Русская литература - как литература малой народнос

Алла Мелентьева
Русская литература - как литература малой народности
march 9th, 14:53
Почему я всегда, когда меня спрашивают, как я отношусь к русской литературе, говорю, что русская литература очень бедная?

Объясняю: всё дело в высокой негибкости отбора текстов. "Негибкость отбора" означает, что над литературой в России исторически сложился институт литературных начальников, по совместительству добровольных цензоров, которые в силу политических причин сосредоточены в подавляющем большинстве в двух мегаполисах - СПб и Москве.

Эти начальники представляют собой редакторов московских издательских монополистов и московский круг так называемых "литературных экспертов" (это явление известно также под расхожим названием "литературная мафия"), которые, судя по стилю их работ, почти полностью вышли из низовой московской и питерской журналистики, московского "литинститута"* и различных столичных "литературных курсов", а в последние годы также из соцсетей.

В результате такой системы в пласте издаваемой литературы постоянно всплывает литпродукция московских и петербургских авторов, многие из которых обладают каким-то еще - не литературным - статусом. Так устроены мозги журналистов из мегаполиса: они мыслят литературу, как рубрики в столичной газете. В такой газете есть рубрика "знаменитости" (тексты, написанные знаменитыми личностями), есть рубрика "на злобу дня" (тексты, отражающие актуальные события современности), есть рубрика "столичные новости" (тексты, где описываемые события происходят в столице), есть рубрика "новости из регионов" (литература провинциальных авторов) и тд. Думаю, что все со мной согласятся, что в столичной газете рубрика "новости из регионов" будет занимать, ну, примерно 10-15% всего печатного объема. Больше просто не нужно - ну какой столичный житель, или даже провинциал с амбициями, мечтающий жить в столичном тренде, захочет пристально знакомиться с жизнью каких-то незначительных замкадышей?

Из этого чрезвычайно замкнутого на "центр" расклада мы получаем выборку лит.работ на площади, заселяемой, по данным википедии, 12 млн (Москва) и 5 млн (С-Петербург) человек. То есть, 90% всей русской литературы укладываются в условную "страну" с населением в 17 млн человек. Это небольшая страна, по численности населения находящаяся где-то между Боливией и Нидерландами (по данным той же вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Ну а если мы накинем еще пару миллионов, приходящихся на отбор провинциальных авторов (те самые 10-15% рубрики "новости из региона"), то в этом случае мы, чем черт не шутит, догоним даже Сенегал и Румынию.

Ни Боливия, ни Нидерланды, ни Сенегал, ни Румыния не являются великими литературными державами. Я вполне допускаю, что когда-нибудь они перегонят в этом отношении всю планету, но пока их успехи довольно скромны, хотя бы чисто в силу природной невеликости этих стран; и соответственно, где-то на их уровне маячит сейчас современная русская литература, плоды которой собираются на идентичной по количеству авторов площадке. Масштаб этих литератур, конечно, превышает масштаб литератур малых народностей. Их литературы - региональные литературы. Я сознательно упомянула "малые народности" в названии данной статьи, чтобы поострее обозначить проблему и спустить с неба на землю сторонников некоего особого "превосходства" российской культуры над культурами других стран. Но факт остается фактом: на мировом уровне российская литература крайне местечкова, региональна, провинциальна, малоинтересна. И она будет оставаться такой, пока условия существования людей на данной территории не будут заменены более справедливыми правилами, пока не будут упразднены притязания на монополию культуры со стороны отдельных привилегированных слоев населения.
-----------
* Литинститут - редкостное и единичное по своим качествам заведение. Курсы креативного письма (creative writing), разумеется, есть при каждом приличном американском вузе и колледже, но только в России умудрились сузить и монополизировать это явление до пределов МКАД. По сути, весь российский литпроцесс сознательно выстроен так, что для его обслуживания с лихвой хватает выпускников Литинститута и связанных с ним кругов, - что и происходит в реальности.