Весенние сплавы по Чусовой. Часть 2

Анатолий Емельяшин
                Весенние сплавы по Чусовой. Часть 2. Из сборника «Школьный туризм». (в прозе
 
                На фото: «Адмирал» бродит по катамарану как по мостику.

          В следующем весеннем сплаве у нас вместо катамаранов задействовано восемь байдарок.  Группа великовата, – 24 человека, но большинство уже с опытом: половина сплавлялась в прошлом году, несколько человек участвовали в соревнованиях по ТВТ, практически все были в зимних «единичках» на Севере и на Бардымском хребте. «Неумех» не более пяти-шести человек.

          Глянул на реку и ужаснулся: вода несётся вровень с берегами, затопив прибрежный тальник. Затоплены островки на изгибе у камня "Боец" и перед полянкой – обычным местом нашего бивака. Такую высокую воду в весеннее половодье я давно на Чусовой не наблюдал. Видимо, переполнено Волчихинское водохранилище и из него сбрасывают излишки воды. Да, зима была снежная – уже в ноябрьские праздники мы утопали в снегах в походе по Бардымскому хребту.
          Организуем бивак. Ребята начинают сборку байдарок. Я их не останавливаю, хотя и знаю, что по такой воде на байдарках с детьми я в реку не сунусь. Но вдруг за ночь вода спадёт?

          В сумерках кто-то причаливает к противоположному берегу: слышны тревожные крики, громкие переговоры, в отдалении вспыхивает костёр. Причаливание явно вынужденное – берег там неудобен для стоянки, - заболочен даже летом, а сейчас и полузатоплен.
          Позже я узнал, что группа байдарочников не справилась  на повороте с напором воды и попала в правую протоку между островами и берегом. (В межень эта протока пересыхает). Две байдарки занесло на затопленные острова и перевернуло. Одну вытащили, другая была потеряна; её разыскали в завалах мусора среди островной растительности только после спада воды, через пару недель.

          Утром вода несколько спала, но я пока ещё не решаюсь на сплав. В это время из-за поворота вылетает четвёрка байдарок. Школьники кружка туристов школы №156, с руководителем Сергеем Ведерниковым. Личный туристский опыт Сергея невелик, но водит ребят в походы успешно. И он отличный фотограф, его снимки природы и походного быта великолепны.
          Заметив наш бивак, Сергей прорывается через затопленный кустарник к берегу. Его экипажи причаливают рядом с нашими, подготовленными к спуску на воду, судами. Ребята выскакивают размяться. Они старшеклассники, но на нашу малышню смотрят с уважением: в этом возрасте они и в лес-то не ходили.
          Сергей торопится, он поставил задачу сплавиться до Кына. Что ж по такой высокой воде задача вполне выполнимая. Вот только будут ли довольны дети, проводя ежедневно по 7 – 8 часов в байдарке, вылезая только на обед и устройство ночёвки.  Это тяжело даже взрослым.
          Накапливается усталость не от гребли, а от пребывания в одной позе. Я всегда рассчитываю сплав с несколькими остановками в течение дня – осмотр скал, футбол на полянах, дополнительные чаепития.

          После отплытия группы Сергея, замечаю, что с причала исчезли и две наши байдарки. Мне сообщают "радостную" весть: экипажи Сергея и Славы поплыли сопровождать ушедшую группу до ближайшего поворота.
          Как сопровождать? А назад?  У берега по тихой воде не пройти – весь прибрежный  кустарник затоплен, а против течения они не выгребут! Бегу вдоль насыпи ж.д. до прямого участка русла. Но колонну байд не вижу, - они уже скрылись за дальним поворотом. Зато нахожу экипаж Сергея пытающийся провести вверх байду вдоль берега через кусты. Он сумел причалить в полукилометре от бивака.
          Второй экипаж уплыл дальше – не сумел причалить на быстрине, а может, не захотел. А там, за поворотом, через реку протянут трос – остатки паромной переправы. Он сейчас должен находиться под водой. Этот трос меня и тревожит: как бы не задели и не кильнулись.
          Впрочем, перевернуться парни могут и без троса, маневрируя назад против течения. Ведь опыт уплывших «водников» почти нулевой. Только капитан ходил раньше, а напарник тренировался лишь однажды на Решётке.

