Дикая яблонька

Евгений Шиков 47
                Дикая яблонька

        Жили-были бабушка Оля и внучка Люда. Их маленький домик стоял на окраине небольшого городка. Жили они бедно, но дружно, а потому счастливо. Бабушка скромную пенсию получала и на огороде овощи выращивала. А Люда в школе училась и в лесу да на болоте грибы-ягоды на продажу собирала. Тем и жили.
        Но, как это часто бывает, беда нас не забывает. Заболела баба Оля. Позвала Люда врача. Пришёл врач, осмотрел бабушку и говорит Оле: «Болезнь серьёзная. Надо бабушку в больницу положить».
        Ничего не поделаешь. Отвезли бабушку в больницу. Там врачи анализы сделали и сказали Люде:
        – Нужна операция. Стоить она будет десять золотых.
        – Десять золотых! – ахнула девочка. – Я о таких деньгах и не слышала!
        – Ничего не поделаешь, – пожали плечами врачи. – Время такое.
        Собралась Люда с духом и пришла к бабушке. Рассказала об операции и спросила:
        – Что же нам делать, бабушка?
        – Ничего, внученька. Денег у нас на операцию нет. Достать их нам негде. Значит, судьба мне помирать. За тебя только душа болит. Как ты жить-то будешь?
        – О чём ты говоришь, бабушка? Как это умирать? Я достану денег на операцию!
        – Нет, внученька. Даже если всё наше имущество продать, всё равно на операцию денег не хватит. Да ты не горюй. Я своё уже пожила. Если ты экономно жить будешь, то, даст бог, выучишься. А там, может, и свою судьбу как-нибудь устроишь. Я за тебя и на том свете молиться буду.
        – Что ты, бабушка! Что ты! Не думай о смерти. Я достану денег! – воскликнула Люда и в слезах выбежала из больницы.
          
        Поплакала она, поплакала и стала думать, как бы ей денег на операцию достать. Думала, думала, но ничего не придумала.
        Пошла к подругам. Собрались подружки в кружок и стали вместе думать.
        – Денег нам не достать, – задумалась Маша. – Богатых среди нас нет.
        – Надо у кого-нибудь попросить, – предложила Даша.
        – Никто денег так просто не даст, – печально сказала Маша.
        – Но можно взять взаймы. Сколько надо денег на операцию? – спросила Даша.
        – Десять золотых.
        – Это очень много! – хором ответили подруги.
        – Столько золота никто и взаймы не даст, – добавила Даша. – Ни у кого таких денег просто нет.
        – Есть! – воскликнула Маша.
        – У кого? – недоверчиво посмотрела на неё Люда.
        – У банкира.
        – Он не даст, – вздохнула девочка.
        – Почему?
        – Потому что он очень жадный. Об этом все знают.
        Люда безнадёжно опустила голову.
        – А я слышала, что банкир даёт деньги! – не соглашалась Маша.
        – Даёт, но под залог чего-нибудь ценного, – пояснила Даша.
        – А что такое залог? – поинтересовалась Люда.
        – Залог – это когда банкир даёт деньги, но если ты денег не отдашь, то залог станет его собственностью.
        – У меня ничего ценного нет, – опустила голову Люда.
        – Да. Вот если бы у тебя были драгоценности или земля, тогда бы банкир деньги дал.
        – Есть у меня земля! – радостно воскликнула Люда.
        – Какая у тебя земля? Где? – удивилась Даша.
        – Там, за городком, где я клюкву собираю, – ответила Люда.
        – Ах, это боло-о-то, – грустно протянула Маша.
        – Да, – согласилась Даша, – это не земля. Это болото. Вряд ли банкир примет его в залог за десять золотых.
        – Почему же не примет? – оживилась Люда. – Там красиво, много ягод. На моём болоте кулики гнездятся! А весной на нём даже журавли останавливаются.
        – Люда, Люда, – покачала головой Даша. – Банкиру не нужны красота и клюква. Он только деньги считает. Журавли его не порадуют.
        – Там, среди болота, ещё островок есть – небольшое возвышенное место. На нём ёлочки растут, а среди них маленькая дикая яблонька, – продолжала Люда.
        – Люда, Люда. Какие ёлочки? Какая яблоня, да ещё дикая? На что банкиру кислые яблоки?
        – Подожди, Даша, другого имущества в залог у нас всё равно нет, – перебила её Маша. – Надо сходить к банкиру и узнать, сколько денег он может дать за это болото.
        На том и порешили.

