Сказочные фьорды Норвегии - и мы, Яна и Ян

Марианна Ольшевская
- Дааа! Ну, ты точно не от мира сего! У тебя с головой явно не в порядке! Ну, как знаешь! А мы поедем в Турцию! - насмешливо высказала мне подруга, круто развернулась и зацокала тонкими каблучками по коридору.
Я вздохнула. Ну что же. Я такое слышу не в первый раз. Но все равно  немного  обидно.
 
 Разговор наш был об отпуске. У нас отпуск — в июле. Мы даже не надеялись. Начальство вначале решило, что нам не положено в июле, будет октябрь. Но с заказами неожиданно стало очень плохо, и так уж получилось, что людей стали отправлять в отпуска. Еще три месяца назад у нас была «запарка», проектов — много, работы столько, что мы не только задерживались после рабочего дня на пару часов, но и выходили по субботам.
 
 Вообще-то так много можно было бы и не работать, но были многочисленные «переделки». То начальство вызывало на «ковер» и отчитывало за то, что слишком уж скучно, «убого и безлико». Нужно сделать «на уровне лучших европейских проектов». А когда делали "на уровне европейских проектов"  - то это же начальство вызывало на тот же «ковер» и распекало за то, что «ухлопали слишком много народных средств, "кто позволил тебе быть расточителем?!»,  "это — полное безобразие, тебе надо думать, что в экономике достаточно проблем, и мы не можем быть такими расточительными из-за того, что вы тут все плохо работаете", "...ах, ты старался? Стараться можешь дома, на унитазе!..."
 Более грубые выражения я не буду здесь пересказывать. Я не люблю грубость. Пусть это останется на их "начальственной" совести. Если эта совесть у них есть вообще.

 Проектировщики после таких вызовов и хамских разгромных выступлений директора и его заместителя плакали. Кто-то втихаря, в туалете. А кто -то громко рыдал на плече у коллеги.
 Не раз мы говорили, что вот если бы взять диктофон, записать «указивки» вначале — и потом, то этот самодур мог бы убедиться, что именно он требовал сделать то, за что распекал с таким негодованием сейчас. Но все мы уже знали: те смельчаки, кто посмел спорить и что-то доказывать, в итоге были молниеносно и с "треском" уволены. Вот и все.

 И мы молча сидели и переделывали, переделывали... - теряя свое свободное время, теряя силы, теряя часть своей жизни.

 Но вот, наконец-то, май. Все цветет. Все живое радуется жизни. Солнце. Голубое небо с легкими белыми облаками. Море тюльпанов везде: прямо Голландия, а не Беларусь. А вот теперь расцвела сирень. Воздух наполнен нежнейшими ароматами. Жаль, что окна моей квартиры выходят на шумную улицу Ленина, а не во двор, где у нас цветет сирень самых разных оттенков, от белого до темно-лилового, как будто это маленький ботанический сад.

 У меня всегда приподнятое настроение, когда я выхожу из подъезда и иду в мой проектный институт. И держится такое лучезарное настроение долго, до обеда. Но потом все эти переговоры и конфликты со смежниками настроение портили.  Кто такие  смежниками? Это те проектировщики, с которыми мы, архитекторы, должны согласовать наш проект, те, которые  проектируют сети: водопровод, канализация, ливневка, а также конструкторы, электрики и пожарники... Но хуже всего шефы с вызовом на «ковер».
А впрочем, почему я беру слово ковер в кавычки? У них действительно на полу роскошные ковры, кабинеты сияют дорогой отделкой, а их оклады и премии — это военная тайна. Но люди есть люди — и до нас все же доносятся цифры. И это что-то!

 Все! Глупости! Меня это не касается. Я сама по себе. Есть работа — и хорошо. А вот если с заказами будет еще хуже, то и эту работу можно потерять. А я не из тех, кто может успешно что-то менять в своей жизни. В перестройку и после нее наш народ, ломая все препятствия на пути, ездил в Польшу. Тащили оттуда огромные сумки с одеждой-обувью. Потом часть этих людей гоняли в Китай или в Москву на Черкизовский рынок. А потом некоторые из них стали хозяевами и нанимали к себе всяких-разных, в том числе и таких проектировщиков, как я, или тех, кто не умел так успешно торговать, а только ездил и одевал семью. У них всё ушло "на жизнь". Мелкие торговцы в итоге разорились. Богатые стали богатеть. Классика.
 
 Я продолжала ходить и работать в проектной организации, как бы мало мне ни платили. Я не умею по другому.. Не умею стоять часами, чтобы получить визу, не умею ни продавать, ни торговаться. Не умею толкаться локтями, не умею лезть без очереди. Не умею искать, где лучше. Я  - как трамвайчик на рельсах.
Школа. Университет. Проектный институт.
 
 Два года назад у меня умерла мама. Операцию ей сделали. А химию делать не стали. Онколог сказал: «Организм не выдержит». Она продержалась полтора года, а давали ей жизни не более трех-четырех месяцев. Но последние полгода были такими ужасными, что я вспоминала иной раз слова одного героя из какого-то американского фильма: «Везет же некоторым умереть от инфаркта».

