления, которое лихо «перещеголяло» коммунистов во многих отношениях (уж в области образования – точно), мы имеем некое подобие народа, начисто лишённого исторической памяти, народа, ведущего по преимуществу растительный образ жизни вне истории, вне вечности, вне осознания своего места и роли, и стоящих перед ним исторических задач на земле. Сто лет исторического беспамятства сделали своё дело.

          Представьте себе человека, в сознании которого стёрты картины детства, юности, не помнящего и не знающего кто он и откуда, чем занимался, во что верил, кого любил, отчего страдал. Как жить такому человеку? Исключительно сегодняшним днём и его насущными проблемами? Но для человека это не жизнь, а жалкое прозябание. И как жить народу, впавшему в беспамятство, в безумие беспамятства? Мы все созданы для вечности, не для растительного и животного существования. Дух и Слово – вот главные составляющие человеческого бытия, вот наше истинное предназначение и призвание.

           Под могучим дыханием истории расцветают и гибнут цивилизации, уходят в небытие целые народы и культуры, но мы не слышим этого дыхания времени, дыхания тысячелетий, оно для нас не существует; мы с головой ушли в повседневность с её иссушающими душу мелочами и глупостями. Ни до чего другого нам дела нет. Что с того, что мы несём на своих плечах наследие истории тысячелетий? Нас это не волнует и нимало не касается. В погоне за призрачным счастьем и благополучием проходит жизнь. И когда уйдём из этого мiра, уйдём в «прошлое», где найдём своё место в духовном мiре, о котором  практически ничего не знаем?

          Прошлое довлеет над нашей жизнью, начиная с Адама и Евы, а мы уверены, что не имеем к нему никакого отношения. Беспамятство - плохой товарищ и попутчик в человеческой жизни.