        На другой день девочки пошли к банкиру. Он жил в большом красивом доме в центре города.
        – Зачем пришли? – грубо остановил их охранник.
        – Уходите отсюда! Нечего вам тут делать! – прикрикнул на них другой.
        – Есть чего делать! Мы за деньгами пришли! – ответили девочки.
        – За деньгами?! – рассмеялись охранники. – Что, на мороженое не хватает?
        – Нам не на мороженое деньги нужны, – сказала Маша. – Нам на операцию деньги надо.
        – На какую операцию? – спросил один из охранников.
        – У меня бабушка заболела, – грустно сказала Люда. – Если не сделать операцию, то она умрёт.
        – Жаль мне тебя, но так просто банкир денег не даст, – с сожалением заметил охранник. – Банкир даёт деньги только под залог.
        – Есть у неё залог! – выпалила Даша.
        – Если есть, тогда иди, – смягчился охранник и пропустил Люду к банкиру.

        Люду провели в большой кабинет. Банкир сидел за столом в мягком кожаном кресле и считал деньги.
        – Зачем пришла? – не поднимая глаз, буркнул банкир.
        – Мне деньги нужны, – тихо сказала Люда.
        – Всем деньги нужны, – усмехнулся банкир. – Я даю деньги только под залог. Что у тебя есть в залог?
        – Земля.
        – Земля? – оживился банкир. – Земля мне нужна. Это хороший залог. Где она?
        – Около города.
        – Это хорошо, что около города. Земля около города может много стоить.
        – Да! Да! – обрадовалась Люда. – Она дорого стоит!
        – А сколько тебе денег надо? – спросил банкир.
        – Десять золотых, – опустив голову, ответила Люда.
        – Десять золотых?! – удивился банкир. – Это очень много. Зачем тебе столько?
        – У меня бабушка умирает. На операцию деньги нужны, - тихо ответила Люда.
        – Я её очень люблю. Она…
        – Хватит, хватит, – брезгливо поморщившись, прервал её банкир. – Не люблю слушать рассказы о ваших бедах. От этих рассказов у меня аппетит портится.
        – Хорошо, – грустно сказала Люда. – Не буду.
        – Сегодня я тебе денег не дам, – сказал банкир. – Я вечером пойду и осмотрю твою землю. Мне надо самому убедиться, что она стоит десяти золотых монет. Завтра утром приходи.

        Вернулась Люда к подружкам грустная-прегрустная.
        – Что случилось? – спросили они её.
        – Всё пропало, – вздохнула Люда. – Банкир пойдёт вечером осматривать моё болото. Не даст он мне за него десять золотых монет.
        – А может, даст, – не веря самой себе, предположила Маша.
        – Ты не расстраивайся, – поддержала её Даша.
        – Ладно, – согласилась Люда. – Пойду на моё болото. Попрощаюсь с ним. Всё равно его продавать придётся. Нарву диких яблочек с моей милой яблоньки. Отнесу их завтра любимой бабушке. На хорошие яблочки у меня всё равно денег нет. Пусть хоть эти поест.
        Опустила Люда голову, заплакала и пошла на своё милое болото.

        Пришла она на болото, зашла в ёлочки на островке и стала со своей яблонькой прощаться:
        – Яблонька моя милая, яблонька хорошая! Много лет ты меня каждой весной своими цветами радуешь. Много лет ты меня своими яблочками угощаешь. Спасибо тебе за всё. Я всегда была тебе благодарна. Всегда хотела тебе добро сделать. Но что я могла? Иногда гусениц с твоих листьев собирала. Зимой на ветку кормушку вешала, чтобы синиц подкормить. Синички потом летом с тебя вредителей склёвывали. Вот и всё. А теперь пришла пора прощаться. Умирает моя любимая бабушка. Отдаю я и тебя, и всё болото в залог банкиру. Он за это обещал дать деньги на лечение бабушки. Прости меня, яблонька. Последний раз с тебя яблочки для бабушки собираю.
        Поплакала Люда под яблонькой, собрала кислые дикие яблочки и пошла домой.

        А банкир в тот же вечер пришёл осматривать землю, что Люда ему в залог предложила. Посмотрел и страшно разозлился:
        – Обманщица-девчонка! Это же не земля! Это гнилое болото! Десять золотых за такую дрянь хочет получить! Мерзавка! Только ноги из-за неё промочил. Придётся зайти на островок, чтобы хоть воду из ботинок вылить.
        Зашёл банкир на возвышенное место, на островок, пробрался среди ёлочек на маленькую полянку, где дикая яблонька росла, и обомлел: яблонька была усыпана большими золотыми яблоками. «Что это? – подумал банкир. – Быть такого не может! Видение какое-то! Уж не сплю ли я?» Протёр глаза, а яблоки никуда не исчезли. Подошёл к яблоньке. Потрогал яблоки, а они и вправду золотые. Ветки под их тяжестью к земле клонятся. Дрожащими руками сорвал банкир одно яблоко и попробовал на зуб. «Золото! – убедился банкир. – Из золота яблоки!» Задрожал банкир весь от жадности и стал трясущимися руками яблоки рвать. В глазах его помутилось. Рвёт яблоки, ветви ломает, яблоньку не жалеет. Все яблоки сорвал.
Куда складывать? Некуда! Снял куртку, завязал рукава, застегнул ворот и в куртку, как в мешок, яблоки сложил. Взвалил куртку с яблоками на спину и аж зашатался: такая тяжесть – золотые яблоки!

