Нахой. Иван и Адольф

Евгений Садков
                Попытка отделения исторических фактов от идеологии равносильна попаданию между молотом и наковальней.
                Ван Ли-чжун, китайский пацифист.
                ***

 Вынужден вернуться к теме положения колонистов Великого Нахоя в сороковые годы прошлого столетия. Один из соавторов по имени Иван написал весьма подробную и внешне убедительную рецензию к заметке "Немец? Нах остен!"

 Тезисно.

 На оккупированных территориях часть колонистов пошли в услужение агрессора. Остальные-расстреляны.

 После войны вывезенные в Германию были отловлены и отправлены в концлагерь.

 Больше всех повезло депортированным. "Все они выжили".

 Для тех, кто не в теме, уточню. Речь идет о этнических немцах.

 В последнем пункте Иван уточняет судьбу русских, находящихся к моменту начала войны на территории Германии.

 Попытаемся разобраться на конкретных примерах. Естественно, что процессу колонизации земель Поволжья шел и обратный, менее заметный и более индивидуальный. Уезжали не увидевшие здесь для себя перспектив. Это касается группы сарептских  гернгутеров, основавших канадскую колонию в Канаде.Они успели покинуть Россию до начала Первой мировой войны.

 В 1915 году к добровольно-принудительным изгнанникам присоединяется семья одного из саратовских "электриков" Р.К.Эрта. Кстати, его частная подстанция давала ток в дом губернатора Столыпина.

 Фактов, подтверждающих происхождение Эртов от первых колонистов нет. Так или иначе, но Роберт Карлович был заметой фигурой среди немецкой диаспоры Саратовской губернии. Впрочем, как и его сын Отто, ставший германским консулом в Саратове.

 Думаю, связь финансов и политики позволили семье благополучно покинуть Россию. Не помешала даже информация, что торговый дом Эртов оказывает финансовую помощь Германии.

 В начале тридцатых внук Роберта Карловича -Адольф становится членом национал-социалистической рабочей партии Германии. Этот факт подтверждает тезис моего соавтора об "услужении агрессора". Удивительно чутки финансисты к смене политической парадигмы.

 Во время Второй мировой войны Адольф Эрт занимается экономикой, планирует депортацию населения оккупированных территорий в Сибирь. Неизвестно, что было бы с этническими немцами,уже находящимися к этому времени здесь. Адольф не сумел спланировать их судьбу, помешала Красная Армия.

 Пример семьи Эртов показывает трансформацию финансов в политику. Возможно, быстрому продвижению Адольфа по карьерной лестнице в НСДАП способствовала частная электростанция его дедушки и любовь семьи Столыпиных к хорошо освещенным комнатам их особняка.

 Вот такая очевидная для меня смычка. А вот сотрудничество Адольфа с "русским фашистом" И.А.Ильиным не заладилось. Кстати, Иван Александрович по материнской линии тоже из немцев.

 Продолжим анализ тезисов прозарушного Ивана. Так ли повезло депортированным? Все ли они, как утверждает наш соавтор, остались живы?

  К сорок второму году немцы Поволжья пополняют ГУЛАГ. Многие оказываются в усольском исправительно-трудовом лагере. Среди наших земляков  два полных тезки -Иван Ивановичи по фамилии Гаан. Один из Иванычей родом с земли нахойской, колонии Розенфельд. Второй с берегов Карамана, в который впадает Нахой-из Гоккерберга.

 В конечный пункт депортации Иванычи попадают одновременно, в стылом феврале сорок второго. А умирают в разные сроки. Старший в мае сорок третьего в лагпункте Бубыл, младший -на следующий год, в Нечи.

 Только в Усольлаге умерло более трех тысяч заключенных, большинство из которых составляли потомки поволжских колонистов "екатерининского" набора.  Между сроками прибытия и датой смерти от года до двух.

 Но разве могу я опровергнуть третий тезис моего соавтора Ивана? Не это же ему и так же мыслящим важно. Для них "товарищ Сталин" пример для подражания, политический идол. Именно он, а не народ, спас Россию от коричневой чумы.

 А ведь верно же. Мы-лишь глина в руках наших "вершителей судеб". А единица, что щепка, когда рубят лес. Кто мы для них?

 Так же, Иван?

 Постскриптум. В списке жертв того сталинского переселения народов шесть Гаанов "Иваниванычей". Прямо, как в старом мультфильме, шесть Иванов.

 Увы, реальность другая. Самый младший из этого скорбного списка родился в 1950 году и тут же обвинен по национальному признаку.

 А вот родственников Адольфа Эрта, завершившего свою карьеру в разведке Германии, среди репрессированных по нацпризнаку я не нашел...