И Владимир Абрамович Этуш сказал...

Николай Сологубовский
И Владимир  Абрамович Этуш сказал....


Вспомним, что Он сказал…

Памятником себя не ощущал и не ощущаю.


Смерть - это вещь, конечно же,  неожиданная, но ожидаемая.


Театр - это праздник, и туда нельзя допускать пошлость.


Сцена театра - это святое, алтарь. Там «грязи» быть не должно.


К театру мой интерес неизбывен, но огорчает, что происходит с ним нынче, - это очень далеко от того, чему я привержен.


Опомнятся люди. Дойдут до какого-то тупика - и опомнятся. Но до этого надо дожить.


Артист не может относиться к своему труду только как к бизнесу. Артисту обязательно нужно, чтоб его похвалили, ему обязательно нужны эти вот глаза, ему нужны аплодисменты.


В искусстве многое очень сильно изменилось, к моему глубокому сожалению.


В артистах ничего не читавшим делать нечего.


Я считаю, что нужно, по возможности, давать человеку шанс.


Если поступить можно по знакомству, то попасть потом в театр, сделать карьеру точно нельзя.


Театр - это моя жизнь, как же мне без него? Я получаю удовольствие даже от работы в антрепризе.


Есть урон в культуре, в знаниях, в каких-то этических моментах. Но то, что меня очень радует – присутствие в новом поколении мыслящих людей.


Когда видишь аэростатные ограждения, заклеенные крест-накрест окна, светомаскировку и хмурые, озабоченные лица, как-то меняется психология, и это не ура-патриотизм - все гораздо сложнее.


Время движется вперед, и некоторые слова, понятия, вследствие многочисленных смен правительств, правителей и идеологических установок, теряют первоначальный смысл.


Конкуренция между нами была всегда – без этого невозможен настоящий актер, ведь конкуренция – это, в хорошем смысле, в здоровой форме взлелеивание собственного честолюбия, и это в нашей профессии необходимо.


У всех людей потребности разные. Но я думаю, что человеку, в каком бы возрасте он ни пребывал, всегда хочется покоя и стабильности. Здоровья.


Очень люблю старую Москву, теперешнее Замоскворечье, люблю старые арбатские переулки, чудом сохранившиеся.


Без юмора я обойтись не могу - вся жизнь на нем построена.


Артист должен работать. Когда он не работает, он чувствует себя без штанов.


Русский реалистический театр тем не менее замечательный, и это становится особенно хорошо понятно, когда сравниваешь его с заезжими гастролерами.


Современный театр меня интересует мало, он слишком формализован и бездушен.


Все мы в том или ином смысле являемся достоянием страны.


Я - голодный артист, я своего не доиграл.


Результат окончательно определяет только зрительский успех.


Саахов - это уже легенда, все разговаривают со мной моим же текстом: «Шляпу сними, садись».


Я артист комедийный, а поскольку в ровном, нейтральном голосе никакого юмора нет, приходилось искать какой-то иной ракурс.


Нет на земле никаких русских, немцев, евреев, голландцев… Есть просто люди, которые воюют, которые терпят, которые боятся и которых заставили стрелять друг в друга.


Бывает, что человека не берут, не берут, потом протолкнут, а оказывается, что он – талант. Но бывает и наоборот.


Я многого теперь не знаю и не понимаю. Ну как, скажите, понять, почему люди живут все хуже и хуже, хотя нефти в стране добывается все больше и отечественные миллиардеры уже не скрывают своих богатств? Как понять, почему товарищи в штатском опять набирают вес, а в душах людей снова поселяется страх?


Сегодня творится что-то невообразимое! В театре, на сцене кто что хочет – тот то и делает! Никакой цензуры нет, кругом попса и голые, простите, попы! Наверное, это все-таки неправильно.



Неверно думать, что Москва, избалованная, реагирует на качество, а регионы реагируют на лица. Как играть – это важно.


Смерть - это вещь, конечно же,  неожиданная, но ожидаемая.



 «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 23-го года»

«Я уходил на фронт добровольцем, несмотря на бронь, которая была у меня как у студента Щукинского училища. Даже дату запомнил, когда пошёл в военкомат писать заявление, — 16 октября 1941 г…»

По воспоминаниям Владимира Этуша, о том, что началась война, он узнал от матери.

«Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди»


«Помню, как по мостовой возле винного магазина текло рекой вино из разбитых бутылок. Эта изменившаяся атмосфера, ощущение неминуемой беды, которая разверзлась над всеми нами, — всё это откладывалось где-то в глубине души, и нужно было начинать действовать. Я по настоянию мамы в школьные годы изучал немецкий язык, поэтому меня направили на курсы военных переводчиков.
После учёбы получил назначение под Ростов. Во время наступления немцев наши позиции оказались сметены, и мне пришлось переплыть Аксай, один из притоков Дона, чтобы спастись. А потом начался мой переход через Кавказский хребет вместе с отступающими войсками. У нас с собой была только гречневая крупа, из которой один из солдат напёк оладий. Во время подъёма этот сослуживец где-то отстал — пришлось штурмовать Эльбрус на голодный желудок.
В предгорье мы попали под ливень: одежда промокла, сапоги хлюпали по жиже. Начали подниматься в горы — и гимнастёрка замерзала прямо на теле, как бельё на морозе. Сознание потихоньку отключалось — от усталости, от голода. Бредя в каком-то полусне по краю расщелины, я ориентировался по спине солдата впереди меня. Но, вдруг очнувшись, увидел: спина исчезла! Оказалось, что солдат, идущий впереди, зазевался и провалился в расщелину, а я смог её вовремя заметить и перескочить.
Помню ещё одну историю. В Ставрополье на рассвете мы заняли село, только что отбитое нами у фашистов. Я должен был отконвоировать пленного в штабную избу. Пока мы шли, он всё просил: «Не стреляйте в меня!» А тогда ведь человеческая жизнь ничего не стоила.  Так вот, привёл я этого немца в командирскую избу. Что такое командирская изба, знаете? Поясняю: одна большая комната с печкой, на которой повар готовит блины для командира полка. А в соседней маленькой комнатке — железная кровать, на которой пытаются уместиться, чтобы вздремнуть, все офицеры штаба. Оставил я своего немца там и уехал с поручением.
Вернувшись ночью, увидел следующую картину: на этой железной кровати примостился мой немец, рядом с ним  другой немец, которого поймали уже без меня, у них в ногах поперёк кровати лежал начальник химической службы полка, на полу возле кровати спал ничком начальник разведки, а на его попе покоилась голова третьего пленного немца. Над всем этим возвышался часовой, который тоже спал, сидя на стуле. Стояла полная тишина, словно и нет никакой войны.  И я вдруг подумал: здесь лежат смертельно уставшие от войны люди. Просто по какой-то прихоти судьбы на них надели разную форму и отправили воевать друг с другом».

«Нет на земле никаких русских, немцев, евреев, голландцев. Есть просто люди, которые воюют, которые терпят, которые боятся и которых заставили стрелять друг в друга»


Я свой первый орден заслужил, обороняя Грозный...


День Победы для меня – второй день рождения.


«С каким чувством я вспоминаю детство? Трудно сказать…
Вырос в переулках района Воронцово Поле.
Отца моего посадили — ни за что! 
Как-то на уроке литературы учитель попросил меня рассказать о точке зрения Ленина на роман «Обломов». Выслушав мой ответ, спокойно сказал: «Вы сейчас высказали точку зрения Бухарина». Я извинился и сел на место. А со следующего урока меня вызвали к директору. Мне было тогда лет 12-13.
До сих пор помню мысли, которые неслись в голове: мама, бедняга, так переживает за отца, а сейчас ещё и сына посадят…
К счастью, всё обошлось».

«Может быть, я и на войну-то пошёл добровольцем из-за того, чтобы побороть какие-то комплексы»

 «Если поступить можно по знакомству, то попасть потом в театр, сделать карьеру точно нельзя»

«Мне всю жизнь был ближе театр: с удовольствием играю «Дядюшкин сон» в театре им. Вахтангова и «Неаполитанские страсти» в антрепризе.
 Хотя сейчас, к сожалению, театр сильно изменился. Он отошёл от тех заветов, которые мы слышали от Станиславского. Разрешено всё!
 Вполне возможно, что на определённом этапе мы можем остаться вообще без театра. Зато потом начнётся процесс возвращения к основам.
Опомнятся люди. Дойдут до какого-то тупика — и опомнятся.
Но до этого надо дожить!