        Согнулся банкир и, шатаясь, пошёл домой. Шёл и всю дорогу думал: «Как это девчонка могла золотые яблоки не заметить? Видать, она про яблоньку не знает. Занесли, наверное, перелётные птицы из заморских стран семечко и выросла из
него чудо-яблоня. Надо завтра же взять под залог это болото с яблоней. Нет. Надо во что бы то ни стало купить это болото».

        Пришёл банкир домой, отёр пот со лба и спустился в заветный подвал. Тремя ключами открыл он три двери дубовые, калёным железом обитые. Втащил банкир куртку с яблоками в свою сокровищницу и только теперь дух перевёл. А в сокровищнице у банкира огромные сундуки с золотом стояли. Два сундука у стены были уже доверху наполнены, а третий посередине стоял ещё полупустой. В него-то он и ссыпал все золотые яблоки. Закрыл сундук, навесил на него огромный замок и очень обрадовался. Даже подобрел, что с ним редко случалось. Поднялся банкир к себе в комнаты и совсем повеселел. Захотел что-то доброе сделать.
        – Хороший день сегодня, – обратился он к охраннику.
        – Да, господин, – согласился охранник.
        – Настроение у меня отличное. Что бы такое хорошее, доброе сделать?
        – Подарите монетку старику или нищенке-сиротке, – предложил охранник.
        – Какие глупости ты говоришь! – сразу рассердился банкир. – Стариков должны дети содержать, а нищенкам только сердобольные старухи подают. Если мне всем подавать, то сам по миру пойду.
        Охранник пожал плечами и не стал возражать. А банкир приказал подать ему ужин. После ужина его настроение, испорченное глупым предложением охранника, опять улучшилось, и он всё-таки сделал доброе дело: бросил за окно птицам
крошки со стола.

        Наутро Люда пришла к дому банкира. Она была грустная, зная, что банкир не даст ей десять золотых за её болото. Но тут случилось чудо. Охранники сразу отвели её к банкиру. Банкир сам встретил её у дверей и усадил на стул. Он был
очень весел, улыбался и даже угостил Люду маленькой конфеткой.
        – Я дам тебе десять золотых, – сказал банкир.
        – Спасибо, – не веря своим ушам, ответила Люда.
        – Хочешь, я куплю твоё болото за тринадцать золотых монет? – спросил банкир. – Тебе ведь понадобятся деньги не только на операцию бабушки, но и на дальнейший уход за ней.
        Согласна продать мне болото?
        Люда удивлённо смотрела на банкира, не понимая, почему он вдруг за её болото предлагает такие огромные деньги.
        – Согласна? – переспросил её банкир.
        Люда растерялась и молчала, а банкир занервничал: «Не хочет продавать, глупая девка. Надо её уговорить».
        – Ты хорошая девочка, – начал он притворно ласковым голосом. – Я хочу помочь тебе и твоей бабушке. Я добрый. Я предлагаю тебе большие деньги. Тринадцать золотых монет!»
        Девочка буквально онемела от удивления, не в силах поверить своему счастью.
        – Что ты молчишь? – теряя терпение, спросил её банкир.
        Он так хотел купить яблоню с золотыми яблоками, что даже неожиданно для себя выпалил:
        – Пятнадцать золотых! Продаёшь?
        Люда открыла рот от удивления, но всё ещё не могла вымолвить ни слова.
        А банкир совсем разозлился. Он вскочил, хотел было пройтись по комнате, но побоялся отойти от стола, на котором были рассыпаны золотые и серебряные монеты. Так и остался топтаться у стола, вытирая пот со лба. Шутка-ли? Впервые в жизни он прибавил цену, вот и вспотел от волнения. Однако воспоминания о блеске золотых яблок в сундуке успокоили его, и он ещё раз строго и громко спросил:
        – Согласна ли ты продать мне своё гнилое болото за пятнадцать золотых монет?
        – Согласна, – наконец тихо вымолвила Люда.
        – Ух! – облегчённо выдохнул банкир и плюхнулся в кресло.
        Он вытер пот со лба и тут же достал какую-то бумагу.
        – Подпиши купчую.
        – Что такое купчая?
        – Это бумага, в которой сказано, что с завтрашнего дня твоё болото будет моим, – объяснил банкир.
        – Хорошо.
        Всё ещё не веря своему счастью, Люда подписала бумагу.
        Банкир отсчитал ей пятнадцать больших тяжёлых золотых монет. Люда завернула их в платок и вышла на улицу к подругам.
      