          Выскакиваю на насыпь ж.д.  Река здесь уходит от железки и, сделав большую петлю, подходит уже у Коуровки.  Не знаю, куда бежать: вдоль берега вдогонку или срезать петлю по железке. Бегу по железке, но не долго: навстречу, взвалив байду на плечи, по шпалам топают уплывшие. Облегчённо вздыхаю. Хорошо, что решили нести лодку кратчайшим путём. Впрочем, наказания им не избежать: дурная инициатива должна быть наказуема. На первый день сплава лишаю Славу капитанства.

          В очередную весну сплав необычен: задействованы четыре катамарана, ПСН-6, надувной пантон и несколько байдарок. В группе более пятидесяти человек. Кроме наших кружковцев в поход напросились и выпускники прошлых лет. Уже на стапеле группа разделилась по типу судов, возрасту и интересам на подгруппы. А руководителей всего два – я и Людмила.
          Флотилия растянулась на километр, стала неуправляемой. Мы метались на байдах из конца в конец, пытаясь сплотить колонну, но где там? Продолжать сплав, не контролируя все экипажи, мы посчитали опасным.
          Закончили сплав в Каменке, пройдя всего половину запланированного. И зареклись на дальнейшее от массовых сплавов.
          На горе в Каменке неожиданно обнаружили свежепостроенную для киносъёмок крепость. Осмотр её и ползанье по крепостным башням  скрасили ребятам разочарование от скоротечности похода.
 
          Мы преждевременно заканчивали поход ещё дважды. Первый раз - из-за налетевшей метели. Метель была не шуточной, налетела вечером и бушевала до утра и весь следующий день.
          От реки ушли по лесной дороге, а на полях, она потерялась в снежной круговерти. Видимости в пурге не было, человек в двух-трёх шагах уже пропадал их виду. И ветер был встречный - снежный колючки немилосердно секли лица, били по глазам.
          Вёл группу по сугробам, почти наобум выдерживая направление, -- полевая тропа была уже занесена. Больше всего опасался, что кто-то отстанет. Девочек поставил в середину колонны, ребят постарше – в хвост, и заставил всех держаться друг за друга. А сам бегал вдоль, пересчитывая и подбадривая ослабших.
          Тогда едва успели сесть в Кузино на последнюю электричку, пробившуюся через снежные заносы до Свердловска. Ночевали на вокзале – городской транспорт был парализован.
          На очистку улиц от снега была брошена вся техника, но трамваи не ходили весь день и только после обеда за нами смог пробиться автобус, вызванный по телефону с Камвольного комбината.

          Ещё один раз мы торчали под дождём с мокрым снегом на биваке под Левинским камнем почти двое суток.   Уходили с реки вдоль речки Каменка, переправляясь через вздувшиеся ручьи и затопленные низины в её пойме.
          Участвовавшие в этот раз в сплаве методисты городского Дворца пионеров с удивлением наблюдали не только водную подготовку ребят, но и их сноровку в наведении переправ через водные препятствия. А переправ было несколько: и по бревну с перилами и по верёвке и вброд.

          P.S.  Я не подсчитывал, сколько ребят получило начальные водные навыки в весенних сплавах. Думаю их число перевалило не за одну сотню. Многие, начав с Чусовой  прошли потом Сылву, Исеть, Реж, Койву, Усьву, Кутим с Улсом, Вёлс и Вишеру. Многие сплавлялись по Инзеру, Белой, Сакмаре.
          Перейдя во взрослый туризм, посвятившие себя водной стихии, покорили реки высших категорий сложности. Вот только время их становления как водников совпало с периодом спада самодеятельного туризма, угасанием роли маршрутных комиссий и туристской контрольно-спасательной службы. И многие мои воспитанники перешли в «дикий» туризм.