Н. Рерих. Путешествие по СССР

Алексей Панов 3
Дорогие товарищи! Ниже я выписал несколько цитат из дневника путешественника и художника Николая Константиновича Рериха. Прочитал его дневники, в которых описано путешествие по Индии, Китаю, Монголии, Советскому Союзу и Тибету, длившееся с 1924 по 1928 годы. Много там всего интересного и познавательного прочитал, но приятно потряс меня рассказ о путешествии по СССР. Я испытал настоящий восторг! Важно то, что путешествие проходило по пути из Китая в Монголию, то есть Рерих проследовал по Сибири. Большая часть пути пролегала по Иртышу. Примечательно то, что это не центральные районы страны, а окраина. И вот, прочтите, что Рерих пишет о простом народе: о крестьянах и красноармейцах, о сельском учителе, о грузчиках. Николай Рерих – гражданин США, потому ему нет нужды  приукрашивать советскую действительность.
Прочтите, товарищи, цитаты не спеша. Попробуйте перенестись мысленно в ту историческую эпоху, когда Рерих путешествовал по СССР. Я выписал лишь малую часть из написанного Николаем Рерихом, как мне кажется, дающую представление о после революционном преобразовании сознания людей.
Первые пять цитат относятся к Китаю, они о почитании Владимира Ильича Ленина. Написаны они в консульстве города Урумчи, в период ожидания пропуска через границу.
Удивительная тяга простых людей к знаниям: «Народ, который так хочет знать, получит желанное». Вот потому и страна моя – Советский Союз – стала мировой державой, самой читающей страной в мире, где уровень образования был самым высоким в мире. Вот потому мы сегодня на задворках развитых стран мира, что тяге к знаниям у нас мало, даже родной язык не изучаем.
А вот настоящая музыка: «Радостно плыть по Иртышу  и слышать доброе строительство. Радостно не слышать ни одного сквернословия и не видеть жестов пошлости. Радостно видеть углубление знания». Вдумайтесь, нет сквернословия! Значит, было раньше, а теперь (1926 год) его нет! Сегодня же мы повсеместно разговариваем матом, даже пишем с использованием мата. Ужасно! Теперь представим, насколько выше была нравственность и духовность советского народа!
Я закончил моё вступление. Конечно, хочется говорить больше и подробнее, но давайте прочтём внимательно несколько цитат из дневника Рериха. Он скажет лучше меня, а вы, товарищи, остальное додумайте сами.


«После смерти Ленина Е Чин-Бен писал: «Народы многих называют славными героями, но, в сущности, только малое количество людей заслуживает этого названия. Таким был Ленин, пользовавшийся всеобщей любовью. Ленин – яркая звезда человечества… Небеса безжалостны; он ушёл из нашего мира, но идеи его будут жить вечно». Есть же где-то светлые, и смелые, и честные китайцы, но ведь мы-то их не видим. А так хотелось бы увидеть!» (265)

«Местный священник сделал из Ленина кесаря. Какие-то люди из русской колонии не решались прийти на открытие памятника Ленину*, опасаясь контроверзы с религией. Но священник сказал проповедь и указал: «Воздайте богу божие, а кесарю кесарево». Тогда затруднения исчезли…» (268)
* «Речь идёт о бюсте В. И. Ленина, который предполагалось установить во дворе консульства СССР в Урумчи; Н. К. Рерих спроектировал для него пьедестал в виде усечённой пирамиды на платформе; когда пьедестал был готов, губернатор Синьцзяна Ян Цзе-синь запретил установку бюста и открытие памятника».

«Первомайский праздник в консульстве. В половине первого обед с китайцами. Двор консульства удачно и красочно убран. Под большим навесом, увешанным яркими коврами, столы на сто человек. Рядом стоят три юрты  для мусульман, где вся еда приготовлена без свинины под особым присмотром мусульманина. Перед юртами сиротливо стоит усечённая пирамида – подножие запрещённого памятника Ленину. Невозможно понять, почему все революционные плакаты допустимы; почему китайские власти пьют за процветание коммунизма, но бюст Ленина не может стоять на готовом уже подножии». (272)

«Так обидно, что имя Ленина не успели написать на подножии «запрещённого» памятника. Ведь к этому имени тянется весь мыслящий Восток и самые различные люди встречаются на этом имени». (273)

«Следует долгий внимательный досмотр вещей. Всё пересмотрено. Извиняются за длительности и хлопоты, но всё должно быть сделано без исключения и по долгу. Вот и начальник поста. Вот и семья его помощника Фомина. Сын его трогательно собрал  всевозможные портреты Ленина и сделал из них как бы  венок над своей постелью. Ночуем на посту». (295)

(После путешествия по Китаю, экспедиция Рериха пересекает советско-китайскую границу. Он описывает поразительную тягу к знаниям пограничников и крестьян, ставшую возможной после Великой Октябрьской социалистической революции и наступления эпохи народной власти.)