        – Как у тебя? Сколько он дал за болото? Одну монету? Две монеты?
        – Пятнадцать, – ответила Люда.
        – Пятнадцать! – ахнули девочки. – Не может быть?!
        – Может, – сказала Люда. – Смотрите.
        Она развернула платок, и золото засверкало на солнце.
        – Ну и ну! – только и могли вымолвить Маша и Даша.
        – Я же говорила, что моё болото красивое. Там клюква растёт, и журавли весной останавливаются. Банкиру это, наверное, тоже понравилось, потому он и купил его, – заулыбалась повеселевшая Люда.
        – Глупости ты говоришь, – оборвала её Даша. – Сейчас клюква ещё не поспела. И журавлей он не мог видеть, потому что они только весной здесь останавливаются.
        – Не знаю я ничего, но болото банкир купил! – радостно воскликнула Люда.
        – Теперь я заплачу за операцию, и врачи вылечат мою любимую бабушку!
        – Странно всё это, – задумалась Маша.
        – Странно или не странно, но бабушка будет здорова. Это самое главное! – закричала от радости Люда.
        – Да. Ты права, – согласились подружки.

        Девочки отнесли деньги в больницу, и врачи начали готовить бабушку к операции. Потом Люда пошла на своё болото. Она хотела ещё раз полюбоваться зелёным мхом и в последний раз побродить по мягким болотным кочкам.
        Люда ходила по давно знакомым местам и опять забрела к своей яблоньке.
        – Что это?! – воскликнула она, увидев её обломанные ветви. – Кто тебя обломал? Тебе же, наверное, больно? Ничего. Я сейчас помогу.
        Девочка сняла с себя поясок и подвязала сломанную ветку. Сняла косынку и подвязала другую ветку. Потом достала платок и подвязала третью ветку.
        – Надеюсь, что так тебе теперь будет легче залечить свои раны. А злого человека, который ветки твои сломал, пусть Бог накажет.
        Поклонилась Люда яблоньке и своему болоту на прощанье и пошла домой.

        Много ли, мало ли времени прошло, но бабушка выздоровела. Снова они с Людой зажили хорошо.
        А банкир огородил всё болото высоким забором и стал ждать нового урожая золотых яблок.

        Весной яблоня хорошо цвела, и банкир потирал руки, ожидая, что осенью он буквально озолотится. Банкир никого не пускал к заветной яблоне. Он сам принёс много подпорок и подставил их под ветви, чтобы они не сломались под тяжестью растущих золотых яблок. Но пришла осень, а яблоки не стали золотыми. На яблоне выросли обычные яблоки дикой яблони. Они были маленькие, зелёные и очень кислые.
        Банкир недоумевал. Он не знал, что делать. Решил пригласить садовода.
        Садовод пришёл, осмотрел яблоню и сказал:
        – Что Вы хотите? Это обычная дикая яблоня. Таких много встречается в наших дубравах.
        – А яблоки? Разве такие у неё должны быть яблоки? – спросил банкир.
        – Такие. Какие же ещё? – удивился садовод. – На диких яблонях не бывает больших сладких яблок.
        – Я не об этом, – оборвал его банкир. – Прошлый год на ней росли золотые яблоки.
        – Возможно, в прошлый год было больше солнца, поэтому яблоки и приобрели золотистый оттенок.
        – Какой там оттенок?! – заорал банкир. – Яблоки были из чистого золота!
        – Возможно, возможно, – согласился садовод и с любопытством посмотрел на банкира.
        – Так что Вы на это скажете, уважаемый садовод?
        – Это требует специальных исследований, – начал было объяснять садовод.
        – Не морочь мне голову, ботаник! – резко перебил его банкир. – Хочешь содрать с меня побольше денег? Я тебе и так уже много заплатил. Или ты ничего не понимаешь в яблонях?!
        – Понимаю, понимаю, уважаемый. И в яблонях я разбираюсь, – с опаской глядя на банкира, ответил садовод.
        – Предупреждаю, что денег ты больше не получишь, – угрожающе продолжал банкир. – А если не ответишь, куда делись золотые яблоки, то отлуплю палкой.
        Банкир оглянулся и поднял большую суковатую палку. Садовод изрядно испугался и попятился.
        – Куда? – побагровел банкир. – Или отвечай, или отлуплю.
        – Что Вы?! Что Вы?! – перепуганно, заговорил садовод. – Я только хотел бы увидеть хотя бы одно золотое яблоко, которое Вы, уважаемый, сняли с этой яблони.
        – То-то же! – прорычал банкир. – Пошли домой. У меня этих яблок целый сундук! Или ты, мерзкий ботаник, мне не веришь?!
        – Верю! Верю! Я Вам полностью верю.
        – Иди вперёд! – приказал банкир. – Вздумаешь бежать, я велю тебя поймать, избить и отобрать деньги, которые я тебе уже заплатил.
        – Деньги я могу сам вернуть, – робко предложил садовод.
        – Ещё чего! – возмутился банкир. – Я нанял тебя как специалиста по яблоням. Согласился, так теперь дай ответ по всей науке.
        – Видите ли, уважаемый господин, это особый случай. Науке ещё не известны яблони, плодоносящие золотыми яблоками.
        – Это тебе не известны! Если я это знаю, то и ты это должен знать.