 За год до этого умер мой отец. Братьев и сестер у меня нет.
Мне 28 лет, я одна. Никаких «бойфрендов». Соседушки во дворе и коллеги по работе давно записали меня в «старые девы». Вначале мне было грустно слышать вопросы о том, есть ли у меня кто-то, а потом я привыкла. И мне стало все равно. А когда мне стало все равно — тогда меня и спрашивать перестали.

 Когда прошел год после смерти мамы, я продала нашу дачку. Старенький деревянный домик с участком на косогоре, куда мы все ходили, чтобы «выращивать урожай». И об этом, в основном, шли разговоры в нашей семье с весны до осени. То есть, говорили об этом папа и мама — а я только слушала и подчинялась их командам, и шла туда в выходные, чтобы помогать.

 И это мне настолько надоело, что я продала эту дачку со всем барахлом, что там было, включая мои акварельки на стенах, заклеенных старыми выцветшими обоями.
Не хочу!
Я свободы хочу хотя бы в этом: чтобы в выходные решать самой, что мне делать, а что — нет.

 И вот сейчас, впервые за много лет, я имела деньги на поездку в другую страну. И  я решила выбрать Норвегию. А подруга хотела в Турцию. Или в Египет, или на Кипр. Пусть даже Испания.
 - Ну не Норвегия же? - возмущалась она, - Что ты там забыла? Это же почти втрое дороже! И бродить по горам пешком. Вот радость какая! Нет уж! Я хочу  загорать, в море искупаться, а вечером — ресторан. Познакомиться с кем-нибудь. Погулять, - глаза ее сверкали огнем, - Встряхнуться после этой пахоты и хамских начальников!
 - доказывала мне она, - КРИЗИС! Валюта дороже и дороже, цены вверх прут, как сумасшедшие, сама знаешь, а мы вот будем роскошь такую себе позволять, в Норвегию поедем. Это слишком дорогая страна!

 Но я твердила свое: «Хочу в Норвегию! Фьорды хочу посмотреть! Они - красивые!...»

 Вот после этого я и услышала, что я «не от мира сего... и с головой у меня не в порядке...» А еще — что надо мной и так все смеются, что я все время одна. А в обеденный перерыв - то листики осенью соберу, то подснежники весной сама себе куплю...
«И идешь довольная, с блаженной улыбкой... старая дева — один к одному. Да еще и книжки любишь читать... стихи пишешь... Никуда не ходишь... Вот так и жизнь у тебя пройдет. А потом пожалеешь» - выговаривала она мне.

 Я на нее не очень обижаюсь. Я знаю, что она добрая. Моя подруга Лен придет на помощь, если нужно. Она меня очень поддерживала, когда болела моя мама. И потом поддерживала, когда мама умерла, а я утонула в пустоте. Если бы не она - может, я бы и не вынырнула. Я Ленке очень благодарна за ее помощь. Это так важно - когда кто-то может помочь в трудную минуту. Я тоже всегда бежала к ней, или звала её к себе, когда надо было помочь. Но сейчас я хочу в Норвегию. Всё. Я решила. Это моё право - выбрать, куда мне поехать в отпуск.

 Я пришла в наш отдел. Все сидят, уткнувшись в компьютеры. Вид у сотрудников невеселый. Заняты работой — это одно. Но вот то, что заказы тают, как снег на солнце, в стране кризис, страна в долгах, бюджет почти пустой, стабильности нет, будущее в туманной дымке — это хуже.

 Я сижу и опять думаю про поездку. А почему я не могу поехать одна?! Могу!!! И поеду! - решаю я. Когда я пришла домой, то сразу принялась за поиски и сбор информации. Потратив весь вечер, я не нашла того, что мне нужно. В итоге рискнула, и заказала тур через шведского оператора. Написала ему и получила быстрый ответ.

 Подруга моя нашла коллегу по работе для компании, и они взяли тур в Турцию.
Все коллеги почему-то изумились, что я отважилась одна на поездку в Норвегию. Они думали, я даже на это не способна.
Билет до Осло я покупала сама, дополнительно к туру. Но денег мне хватило. Еще и осталось.

 В первый день - прилёт в Осло и размещение в отеле. В аэропорту нас встретил гид. 30 минут - и мы в Осло, заселяемся в отель недалеко от королевского дворца.  Номер просторный и светлый. Ой, как приятно! Такая роскошь! Я чувствовала себя королевой, когда входила в мой в номер.

 На второй день с утра  - обзорная экскурсия по городу. Мы успели объехать весь город, посмотрели на здание оперы, полазили по старой крепости и прогулялись по парку скульптур. А потом дружно, всей группой, отправились на обед в рыбный ресторан. Я взяла фирменный рыбный суп и селедку. Очень вкусно!

 Потом, в свободное время, я бродила одна, и любовалась на дома и их декор, бродила вокруг Королевского дворца, и посетила музей Кон-Тики.
Там есть плот Кон -Тики, на котором отважный путешественник из Норвегии Тур Хейердал и пятеро его товарищей переплыли Тихий океан – самый интересный экспонат. По периметру зала представлено много материалов, рассказывающих об этой экспедиции: воспоминания членов команды, фотоснимки, карты. Когда-то я читала книги Тура Хейрдала "Кон Тики" и "Аку-Аку". Очень увлекательно.

