С магией по жизни

Наталья Айрумова
По  мнению австрийской певицы баронессы Марии фон Трапп, только «... музыка выступает в качестве магического ключа, который открывает даже самые наглухо закрытые сердца».

В наше время не каждому музыканту удается приобщиться к заветной магии, потому что путь к ней тернист и долог. Однако моему собеседнику Анвару Эргашеву повезло. Его творчество известно  не только в Центрально-Азиатском регионе, но и в дальнем  зарубежье.

В этом интервью я попыталась выяснить, каким образом выпускнику Ташкентской госконсерватории на протяжении  многих  десятилетий удается подбирать магические ключи, с помощью которых он проникает в сердца даже очень искушенных меломанов.


 - Анвар Юлдашевич, ваш вклад в музыкальную палитру республики неоспорим, но вот младое поколение впервые знакомится с вашим творчеством по мюзиклам на сказочные сюжеты.
В связи с этим, невольно напрашивается вопрос: вы действительно к каждому малышу старательно подбирали очередную мелодию?

- Это правда, дети вдохновляют.
Как композитор я всегда старался следовать перефразированному высказыванию режиссера К. Станиславского: «Для  детей нужно писать так же, как и для взрослых, только гораздо лучше».

К примеру, моя первая музыкальная сказка «Браво, ягненок!» вошла в репертуар узбекского ТЮЗа в 1987 году после появления в нашей семье сына Сардора.

Однако даже такой сказочный проект так и остался бы на нотной бумаге, если бы мою идею не подхватил дружный коллектив единомышленников, любящий детей и работающий со мной на одной магической волне.

Спектакль про храброго ягненка был поставлен в сжатые сроки при активном участии детского драматурга и поэта Н.Рузимухамедова и режиссера А. Шарипова, которых я по сей день вспоминаю с благодарностью.
 
Кстати, моим сыновьям и их сверстникам, побывавшим на спектакле, герои так понравились, что в повседневной жизни они стали  им подражать.

- Будем считать, что благодаря сказкам вам удалось завоевать детские сердца. А каким было ваше первое музыкальное произведение и чье юное сердечко удалось «открыть» с его помощью?

- Все началось с «Лирической прелюдии для фортепьяно», которую я сочинил в 16 лет, еще  учась в Ферганском музыкальном училище. Это произведение, как и другие, написанные в ту пору, я исполнял сам на концертах пользующихся большим успехом.
А вот кому конкретно была посвящена заветная лирика уже и не припомню.

- На вашей импровизированной полке в одном ряду с балетами и симфоническими концертамии, инструментальной музыкой, песнями и многочисленными саундтреками к драматическим и музыкальным спектаклям, художественным и документальным кинофильмам,выстроились клавиры более двадцати веселых музыкальных комедий и мюзиклов.
 А не давит ли груз регалий на заслуженного деятеля искусств и Лауреата государственной премии Узбекистана при написании столь «легкомысленных» мотивов?


- Не хотелось прослыть нескромным, но мой ответ будет положительным.
Все дело в том, что в искусстве все музыкальные жанры имеют право на существование и развитие.

Самое главное, чтобы музыкальные сочинения были талантливы и интересны современникам всех возрастов.
Но музыкальные ритмы бывают разные. Не секрет, что молодежь ХХI века, любя «погорячее», не так часто посещает классические концерты.

- Анвар Юлдашевич, почему вы не аранжируете свои  балеты «Хумо» или «Чеховиану» для симфоджазовых  коллективов, сочетающих раскрепощенный и эмоциональный джаз с утонченностью симфонической музыки?
Возможно, благодаря такой подаче классики, увеличилось бы и количество вступающих в жизнь меломанов?

- Насчет молодежи Вы правы...
Но все дело в том, что с самого начала я старался больше внимания уделять именно классике. На этот путь меня благословили сначала ферганские, а затем и ташкентские педагоги.

После окончания музыкального училища я поступил сразу на два факультета Ташкентской консерватории: исполнительский по классу фортепиано и композиторский. А так как учиться было очень сложно, то учебу на втором пришлось отложить до лучших времен.

Однако через некоторое время, благодаря настойчивости моего наставника выдающегося узбекского композитора-симфониста Мирсадыка Таджиева, поверившего в мои способности, я его все-таки закончил.

Полагаю, что в голове композитора не может совершенно случайно возникнуть обращение к любому из музыкальных направлений. И, хотя я специально не пишу джазовых пьес, но иногда в своих сочинениях, исходя из художественного замысла, использую и этот стиль.

Так, в некоторых моих саудтреках для кино и театра, в балете «Хумо» и даже в детском мюзикле «Снежная королева» зрители услышали современные ритмы, характеризующие образы героев. Судя по аплодисментам, им это очень понравилось.


- Маэстро, безусловно вам со студенческой скамьи знаком, так называемый, «эффект Моцарта» о положительном влиянии на человека классической музыки, проникающей в его организм на клеточном уровне.
Как вы считаете, это явление характерно только для композиторов и музыкантов-исполнителей?..

