Кувшин молока да краюха хлеба

Александр Измайлов Митрофанович
   Бабушка Настя полола огород. Картошку (картохи,  так их называли здесь) она уже прополола. Теперь вот полола кукурузу. Кукуруза росла в конце огорода. А прямо за огородом сразу начиналось болото, которое тянулось прямо до реки Потудань. Квакали лягушки в болоте. Колокольчиком звенел жаворонок в небе. Падали сорняки в рыхлую землю головами. Некоторые так и оставались сохнуть под жарким солнцем. А некоторые оказывались засыпанные землёй.
Полегче станет кукурузке расти, а то задавливать стал её уж сорняк. Полит бабушка Настя огород, а мысли в голове крутятся у неё. Всякие мысли. Сыны на войне. Зятья тоже на войне. Дочки, снохи, внуки, внучки…
- Бабушка!- услышала она вдруг громкий шёпот.
Бабушка Настя бросила полоть, подняла голову.
- Бабушка, вы не бойтесь нас...- услышала она.
Из куста показалась голова  мужчины.
- У вас, поесть ничего нет?  Есть хочется очень.
-Бабка Настя растерялась. В селе были немцы. Бабку Настю немцы  выгнали из дома – стали там жить. Бабка Настя жила в сарае.
- Нам бы молочка, да хлебушка,-  из  куста высунулся второй человек.
-Да, как же я…- начала было говорить бабка Настя.
- Да ничего, ничего… Мы знаем, что у вас в доме немцы…
Вы только молоко поставьте куда-  нибудь, а мы сами его заберём,- прошептал человек.
Ладно,- пообещала бабка Настя. Вон видите сарай саманный?
-На окошко поставлю,- пообещала бабка Настя.
-Всё договорились. Спасибо!- сказали так люди и скрылись за кустом.
Вечером бабка Настя подоила корову. Налила полный кувшин молока, отрезала краюху хлеба.
Поставила на окошко сарая  кувшин, а рядом положила хлеб и ушла. По двору туда- сюда всё время ходят немцы, что- то между собой разговаривают по- своему. Что говорят - не понятно бабушке.
Подела все  дела  и ушла спать в сарай.
Всю ночь плохо спала. Переживала, боялась –  придут наши за едой, а их немцы схватят или убьют. Чуть свет – пошла проверить, как там молоко да хлеб. Стоит кувшин,  а хлеба рядом нет. Кувшин пустой, вымытый. С тех пор каждый вечер ставила бабушка Настя на окошко полный кувшин молока да клала  краюху хлеба рядом, а утром забирала назад уже чистый да пустой
 кувшин.  В январе немцы ушли из села. Быстро так ушли. Вечером в хату к бабке Насте (дом то её стоял почти на краю села, а сзади болото) постучались… Разведчики наши. В маскхалатах. На лыжах. Спросили.
-Немцы в селе есть? Расспросили и уехали. А утром уже наши вошли в село. Вот так вот дело было.