 Третий день тоже интересный: переезд в Берген, по пути круиз по фьордам и ночевка в отеле. Отель прекрасный. Я опять чувствовала себя королевой, бродила по номеру, смотрела в окно, сидела на балконе, смотрела в голубое небо и радовалась, что я сюда приехала, не поддалась на провокации Ленки.
 На следующий день утром - переезд в город Флом, оттуда - круиз по фьорду. Гиду  приходилось часто останавливаться, что бы мы могли сделать фотографии, или  просто выйти, размяться и подышать свежим горным воздухом. Мы все дружно восхищались дивной красотой природы. Равнодушных не было.

 Фьорд — это узкий, извилистый, глубоко врезающийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько раз превосходит ширину, а берега в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.
Фьорды Норвегии прекрасны! Не даром я так хотела их увидеть.

 Это - вода и скалы, очень живописные скалы... Много-много скал: они и близко к тебе, и далеко. Те, которые близко - грубые, мощные, а другие уходят все дальше и дальше к горизонту, они - все легче, они - в нежной дымке. Очень богатая палитра тонов - словно кисть с акварельно-нежными мазками создавала их образ. Особенно нравилась дымка, которая покрывала горы, на солнце она смотрелась голубой, а в тени - насыщенной синей.
Скалы словно бредут в волшебную страну, уходят куда-то вдаль. Куда? Я знаю - туда, где живет Мечта, именно туда уходят эти голубоватые чудесные скалы, окутанные легкой призрачной пеленой.

 Я влюбилась в Норвегию, в ее фьорды, в ее водопады, в ее города с первого взгляда. Очарование усилило голубое сияние от неба, воды и гор вдалеке. Я - в сказке. Мечта - рядом со мной.

 С погодой мне повезло.
 
 На четвертый день была экскурсия по Бергену, мы узнали много интересного - а потом было свободное время. Берген считается одним из старейших городов Норвегии,
Погода все время была прекрасная. Светило солнце. Ярко-голубое небо, веселые дома разных цветов, склоны гор, поросшие лесом, чудесные изумрудные газоны, на которых можно и сидеть, и лежать, сколько тебе влезет. Люди вокруг - спокойные и приветливые. Они часто улыбаются. Они улыбаются просто так, просто потому, что у них улыбка -  атрибут спокойной счастливой жизни. Почему наши люди не улыбаются просто так?

 Чистота! Красота! А воздух такой чистый, что его просто пьешь, как родниковую воду. От этого столько бодрости и сил — что хочется танцевать от радости.

 Потом мы идём в музей старого Бергена и едем на смотровую площадку Флёйбанан. Мы на высоте 200 метров. Вид открывается потрясающий! Берген лежит как на ладони, домики как игрушечные, зелень такая яркая, что кажется, будто ее специально подкрасили. Вода тоже странного, ярко-зеленого цвета. Чудесно!

 После этого - свободное время. Делай, что хочешь
 
 Группа подобралась хорошая, дружная. Но я часто гуляю одна. Все в группе - парами. А я - одиночка. Но это нисколько мне не мешает. Мне очень хорошо. И ничего мне особенного на надо - только бродить и смотреть на эту красоту. Обедать я зашла в ресторанчик и взяла блюдо из ягненка. О цене не буду думать: живем один раз! Ох, как же мне тут нравится! Как бы я хотела тут жить. Хочу бродить по городу, взбираться на горы, долго-долго сидеть у залива, дышать чистым воздухом и мечтать... Мечтать-то, конечно, хорошо. И «мечтать не вредно», как любит повторять Ленка. Но, увы, каждому — свое.

 Следующий день ничуть не менее увлекательный. Переезд из Бергена в город Олесюнд. Переправы проходят через чарующие фьорды. Выехали мы пораньше, опять восхищаемся природой, все довольны, делимся впечатлениями. Группа у нас классная. Люди подобрались с юмором, мы часто шутим и хохочем. Но больше смотрим по сторонам, открыв рты. У нас было несколько паромных переправ через фьорды. Оказывается, фьорды отличаются один от другого. Никакой монотонности. За каждым поворотом - какое-то ущелье, куда хотелось посмотреть, а за ущельем уступ, куда хотелось залезть, а за уступом камень, с которого открывается красивый вид. И простор, простор, простор! Душа улетает куда-то высоко, как птица.
 
 Как хорошо, что я все-таки поехала в Норвегию!

 Потом мы посетили город Олесюнд - это столица норвежского арт-нуво. Северный город -  с домами, украшенными скульптурами, мозаиками, а так же маркизами. Увидеть маркизы здесь было немного странно. Солнце норвежцы очень ценят. Но видимо, когда они работают, солнце не должно светить в глаза. Поэтому на окнах маркизы. Разумно. Вообще я заметила, что всё у них - практично и комфортно, но достаточно просто. Чисто и ухожено. Мне все очень нравится. Солнце светит  - и это радует. Погода тут может быстро меняться. Но нам пока что везёт.
 
 В Олесюнде у нас было полдня.

