Обратная сторона

Лев Вишня
Сюжет к фильму «Обратная сторона» (синопсис)

жанр: фантастика с элементами ужасов и философии.

Авторские права на данный синопсис были переданы в 2017 Елене Саар (Москва)

Действующие лица – Беата Вергилиева
Иван Вергилиев

Полный метр (примерно 1,5 часа)

1. Сцена на кафедре в Университете. Беата слушает лекцию профессора, который говорит о «демонах», иерархии темных сил. Она задает ему каверзный вопрос: «а в каком мире, по-вашему, мы сейчас живем? Разве не в алу?». Он отвечает, что: «да, это и есть мир демонов, просто мы не видим истинного обличия мира, а Данте видел». Лекция заканчивается, Беата выходит из университета и ее забирает муж, Иван. Он спрашивает на ходу: «Ну и о чем была лекция?» «О демонах», «Ну и принесла она тебе какую-то пользу?».

2. Следующая сцена – круговерть событий. Быстрый калейдоскоп в течение 3-4 минут под какую-нибудь хорошую музыку. Показано, Иван на работе, руководит сотрудниками, Беата готовит кофе на кухне, еду, прибирается дома, Энергичный Иван возвращается домой, целует Беату, они счастливы и немного легкомысленны. Планируют будущее, целуются, обнимаются. Иван приглашает девушку на рокфестиваль на Поклонной горе.

3. Ребята вместе с толпой людей входят в метро, на входе в метро безумный проповедник бомжатского вида говорит про демонов, а потом внезапно начинает читать стихи из Данте на языке оригинала. Беата смотрит на него с изумлением, Иван бросает милостыню, на что бомж говорит: «Милостыня нужна вам! Грех ваш утянет вас в Ад!». Они спускаются в метро, едут, рассуждают о делах, улыбаются. Внезапно поезд останавливается и замирает. Все в напряжении. Гаснет свет. Беата спрашивает «Что происходит?». Потом свет включается, и поезд трогается дальше. Все смеются. Внезапно из радио раздается голос с чтением Данте. Причем кто-то не упорно выключает это радио. Раздается трубный гул. Поезд останавливается, люди выходят из метро и спешат толпой на эскалатор. Беата продолжая спорить с Иваном, проскальзывает на эскалатор раньше. Иван смотрит на нее снизу и улыбается. Внезапно эскалатор дергается и останавливается. Кто-то по инерции падает, раздаются вопли. Лица на всех рекламных плакатов на стенах поворачиваются на людей. Беата смотрит в панике на часы и видит, что они остановились и пошли в обратную сторону. Экскаватор начинает двигаться снова, и внезапно на всех смартфонах снова включается чтение Данте. Начинается паника, кто-то спрыгивает на соседние ветки, кто-то пытается двигаться вдоль фонарей, цепляясь за них руками. Паника толпы толкает Беату наверх. Она успевает только посмотреть назад и увидеть, как за ней бежит Иван, но его сбивает с ног падающая женщина. Иван кричит Беате «Беги! Беги, что есть сил!». Эскалатор больше не движется, и Беату выносит на поверхность, после чего механизм трескается и прямо целиком, начиная от пола, рушится вниз. Обернувшись назад, Беата видит под собой только бесконечную пропасть. «Там Иван!» - в ужасе говорит она. «Он с демонами!» - отвечает старуха рядом: «Это все грех его утянул и других тоже!» Беата смотрит в бескрайнюю пропасть, которая образовалась на месте упавшего эскалатора. Нет даже намека на ее предел где-то там внизу. Потом полицейские и люди из МЧС выталкивают ее вместе с остальными выжившими на поверхность. Последняя сцена Беата видит вокруг себя мир и небо заволокло черными облаками, везде паника и ужас. Разбитые машины и упавшие раненые люди. Затем она внезапно видит перед собой того же сумасшедшего нищего, который продолжает ей читать свою «лекцию» о грехе и страшном суде. Беата достает из-под кофты нательный крест и целует его (это последний кадр).


4. Мир демонов и мир людей объединился. Примерно половина Москвы оцеплена и огорожена бетонными блоками с колючей проволокой. Там внутри колодец Ада, а вокруг примерно на 4-5 км от эпицентра разграбленной и заброшенной территории. Беата общается с матерью Ивана и рассуждает с ней о том, что делать и как всем дальше жить. Свекровь предлагает Беате уехать из города, так как сделали уже все ее друзья и друзья Ивана. Девушка отказывается и сообщает, что каждый день ходит в церковь. Она идет одеваться на улицу, открывает шкаф и видит в зеркале вместо себя Ивана. Вздрагивает от ужаса. Но Иван не исчезает, а смотрит на нее. «Я найду тебя!» - говорит Беата. Ее обнимает за плечи свекровь, Беата дергается и выходит из транса, теперь в зеркале только она. «Он еще жив! Я знаю!» - говорит она.