«А вот и «чудо». Были на собрании крестьян и красноармейцев. Слушали доклад Джембаева о международном положении. В этой жажде знания – всё реальное будущее и весь свет труда. Е<лена> И<вановна> читала письмо об индийской философии. И мы сказали спасибо этим новым знакомым за всё от них услышанное. Надо сказать, что эти пограничные красноармейцы мыслят гораздо шире многих западных интеллигентов. Где же та узость и грубость, о которой говорили подложные отзывы?» (296)

«Опять чудо: ещё на сходнях около нас собираются грузчики и просят им «рассказать». На верхней палубе нас окружает целое кольцо всех возрастов. И все они одинаково горят желанием знать. У каждого свой угол подхода; у каждого свои сведения, но у всех одно жгучее желание – узнать побольше. И как разбираются в сказанном! Какие замечания делают! Кому нужно знать экономическое положение стран, кто хочет знать о политике, кто ищет сведений об индийских йогах… Народ, который так хочет знать, получит желанное. Подходит мальчик, хочет с нами путешествовать. У Юрия (сын Н. К. Рериха – А.П.) в тесной каюте скопилось четверо коммунистов, дружно толкуют о ленинизме. Над пристанью более не висит ругань. Спорится работа народная». (297)

«Вот рабочий рассуждает о религии. Слушайте и удивляйтесь, как широко, реально и практично судит он о применении новых методов. Вот он перешёл к вопросу о пьянстве, и опять слышится здоровое суждение. Вот он толкует о дисциплине в армии; неудивительно, что такая армия представляет грозное своей сознательностью целое. Вот он оценивает экономические условия. Без вредного шовинизма он учитывает нарастание хозяйства. В его руках цифры и сопоставления. Говорит о налаженной работе народа со специалистами. Нет ни ложного пафоса, ни хвастовства; спокоен жест руки, и безбоязненно смотрят серые глаза. Вот опять народный учитель. Тот, который работает двенадцать часов в сутки за 36 рублей в месяц. Он и учитель в трёх школах, и режиссер, и народный лектор, партийный работник. Послушайте, как любовно он говорит о лучших методах преподавания; как он бережлив с индивидуальностей детей и как следит за достижениями науки. Сейчас едет, чтобы пройти дополнительный курс на биостанции». (302).

«А вот латыш – командир полка. Жена его шепчет: «Что делать с ним? Всё, что имеет, раздаст. Найдёт каких-то бедных старушек, выдаёт им пенсию. А чуть скажешь ему, отвечает: «Да ведь ты сыта. Лучше я сам есть не буду». А ведь жалованье-то всего 125 рублей». Этот грозный латыш – убеждённый коммунист самого чистого склада. И весело с ним говорить об эволюции материи. Это не тупой дарвинист, но реальный искатель и поклонник реального познания сущего… Радостно плыть по Иртышу  и слышать доброе строительство. Радостно не слышать ни одного сквернословия и не видеть жестов пошлости. Радостно видеть углубление знания. Как Ленин говорил: «Претворение возможности в необходимость»»*. (302-303)
*. «В. И. Ленин в различных аспектах писал и говорил о «претворении возможности в действительность»».

«В великом Ленине поразительно отсутствует отрицание. Он вмещал и целесообразно вкладывал каждый материал в мировую постройку. Именно это вмещение открыло ему путь во все части света. И народы складывают ленинскую легенду не только по прописи его постулатов, но и по качеству его устремлений. За нами лежат двадцать четыре страны, и мы сами в действительности видели, как народы поняли притягательную мощь Ленина. Друзья, самый плохой советчик – отрицание. За каждым отрицанием скрыто невежество. И в невежестве – вся гидра контрреволюции.
Знайте, знайте без страха и во всём объёме.
Как же наконец люди выйдут из туманных потёмок «мистики» для изучения солнечной действительности? Когда же извилины пещеры сменятся сиянием простора? Ленин понимал это». (315)

10.03.2019.

Примечания.
1. Мои комментарии написаны в скобках, кроме вступления.
2. Цифры после цитат - номера страниц книги.