        Садовод отошёл на некоторое расстояние от банкира и осмелился возразить:
        – Яблони не могут давать яблоки из золота.
        – Ты опять за своё?!
        Банкир поднял палку.
        – Нет-нет! – сразу согласился садовод. – Но это противоречит науке, – добавил он, отступив на несколько шагов.
        – Узнал учёного ответ, – съязвил банкир. – Что не по вам, того и нет. Что не попало в ваши руки – противно истинам науки!
        – Красивые слова, но золотых яблок не бывает.
        – Сейчас придём ко мне домой, и я покажу тебе настоящие золотые яблоки. Более того! Я тресну тебя одним из них по лбу. После этого ты уже не будешь возражать, – пообещал банкир.
        Садовод не на шутку испугался и желал только одного – сбежать от этого сумасшедшего банкира. Но не тут-то было.
        Банкир шёл сзади и угрожал большой палкой.

        У дома банкира их встретила охрана. Садовод хотел пропустить хозяина вперёд и сбежать, но банкир опять угрожающе поднял суковатую палку и прорычал:
        – Заходи первым, ботаник!
        – Пожалуйста, пожалуйста, – покорно согласился садовод.
        Они зашли. Банкир приказал охране:
        – Стерегите проходимца. Я сейчас схожу в подвал. Вернусь и поучу уму-разуму этого «учёного».

        Как только банкир ушёл, садовод взмолился:
        – Отпустите меня, ребята.
        – Не можем. Вас приказано стеречь, – ответил старший охранник.
        – Кем приказано? Разве вы не видите, что ваш хозяин сумасшедший? Он всерьёз думает, что на дикой яблоне могут расти яблоки из золота.
        – Ни о каких яблоках из золота он нам не говорил.
        – А мне говорил!
        – Не верю, – ответил старший охранник. – Наш хозяин со странностями, но он не сумасшедший.
        – Сумасшедший! Сумасшедший! – настаивал садовод. – Он сейчас пошёл в подвал за одним из этих самых золотых яблок. Обещал стукнуть меня этим яблоком по лбу.
        – Вот оно в чём дело, – усмехнулся охранник. – Вы, верно, задолжали ему деньги, и он хочет Вас проучить.
        – Я ему ничего не задолжал. Наоборот. Я хочу вернуть ему его деньги, лишь бы только отвязаться от этого сумасшедшего.
        – Хотите вернуть, значит, деньги у него брали.
        – Он сам дал мне деньги, чтобы я осмотрел его яблоню.
        – Какую яблоню? Наш хозяин не занимается садоводством, – сказали охранники. – Нет у него яблонь.
        – Одна есть. Это дикая яблонька на его болоте. Я согласился её осмотреть, полагая, что она либо больна, либо поражена вредителями.
        – И что же?
        – То-то и оно, что яблоня здорова. И вредителей на ней нет. И плодоносит она хорошо.
        – Так в чём же дело? – спросили охранники.
        – В том и дело, что ваш хозяин возмущён тем, что на простой дикой яблоне не растут яблоки из чистого золота.
        Громкий хохот охранников прервал рассказ садовода.
        – Насмешил! А мы уж и уши развесили! Слушаем тут тебя, – сказали они.
        – Нет-нет! Я серьёзно! – настаивал садовод.
        – Хватит болтать, – оборвал его старший охранник. – У хозяина, вероятно, действительно есть яблоки из золота. Ювелиры делают сувенирные яйца из золота. Возможно, и яблоки из золота кто-то сделал. Сами с ним разбирайтесь, но сумасшедшим хозяина не выставляйте. Правильно он нам сказал – проходимец Вы!
        – Я правду говорю, – пробовал продолжить садовод, но
старший охранник строго приказал:
        – Перестаньте болтать! Сядьте и ждите хозяина. Мы Вас больше слушать не намерены.
        Садовод погрустнел и покорно сел на стул.

