Далёкое и близкое...

Людмила Каутова
Поднимаясь по ступенькам, ведущим в родную школу-гимназию, которой отдано 34 года жизни, Раиса Васильевна Казаченко всегда волнуется. Здесь знакомо всё до мелочей. Ведь именно ей довелось в 1974 году вместе с первым директором В.П. Чертенковым открывать первую школу в молодом городе Красноярского края  Сосновоборске. 23 года Раиса Васильевна работала заместителем директора по учебно- воспитательной работе, 11 лет учителем химии.

20 января 2020 года ей исполнится 80 лет. Но жизнь, прожитая достойно, измеряется не годами, а делами. Раиса Васильевна жила и живёт с пользой для окружающих и с удовольствием для себя, то есть умеет находить радости во всех жизненных проявлениях, включая сложности. Её жизнь – это формирование и поиск самой себя в трудное время.
 
Заваривая по утрам чай, она мысленно перебирает события далёких лет.

Летом 1945 года в деревне Половинка Ширинского района Красноярского края, как и по всей России, ждали с фронта солдат.

В семье Осиповых отца не ждали, потому что похоронку на него получили ещё в марте 1942 года. Обычное, как пишут в подобных случаях, сообщение: «Ваш муж Осипов Василий Филиппович геройски погиб в боях под Смоленском…» Маленькой двухлетней Раечке и  братишке Валентину, который был старше на два года, непонятны слёзы бабушки и её постоянные вздохи: «Эх, сиротинушки…»

Это были страшные годы. Советская армия несла большие потери. Прихода сельского почтальона в дом и ждали, и боялись. И как не бояться, соседке Осиповых в один день принесли три похоронки: на мужа и двоих сыновей.

Ещё до войны в Половинке было создано подсобное хозяйство, обеспечивающее продуктами работников золотого рудника посёлка Шипилинска. В годы войны женщины взвалили эту непосильную ношу на себя. «Всё для фронта, всё для победы!» – это про них. Жили трудно, вернее, выживали. Детей кормили, чем могли, при этом о себе забывали. Зимой – картошка, иногда кружка молока на базе, куда, бережно завернув в тряпицу горячую картошку, Рая с братом и другие ребятишки, чьи матери работали доярками, по очереди ходили тайком. Летом было проще: к известному рациону добавлялись черемша, полевой чеснок, черника, жимолость, грибы и другие дары природы, на которые  щедра сибирская земля. А если добраться до летнего пастбища, то можно было, размешав отруби с молоком, испечь  на костре лепёшку.

Дети войны… Смотрят матери на  своих сироток, жующих лепёшки, глотают слёзы, и вдруг, как спасение, песня-крик, песня-стон, песня-боль: «Сро-ни-ла-а-а ко-ле-е-е-чко со пра-а-а-вой руки, за-би-и-и-лось сер-де-е-е-чко о  ми-лом друж-ке-е…» Неожиданно, как и началась, оборвалась песня, и, кажется,  поутихла боль.

Летом сорок пятого в Половинке ждали с фронта солдат. Ждали все, но дождались немногие. Из ста двенадцати ушедших на фронт односельчан вернулись только одиннадцать,  израненных, искалеченных, но, к великой радости родственников, живых. Вернулись отцы, привезли детям немудрёные подарки, те щеголяли в обновках. «Был бы твой папка жив, - как могла, успокаивала Раечку мать, - он бы тоже тебе подарок привёз». А по ночам шила-перешивала, вязала, чтобы не хуже других была  доченька. Вернулся и брат отца дядя Саша, подарил Валентину оловянную ложку: «Твоего отца ложка, солдат!». Поверил и всю жизнь берёг, как самую дорогую реликвию, а сестрёнке заменил и няньку, и отца. Директор школы, в которой учился Валентин в голодное послевоенное время, позаботился о том, чтобы детям бесплатно выдавали по мисочке горохового супа. «Валя, не мой, пожалуйста, мисочку, принеси домой немытую», - просила Рая. Миску, вылизанную до блеска, не мыли.

В Половинке была семилетняя школа. Работали в ней, как говорили в деревне, «три Ивана и Шуравин», бывшие фронтовики. Они заменили детям погибших отцов: не только учили ребятишек наукам, но и по-человечески были близки им. В свободное от уроков время катались на санках с гор, играли в лапту, футбол, делили маленькие детские радости, горести, организовали школьный театр и художественную самодеятельность. Вот он, невыдуманный идеал учителя, достойный подражания! Поэтому на вопрос учителя, кем хочет Рая быть, она, не задумываясь, ответила: «Буду, как Вы!» Но чтобы достигнуть цели, нужно идти.

Семилетку окончила на  «отлично», хотелось учиться дальше. Дальше – это далеко, в Шипилинске, двенадцать километров пешком через болото или пятнадцать километров по шоссе. Конечно же, выбирали дорогу через болото – ближе! Уходили на неделю в воскресенье вечером. Шесть девчонок и двое мальчишек в одинаковых фуфайках, в подшитых валенках, в руках - котомки с учебниками и нехитрым деревенским провиантом. Однажды и с волками пришлось встретиться. Натерпелись страху! Треск сучьев, вой, горящие глаза… Бледные, испуганные дети кричали, жгли солому… До сих пор непонятно, что их спасло. Но волки неожиданно потеряли интерес и растворились во тьме. Казалось, что теперь дети в школу ни за что не пойдут, но  уж очень хотелось  приблизиться к мечте.

