Слово о Христе и антихристе

Сергей Шестак
Тема статьи.
Моё доказательство, что Ипполит Римский не является автором книги "Слово о Христе и антихристе". Афанаситы объявили его автором этой книги по идеологическим соображениям.
 
 
                21
Не все древние авторы ссылались на «Апокалипсис» одним предложением, напоминающим вставку переписчика. Со слов Иеронима, какой-то Ипполит написал «Слово о Христе и антихристе»[1]. Иероним не знает, где автор жил. Этот Ипполит цитировал «Апокалипсис» целыми главами! Некоторые учёные пришли к выводу, что этим Ипполитом был первый антипапа – Ипполит Римский (170-235).
 
Нынешние афанаситы постоянно акцентируют внимание на доказательствах принадлежности Ипполиту сочинения «Слово о Христе и антихристе». Они указывают на древних авторов, знавших об этом сочинении. Первый в списке – разумеется, Иероним, книгу которого они переписали миллион раз. Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин и Фотий привели цитаты из этого сочинения. Афанаситы считают их главными свидетелями. А они ссылаются на самих себя. Именно эти люди и состарили «Апокалипсис» на триста лет. Язык сочинения «Слово о Христе и антихристе», как я считаю, огульно объявлен тождественным языку других сочинений Ипполита. Причина постоянных уверений нынешних афанаситов в подлинности книги, наверное, заключена в том, что это сочинение не указано на статуе Ипполиту в перечне его книг.
 
История статуи Ипполиту – тайна. Некие люди увековечили имя Ипполита в мраморе. А другие уничтожили статую. Учёные не знают об этом конфликте: письменных свидетельств не сохранилось.

В 1551 году около Рима нашли статую неизвестного лица, сидящего в кресле, без головы и рук. На боковых стенках кресла были перечислены сочинения. По этим сочинениям определили, что статуя изображает Ипполита.

Для древних христиан увековечивание памяти статуей – случай уникальный. Учёные удивились. Они узнали о статуе впервые.

Как я предполагаю, статую уничтожили оппоненты почитателей Ипполита. Если бы статую разбили хулиганы, её, наверное, восстановили бы. Оппоненты не только разбили статую, но и уничтожили все письменные свидетельства о ней.
 
По моему мнению, автор книги «Слова о Христе и антихристе» жил лет через семьсот после Ипполита: он знает о музыкальных смычковых инструментах, ставших известных в Европе в X веке. Язык этого сочинения отличается от языка сочинения Ипполита «Толкование на книгу пророка Даниила». Их авторы – разные лица. Автор «Слова» излагает свои мысли настолько путано, что приходится перечитывать предложение несколько раз. Мысли автора «Толкования» понятны, воспринимаются легко, каким бы длинным предложение не было. Догматическое учение Ипполита отличается от учения автора. По мнению Ипполита, Иисус – слуга Бога. Автор считает Иисуса Богом.
 
Автор откровенно лжёт, ссылаясь на несуществующих пророков, – якобы на утерянные апокрифы, по версии нынешних афанаситов. Его ненависть к евреям привела к тому, что он договорился до абсурда: согласно его логике, римский император, сославший Иоанна Богослова на остров Патмос, был евреем, дальним родственником Иисуса Христа.
 
Иоанн Богослов подразумевал под антихристом своего современника, который репрессировал христиан. «Ипполит» думает, как нынешние афанаситы, что антихрист ещё не пришёл. Афанаситы не считают инквизицию и мракобесие признаками царства антихриста.
 
Чтение – дело добровольное. Надо быть очень заинтересованным человеком, чтобы до конца прочитать книгу «Слово о Христе и антихристе». По моему убеждению, эту книгу прочитали до конца только переводчики и учёные. Это их работа – читать подобные тексты.
 
«Христиане Древней Руси знали св. Ипполита в первую очередь как автора знаменитого "Слова о Христе и антихристе", пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя» (Игумен Илларион). По моему мнению, эта книга не пользовалась популярностью у русского читателя. Книги, например, Л. Н. Толстого остались в истории из-за их популярности. Это сочинение осталось в истории только потому, что афанаситы доказывают им датировку «Апокалипсиса» I веком. Эта книга – идеологическая.
 