 Утро следующего дня началось было туманным. Опять красивая дорога, красивые горы, красивые фьорды, красивые паромные переправы - и вот то, ради чего мы сюда ехали - океанический хайвей. Мы переезжали с острова на остров, а справа от нас простирался бескрайний океан. Простор и свобода! Голубой свет неба и океана. Спокойствие и безмятежность. Ради этого стоит жить!
 После обеда моросил мелкий дождик, но это нам нисколько не испортило настроения.

 Шестой день -  переезд  в город Балестранд через знаменитую тропу троллей а потом - размещение на берегу фьорда в деревянном дворце-отеле. До Балестранда мы доехали ближе к вечеру и очень устали. Зашли в отель - и ахнули: это был настоящий дворец. Всё здесь из дерева - но это дворец. Нам рассказали, что тут отдыхали  немецкий император и английская королева. Уж они-то понимают толк в комфорте: огромный вестибюль увешан охотничьими трофеями, есть много чайных залов и ресторан с видом на фьорд. Звучит живая музыка. Вокруг - изумрудный газон.   

 Всё так идеально и гармонично, что мне не хотелось никуда уезжать отсюда, а хотелось сесть у окна в старые, удобные, обитые шёлком кресла, пить чай или ароматный кофе и долго-долго смотреть на фьорд. А потом — бродить по горам и дышать горным воздухом.
 Как много раз мне хотелось, чтобы время остановилось? И не сосчитать. "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" - хочу созерцать воду, камни, траву, небо и облака. А потом сделать несколько живописных акварелей.

 Когда мы ехали до следующего места назначения, дорога была настолько живописна, что мне постоянно хотелось останавливаться в каждом месте и любоваться и на горные озера, и на фьорды, и на воду, и на облака, спускающиеся в низины. Смена пейзажей потрясающая, за каждым перевалом ждали нас новые сюрпризы: то облако, спустившиеся почти до поверхности озера, то снежные вершины гор, то череда водопадов, больших и маленьких. Я очень люблю водопады! Если мне выпадала  возможность - я стояла у водопада, смотрела на бурлящую воду и впадала в странное гипнотическое состояние. В транс.

 В последний день наша группа посетила настоящий ледник Нигардсбрин. Мы подошли к языку ледника. Приехали туда, где он спускался с гор на доступное для нас расстояние. Лёд был голубой и очень красивый.

 Нигардсбрин - это один из пятидесяти языков самого большого континентального ледника Европы Йостедалсбрина. Возраст ледника превышает 2,5 миллиона лет. В те времена толщина ледового покрова Скандинавии достигала трех километров.

 В последнее время в связи с глобальным потеплением ледники во всем мире интенсивно тают. За последние 180 лет язык Нигардсбрина укоротился более чем на 100 метров. Тают и ледники Арктики.
В целом Арктика в настоящее время теряет 447 миллиардов тонн льда в год, что составляет около 14 000 тонн воды в секунду. Это относится к периоду между 2005 и 2015 годами. С 1986 по 2005 год потери оцениваются примерно в 5000 тонн в секунду, то есть темпы таяния увеличились почти втрое.

 Коэффициент потерь льда в Антарктике также утроился всего за десять лет, достигнув 219 миллиардов тонн в год с 2012 по 2017.

 Я не знала тогда цифр, но про экологические проблемы знала давно. Всегда надеялась, что мировое сообщество изменит модель поведения, человечество перестанет выпускать огромные горы всего и вся, больше половины которых выбрасывается в отходы за ненадобностью, отравляя нашу планету.
 Однако я теперь уже ясно вижу, что такие надежды напрасны. Все идет так, как идет, и ничего не меняется: есть прогнозы и расчеты, ученые с докладами, фактами, доказательствами, научные конференции, это работает в одном направлении. А производство, бизнес с его законыами, погоня за прибылью, загрязнение и разрушение окружающей среды, истощение ресурсов, невидимые войны за рынки сбыта - это другое направление. Все идет своим чередом. И вместе эти два противоположных направления очень сложно увязать. Надо определиться - или наша среда, или прибыль и бесконечный экономический рост. Те, кто имеет власть, всегда будут говорить про деньги и экономический рост. Тем временем человечество проходит "точку невозврата", и цивилизация вступает на путь самоуничтожения.

 Не будем о грустном, я лучше вернусь к рассказу о моей поездке и к леднику.
Это был 2011 год. А теперь ледник стал еще меньше, чем тогда.

 Ледник Нигардсбрин считается одним из самых красивых и легкодоступных в Норвегии. В местах крутого подъема сделаны деревянные лесенки с перилами, а в опасных местах, где крутой обрыв, натянуты металлические тросы.

 Чем ближе мы подходили к леднику, тем ярче становился цвет льда. Мы ясно видели расщелины, туннели, гроты, которые создала талая вода, с грохотом прокладывающая себе путь в озеро. Погода была облачная, но сквозь облака проглядывало солнце, и тогда солнечные лучи, пробиваясь сквозь толщу льда, создавали ярко-голубое сказочное свечение. Мечта! Настоящая Мечта!