В город тогда стремились если не все, то многие. Красноярск манил недоступностью, загадочностью, новыми возможностями и Раису. Сначала поездка в никуда – к знакомым, где жили несколько человек в одной комнате. Потом учёба в ФЗУ при химкомбинате «Енисей», мизерная стипендия, общежитие. Затем работа, замужество.

Первую получку Рая потратила «с умом»: Купила модные в то время часы «Звезда», платье «в горошек», , остальные деньги – маме в деревню.

В родную Половинку, где было всё простым и понятным, а люди открытыми и душевными,  она ездила часто.  Каждого здесь встречали, как самого близкого человека,  по-прежнему не вешали на двери замки и  шли на помощь по первому зову.
Раиса понимала, что честность и открытость делают человека уязвимым, но всё же её душа, как и двери жилища, были всегда открыты для людей.

В местной школе – проблема: нет учителя химии. От предложения занять это место Рая отказаться  не смогла. Было принято решение поступить на заочное отделение Абаканского пединститута. Три года работы в сельской школе дали  многое: жизненный и профессиональный опыт, опыт общественной работы в качестве депутата сельского совета. «Учитель от Бога», - такую оценку давали коллеги её урокам, поэтому Раиса Васильевна стала учителем учителей – заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Отслужил и вернулся со службы муж. Поразмыслив, дальнейшую жизнь решили строить в Красноярске. Работа нашлась сразу. Охотников работать в школе-интернате, где жили и учились дети с изломанными судьбами из трёх расформированных детских домов, было немного. «Долго ли она вас выдержит?» – сказала  на прощанье своим ученикам уже уволившаяся классная руководительница. Раиса выдержала. Она увлекла ребят общим делом – сбором материалов о Герое Великой Отечественной войны Е.С. Белинском, повторившем подвиг Александра Матросова. Его  имя носил пионерский отряд.  Дети установили связь с матерью героя,  заработали деньги для её поездки в Красноярск. Бывших «трудных» было не узнать. «Будьте моей мамой», - такую просьбу Раиса Васильевна  не раз слышала от своих учеников.

 Она  перебирает полуистлевшие листочки – письма от бывших учеников. Пожалуй, для неё это лучшая награда. Бесхитростные строчки – тепло, вернувшееся к ней через годы: «Не могу выразить, как люблю Вас»,  «Как хочу снова увидеть Вас», «Спасибо за тепло, которое Вы нам дали в трудные минуты».

Свеча не теряет ни одной частицы света, если от неё зажечь другую.

 Город Сосновоборск – новая страница её биографии. Новый город, перспективы, ожидания. Как давно это было! Открытие первой школы. Торжественная линейка, выступление директора Автопрома Ю. Матвеева, праздничные марши  Море цветов и осознание собственной ответственности за порученное дело. Через два года пришлось исполнять обязанности директора школы. Часто не спалось: беспокоилась, не случилось ли что-нибудь в школе?

Её уроки химии – праздник для учеников. Где ещё увидишь извергающиеся вулканы, загадочные превращения, узнаешь о поисках алхимиков? Главное – эксперимент. Тогда растёт интерес к предмету.

Самое тяжёлое  испытание для Раисы Васильевны -  отсутствие работы. Она никогда не жаловалась на нехватку времени. А молодым коллегам говорила: «В ваших сутках столько же времени, сколько и у Менделеева. Успевайте».

Хорошо быть врачом, инженером, учителем, но неплохо при этом оставаться человеком. Часто в погоне за карьерой, оказавшись на высоте,  люди перестают замечать тех, кто ранее был близок. Для Раисы Васильевны быть одинаково доступной для всех – естественное состояние, поэтому не удивляешься, когда видишь у неё в гостях бывших односельчан, которых она не видела более сорока лет, да и сама деревня давно не существует. Тянутся к ней люди.

В жизни Раисы Васильевны есть то, без чего она не сможет жить: без связи со школой, без друзей, без общения с природой, без песни, без работы на огороде. Но зато она вполне обходится без богатства. Самая большая роскошь для неё – человеческое общение.

Да, она многое в жизни испытала, много работала, похоронила самых  близких людей. С пенсией пришла свобода: сиди на лавочке у подъезда, полёживай на диване, книги почитывай.  Однако желание помогать людям привело её в Совет ветеранов педагогического труда и в совет общественной организации детей войны «Эхо». Она поёт в хоре, выступает в школах с воспоминаниями, участвует в городских мероприятиях, не забывая поздравить бывших коллег с их праздниками.

Давно остыл в чашке чай, а прошлое не отпускало Раису. Видимо, оно всё ещё ожидало встречи с настоящим, и она состоялась.

- Добрый день! – в трубке телефона приветливый женский голос. – Не могли бы Вы ответить на несколько вопросов? Мы изучаем общественное мнение по оценке работы местных органов самоуправления. Имеете ли Вы на это время?

- Имею. Хорошо. Согласна, - обрадовалась Раиса, всегда готовая распахнуть душу, - спрашивайте. Мнение есть.

- Где живёте?

- В Сосновоборске.

- Сколько Вам лет?

- Почти восемьдесят.

Раиса почувствовала на том конце провода небольшую заминку.

- Извините, - наконец нашла нужную мысль собеседница. – Компьютер не принимает. Людей Вашего возраста опрошено достаточно… Только Вы не подумайте…

Но Раиса Васильевна уже подумала…  В  её судьбе – судьба страны.