136

Профессор Малко
Меня обе проводили до автобуса. Ехать надо будет из Мурманска на скором поезде.
Через три дня я закончил сборку камина и приступил к сушке. Начальник училища, смущаясь, как первоклассник, попросил отремонтировать ему печь в загородном доме. Даже с первого взгляда было ясно, что её всю надо перекладывать. Я попросил его разобрать печь и купить пару пачек кирпича. Из фурнитуры требовалась топочная дверца и пара поддувальных, которые у меня добавляются по моему проекту. Пока придётся пользоваться электрическими обогревателями.
На его печь у меня ушло четыре дня. Из них целый день я израсходовал на реконструкцию кровли из-за установки сэндвич-трубы вместо кирпичной. К этому времени полностью закончил сушку камина и провёл контрольный прогрев его. Показал хозяину, как пользоваться фурнитурой. Как и у штабных каминов, сделал обогреватель. Камин оказался много меньше адмиральских, но значительно красивее.
В качестве оплаты я попросил перенести меня в очереди как можно больше вперёд. На следующий день я увидел свою фамилию в конце списка сдающих текущего дня. Поправка была сделана вручную, поэтому счёл это чьей-то шуткой, но на всякий случай пришёл. Меня вызвали в дипломную комиссию последним. Было довольно позднее время, по членам комиссии было видно, как они устали. Однако, ответственный за доставку работы по какой-то причине не принёс с проверки мою работу, за что получил выговор от начальника училища. К комиссии присоединились два знакомых адмирала из штаба Флота, приехавшие специально.
-- Если сам делал работу, можешь воспроизвести её по памяти. Рассказывай.
Я хорошо помнил суть работы, поэтому начал довольно пространно. Примерно на третьем-четвёртом предложении меня прервал адмирал, ведавший финансированием, и предложил перейти к экономической части проекта. Я едва закончил обзор экономического обоснования, как меня прервал адмирал, курирующий учебные заведения, сказав, что им всё понятно. Обратился к руководителю работы, как он оценивает качество и ценность работы. Едва тот начал пространный подход, как его прервал начальник училища.
-- Я прочёл его работу и считаю её, Самсонова, отличной, качественно подготовленной и рекомендуемой к использованию. Предлагаю поставить оценки членам комиссии и представителям Штаба Адмиралтейства.
Сделав свою надпись, начальник училища передал мой зачётный лист одному адмиралу, тот после надписи – другому. Комиссии не оставалось ничего, как поставить отличные оценки. Адмирал по учебной части приказал передать ему мою работу для использования. Даже тупой человек мог понять, что этот опрос был чистой фикцией. Высшему руководству требовалась быстро и с отличной оценкой вывести меня на диплом. Тем более, что я был единственным капитаном третьего ранга среди ровесников-курсантов заочников, не поднявшихся выше старшего лейтенанта.
Забрав меня с собой, адмиралы прошли в кабинет начальника училища. Тот на несколько секунд задержался в приёмной, давая распоряжения. Я по приказу одного из адмиралов зажёг камин. В это время адмиралы придвинули к камину столик для приватных бесед и к нему кресла. После этого стали осматривать моё изделие, оценивая его. Особенно их задел каминный камень, который всегда первым бросается в глаза. Он, действительно, очень красиво вписывался, как в сам камин, так и между стойками поддержки плиты перекрытия. Когда в кабинет нарядная официантка вкатила столик с графином и соответствующей коньяку закуской, сели в кресла.
-- Давайте обмоем сначала необычно красивый камин. Мне почему-то он сделал не настолько красиво.
-- У Вас другая конструкция, и в то время не было такого камня.
-- Ты, Матвей, нашёл, видимо, к его сердцу лучшую дорожку.
Адмиралы подошли к камину, плеснув на него из рюмок. Пришлось то же сделать и мне. Чокнувшись, выпили остатки.
Мне устроили настоящий допрос о моей службе и жизни.
-- Давайте выпьем за нового военно-морского инженера. Ну, его уж поливать не будем.
Я поблагодарил начальство за помощь в защите. Иначе мне пришлось бы жить вдали от семьи целых две недели. Да и мой корабль может уйти на очередное задание без меня.
Следующий тост я предложил выпить за моих начальников, без которых я не смог бы вырасти ни в звании, ни по службе.
-- Сам хорош! Я бы мог тебя в приказном порядке перевести к себе в штаб, но тут такое болото, что порой хочется сбежать на какое-нибудь судно, да я уже и отвык от корабельной службы. За добрые слова спасибо. Главное, не зазнавайся. За то тебя и уважаем.
Адмиралы выпили и стали собираться уходить. Начальник попытался предложить выпить на дорожку, на посошок.
-- Ты же знаешь, что по морской традиции нельзя пить чётное количество тостов, а выпивка после четвёртой рюмки превращается в пьянку.
Адмиралы штаба попрощались со мной и начальником училища. Пожелали мне хорошей карьеры и удалились.
-- Саша! Поехали ко мне. Тебе же ещё сушить печку надо. У меня и переночуешь. А завтра вместе поедем в училище. Я прикажу выдать документы пораньше, если в самом деле торопишься домой.
-- У меня замечательнейшая жена и трое детей. Ей трудно одной справиться с ними.
(Тут я немного приврал).
Взяв с собой недопитый графин, начальник училища вызвал машину, и мы поехали к нему.
Пока его жена готовила закуску, я зажёг камин и подтопок. Если не топить хотя бы пару недель, то печка высохнет теперь сама. И будет даже крепче, чем при ускоренной сушке.
Мой собеседник попросил рассказать, как я потерялся, о чём намекнул один из адмиралов. К нам присоединилась и его жена. Скоро ей тоже понравилось сидеть у камина. Она хотела даже подложить дров, но я запретил – ещё не окончательно высохла кладка. В следующий раз уже можно. Мы сидели перед затухающими углями, и я рассказывал, как начиналась моя служба, о диком крае, о восстановлении бани и клуба, о перевозке двигателя, об умирающей деревне.
-- Техника развивается. Как ни жалко будет, локаторную станцию тоже закроют. Возможно, закроют и заставу. Мощности локатора с полуострова хватит для обзора акватории с большого расстояния. Подводные датчики будут передавать уловленные подводные звуки в центры обработки, поэтому не будет необходимости держать людей в столь тяжёлых условиях. Возможно, всё это заменят и спутники. Что-то подобное будет и с заставой. Дай бог, чтобы последних жителей вывезли на Большую землю. Самым подлым событием будет смерть и упокоение последнего жителя в собственном доме. Хоть бы это случилось до закрытия заставы. Давай выпьем за бренность нашего мира. Умирают люди, селения, планеты и даже галактики. Всё когда-то рождается и умирает.
Мне непонятны были высказывания этого человека. Но я выпил и попросился спать. Хозяйка отвела меня на верх, где была приготовлена комната и постель. Удивительно, что в отсутствии женщин я, просто, уснул.
Утром поехал в училище вместе с начальником. Он приказал выписать мне необходимые документы, диплом, и я отправился домой. Ждать пришлось почти до отхода поезда. Начальник училища даже хотел предложить приехать за дипломом позднее.
На скорый поезд я не успел, поэтому приехал домой к следующему вечеру. Дома меня не ждали. На мой звонок дверь открыла Эльза, трудно узнаваемая без макияжа. Пока я обнимался с детишками и дарил им безделушки, Фаина хлопотала на кухне, а Эльза срочно делала макияж. Время было позднее, поэтому скоро уложили детей спать, а сами сели обмывать диплом. Я отсутствовал неделю. Но всё равно они радовались, будто я отсутствовал месяц.