 Через бурный поток воды, вырывающийся из-под ледника, перекинут деревянный подвесной мостик. Заходить на него было страшно, но мы все-таки решились. Мостик раскачивался, грохот стоял ужасный, дул холодный ветер, кидая на нас брызги ледяной воды. Уже через три минуты мы стали мокрые. Мы хохотали от холодного душа, от того, что у нас дух захватывало: мостик сильно качался под нашими ногами. Но главное - мы хохотали от острой радости жизни. Это понятно: дивный воздух и красота нетронутой природы давали огромную энергию и бодрость, которой мы давно не чувствовали в наших загрязненных городах. И душа полетела в рай...

 Потом нам дали немного свободного времени, и мы  бродили по берегам озера, любовались ледником вблизи и издали, забирались на скалы и собирали трогательные альпийские цветы. Мне было так хорошо от этой красоты, от свободы, от чистейшего горного воздуха, что я тихонько пела и кружилась от избытка сил, а потом подошла к скале и на миг к ней прижалась.

 И вот тут начинается самое интересное.
 
 Я поворачиваюсь и вижу: очень красивый высокий норвежец, блондин, стоит недалеко, у другого выступа скалы и смотрит на меня. И улыбается. Я тоже улыбаюсь ему в ответ. И его облик соединился для меня с обликом этих чудесных норвежских фьордов, этих скал, этого синего светящегося ледника. Я влюбилась в него с первого взгляда так же, как и в норвежские фьорды.
 А потом я осмелела и спрашиваю, можно ли мне его сфотографировать. На английском, разумеется. Английский у меня неплохой. Меня всегда в школе и в университете хвалили за произношение. "Можно", - соглашается он. Я делаю фотоснимок - один, другой, третий. А потом он фотографирует меня. Даже не спрашивая разрешения... И щелкает, и щелкает. Я уже смущаюсь. "Ну, хватит уже", - думаю я.
 Он подходит, продолжает мило беседовать, спрашивать о моих впечатлениях от поездки, спрашивает, откуда я, говорит о погоде. Все, как положено, вежливая беседа, согласно этикету, а как же иначе - он же европейский джентльмен. Я стараюсь, отвечаю. Но вижу вдруг, как глаза "норвежца" расширились от удивления.
 
 - Беларусь? Откуда именно? Какой город? - вопрос все еще на английском.
 - Витебск. Это такой город на севере Беларуси. А Беларусь граничит с Польшей, Россией, Украиной, Литвой и Латвией — объясняю я норвежцу, потому что не уверена, что он знает про мою страну.

  И тут он вдруг на чистом русском языке говорит:
 - Вот это да! А я из Орши! Вот это — сюрприз! Моя землячка! А я подумал - вы из Польши. Я рад познакомится с вами, — он протягивает мне руку, - Меня зовут Ян. А вас?

 Тут я впала в некоторое оцепенение.

 - Как вас зовут? - повторяет он.
 - Меня зовут Яна — отвечаю я.
 - Чтооо?! Серьезно?
 - Серьезно, - отвечаю я, - Надо же, какое совпадение.

 Он молчит. Мы смотрим друг на друга, не отрываясь. Ян радостно улыбается. И вдруг говорит:
 - А я думаю, что это знак Судьбы!

 - Стоп, стоп, — мысленно говорю  я сама себе, - это уж слишком. Не бери ничего в голову, Яна, все равно ничего не будет.

 - Когда вы уезжаете? - спрашивает Ян.

 - Завтра выезжаем в Осло. И оттуда самолёт. Ой, мне надо идти, группа уже собирается.

 - Я с вами. Я хочу проводить вас до отеля. Я думаю, мне позволят это сделать. Я поговорю с гидом.

 И мы пошли. И он поговорил с гидом. И поехал с нами. И пригласил меня в ресторан.
 
 Мы сидели в красивом ресторане, разговаривали, и было чувство, что мы знаем друг друга очень давно, что мы любим друг друга, что мы идеально подходим, что мы должны быть вместе. Он смотрел на меня ясными голубыми глазами, и я начинала таять, как лед под солнцем. Он успел выяснить, что я одна, без мужа и друга. Рассказал в свою очередь, что он тоже живет один. Мы с ним выяснили, что живем не так уж далеко друг от друга в Беларуси, ведь Орша - это Витебская область. То есть в Орше он жил раньше, до переезда в Норвегию.
 
 Боже! Как он красив! - думаю я, - И он на меня смотрит влюбленными глазами! Как это? Такого не может быть! И все же, почему у меня это странное чувство, что я его знаю давно, что я его видела во сне, и что он понимает меня без слов?
Мы перескакивали с одной темы на другую, но было чувство, что тема не имеет никакого значения. Было что-то другое, невидимое. Энергетика. Запах? Не знаю. Я чувствую, что я ему нравлюсь. Сердце иногда замирает.
 
 - Так не бывает! - думаю я, качаю головой и перестаю слышать, что он мне говорит.
 - Так не бывает! - говорю я теперь уже громко, вслух.

 Ян взял мою руку в свои ладони. Мы смотрели друг другу в глаза - и я почувствовала, что краснею.
 Нет, еще немного, и я хлопнусь в обморок. У меня кружится голова.
 На счастье официант принес наш заказ.
Ян заказал блюда из куропатки, ассорти из морепродуктов и вино. Все очень вкусно. Я наслаждаюсь. Но у меня все равно убеждение: «Не слушай его! Это временно! ОН слишком красив для тебя!»