- Под обаяние гения Вольфганга Амадея Моцарта я попал в ту пору, когда начал серьезно учиться  музыке. Приходилось много читать, часами слушать игру выдающихся  музыкантов, пытаться самостоятельно исполнять самые сложные опусы композиторов - классиков.

Постепенно у меня сложилось мнение, что талантливые музыкальные произведения облагораживают не только профессионалов, но и нравы всего общества.
Ведь не зря же на концертах разновозрастные зрители без особой подготовки в едином порыве начинают активно проявлять свои положительные эмоции.

- Кто повлиял на ваш выбор профессии?

 В основном мой отец - одаренный музыкант Юлдашбай Эргашев, выпускник военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории.
На протяжении многих лет он руководил военным оркестром, был организатором всевозможных концертов и художественных представлений, на которых выступали известные хоровые коллективы, певцы и музыканты. Словом, в нашем доме музыка заполняла все пространство.

 - Анвар Эргашевич, «разведка» донесла, что вашему отцу довелось поработать и директором Ферганского государственного областного русского драматического театра, который  в наше время стал хорошо известен на пост советском пространстве благодаря талантливому российскому актеру Александру  Абдулову.
А как на вашей семье отразилась «театральная» должность отца?

- Практически никак. Я в то время увлеченно писал музыку в стенах консерватории и о театральных подмостках даже не помышлял.
Да и порог Ферганского музыкального училища, одним из основателей которого является мой отец, из нашей многодетной семьи никто кроме меня не переступал, отдав предпочтение профессиям, связанным с точными науками. Но на концерты с моим участием, родственники  конечно приходили.

В настоящее время заслуженный работник культуры республики Юлдашбай-ака, перешагнувший девяностолетний рубеж, живет в нашей семье и на досуге пытается обратить в «музыкальную веру» своих правнуков. - Ведь трое моих сыновей, получив начальное музыкальное образование, выбрали жизненные дороги далекие от музыки.

Хотя возможно, со временем в нашей семье может сложиться династия композиторов Эргашевых благодаря  младшему сыну  Сардору. По образованию он востоковед, но на досуге  уже сочинил несколько музыкальных композиций и песен, которые хвалят и исполняют  довольно известные в республике солисты.

А еще по заказу местных киностудий он написал оригинальные саудтреки к восьми художественны фильмам. Среди них: «Наездники», «Западня», «Заблудшие души», «Экзамен детства».

 - Может быть, исполнители и режиссеры, нахваливая талант вашего наследника, хотят сделать приятное прежде всего его отцу?

- Думаю, что это не так. Сегодня в молодежной творческой  среде сложилась ситуация, при которой никакие связи и родительский авторитет не помогут. Современный шоу-бизнес живет по иным критериям, в которых главенствует только яркая и конкурентно способная музыка.

 -Запомнился ли вам самый первый гонорар?

- Конечно, я хорошо помню те сорок рублей, полученные за музыку к кинофильму. По тем временам это были приличные деньги, которые не стали лишними в хозяйстве моей молодой семьи.
Ни я, ни моя супруга в те годы  не были избалованы вниманием родителей,  поднимавших еще несколько детей. Так что, воспитанием и образованием сыновей занимались мы вдвоем с Намуной без бабушек и дедушек.


Композитору Анвару Эргашеву с помощью все того же магического ключа удалось обогатить репертуар не только ГАБТ им. А.Навои, но и Музыкального театра им. Мукими. Его музыка прозвучала в спектаклях «Горизонт», «Аль Фаргони», «Усман Носир», «Чолпон» и многих других, поставленных на сцене Узбекского национального академического драматического театра.

Порадовал он своими произведениями и Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.
Одна из них - музыкальна искрометная комедия «Крошка» по пьесе французского драматурга Жана де Летраза (либретто А.Колмогорова) в постановке В. Бородина - была поставлена  и во многих российских театрах.

В 2015 году ташкентские зрители познакомились с музкомедией «Наша Майсара» по версии  ташкентской писательницы А. Васильевой по пьесе Хамзы, а в 2017 году - с «Невестой Хлестакова» по либретто заслуженного работника культуры республики, режиссера С. Каприелова, осуществившего обе постановки.


Композитор не обошел своим вниманием и Государственный драматический театр им. А. Хидоятова, в котором в наши дни с большим успехом идет мюзикл-сказка  для взрослых «Тысяча и одна ночь», поставленный режиссером - постановщиком Вали Умаровым по либретто И.Турсунова и В. Умарова.

В минувшем году А. Ю. Эргашеву в творческом содружестве с режиссерами – постановщиками, балетмейстерами, артистами балета и вокалистами театра ГАБТ им. А. Навои удалось обновить сценическую версию мюзикла «Снежная королева» (либретто А.Колмогорова,1996 г.) и балета «ХУМО» (либретто В. Сергеева, 2005 г.), нареченного зарубежными искусствоведами «балетом XXI» века. Сегодня оба произведения, став более динамичными, на радость зрителям засверкали новыми гранями.