Театром Владимир Этуш, по его словам, увлекся еще в школе: читал Чехова на школьных вечерах, занимался в самодеятельности, а затем решил стать режиссером. Ничего не понимая в этой профессии, Этуш все же подал документы в ГИТИС и получил на экзамене тройку. После этой неудачи молодому человеку помог главный режиссер театра им.Вахтангова Рубен Симонов, с племянницей которого дружил Владимир Этуш. В итоге он был зачислен вольнослушателем в Щукинское училище.

 «На волне успеха «Кавказской пленницы» мы решили снять продолжение. Вы помните, чем кончается «Кавказская пленница»? Судом над Сааховым. Значит, какое у него будущее? Правильно, лагерь! А после освобождения он возвращается на родину и  видит, что теперь Нина занимает его должность. Уже был готов сценарий, но нам запретили категорически: какой лагерь! Ни в коем случае! Мы уговаривали: да мы так сыграем, что народ в тюрьму сам добровольно побежит. Но фильм так и остался на бумаге».

«После выхода фильма «Кавказская пленница» на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного.
Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего…
И всем было приятно. Особенно мне».

 «Артист должен работать. Когда он не работает, он чувствует себя без штанов»

 «Театр — это моя жизнь, как же мне без него? Я получаю удовольствие даже от работы в антрепризе»

 «Результат окончательно определяет только зрительский успех»

• Свою первую роль в кино Владимир Этуш сыграл в 1953 году в историческом фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». В дальнейшем актер снялся более чем в 40 картинах.

 «Саахов — это уже легенда, все разговаривают со мной моим же текстом: «Шляпу сними, садись»»

• Настоящий успех Владимиру Этушу принесли комедийные роли в фильмах Леонида Гайдая: «Кавказская пленница» (1966 год), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

«Я артист комедийный, а поскольку в ровном, нейтральном голосе никакого юмора нет, приходилось искать какой-то иной ракурс»

• «Вахтанговская» актерская манера Владимира Этуша проявилась и в его сказочных ролях в фильмах «Старая, старая сказка» (1968 год), «Тень» (1971), «Приключения Буратино» (1975), «Ослиная шкура» (1982)
«Ни одной из своих жен я не предлагал: «Хочешь за меня замуж?», вообще таких слов не говорил»

• Со своей первой женой — актрисой Нинель Мышковой — Владимир Этуш познакомился в 1945 году, но их брак продлился недолго.
Позднее гражданской женой актера была его коллега по театру Елена Измайлова.
Наиболее же долгими отношениями был брак Этуша с Ниной Крайновой — вместе супруги прожили 48 лет.
В третий раз Владимир Этуш женился в 80 лет — на своей поклоннице Елене Горбуновой.

«Сегодня творится что-то невообразимое! В театре, на сцене кто что хочет — тот то и делает! Никакой цензуры нет, кругом попса и голые, простите, попы! Наверное, это все-таки неправильно»

Одна из последних заметных работ Владимира Этуша в театре — роль Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» по пьесе Федора Достоевского, за которую актер получил Государственную премию.

«Реализм в чистом виде — скучное дело. Если показывать все, как есть, будут одни котлеты и пирожки»

«В мою квартиру как то недавно забрались воры — вдруг через какое-то время взяли и почти все вернули. Вместе с запиской: «Уважаемый Этуш! Извините нас, мы были вынуждены это сделать». Понять, кто здесь живет, легко: мой портрет в гостиной, афиши на стенах».

«Если задействована идеология, будьте уверены — книгу издадут и деньги на фильм дадут. И когда «Буратино» снимали — не о детях заботились, а об их головах»

Журналисты часто спрашивали  артиста о секрете его долголетия. Владимир Этуш привык на эти вопросы отшучиваться, отвечая, что все дело в работе и… в кефире, который он пьет каждый день…

Будем пить кефир!
Впрочем, нам это не поможет. У Владимира Абрамовича был свой особый неповторимый  кефир… 
Как и всё, что он   свершил в своей Жизни.

Гражданин России, Народный Артист Советского Союза  Владимир Абрамович Этуш скончался 
9 марта 2019 года…