Мой Русский Север. Карелия. Соловки

Сергей Богаткин
В детстве Север у меня ассоциировался с Заполярьем, где служил мой отец, и куда я ежегодно ездил на летние школьные каникулы с бабушкой. Мы еще шутили: "Все нормальные люди едут летом к Черному морю, одни мы к Белому".

Но я был слишком еще мал, чтобы понимать, что такое настоящий русский Север. Хотя белые ночи в Мончегорске после темного неба над Одессой и снег в июне надолго оставили свой след в моей памяти.

Родители вернулись служить в Ленинград, я перестал ездить за Полярный круг, но мой интерес не пропал окончательно. Что-то похожее на любовь к этому суровому краю у меня сформировалось, когда я прочитал "Листы каменной книги" Александра Михайловича Линевского.

Приключения главного героя книги, описание сурового быта племени, знаменитые "бесовы следки" не оставили меня равнодушным, и я долгое время мечтал побывать в этих местах.

Отметив в 2011 году 30-летие нашего выпуска, мы с моим другом-сокурсником Серегой разыскали на просторах Сети  нашего с ним  одногруппника  Пашу, который давным-давно "прописался" в Карелии, в Кеми, и настойчиво звал нас на рыбалку.

Пока мы только собирались, Пашка предупредил, что раз мы культпросветработники, да еще и из культурной столицы, мы обязаны посетить Соловецкий монастырь, и к нашему приезду нас будут ждать билеты на корабль от Рабочеостровска до Соловков.

Соловки, Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН – все это было на слуху у меня не только как историка, но и просто как жителя нашей страны, знакомого с ее историей. Естественно, мы согласились и на второй день после прибытия в Кемь утром рано были на корабле.

Двухчасовое путешествие по Белому морю, на котором я был фактически впервые (детские годы не в счет), закончилось и вот мы на Большом Соловецком острове и перед нами величественная панорама Соловецкого Кремля (монастыря) – неприступной крепости, сложенной из громадных блоков дикого камня.

Присоединившись к группе экскурсантов, мы с Сергеем гуляем по монастырю, слушая экскурсовода.

"Начало церковного строительства на территории Кремля (монастыря) относится к 30-м годам XV века, когда монахи Зосима и Герман, высадившись на берегу Залива Благополучия, в месте «зело изрядном и красном», где и «озеро близ над морем», срубили первую деревянную церковь, назвав её Преображенской. Занявший центральное положение в экономической и культурной жизни всего русского Поморья, монастырь становится и центром обороны."

Действительно. Сразу вспоминается, что в разное время Соловецкий кремль подвергался нападению "каянских немцев", "литовских людей", шведов и собственных правительственных войск.

"В 1584 г., по указу царя Фёдора Ивановича, - слушаем мы дальше рассказ экскурсовода,- начинается строительство вокруг монастыря «каменной крепости для защищения от нападения немецких и всяких воинских людей». В облике Соловецкого Кремля заметны черты, приближающие его к типу северных крепостей, распространенных, в частности, в Скандинавии. Чуть более 10 лет ушло на это строительство. В том же году «для обозрения крепости и для собирания к оной в помощь людей из монастырских волостей» на Соловки прибыл царский воевода Иван Яхонтов. Соловецкий Кремль вступил в строй действующих русских крепостей — самая могучая и надёжная крепость на всём русском Севере."

Я хочу напомнить  тем, кто может не знает, но СЛОН был не первым пенитенциарным учреждением на Соловках. 

Соловецкая тюрьма была самой древней и самой суровой из монастырских тюрем. Её возникновение относится ещё к середине XVI века. Кроме каменных мешков в Головленковой тюрьме, были и земляные темницы (под крыльцом Успенской церкви, под келарской палатой, под Преображенским собором). В XIX в. в северной части монастыря, на территории так называемого острога, закрытой от посторонних, было оборудовано ещё одно большое тюремное здание…

Но и о душах невинно загубленных во время периода репрессий XX века не забыть в этом месте.

Взяв в прокат велосипеды, мы поехали на Секирную гору. На этом холме высотой 73,5 метра расположен Вознесенский скит Соловецкого монастыря, а на самой вершине горы построена церковь-маяк.

По дороге мы неоднократно останавливались , завороженные красотой суровой северной природы…

И вот мы на месте. Оставив велосипеды, поднимаемся в гору….штрафной изолятор, 4-е отделение Соловецкого лагеря, своего рода карцер, куда можно было попасть за малейшее нарушение лагерного режима, а иногда и просто так…Кто попадал в карцер, обычно умирали. Нормальному человеку было невозможно высидеть практически без движения на своего рода шесте-насесте, на "жердочке" А если ты шевелился, то находящийся внизу часовой или бил тебя пудовым кулаком, или снимал винтовку и просто стрелял снизу в человека...

Находясь там ты мысленно переносишься в то время, все это представляешь, но ум не может до конца осознать…КАК? Как такое может вынести человек? Не былинный герой, не современный Рэмбо, а простой человек, попавший в страшные жернова мельницы ГУЛАГА…

Постояв на этой горе скорби и памяти, мы спускаемся вниз, седлаем своих "двухколесных коней" и возвращаемся назад к пристани. Скоро отходит наш теплоход.

Где-то на первой трети обратного пути происходит большая техническая неприятность – с моего велосипеда слетает цепь, а никаких инструментов для ремонта у нас нет. И вот Серега едет не спеша на велосипеде, а я качу свой. Хорошо, что проселочная грунтовка неровная и, забравшись с велосипедом на небольшую горку, я сажусь и скатываюсь на нем по инерции вниз, давая отдых ногам… Вторую половину пути уже я еду на велосипеде, а мои упражнения с неисправным "железным конем" и горками выполняет Серега.
Выбиваясь из сил мы добираемся до пункта проката, сдаем полурабочую технику, самыми последними поднимаемся на борт теплохода и "Василий Косяков" доставляет нас обратно в Рабочеостровск…

Вечер. Мы дома. За вечерней «рюмкой чая» мы делимся впечатлениями о поездке с Пашей, побывавшем на Соловках не один раз и который слегка снисходительно слушает  живописания наших приключений…

Пока я еще так и не увидел беломорские петроглифы и стоянки древних людей в Карелии. Я побывал только в малой части русского Севера, в Карелии, на берегах Белого моря и реки Кемь.

В России много, очень много интересных и красивых мест. Но если у меня будет выбор, то первое место, куда я еще раз поеду – Карелия, мой Русский Север.

Что впрочем я и делаю последние несколько лет…

Фото автора. Июль 2012 года.

[Кемь - Соловки - С-Петербург. 2012-2019]


(Номинация на премию "Наследие-2019")