5. Беата начинает искать себе помощников, чтобы проникнуть внутрь Периметра. Сначала она просто подходит к Периметру и там ее отшивает хамовитый майор. Постоянно за периметром что-то происходит. Какое-то движение, энергетические выбросы в атмосферу. Дома за ограждением выглядят целыми, но разграбленными и брошенными. Рядом с Периметром Беата видит маленьких детей, и старуху нищенку. Та говорит ей внезапно странные вещи об Иване, мол Иван продал душу дьяволу. Беата не верит нищенке. Уходит.

6. Дома она берет в руки книги и читает их. Находит первую головоломку. Это цифровой код в тексте на латыни. Она вспоминает лекции профессора и решает ему позвонить. Внезапно к ней самой звонит друг, который как раз один из офицеров охраны Периметра. Он спрашивает, что делала Беата у Периметра? Беата мнется, потом думает, соврать ли ей. Но вспоминает нищенку и понимает, что вранье - это грех, даже если во благо. Она говорит правду. Друг обзывает ее сумасшедшей и говори, что она умрет, если проникнет за Периметр. Беата кладет трубку. Она читает книгу.

7. В этой сцене (как будто это читает Беата) рассказывается подробно о мире демонов и их иерархии в Аду. О карусели демонов, о разрушенном мосте, о святой Лючии, о тайне мусульман и тайне разбитого сосуда. Прочитав книгу, Беата смотрит в окно. Там в окне она видит периметр и волны внутри Периметра. Волны темной энергии. Она снова звонит профессору и договаривается с ним о встрече.

8. Камера переворачивается (прием «опрокидывания», когда камера, переходя из одного мира в другой, поворачивается на 180 градусов, причем обратно она не опрокидывается, а просто возвращается иногда в «сон» Беаты, а иногда просто в обычный мир)  и падает в мир Преисподни. Там показываются Ад и мучения Ивана в аду. Его искушение злыми силами. Общение с другом, которого он обрел в Аду. Страдания грешников.

9. Камера возвращается снова к Беате. Беата слушает какую-то очень красивую композицию (саундтрековая к фильму) и думает об Иване. Она перебирает в голове имена демонов и цифровую головоломку. Наконец в гости приходит Друг и начинает ей подробно объяснять, что там происходит за Периметром и почему Беате туда нельзя. Но Беата заявляет, что знает, что Иван жив и что проникнет за периметр, чего бы это ей не стоило. Друг говорит: «ты самоубийца». Беата отвечает: «это решено! Можешь меня связать, можешь бросить в тюрьму, можешь бросить в камеру, я все равно найду способ сбежать и попасть туда!» Далее, она показывает ему книги о демонах, имена и тайны Данте. Друг понимает, что не сможет ничего предотвратить. «Хорошо, я проведу тебя с группой» «Нет, я одна! Только я одна!». «Почему?» «Вдруг кто-нибудь из твоих людей погибнет? Значит, получится, что я забрала жизнь у этого человека, чтобы спасти Ивана? Я не могу так поступить». Внезапно звонит профессор и Беата договаривается о встрече с ним. Последний кадр сцены: за окном в стороне Периметра следует серьезная вспышка, потом камера переворачивается и снова показывается Ад и построение группы демонов, перед отправкой на поверхность.

10. У друга Ивана перед ним так называемый «солдатский долг» (это когда допустим на войне или в горячей точке двое солдат или офицеров дают друг другу зарок, что если с одним что-то случится, то второй позаботится о жене или детях первого. Этот зарок носит всегда абсолютный характер и мужчина, его нарушивший считается «ничтожеством». В мужской среде это на порядок выше карточного долга или любых обычных, взятых обязательств, того же простого «обязательства слова»). Друг обязан либо отговорить Беату, либо пойти за ней в Ад или куда та пожелает, у него нет другого пути. Сам он считает мероприятие бесполезным и самоубийственным. Он говорит Беате, что «никто еще ни разу оттуда не возвращался. Даже просто подойти к Яме невозможно». Но она непреклонна. Беата встречается с профессором и показывает ему свои мысли и идеи. Он объясняет ей, что место для входа в Ад найти сложно, тогда Беата начинает рассуждать с ним и разгадывает по цифрам в «Божественной комедии» местоположение «входа» (конечно, он не там где сама Яма). Еще она спрашивает «зачем нужна демонам эта Яма?» Профессор ей объясняет, что «Яма нужна для завоевания мира людей и что грядет Апокалипсис». «Значит, все погибнет?» «Не обязательно! Даже в Библии сказано о последней битве и страшном суде. Но там, же сказано и о новом мире, Небесном Иерусалиме, что будет построен на обломках прежнего». Далее у них следует длительный и познавательный диалог. После чего у Беаты разговор с Другом. Поняв, что девушку не отговорить Друг вспоминает свой «долг» и, приняв решение, начинает планировать, как проникнуть в «Яму».

