Джон Кутзее. Бесчестье

Антон Шишкодремов
Кутзее постоянно сравнивают с Достоевским и это очень верно в части атмосферы. Доводилось мне уже читать "Осень в Петербурге", где плохая погода и душные подворотни переселились на страницы романа. Здесь, как и у Достоевского, обязательно присутствует некий тоскливый главный герой, но если у Федор Михайловича он более-менее определенный, то у Кутзее невнятный. Усугублено это еще и тем, что последний пишет от первого лица.

Джон Максвелл Кутзее - лауреат "Букера", южноафриканский писатель. И, как это часто бывает, воспринимался как участник вне конкурса, по национальной программе. Но прошли годы и об этом забыли, ибо писатель доказал свою состоятельность, получив "Букера" во второй раз, а затем и Нобелевскую премию по литературе.

"Бесчестье" абсолютно снимает шоры с глаз по поводу одинаковой природы автора и Достоевского, череда обид, обрушившиеся на престарелого профессора понамешаны на проблемах цивилизации, работы структур типа университета и расовых вопросах. Федор Михайлович никогда не занимал подобную позицию, считая завоевания общества принятыми по умолчанию. Кутзее в этом вопросе гораздо более широк, он не только сомневается, но и провоцирует. Имеет ли право профессор завести роман со студенткой, да еще и другой расы? Может ли человеколюбие распространяться настолько, чтобы изнасилованная неграми дочь, не сделал обобщающих выводов на всю жизнь?

То, как все преподносит Кутзее, тактично и загадочно, порою веселит, а порою раздражает. Помнится я взял книгу с полки и не позаботился о том, чтобы что-то узнать о Кутзее, и только ближе к концу понял, что речь идет о студентах ЮАР и там они должны быть соответствующей расы. В случае с Федором Михайловичем, я бы подумал, что там содержится нечто нелицеприятное, но в замалчивании Кутзее прямой умысел.

Атмосфера возрастной мужской потенции в "Бесчестье" такая же, как и в "Осени Петербурга". Кого-то, судя по всему, она совсем не порадует, потому что в своем стремлении говорить правду Кутзее ушел довольно далеко. Я вспомнил где-то читанный термин и определил главного героя как безысходного эротомана. Произведение по духу основывается на этом, потому что события в дальнейшем рушатся на тебя со всей категоричной нелепостью и ты физически изнываешь от бессилия. В этом отношении произведение гениально - читателю и правда придется пережить бесчестье.

После книги остается совсем нелегкое подташнивающее послевкусие, но ты нисколько не жалеешь, что ее прочитал. Существует ее экранизация, но смотреть или не смотреть - зависит от вашего отношения к Джону Малковичу. Мне он в этой роли показался неубедительным, потому что весь фильм я ждал режиссерского поворота и того, что Малкович достанет из-за пазухи пистолет и покажет всем настоящую справедливость.