Жареные воробьи

Вера Коваль
                «ЖАРЕНЫЕ ВОРОБЬИ»

          Из рогатки стреляли во все времена почти все мальчишки. Это самая незатейливая игрушка для ребят, покупать не надо – вырезал ножиком из ветки саму рогатку, привязал кусочек кожи к резинке и стреляй.
         Вовка старший из мальчишек на улице всегда провоцировал меньших на какие-то проделки. И вот однажды, не зная, чем заняться, Вовка смастерил себе рогатку и сказал ребятам, чтобы они тоже сделали. Стреляли по бутылкам, консервным банкам.
         – Давайте стрелять по воробьям – предложил Вовка.
         – А зачем по воробьям? Что мы с ними будем делать, если настреляем? – с недоумением спросил Васька, брат Иры.
         – А мы их пожарим – утвердительно ответил Вовка.
         – А разве воробьёв едят? Я что-то никогда не видел и сам не ел. А ты ел?
         – допытывался Васька. – А ни вкусные? – сыпались вопросы.
         – Вкусные. Я уже ел – соврал Вовка.
         – Ну давай стрелять – согласился сосед Васька.
         – Вы разойдитесь и стреляйте по разным деревьям, а то они все по разлетаются – посоветовал Вовка.
         И пацаны рассыпались по улице. Началась охота на воробьев. Камней долго собирать не пришлось, они на улице валялись по обе стороны.
         Васька с Виталькой запаслись метательными орудиями и давай стрелять по деревьям. Васька старался изо-всех сил, но серые пичужки разлетались во все стороны. Юрка с Вовкой целились, пыхтели, но ни одного воробья так и не удалось подстрелить. Всем мальчишкам уйти бы в сад, а они устроили стрельбу на улице, где дома. И вдруг после очередного выстрела – дзинь, – и посыпались осколки разбитого стекла. Вся детвора в рассыпную, кто куда. В один миг улица осталась пустой. Это было оконное стекло тёти Ани, соседки. Она женщина в возрасте, пышных форм, пока вышла на улицу, а там – никого.
         – Ах вы окаянные! Ах вы черти! Вот я вас сейчас! – кричала и ругалась соседка, сотрясая воздух кулаками, но ни одного человека перед ней не было. Тётя Маша вышла за ворота, а там одна соседка и никого больше.
         – Аня! Ты на кого кричишь? Что случилось?
         – Это твой пострел выбил мне окно. Только он мог по окнам стрелять. Вот удумали, по окнам бить. Мало им места в саду, так всю улицу переполошили – не унималась тётя Аня.
         – А ты откуда знаешь, что это мой Васька разбил твоё окно? – спокойно спросила тётя Маша.
         – А больше некому. Только твой сорванец хулиганит – не унималась соседка.
         – Да их вон сколько на всей улице, а ты на него вину валишь. Может кто другой. Да и разбили, наверное, нечаянно. Зачем им разбивать твое окно? – объяснила тетя Маша.
         – Не защищай своего сорванца. Ты всегда его оправдываешь, а оказывается, что он напроказничал – продолжала изливать негодование тётя Аня.
         – Ладно, ладно, успокойся! Отец придёт с работы и вставит тебе стекло. У нас есть и стеклорез, и стекло. Всё Аня, не кричи. Это же дети. Твой Толька тоже не подарок. Учит всегда уму-разуму меньших, а сам в стороне. Он всегда у тебя прав, а наши виноваты – старалась успокоить соседку тётя Маша.
         Тётя Аня бормоча ушла собирать осколки стекла, а «зрители» по своим домам. Все вроде бы стихло. Вечером стала сходиться детвора, тайком, тихонько, озираясь по сторонам. Пришел дядя Петя с работы, но ему по дороге уже доложили о разбитом окне. Он обещал разобраться в этом деле и если это сделал его сын – накажет. Перед ужином глава семейства собрал всех. Дети стояли перед ним, а он, как судья сидел на табуретке с ремнем в руках.
         – Кто разбил окно, признавайтесь?
Все опустили голову и смотрели в пол.
         – Молчите? Долго не помолчите, я ведь все равно узнаю. Я даже догадываюсь, чьих рук это дело – грозно вел допрос отец.
         – Мне уже сказали кто, но я хочу услышать признание – меньше будет наказание.
         Миша толкнул Ваську в плечо.
         – Говори, а то и нам попадёт.
         – Папа, я не хотел, я нечаянно. Так получилось. Там воробей сидел, а я хотел его подстрелить. Вовка обещал нам воробьёв нажарить, если мы настреляем – робко начал исповедь Васька.
        – Как это – нажарить? Вам что, есть нечего? Вы, что, голодные? Мать, ты что детей не кормишь! – перевел взгляд с Васьки на супругу. – Такого не слыхивал, чтобы воробьёв ели, даже в голодовку.
         – Да нет, мы не голодные, мама нас кормит. А Вовка так и сказал – на костре нажарим, они вкусные – мямлил себе под нос Васька.
         – А ну пойдем все вместе к Вовке. Узнаем так это или нет?
         И все вышли из дома и направились к соседскому дому. Позвали Вовку, но вышел отец.
        – Что случилось? Что это вы целой толпой пожаловали? – спросил Вовкин отец.
        – Зови своего мальца – дело есть к нему.
        – Да он ужинает.
        – Потом поужинает. Давай его сюда.
        – Вовка, тут к тебе пришли – послышался разговор в сенях дяди Толи.
        Вышел нехотя насупившись Вовка.
        – Вовка! Говори правду, это ты сказал при всех, чтобы хлопцы стреляли по воробьям, принесли тебе, а ты их обещал пожарить? Это правда? – спрашивал дядя Петя.
        – Говорил я, но я же пошутил, а они подумали, что правда воробьев едят. – ухмыляясь оправдывался Вовка. Я им не говорил, чтобы они по окнам стреляли.
        – Вот стервец. Мне теперь шибки вставлять. Я, конечно вставлю, но чтоб это было в последний раз.
        Говорю при всех и при твоих родителях. Ты же старший, учить их должен, а не заставлять сознательно шкоду делать.
        – Вовка! Не верю своим ушам. Как ты мог до этого додуматься? – сурово спросил отец.
        – Ну пошутил я с мальцами. Я не думал, что они в окно попадут. Ну, извините, дядя Петя, честное слово больше не буду такого говорить, чтобы они шкоду сделали.
        – Ладно, прощаю, но чтоб больше не учил меньших уму-разуму.
        – Мы больше не будем стрелять по воробьям – все дружно пообещали.
        Соседи разошлись по домам. Васька в этот день не получил свою порцию наказания. Всё обошлось. На другой день дядя Петя застеклил окно. Все дружно ему помогали.