11. Камера опрокидывается в мир Ада. Там Иван разговаривает со своим товарищем о ситуации. О том, как он неправильно вел себя в жизни и как заблуждался. О том, как видит постоянно жену, чувствует ее. О том, как обретает веру именно здесь в Аду. Внезапно в их разговор вмешивается демон-охранник, Иван спорит с демоном и наказывается им. Он бросается во «Тьму» (подобие психосоматической комы из фильма «Куда приводят мечты?»), своего рода «карцер Ада».

12. Сборы. Перед сборами Беата просыпается от страшного сна, увидев там во сне, что Ивана бросили во «Тьму». Она бросается и командует окончательными сборами. Идут она, Друг, профессор и один молодой диггер, сорвиголова, искатель приключений (можно продумать этот персонаж отдельно, но он нужен для «смягчения сюжета»). Юноша много шутит и любит паясничать, но Друг в нем уверен. Друг звонит Вредному майору и договаривается с ним за деньги о пропуске за Периметр их группы. Беата говорит, что «Подкуп – грех! Надо найти другой способ!». Друг резко обрывает Беату, мол: «Не тебе рассуждать. Моя задача доставить тебя по назначению, к Ивану и я это выполню, а все детали на мне!». «Зачем мы берем мальчика с собой?» «Он толковый пацан, будет полезен!». Последние приготовления и профессор приносит нужные книги и рисунки. Группа выступает. Перед ее выходом из Ямы происходит очередной выхлоп, и герои видят, как демоны вылетевшие летят куда-то по своим делам.

13. На КПП перед входом за Периметр, Вредный майор объясняет героям всю ситуацию. Зло всесильно и может на самом деле в любой момент времени «прорвать Периметр и перебить нас как мух». На чем все держится – неизвестно. Беата говорит: «Мне известно» - она объясняет Другу и остальным свои мысли, Друг соглашается, а Майор ехидничает. Далее все подходят к ККП, Друг дает взятку (Беата в этот момент отводит лицо), затем все проходят через ККП, проходят 15-20 метров и… интуиция заставляет Друга повернуться назад – он видит, что вредный майор и солдаты нацелили на них оружие: «без обид друг, ты заплатил за то чтобы пройти, чтобы я тебя пропустил, а за то, чтобы оставить тебя в живых – нет!». Друг дает команду «ложись!» и все, включая даже профессора (который хотел вернуться назад и совсем не планировал участвовать в походе) убегают под шквальным огнем. Пули легко задевает троих: профессора, мальчика и саму Беату. Друг принимает огонь охраны на себя и отводит охрану в сторону, а трое раненых начинают свое движение к месту, которое Беата обозначила как «Вход».

14. Камера переворачивается, и мы видим мир глазами Ивана. Его мысли во тьме. Надежды и прочее.

15. Беата вспоминает лучшие моменты жизни с Иваном и споры с ним. Потом мысленно возвращается в свое детство. Затем видит Ивана как живого и общается с ним как с живым, понимая, что это сон. Он рассказывает ей кое-какие тайны. Беата просыпается в реальности за Периметром, охрана не пошла за ними дальше, потому что боится соваться туда. Все трое сидят в одной маленькой комнате и с ними еще маленькая девушка лет 15-и, которую они встретили случайно в развалинах, и которая вызвалась им помогать, если они будут ее защищать. Все герои перевязаны (у Беаты задета голень, у профессора - шея, у диггера – царапина чуть пониже поясницы). Внезапно входит довольный Друг без единой царапины и выкладывает гору трофеев: оружие, взрывчатка, пайки, загрузки, рации и т. д. – все, что набрал в развалинах (собственные вещи, кроме книги Данте и Библии они потеряли на входе, во время бегства). Беата спрашивает: «Что это?» «Это наша жизнь теперь. Наше выживание здесь в Аду!». «Это нельзя брать! Брать у мертвых -  грех. К тому же ты взял оружие. Брать оружие с собой туда нельзя. Оружие это зло и оно только преумножит то зло, что мы встретим». Друг злобно высмеивает Беату, на что диггер  уже замечает, что на ККП девушка была права. «Тут нет правых. Тут мы должны выжить и точка!» - заканчивает диспут Друг. «Моя задача, чтобы вы выжили».