 Когда мы закончили, официант принес кофе и итальянский десерт.

 И в это время Ян ответил:
 - Так бывает! Иногда — бывает! Интуиция. Я не хочу тебя терять, если уж я тебя нашел. У прекрасного голубого ледника. Я туда давно, между прочим, собирался съездить, всегда что-то мешало - и вдруг спонтанно сорвался и поехал.

 - Ой, пожалуйста, о чём ты? Не надо!

 - Почему — не надо? Ну почему — не надо? - тихо говорит он, - Мне очень хорошо с тобой, девочка моя, мне ни с кем не было так хорошо. Поэтому я не хочу тебя терять. Мы могли и не встретиться - но теперь у нас есть шанс быть счастливыми, - глаза его смотрят так, что я им верю. И все же я сама себе твержу, что это было бы слишком хорошо, поэтому - "так не бывает".

 - Да потому что мне от этого плохо! Я не верю тебе, — прошу я.

 - Яна, подожди-подожди... Я должен записать твой адрес, это - важно, - деловито сообщает Ян.
 Он пишет адрес в телефон.

 - Так. Порядок. Я смогу взять отпуск (я работаю на себя, но мне надо закончить мой заказ, а на это уйдет не менее двух месяцев). И я прилечу в Витебск. К тебе. Но не только. У меня в Орше - мама и два брата. И тогда мы все сделаем, чтобы ты успешно прошла интервью и приехала сюда. У меня норвежский паспорт.
И все будет хорошо. Я знаю, что все у нас будет просто замечательно. Я это вижу по твоим глазам. Я это чувствую, когда прикасаюсь к тебе. Что-то есть у нас на невидимом уровне.

 Вино уже ударило в мою бедную голову. И я раздраженно закричала:
 - Перестань! Это несерьезно!

 - Все-все, Яночка, прости меня. Больше не буду. Телефон твой и адрес у меня есть. Все будет хорошо. Я все равно собирался в отпуск. Я найду тебя, ты сама увидишь, серьезно это или нет, - говорит он, - я найду тебя на всей Земле.

 - Ты понимаешь, что ты слишком КРАСИВЫЙ! Ты ведь знаешь это сам! Значит — избалованный! - продолжаю я нападать.

 - Хм-м... Я избалованный? - взгляд его стал грустным, - Знаешь, в моей семье было трое детей. И отец оставил  нас, когда мне было всего лишь 7 лет. А я был старший. Младшему был год. Отец пришел как-то раз, в один далеко не прекрасный день, и объявил маме, что он влюбился. И ушел. Мать работала медсестрой. И кто же мог меня избаловать, как ты думаешь? Мать пропадала на работе, отец не помогал. Алименты были совсем маленькие. А я был старшим. Сколько помню себя - я всегда работал. С детства. Я готовил, убирал, следил за братьями. Я рано пошел работать, и закончил всего лишь строительное ПТУ, — говорит Ян, и его голубые глаза посмтрели на меня так укоризненно, что мне стало стыдно.

 - Все! Не будем больше на эту тему. Расскажи о себе. Где ты работаешь? Про маму и папу, про братьев, про все, что ты сама хочешь — расскажи, - просит он меня.

 - Родители умерли. Братьев и сестер никогда не было. А я так мечтала о братике или сестре! просила собаку. Нет, не разрешили. Потом, когда я уже работала, принесла как-то раз бездомного котенка со двора. Красавец! Умный, милый, забавный, понимал меня с первого взгляда. Мой любимый кот Гоша. На редкость чуткий, ласковый и красивый кот. Он меня всегда ждал, когда я приходила с работы. Сидел на табурете у двери, тянул лапки, я его брала на руки, он меня обнимал, громко урчал, лизал за ухом, и все плохое уходило. Он умер, когда ему было только пять лет. Ветеринар не смог помочь. Он умер. И стало пусто. Я боялась идти домой после работы. Там меня больше никто не ждал. Прошло пару месяцев, прежде чем я успокоилась, — рассказываю я, - А насчет работы...
 И тут меня понесло. Я расслабилась, вино уже ударило в мои мозги, и я рассказала ему про начальников-хамов, про их грубые слова, про вопиющую несправедливость и изменения в проектах по их же требованием, невозможность что-то доказать, работу по 9-10 часов, работу по субботам.
 - Ты архитектор?  - изумляется он. И вдруг добавляет: "Так не бывает!"

 - Что?! -  теперь изумляюсь я, - ну, да, не бывает, чтобы сразу вдруг решить, что мы подходим и будем вместе... вот это ты только что мне сказал! Ты - а не я!
Я тебя с самого начала просила: прекрати! Так не бывает!

