Лех, Чех и Рус

Валентин Валевский
                            от польского поэта к народу России
                            и славянским народам[1] всего мира
                            с братским приветом из Москвы

               Лех, Чех и Рус[2]

      <> о временах языческих <>

Да, жили в мире пращуры[3] до нас,
Хранили нивы от недобрых глаз.

Где предком было поле обжито, —
Не погубляло мир людской ничто.

Но вот враги явились злые к нам
И мы познали жизни этой срам.

Детей и жен бесчестили они
И мы зажгли священные огни.

Кий, Щек и Хорив[4] за руки взялись —
От них роды иные повелись.

Словена[5], Леха, Чеха, Руса род
Путем своим потек из года в год.

Но время шло и годы суеты
Меж нами развели уже мосты.

Однако верю, русский ваш народ
В единый край славянство соберет.

И соберется вдруг под общий кров
Пол-миллиарда царственных сынов.

И Божьим словом истинной любви
Зажжется дух в их доблестной крови!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] В посвятительной части к тексту обращаюсь ко всем славянским
народам, ибо речь в нем идет о прошлом древних славян, от которых
происходят славяне современные, кои являются крупнейшей во всей
Европе этноязыковой общностью, из коих также нынче выделяются:

1) западные славяне: поляки, силезцы, словинцы, кашубы, лужичане,
чехи, моравы и словаки; 2) восточные славяне: русские и украинцы,
русины и белорусы; 3) южные славяне: сербы, хорваты, черногорцы,
словенцы, македонцы, болгары и боснийцы (они же босняки*). См.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Славяне

*  Этноним имеет два равноправных варианта: боснийцы и босняки.
Оба обозначают как жителей Боснии, так и название народа в целом.
Современный толковый словарь Ефремовой утверждает следующее:
боснийцы —
1. народ южнославянской этноязыковой группы, который составляет
население Боснии и Герцеговины.
2. представители этого народа. См. в Толковом словаре Ефремовой:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/143118/боснийцы

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в частности, еще
упоминается о босняках только как о жителях Боснии, но и не более.
Это связано с тем, что под термином «босняки» упоминаются также
польские всадники, кои к боснийцам не имеют отношения. Сравним:

босняки — жители Боснии. См. энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/123535/босняки

босняки — так назывались польские всадники, составлявшие в XVIII
столетии часть Руешского гусарского полка (по Брокгаузу и Ефрону):
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/123536/босняки

По этой причине Т. Ф. Ефремова в Толковом словаре обозначила для
южнославянского народа именно этноним «боснийцы», а не босняки,
дабы не создавалось путаницы с польскими всадниками.

Тем не менее, нужно также учитывать, что самоназвание указанного
народа — бошняки, чему соответствует в русском языке — босняки:

босняк — представитель южнослав. народа, населяющего Боснию и
Герцеговину. См. другой словарь: https://ru.wiktionary.org/wiki/босняк

[2] Чех, Лех и Рус — «три брата-славянина», персонажи-эпонимы из
из легенды об основании Чехии, Польши и Руси. См. веб-материалы:
https://www.wikiwand.com/ru/Чех,_Лех_и_Рус
https://wiki2.org/ru/Чех,_Лех_и_Рус

[3] В дохристианские времена все славяне исповедовали язычество и
верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, моравов, словаков, сербов, словен,
хорватов, русских, украинцев, русинов, белорусов и др. слав. народов.

[4] Кий, Щек и Хорив — три легендарных брата, каковые зачастую и
ассоциируются со славянскими патриархами Лехом, Чехом и Русом, а
возможно, являются их потомками. См. следующий доступ. материал:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/95262/Кий_Щек_Хорив

О Кие, Щеке, Хориве в контексте со славянскими патриархами Лехом,
Чехом и Русом в польском издании «Salon24», в частности, говорится:

«Кий, Щек и Хорив, или Лех, Чех и Рус? Давняя история несет череду
сюрпризов. Одним из таких сюрпризов и является схожесть польских
легенд с легендами, содержащимися в исторических источниках – это
рассказ летописца Зеноба Глака о трех братьях, происходивших из ин-
дийской княжеской семьи, вероятно являвшийся прототипом летописи
Нестора о начале Киева, и кажется, весьма близок к свидетельствам о
начале государственности на землях польских.» Веб-издание «Salon24»
(также см. в изд.«Gazeta Poselska» от 01.09.2013; работает с перебоями).
Перевод с польского языка Валентина Валевского, ссылка на источник
и оригинальный текст:

https://salon24.pl/u/adamfularz/529639,o-lechu-czechu-i-rusie
https://salon24.pl/u/adamfularz/530786,polski-lech-wg-kroniki

