Узбекская принцесса отправлена в колонию

Игорь Кутузов
Узбекский суд ужесточил наказание для дочери первого президента страны Ислама Каримова Гульнары. Ранее она находилась под домашним арестом, теперь ее перевели в колонию общего режима. Причиной стали «злостные нарушения порядка отбывания наказания». Еще 10 лет назад осужденную считали возможной преемницей отца, ее называли самой влиятельной женщиной страны и позиционировали как модного дизайнера и популярную певицу.

Надзорное ведомство указывает, что в декабре 2017 года Каримову осудили на 10 лет лишения свободы. Однако в июле прошлого года суд учел «взятые на себя осужденной обязательства по возвращению нажитых преступным путем денежных средств и возмещению ущерба, нанесенного государству». Наказание ей изменили на ограничение свободы на пять лет. Отбывать срок Каримова продолжила дома у своей дочери Иман.

5 марта внучка первого президента Узбекистана рассказала, что в ее квартиру в Ташкенте ворвались сотрудники прокуратуры. По ее словам, мать «вытащили из ванной и увезли в неизвестном направлении». В соцсети девушка опубликовала фотографию, на которой видно, как двое мужчин схватили некую женщину в домашнем халате под руки и пытаются вывести ее из квартиры. Лиц на изображении не видно.

Гульнару Каримову называют самой известной женщиной Центральной Азии. Долгие годы она делала успешную дипломатическую карьеру. Занимала должность советника министра иностранных дел Узбекистана, советника-посланника посольства в Москве, посла Узбекистана в Испании.
Параллельно с этим наращивала медийную активность — посещала показы мод, давала интервью. Под псевдонимом Гугуша пела, писала стихи, сочиняла музыку. В 2012 году в США вышел ее англоязычный альбом в стиле club-dance. Под брендом Guli выпускалась авторская одежда, парфюмерия и ювелирные украшения. Коллекции были представлены на Неделях моды в Милане, Нью-Йорке, Москве и Пекине.

Не скрывала Каримова и своих политических амбиций. Ряд аналитиков называл дочь президента возможной наследницей отца. Сама она высказывалась уклончиво. В 2012 году рассказала, что видит себя амбициозным человеком, а «потенциальным главой государства может быть каждый, кто имеет амбиции и при этом еще некие мозги и стремление». «Мне иногда очень трудно сказать, где мой потолок. Но считаю себя человеком развивающимся и не имеющим ярко выраженных границ, особенно над собой, то есть границы, которая, что называется, закрывает общение с небом», — рассуждала она.

Вместе с успехами нарастали и проблемы. Чем более публичную жизнь вела Каримова, тем большее неприятие она вызывала у жителей страны. Американские дипломаты, работавшие в Узбекистане, называли ее «криминальной баронессой» и «самой ненавистной в стране персоной». Об этом свидетельствовали депеши, публиковавшиеся на портале WikiLeaks.

Появились вопросы у правоохранительных органов. С Каримовой связывали крупнейшего сотового оператора Узбекистана — компанию Uzdunrobita. По данным силовых структур Нидерландов, Швейцарии, Швеции, США зарубежные телекоммуникационные компании должны были платить взятки за доступ на узбекский рынок. Согласно одному из журналистских расследований, шведско-финская корпорация TeliaSonera заплатила около $300 млн.

Злоупотребления дочери не понравились отцу. Очень быстро Гульнару лишили дипломатического статуса, предприятия ее бизнес-империи поменяли собственников. Недавнюю преемницу посадили под домашний арест. На сегодняшний момент Каримову обвиняют в сокрытии иностранной валюты, получении «откатов», нарушении таможенного законодательства, нарушении правил торговли, подделке документов. Общая сумма ущерба — около $2 млрд.

 Реалистичной выглядит версия о том, что узбекские власти заинтересовались капиталами Каримовой, которые она успела накопить. В 2018 году в движение пришло расследование уголовного дела в Швейцарии. Правоохранительные органы якобы решили вернуть замороженные в банках страны $810 млн. Кроме Узбекистана на эти средства претендуют США и кредиторы компаний Каримовой. Многие деньги на счетах еще явно не обнаружены, но на их судьбу заключенная может влиять. На саму же Гульнару удобнее влиять как раз в колонии.