        А тем временем банкир дрожащими от злости руками отпирал тяжёлые замки на кованых дверях, ведущих в заветный подвал. Наконец, отворил последнюю дверь и вошёл в сокровищницу.
        «Я тебя сейчас научу. Я тебя сейчас проучу мерзкий ботаник, – бормотал он себе под нос, снимая последний замок с центрального сундука. – Получишь золотым яблоком по лбу, тогда поверишь мне».

        «О-о-ох!» – поднатужился банкир и открыл тяжёлую крышку сундука. Открыл и замер. Свеча задрожала в его руке. Содержимое сундука было чёрным.
        Банкир протёр глаза и снова поднёс свечу к сундуку. Золотых яблок не было. В сундуке лежали какие-то чёрные шары.

        Банкир остолбенел. Его глаза вылезли из орбит. Он открыл рот, но не мог издать ни звука. Наконец, банкир взял один из чёрных шаров и поднёс к глазам. «Что это?» – подумал он. Чёрный предмет был довольно лёгким и по форме напоминал
яблоко. Банкир понюхал его – запаха не было. Банкир попробовал на зуб – противный скрип угля на зубах отрезвил его. «Уголь» – пронеслось в голове.
        – Уголь!!! – что есть мочи заорал банкир и схватился за голову. – Украли!
        Схватив несколько угольных «яблок», он выскочил из подвала и заметался по дому.
        – Украли! Украли! Ограбили! – неистово вопил банкир.
      
        На крики сбежалась охрана.
        – Что украли? Где украли? Кто украл? – наперебой спрашивали они.
        – Там! – размахивая руками и судорожно хватая воздух, кричал банкир. – Золотые яблоки украли!
        Охранники переглянулись.
        – Какие яблоки? – нерешительно поинтересовался старший.
        – Золотые яблоки! Там… в сокровищнице… в сундуке были.
      
        От волнения у банкира перехватывало дыхание, и он больше размахивал руками, чем говорил.
        – Успокойтесь, хозяин. Мы сейчас спустимся в подвал и всё осмотрим, – предложил старший охранник.
        – Нет!!! – опять заорал банкир. – Я никого не пущу в сокровищницу! Вы все воры! Вы украдёте!
        С этими словами он бросился закрывать двери, ведущие в сокровищницу.

        – Что я вам говорил? – сказал охранникам подошедший садовод. – Теперь вы сами могли убедиться, что банкир сошёл с ума.
        Охранники растерянно переглядывались.
        – Сами мы не можем ничего утверждать. Мы не врачи, но говорит он что-то малопонятное.
        – Надо вызвать врача, – предложил кто-то.
        – Да, – согласились остальные.

        Вызвали врача. До его приезда банкира терпеливо выслушивали, успокаивали и давали пить валерьянку.
        Врач приехал и незаметно для банкира вместо валерьянки дал ему сильное снотворное. Банкир уснул, и его увезли в
больницу.

        Вскоре по городу поползли слухи:
        – Слыхали? Банкира обокрали! – говорили одни.
        – Да ну?! – не верили другие.
        – Вот те и ну! Забрались грабители в его сокровищницу и всё золото унесли!
        – Не просто унесли, – дополняли всеведущие бабуси, – а в сундуки ему ещё углей насыпали.
        – Зачем углей ещё сыпать? – удивлялись случайные прохожие.
        – Как же зачем? Чтобы банкиру больше насолить. Очень уж он вредный был! Всех притеснял.
        – Странные грабители, – усмехались проходящие мужики. – Что же они с мешками углей грабить шли?
        – Нет. Всё не так. Не золото у банкира украли, а яблоки из сундуков.
        – Какие яблоки? Кому в голову придёт осенью яблоки у банкира воровать?
        – Хватит, бабы, судачить. Кто поверит, что банкир в сокровищнице сундуки с яблоками держал?
        – Всё вы перепутали! Никто у банкира яблоки не воровал. Просто он сам с ума сошёл и стал кричать, что у него яблоки украли.
        – А кто сказал, что он с ума сошёл?
        – Охранники банкира и сказали, – ответил мужик в кепке.
        – Это ты сам слышал? – допытывалась у него какая-то настырная тётка.
        – Нет. Не сам, но мне знающий человек сказал, – отвечал мужик в кепке.
        – Все сейчас знающие, – засомневались бабы.
        – Всё правда, – вступил в разговор ещё один прохожий. – Банкира увезли в психиатрическую больницу.
        – М-да! – раскрыли рты от удивления бабы. Разговор даже как-то замер, но после краткой паузы опять возобновился:
        – И с чего бы ему с ума сходить? – хитро усмехаясь, спросила остроносая бабка в платке.
        – И то правда, – сразу поддержала её другая востроносая. – Жил богато, а вдруг раз, и с ума сошёл.
        – Не вдруг, а сошёл, – настаивал мужик. – Он купил какое-то болото и начал там яблоки выращивать.
        – На болоте?! – чуть ли не хором спросила толпа.
        – Вот именно! Сначала свихнулся, а потом стал яблони на болоте выращивать.
        – Как можно на болоте яблони сажать? – удивились в толпе.
        – Ясно, что нельзя, – продолжал знающий мужик. – У него ничего не вышло, вот он и свихнулся.
        – Сначала свихнулся, – поправила его остроносая бабка, – а потом уже он начал яблони на болоте сажать.
        – Да, конечно, – согласился рассказчик и продолжал:
        – С яблоками у банкира ничего не вышло, вот он и рас кричался, что у него яблоки украли.
        – Странно всё это, – ещё сомневались некоторые.
        – Странно, не странно, а банкира точно положили в психбольницу.

