Надлом. Часть 3. Глава 26

Любовь Голосуева
Арест.

Лесная дорога привела обоз с беженцами к заимке Пахома. Пахом с братьями ушли в тайгу обживать новое место, когда стали силой сгонять в колхоз. В тридцать третьем году арестовали  чекисты Пахома, а Феодора так и осталась жить с детьми в тайге. Вокруг заимки отстроились новые беженцы. Прибывших приняли миролюбиво, разместили по домам. А к зиме помогли землянки отстроить. Одна беда, не было пригодной пашни.

Лукерья сдружилась с Варварой, помогали друг другу. Макар с Матвеем ходили на охоту в одной связке, одному в тайге не выжить. Никак не мог понять Макар, отчего у Матвея временами злоба кипит. Другой раз как глянет, что мороз по коже проберет. Ну, выбросил он сундук из лодки, сколько жизней спас. Неужели золотишко прятал в нем Матвей? Схватились один раз они с Матвеем не на шутку в зимовье, чуть не перестреляли друга.
- Золото пожалел?
- Сына моего ты в сундуке в реку бросил.
Опешил Макар.
- Не было выбора. Что же не сказал сразу, пока не засосало сундук в пе-сок, достали бы.
- Без сопливых обошлось.

Вроде бы выговорились, примирились меж собой мужики, а дружбы у них так и не получилось. Однажды в метель заблудился Макар в тайге, а пока выбирался к зимовью, обморозил ступни ног. Матвей привез его в горячке на заимку. Феодора осмотрела ноги и промолвила:
- Не жилец. Пилить срочно надобно ступни по щиколотки. Гангрена началась.
- Не дам! Сама увезу в больницу, - сказала Лукерья.
Мужики перенесли Макара в сани, укутали в тулуп, и Лукерья повезла его  прямой дорогой в район. Молила Бога, каялась во всех прегрешениях, а Макар бредил в горячке про наказание Божие. 

На обратном пути Лукерья заехала в Володькино. Подъехав к своему дому, защемило сердце у Лукерьи, печь топится, в окошке свет. Не стала заходить в свою хату, пошла к Семену.
- Луша, как ты здесь оказалась? - испугалась Ульяна.
- Макар в горячке лежит, ноги обморозил в тайге, в больницу отвезла. Кого в нашей хате поселили?
- Фросю с Маняткой Семен сразу перевел от Кирилла. Сказал, пусть живут в своей хате.
Со слезами на глазах Лукерья заходила в свой дом. Долго молилась перед образами:
- Господи спаси и сохрани Макарушке жизнь.

Месяц боролись врачи, спасли Макару не только жизнь, но и ноги. Чекисты арестовали Макара еще не совсем окрепшего от болезни и увезли в тюрьму. Осудили тройкой НКВД к расстрелу, как врага народа. До исполнения приговора держали в областной тюрьме.

В 1938 году много народу пострадало от репрессии. В  разгар Большого Террора руководством Коммунистической партии и Советского правительства  было намечено проведение в масштабе всей страны крупной плановой операции «против кулаков, уголовников и прочих антисоветских элементов», которые  являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений. Партийным комитетам и руководящим органам НКВД областей, краев, республик было предписано «взять на учет» всех подозреваемых элементов. 

В газетах писали: «5 марта 1937 года состоялся печально известный Пленум ЦК ВКП (б), на котором 3 марта с основным докладом « О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.В. Сталин, повторивший свой известный вывод об обострении классовой борьбы. Он заявил: «…чем больше будем продвигаться вперед, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться останки разбитых эксплуататорских классов».

Нарком приказал: «Самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских  элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства».
Фактически это была четко сформулированная перед НКВД СССР задача на уничтожение «врагов народа».

Начались третьи по кругу массовые репрессии среди крестьян. Из РайЗо в сельсовет прислали  списки семей, подлежащих арестам.
В основном в списках числились единоличные хозяйства, среди которых оказался Макар Победин. Неведомо знать никому, какая сила вмешалась в судьбу Макара, через полгода  он вернулся в родной дом.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/10/523