 - Да нет же! - спешит он, - Ты не поняла! Ой, прости-прости! Я... не то хотел... ты же не знаешь. Я работаю с малыми формами как строитель для хозяев вилл, то есть частных домов. Я строю всякие прибамбасы на их участках: подпорные стеночки, замысловатые цветники, бассейны, лестницы, перголы, беседки, площадки отдыха и прочее под заказ. Это только русские показывают в своих видео на ютубе, что в Норвегии, Швеции, Дании все дома очень скромные, и даже богатые никогда не построят дом, выделяющийся от других. Нет, неправда. Достаточно и здесь богатых районов, где и дома, и участки вокруг очень сильно отличаются от других, рядовых. Конечно, здесь нет вычурных фасадов и интерьеров в стиле "дорого-бохато", здесь лаконичный скандинавский стиль с отделкой из натурального дерева и камня и большими панорамными окнами. Но личный бассейн и красивые композиции люди с достатком любят и заказывают.
  Я — самоучка. И мне как раз не хватает архитектора. А у тебя какая специализация?

 - У меня — планировка. И я работала с малыми формами и проектированием парков и скверов, а также с проектированием микрорайонов. Это было раньше, в первые годы работы. А потом я перешла на объемы. Но больше всего я люблю проектировать малые формы. Кусочки "японских садов", маленькие живописные островки природы в большом городе. Людям это очень нужно.

 Ян уже ничего не говорит, он только нежно улыбается. Он так улыбается, что я впадаю в гипнотическое состояние. У меня оцепенение. Состояние абсолютного счастья. Как будто я стою у водопада. Я больше не могу и не хочу возражать.

 Потом мы долго гуляли. И долго целовались. Мы так целовались, что время совсем остановилось. Это было потрясающе. Горячая волна нежности заливала меня полностью. Мы с ним были вне времени и вне пространства. Мечта пришла ко мне из той волшебной страны, куда уходили голубые скалы - и помогла встретить этого замечательного парня.
 Вода, воздух, лучи  солнца, его глаза, его губы, его дыхание...
 Бесконечная радость  пронизывала  все вокруг - и нет никаких  мыслей,  только
ощущение прекрасного. Время останавливалось.
 Но потом часы опять стали тикать, и время побежало быстро. Даже слишком быстро. Просто стремительно. И вот он - день отъезда.
 Мы долго прощались. Он поехал со мной в Осло. Мы стояли в аэропорту, обнявшись, и нам очень трудно было расстаться. Он сказал мне вдруг:
 
 - А ты ведь тоже красивая! Ты же это знаешь! И не вздумай отрицать!

 Мне стало смешно, потому что я вспомнила, как иной раз мне говорили: «Вот если приглядеться, то ты — красивая!», или - «вот ты же красивая, но не умеешь ты быть эффектной, все стесняешься чего-то, а когда на тебя смотрят - глаза отводишь» или - "ты не модная, у тебя все какое-то слишком скромное. А почему ты не любишь туфли на каблуке? У тебя же есть отличные туфли", или - "ты красивая - но тебе нужно к стилисту...". А один фотограф увеличил и вывесил мои фотографии на свою витрину. Мне так было неудобно, что я пошла к нему и попросила его снять.

 - Спасибо тебе, за комплимент, за то, что разглядел, и вообще за все, - говорю я Яну на прощание.
 
 Но мне пора на посадку. "Я красивая, - думаю я, - но только "если приглядеться".

 Я пошла на контроль, не оборачиваясь. Я была готова к тому, что все заканчивается, и этот чудесный парень исчезнет вскоре как сон в голубой дымке вместе с голубыми норвежскими фьордами. Все имеет свой конец: и хорошее, и плохое. И мое сказочное путешествие в прекрасную Норвегию тоже закончилось.

 Когда я вернулась в Витебск, я ничего никому не сказала про встречу с Яном. Он писал мне чудесные письма по электронной почте каждый день. И он действительно приехал через два месяца. И мы вместе поехали в посольство. И подали документы на визу невесты. И я дождалась интервью, и приехала к нему через полгода.

 А завтра мы пойдем в ресторан отмечать пять лет с того дня, как мы стали мужем и женой. В это трудно поверить, но у нас не было ни одного конфликта. Нам нечего делить. У нас часто бывает одно мнение: куда пойти, что сделать, что купить. Или не купить.

 Нашей дочке скоро три года. Она блондинка с голубыми глазами. Кто-то говорит, что она похожа на маму. А кто-то утверждает, что она похожа на папу. А некоторые говорят, что мы с Яном похожи. Но я думаю, что дочка очень удачно перемешала лучшее от нас двоих.

 Мы с Яном ходим в походы в горы, любуемся на прекрасные водопады, сидим и рыбачим на берегу озер. Нашу дочку папа носит с собой в рюкзаке-сплине. Она очень спокойный ребенок, всегда улыбается. Очень редко плачет. Ей тоже нравятся наши вылазки на природу. Ведь все мы - дети Природы. Человек рожден с любовью к траве, цветам, журчащей речке, искрящемуся водопаду, чистому воздуху... Это потом часть из нас в спешке и суете забывают об этом. Люди пьют, танцуют и дергаются всю ночь на дискотеках, окутывают себя облаками ядовитого дыма, желают купить ненужные для счастья дорогие вещи, теряют радость от жизни, просыпаются разбитыми, наживают болезни раньше времени.
 
 А мы с Яном очень любим природу и не любим дискотеки. Мы не пьем и не курим. Мы довольны тем, что у нас есть.