        Тем временем понаехали к банкиру родственники. Все боялись, что банкир умрёт и ничего им не оставит. Родственники собрались, накупили, как водится, больному фруктов и пошли его навестить. Банкир их встретил настороженно, но
доброжелательно. Он очень удивился, что у него такая толпа родственников, но ничего не сказал.
        – Как Вы себя чувствуете, – расплываясь в одинаковых улыбках, спросили его родственники.
        – Спасибо, хорошо. Только вот немного простудился, – отвечал им банкир.
        – Выздоравливайте! Мы все Вас очень любим, – сказали родственники и протянули ему большую корзину с фруктами.
        Банкир посмотрел на фрукты, увидел яблоки и внезапно рассвирепел:
        – Вы что?! – заорал он с перекошенным лицом. – Издеваетесь надо мной?! Насмехаться надо мной сюда пришли?! Вон отсюда!!!
        Лицо его покрылось пятнами и он начал швырять в родственников яблоки, груши и всё остальное.
        Родственники убежали, а банкира с трудом успокоили врачи и санитары.

        Убедились родственники в том, что банкир с ума сошёл, и стали требовать, чтобы без его воли все деньги банкира меж ними поделили.
        – Всем поровну! – кричали дальние родственники.
        – Нет! Нам основное, а вам остальное! – орали близкие родственники.
        Кричали, кричали, только все перессорились. Побежали тогда родственники к дому банкира. Стали требовать у охранников, чтобы пустили их в сокровищницу деньги банкира делить. А охранники их не пустили. «Сошёл банкир с ума или не
сошёл, – сказали они, – это нам неведомо. Или он сам поправится и вернётся, или судья решит, что с его деньгами делать».

        Повозмущались родственники такому ответу и побежали к судье. А судья сказал им: «Пока банкир не пройдёт полный курс лечения, нельзя и говорить о дележе его денег».
        Ещё пуще разозлились родственники, но делать нечего. Решили ждать. «Авось, – подумали, – банкир совсем с ума сошёл. Тогда он навечно останется в больнице, а они его денежки поделят и заживут в своё удовольствие».

        Много ли, мало ли времени прошло, только врачи стали требовать денег за лечение банкира. Снова родственники всполошились. Снова побежали к судье. Просили разрешить им открыть сокровищницу. Клялись, что возьмут только две золотых монеты для врачей, но судья им не поверил и сам пошёл к врачам.

        Пришёл судья в больницу и спрашивает:
        – Скажите мне, мудрые врачи, скоро ли банкир поправится?
        – Этого мы сейчас не знаем, – ответили ему врачи. – Банкира надо ещё долго лечить.
        – А сколько вам нужно денег на его лечение? – спросил судья.
        – Думаем, что двух золотых монет на его лечение хватит, – ответили врачи.
        – А что у него за болезнь? – поинтересовался судья.
        – Болезнь у него очень редкая, науке пока неизвестная. Он приходит в ярость и теряет рассудок при одном только упоминании о яблоках и яблонях. А уж если увидит где-нибудь яблоко, то и вовсе на всех с кулаками кидается. Так что, – посоветовали врачи, – продайте поскорее какой-то там сад, в котором банкир яблоки выращивал. Нельзя ему о яблоках даже и думать.
        – Хорошо, – согласился судья и дал разрешение на продажу банкирского сада.