- Ваш брак с Намуной Закировной многие считают гармоничным союзом. А на чем держится эта многолетняя гармония?

– Думаю, на взаимном уважении, терпении, семейных устоях.
Конечно, выдержать композитора в повседневной жизни не так просто. В доме должны быть уют, порядок, тишина и, безусловно, творческий подход к учебе и работе.

Наша семья сложилась в стенах Ташкентской государственной консерватории не случайно. При личном знакомстве с девушкой, которая училась на отделении музыковедения, выяснилось, что мы не только земляки, но и однофамильцы, выросшие в военных семьях.

Вот только отец моей невесты был летчиком и участником парада Победы в 1945 году. В знак его военных заслуг ныне одна из ферганских улиц носит имя полковника З.Эргашева.

Кроме того, должен признаться, что все, написанное мной за четыре десятка лет, посвящено Намуне, которая является и моей музой, и единомышленницей и главным музыкальным критиком. Возможно, в этом мне помог и заветный  «магический ключ».


 - Анвар Юлдашевич, в каком темпе вы сегодня живете и работаете?

- В деловом, и как один из пяти дирижеров ГАБТ им. А.Навои, и как композитор, сочиняющий современную музыку. При этом каждой из своих профессий стараюсь уделять определенное внимание.


Своей дирижерской карьерой я обязан народному артисту Узбекистана, профессору З. Хакназарову и заслуженному деятелю искусств республики, профессору консерватории К.Усманову, у которых учился азам дирижирования.

Для того чтобы спектакль состоялся, около четырех десятков профессиональных музыкантов, должны  следовать каждому  взмаху палочки дирижера, улавливая малейшие нюансы.

Безусловно, дирижирование балетом «ХУМО», мне как автору, доставляет определенное удовлетворение, но это нисколько не снимает ответственности перед слушателями.
 

- Слушатели каких стран знакомы с вашим творчеством?

- Как композитор и дирижер я выступал с концертами в разных городах ближнего и дальнего зарубежья. А  по заказу марокканской киностудии я написал музыку к художественному кинофильму «Битва трех королей».

- Кому вы доверяете оркестровку ваших музыкальных произведений?

- Естественно, этой сложной работой занимаюсь сам, так как считаю, что никто кроме самого автора не сможет по-настоящему донести до слушателей главную идею композитора.

Однажды великий Гете в беседе с современником добавил к изречению греческого поэта Симонида Кеосского о живописи и поэзии ... архитектуру.

Получилось следующее: "Живопись - немая музыка,поэзия – говорящая живопись" а вот «архитектура - музыка, застывшая в камне».

 - А чем, по-вашему, является сама Музыка?

- Я думаю, что Музыка – это созвучие мироздания.
Только она способна передать через волшебные звуки инструментов и человеческого голоса тонкие ощущения эмоций и некой возвышенности божества, которые невозможно ничем более выразить.
Это высшее достижение человеческого разума. Музыка для меня все, в ней заключена вся моя жизнь.

 - Как возникает очередное музыкальное произведение?

- Сначала  появляется идея, выраженная музыкальной эмоцией, а уже потом она воплощается в звуках. Музыка  делится только на хорошую и плохую, независимо от того, каким музыкальным языком она написана - современным или традиционным классическим, который, кстати, в наше время еще далеко не исчерпан.

Моя музыка порой рождается стихийно в любое время суток.
Главное - не упустить эти мгновенья, потому что никто не ведает, сколько они продлятся. В творчестве композитора все в совокупности служит одной цели - сюжет диктует и мелодию, и весь характер стилистики музыкального произведении.

 - Анвар Юлдашевич, в Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась выставка «Авангард сквозь пространство и время» из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого, одного из самых крупных музеев в Центрально-Азиатском регионе.

Там человеческий разум продемонстрирован в иной ипостаси.
Скажите, случалось ли в вашей композиторской практике, когда работы великих мастеров вдохновляли на сочинение звуков музыки? Или все дело в магии?

- К сожалению, из-за занятости мне до сих пор не представилась возможность побывать в Музее им. И.В. Савицкого в Нукусе. Однако я хорошо знаком с коллекцией Государственного музея  искусств нашей республики, расположенного в Ташкенте. Часто  вместе с супругой бываю на художественных выставках, как в нашем городе, так и в Москве.  Несколько раз удалось побывать в Третьяковской галереи и в других сокровищницах мировой культуры.

Сейчас трудно сказать, какой именно художник меня вдохновил на создание очередного   музыкального произведения, но, несомненно, влияние сказывалось.
Не зря же восточные мудрецы утверждали, что у музыки и изобразительного искусства единый  источник вдохновения.
И этот источник – жизнь. Хотя и магия в музыке не бывает лишней...