16. Камера переносит нас на КПП. Вредный майор сидит за бутылкой водки и о чем-то думает. Внезапно к нему приводят старушку с улицы, и та начинает говорить с майором, а потом, когда выясняется, что это демон – приказывать ему: «Уничтожь тех, кого пропустил за КПП и в Аду тебе зачтется. Не будешь таскать камни как остальные, а станешь одним из нас». Майор соглашается и готовит группу для операции. За Периметр идет группа из 20 солдат и два БМП.

17. Герои подходят к указанному Беатой месту и видят «Вход», но «Вход» не открывается. Чтобы открыть вход Беата должна разгадать еще одну загадку (анаграмма - кодовое слово). Ей помогает диггер, который подсказывает, как и что нужно искать в истории. Когда Беата разгадывает загадку, Друг снова оборачивается и видит за спиной Вредного майора и его солдат. Они идут, так как будто точно знают куда идти. Друг также повторно открывает огонь, проталкивая остальных к Входу, а солдат противника отводит на себя. Потом делает «заячью петлю» и присоединяется к основной группе. В этот момент, когда им удается уже проникнуть, девушка, что была с ними, показывает куда идти и… внезапно вся группа оказывается во Тьме. «Что это?» - спрашивает Беата. «Это Колодец ужаса! Вы доверились не тому» - улыбается девушка, превращаясь в демона. «Не обольщайтесь доверием случайному! Ибо облик его тайна». Они падают в Колодец и видят над собой бесконечные стены. «Помогло тебе твое оружие?» - спрашивает Беата у Друга.

18. С Беатой снова начинает общаться Иван и проси у нее прощения за все, в том числе и свои страхи и слабость. Что именно слабостью своей он и затянул ее в Ад. Беата ни в чем не обвиняет друга. Она просыпается и видит перед собой Женщину. Они все просыпаются и смотрят на Женщину. Она представляется им как Святая Лучия и обещает провести их через Ад. И другого пути у них нет: «Вы все идете за мной, но вызволить Ивана из Тьмы сможет только один человек это она, Беата. Если у нее не получится, вы все останетесь здесь навсегда. Правда вы можете остаться здесь и подождать нас с Беатой». Все четверо немедленно отклоняют предложение разделиться.

19. Четверо героев и Лучия идут по дантовому Аду, и Женщина рассказывает, объясняя им, что они видят на своем пути.
Герои продолжают свое движение с Лучией. Они видят новые порции ужасов и чудес вокруг себя. Внезапно их начинают преследовать демоны. Последовательно демонов задерживают сначала профессор, потом диггер. Вперед проходят только Лучия, Беата и Друг. Беата объясняет Другу, что нельзя творить зло во блага добра. И любое злое действие, что ты совершил, будет обращено против тебя. Лучия улыбаясь, соглашается с ней.

21. Лучия объясняет Беате, чтобы попасть внутрь Тьмы, нужно разрешить загадку «Разбитого сосуда». В расшифровке этой загадки Беате помогает Друг. Это третья головоломка, которая позволяет Беате войти в карцер Ада. Лучия предупреждает, что если Беата сумеет вывести Ивана, то все вернется восвояси, и вы вернетесь в тот мир, в котором жили. Если нет – останетесь тут навсегда. В случае успешного выхода их вынесет на поверхность, и они пролетят все круги один за другим. Всё закончится.

22. Беата входит внутрь Тьмы и начинает беседовать с Иваном. Она находит его в состоянии психосоматической комы. Он не реагирует на ее слова и отказывается с ней общаться. Беата находит способ разговорить Ивана. Затем она объясняет ему ради чего на самом деле стоит жить.

23. Иван признает Беату и выходит из состояния психосоматической комы. Выйдя вместе, они видят одну только Лучию. Та благословляет их, и они начинают полет через Ад.

24. Как только неистовый полет завершился, Беата открывает глаза и видит себя на ленте эскалатора, как в тот день, и в тот момент, когда разлучилась с Иваном. Лента останавливается, как и в самом начале, но девушка произносит слова Лучии и демонизм заканчивается. Герои выходят на поверхность, как будто ничего не случилось, и видят нормальный мир, как будто ничего не произошло. Причем Иван не помнит ничего, но Беата помнит все. На пороге дома она видит того самого нищего проповедника с детьми из самого начала фильма, в котором тут же угадывается Лучия и Беата отдает ей кошелек Ивана с большой суммой денег. Иван сопротивляется в изумлении, но Беата настаивает на своем. Затем они видят в толпе на улице живых и невредимых друзей: профессора и диггера.

25. Последний кадр, камера уносится от наших героев наверх в небеса, затем камера переворачивается на 180 градусов и день сменяется ночью, а рай – адом.