        Стали искать банкирский сад. А его и нет нигде. Есть только болото с клюквой и одной дикой яблонькой.

        Объявили всему городу о продаже этого болота за две золотых монеты. Многие ходили смотреть болото, но никто не хотел давать за него такие большие деньги. Когда покупателям сообщали, что банкир сам купил это болото за пятнадцать золотых, все удивлялись. Одни не верили, а другие говорили, что так мог поступить только сумасшедший.

        Услышала как-то и Люда о продаже болота и очень обрадовалась. После лечения бабушки у неё как раз оставались две золотые монеты. Отговаривали её подруги от покупки болота, советовали оставить деньги на покупку одежды и на учёбу. Но Люда никого не послушала и выкупила болото со своей любимой яблонькой.

        С той поры она опять часто ходила к своей яблоньке, ухаживала за ней, а осенью собирала с неё кислые яблочки.

        А банкир потом поправился. Врачи отпустили его домой, но запретили есть яблоки. Его родственники приуныли и разъехались. Банкир продолжал копить деньги и жил по прежнему. О золотых яблоках он уже больше не говорил: боялся, что его опять заберут в психиатрическую больницу. Но он о них не забыл. Каждую осень тёмной ночью банкир тайно пробирался на болото, находил на островке дикую яблоньку и пробовал на зуб её яблочки. Они всегда были кислыми. Банкир качал головой, вздыхал и уходил.

         После каждого такого похода к яблоньке банкир недели на две закрывался в своём доме, занавешивал окна и никого не хотел видеть. Он плохо ел и сильно грустил. Потом его хандра проходила, и он опять с удовольствием копил деньги.
         А Люда училась и увлекалась лекарственными растениями. Оказалось, что их много растёт на её болоте. Это и сабельник, и вахта трёхлистная, клюква и многие другие. Она стала собирать их, сушить и продавать. Это помогало жить ей и её
бабушке.

        Как-то Люда в очередной раз пошла собирать лекарственные травы и увидела недалеко от своей яблоньки юношу. Он лежал на земле и стонал. Люда подошла к нему и спросила:
        – Что с Вами?
        – Я пришёл сюда охотиться на диких уток, но они улетели. Решил попробовать диких яблочек, но упал с яблони и сильно повредил себе ногу. Теперь не могу идти.
        – Ничего, – успокоила его Люда. – Я вам помогу.
        – Чем же Вы можете мне помочь, добрая девушка?
        – Я знаю лекарственные травы.
        – Какие в этом дрянном болоте могут быть лекарственные травы?
        – Здесь много лекарственных трав. Подождите немного. Я сейчас их соберу и помогу Вам.

        Люда ушла и вскоре вернулась с пучком трав. Юноша всё так же лежал под яблонькой.
        – Как Вы себя чувствуете? – осведомилась девушка.
        – Как и прежде. Нога болит.
        – Покажите, пожалуйста, ногу, – попросила Люда.
        – Пожалуйста.
        – Да. Рана серьёзная. И как Вам не повезло.
        – Мне сегодня с утра не везёт. Стрелял в утку – не попал. Преследовал лося и забрёл в это гнилое болото. Полез за яблоком – упал.
        – Утка уже улетела, лось ушёл, а яблоком я Вас угощу.
        Люда протянула руку, и ветка яблони сама к ней нагнулась. Девушка сорвала маленькое яблоко дикой яблони и подала юноше.
        – Кушайте, пока я Вас перевязывать буду.
        – Спасибо. Оно, наверное, кислое.
        – Какое есть. Может, и не очень кислое. Вы попробуйте.
        – Хорошо.

        Юноша откусил яблоко и почувствовал его приятный запах. Он откусил ещё и увидел, что вокруг растут красивые ёлочки. Юноша удивился и стал есть яблоко. С каждым кусочком ему открывалась красота окружающего мира. Небо вдруг стало ярким и голубым, жёлтые листья на берёзках – золотыми, клюква на зелёной моховой кочке – прекрасной, как рубиновые камни. Юноша восхитился появившейся внезапно везде
красоте и понял, что ему несказанно повезло – его ногу перевязывала девушка с очень добрыми глазами.
        – Как Вас зовут? – спросил он её.
        – Люда, – тихо ответила девушка.
        – Очень приятно. А меня – Слава.

        Люда подняла глаза, и их очи встретились. Они полюбили друг друга.
        Девушка закончила перевязку, и нога Славы перестала болеть. Они вместе вернулись в город.

        Вскоре Слава совсем поправился, и они с Людой поженились. Жили долго и счастливо, посадили яблоневый сад и вырастили троих детей.



Сказка опубликована в сборнике "Добрые сказки" в 2017 году.