«Kij, Szczek i Chorw, czy Lech, Czech i Rus? Dawna historia niesie szereg
niespodzianek. Jedna z takich niespodzianek jest podobienstwo polskich le-
gend do legend zachowanych w przekazach historycznych – oto doniesienie
kronikarza Zenoba Glaka o trzech braciach zrodzonych z hinduskiej rodziny
ksiazecej, pokazywane jako pierwowzor relacji Nestora o poczatkach Kijowa,
wydaje sie byc bardzo zblizone do doniesienia o poczatkach panstwowosci
na ziemiach polskich.» Strona internetowa «Salon24».

Следующий материал о первых властителях Лехии из того же польского
источника («Salon24»») раскрывает еще более интересные факты:

«Если верить в этот тезис и строить историю на этих сходствах, то и ны-
нешние польские земли могли быть леном (феодом) Хазарского Каганата,
государства, в котором иудаизм был доминирующей религией. Кий, Щек
и Хорив (Хорев) действительно могли быть предводителями славян, за ис-
ключением того, что, согласно источникам, они отдавали дань Хазарскому
Каганату. Согласно «Повести временных лет» Кий был предводителем од-
ного из родов племени восточных полян. Он основал город Киев вкупе со
своими братьями Щеком и Хоривом, а кроме них имел еще сестру по име-
ни Лыбедь. Позднее Кий с его дружиной ходил в Царьград, где он служил
одному из кесарей, пользуясь его уважением. Затем он основал город Кие-
вец на Дунае, где хотел поселиться, однако был изгнан местными племена-
ми и вернулся в Киев. Нестор же (т.е. летописец) не знал имени упомянуто-
го кесаря, а следовательно, и времени описанных им событий, однако исто-
рики, признающие правдоподобность его пересказа, полагают, что это мог
быть император Юстиниан I Великий, поскольку во время его правления в
византийской армии служили многие славяне, ибо строил он опорные кре-
пости на Дунае.» Веб-издание «Salon24» (а также см. в «Gazeta Poselska»).
Перевод с польского языка Валентина Валевского, ссылка на источник и
оригинальный текст:

https://salon24.pl/u/adamfularz/529639,o-lechu-czechu-i-rusie
https://salon24.pl/u/adamfularz/530786,polski-lech-wg-kroniki

«Jesli wierzyc w te teze i budowac historie na tych podobienstwach, to obecne
ziemie polskie mogly byc lennem Kaganatu Chazarskiego, panstwa w ktorym
dominujaca religia byl judaizm. Kij, Szczek i Choriw (Chorew) mogli istotnie
byc przywodcami Slowian, z tym ze wg zrodel placili oni trynut na rzecz Kaga-
natu Chazarskiego. Wedlug Powiesci minionych lat Kij byl przywodca jednego
z rodow Polan wschodnich. Miasto Kijow zalozyl wraz z bracmi Szczekiem i
Chorywem, oprocz nich mial takze siostre imieniem Lybedz. Pozniej Kij mial
wraz z druzyna chodzic do Carogrodu, gdzie sluzyl jednemu z cesarzy i cieszyl
sie jego szacunkiem. Nastepnie zalozyl grod Kijowiec nad Dunajem, gdzie chcial
sie osiedlic, jednak zostal stamtad wygnany przez okoliczne plemiona i powrocil
do Kijowa. Nestor nie znal imienia wspomnianego przez siebie cesarza, a zatem
i czasu opisywanych przez siebie wydarzen, jednak historycy uznajacy prawdo-
podobienstwo jego przekazu uwazaja, ze mogl to byc cesarz Justynian I Wielki,
gdyz za jego rzadow w armii bizantyjskiej sluzyli liczni Slowianie i budowal on
grody warowne nad Dunajem.» Strona internetowa «Salon24»

[5]  Словен (Славен) — эпический образ родоначальника славян, имеющий
разные трактовки в различных источниках и чаще связанный с конкретным
образом Руса. См. доступный материал: https://traditio.wiki/Образ_Словена

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images90.fotosik.pl/114/069fd6a0f7720a84.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110060200826