 У нас - отличные спальные мешки и палатка, которую Ян умеет быстро устанавливать. Если погода не очень хорошая, то мы ночуем в кемпингах или отелях.
Иногда мы организуем наши поездки совместно с друзьями, иногда мы ездим одни. Но всегда природа заряжают нас силой, радостью и энергией.
 
 В этом году мы купили собственную квартиру. Конечно, для этого мы взяли кредит. Но денег нам хватает: у нас своя фирма. Заказов достаточно. Я проектирую и оформляю документы, а он — строит. Мы еще двух рабочих наняли. Они - норвежцы. Может, кто-то думает: вот, понаехали тут, еще и норвежцев припахали. Но они довольны: работа есть работа. Быть безработным намного хуже. Часть денег, скажу я вам по секрету,  норвежцы-заказчики платят наличными. А это возможность неплохо увеличить свой доход. Они сочувствуют тем, кто имеет свой бизнес. Налоги высокие, и многие имеют немного «навара» через оплату наличными. Суровая действительность. А кроме бассейнов и участков у вилл, мы иногда имеем общественные заказы: оформление небольших площадей, а также площадки отдыха и игровые комплексы для детей.

 А знаете, где мы купили свою квартиру?  В городе Берген, где я бродила и думала: "Как бы я хотела здесь жить!" Мечты иногда сбываются!
 Ян работает по всей Норвегии. И даже иной раз имеет заказы в Швеции. Норвежский и шведский - похожи как русский и белорусский. Нет проблем, чтобы друг друга понять. Да еще и проект - на виду, со всеми нюансами. Там, в Швеции, тоже хватает фешенебельных районов с богатыми домами и большими роскошными участками вокруг, включая бассейны.

 В проектном институте, где я работала, я стала легендой. Время от времени мои бывшие коллеги рассказывают новым сотрудникам и своим знакомым, как я вдруг, ни с того, ни с сего, решила поехать в Норвегию. А до этого не была нигде. Даже в Польше! Даже в Турции! Да что там — в Турции, даже на Черном море она, то есть я, никогда не была! И вдруг отправилась в дорогое путешествие в Норвегию, одна, и встретила там прекрасного мужа, который ТОЖЕ ИЗ БЕЛАРУСИ, даже, представьте себе, из Витебской области. И он имеет норвежское гражданство, и даже, вы только представьте себе, свою небольшую фирму!
Да еще и красив как бог! И это еще не все. "У них даже имена похожие: Ян и Яна!" - непременно добавляет очередной рассказчик в конце повествования для тех, кто еще не знал про меня и мой "хэппи-энд"..

 И все дружно ахают. А потом все повторяют, как же мне сказочно повезло, а ведь все были уверены, что я останусь старой девой. "Ну вы только подумайте, как некоторым везет!" - всегда делается одни и тот же вывод.

 Я иногда звоню подруге Ленке и еще двум моим давним подругам с прежней работы.
И они мне, посмеиваясь, не раз про такие рассказы докладывали. 

  Мы с Яном тоже смеемся, когда слышим это. Конечно, наша встреча - счастливый случай.
 Но мы оба уверены, что мы тоже молодцы, мы это заслужили.
 Мы верили, что сможем встретить того человека, который подходит, с которым будет очень хорошо. Так хорошо, что время иногда полностью останавливается, и от счастья трудно дышать.
Поэтому у нас все удачно сложилось. Так не бывает? Бывает, бывает! В жизни многое бывает.

 А  недавно две мои бывшие коллеги взяли тур по Норвегии. Но не было больше ни норвежцев, ни наших, которые стояли бы и ждали встречи у скалы. Девушки просили меня найти им кого-нибудь подходящего, хотели познакомиться. А вдруг? Но у нас нет таких знакомых. Все или уже женаты, или не планируют таких авантюр, как брак с человеком из другой страны.

 Мы собираемся опять в путешествие. На пять дней. На автомобиле. Мы это делаем регулярно. И каждый день в течение нашего автомобильного путешествия мы открываем для себя что-то новое: прекрасное горное озеро, шумную речку с голубой водой, чудесный фьорд с высоченными горами вокруг, скалы, водопады, поселки с яркими домиками на склонах, уютные ресторанчики - да много всего интересного и удивительного существует в нашей стране Норвегии. Ещё мы побывали в Швеции, в Стокгольме и других городах. И, конечно, - в заповедниках. Особенно понравился нам Сторфорш. Это бурный горный поток невероятной мощи, вода бурлит и клокочет, белая пена взлетает в воздух. А по краю потока - тихие ручьи. Очень хороший отель. После прогулки мы пришли в номер, быстро заснули и видели сладкие сны. Утром проснулись - и увидели в окно бурный поток. Он клокочет и несётся с горы тысячи лет, ещё с ледникового периода.
Всё небо - розовое. И впреди ещё один чудесный день.
 
 Когда наша дочка подрастет, мы будем путешествовать еще больше. На свете есть очень много красивых мест, которые нам хочется увидеть. А пока что мы не хотим летать на самолетах.

 Еще я хочу сказать, что до сих пор влюблена и в норвежские фьорды, и в моего мужа так же сильно, как в первый день, когда их увидела. Это была любовь с первого взгляда.