Некий брат Феофил попросил Ипполита рассказать о Христе и антихристе. Тот с избытком исполнил его просьбу, написав целую книгу. Ипполит дал своему сочинению самую высокую оценку. Он черпал из Божественного Писания, как из святого источника. Феофил прославит Бога, ознакомившись с гениальным сочинением Ипполита. Гениальное сочинение станет для Феофила «безбедным напутствием». Слова Ипполита – отборные семена, а сердце Феофила – тучная, чистая земля. Феофил, вооруженный новыми знаниями, одержит вверх над любым еретиком, – «противником спасительного слова».
 
По мнению Ипполита, Слово Бога – это Иисус-Бог. Он говорит правду и только правду. Никакой самодеятельности, – только «древнеизречённые слова», древние письмена. Сообщения пророков – фундамент сочинения Ипполита. Пророки предвидели будущее, иначе не были бы пророками. Их называют очами. Рассказывая о прошедшем, настоящем и будущем, они ничего не придумали, не фантазировали, не гадали: их умудрило Слово Бога (Иисус-Бог). Ипполит тоже ничего не придумал. «Мы говорим не от собственного измышления и не покушаемся делать нововведения» (2).
 
Если пророк – это музыкальный инструмент, тогда Слово (Иисус-Бог) – это ударный «смычок»[2].
 
Что такое «смычок»? Ипполит умер в 235 году. Музыкальные смычковые инструменты появились в Европе в Х веке. Эта дата указана в интернет-публикациях, авторы которых рассказывают об истории смычковых музыкальных инструменов. Если авторы не ошиблись с датой, тогда это сочинение не принадлежит Ипполиту.
 
Ипполит объявил, что настало, наконец, время перейти к существу дела (5). Тема сочинения – Христос и антихрист. Он расскажет о родословных Иисуса Христа и антихриста; а также, – когда придёт антихрист, его национальность, имя, как он обольстит людей, как организует террор, и как Бог уничтожит мир и людей, как святые буду жить в Царстве Небесном, а нечестивые – вечно мучиться в аду.
 
Ипполит охарактеризовал Христа и антихриста одними и теми же словами, которые нужно толковать противоположно.
 
Христос – Царь (небесный). Антихрист – царь (земной). Христос – Лев (по царскому достоинству). Антихрист – лев (по тирании и насилию). Христос – Агнец (отдал себя на растерзание). Антихрист – агнец (волк в овечьей шкуре).
 
Национальность антихриста, – грек, итальянец, германец, галл? Ипполит решил, что антихристом будет еврей (6)! Иисус – обрезанный. Антихрист тоже будет обрезанным (Ипполит знает). Иисус собрал своих рассеянных овец – апостолов. Антихрист соберёт рассеянный народ иудейский. Иисус воскрес из мертвых: восстановил храм (тело) за три дня, – как обещал. Антихрист восстановит каменный храм в Иерусалиме.
 
Родословная Иисуса Христа. Иосиф (муж Марии, которая родила Иисуса) потомок Иуды и Давида царя (Мат. 1: 2). Иисус родился не от семени Иуды, Давида царя и Иосифа. Иисус – зачат от Духа Святого.
 
Родословная антихриста. По мнению Ипполита, для того чтобы стать антихристом, нужно соблюсти два условия – быть из рода Дана и устроить злодеяние вселенского масштаба. Он сослался на Моисея, Иеремию и анонимного пророка.
 
У Иакова было двенадцать сыновей (Быт. 49: 1-28) – Иуда, Дан... Антихрист произойдёт из рода Дана. Моисей, назвав Дана молодым львом (Втор. 33: 22), подразумевал, по мнению Ипполита, тиранию. Ибо Иаков (отец Дана) назвал своего сына змеем: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет» (Быт. 49: 17). Этот змей – якобы антихрист. Якобы то самый змей, который уговорил Еву отведать запретный плод. А та уговорила Адама. Пророк Иеремия якобы указал на злодеяние вселенского масштаба. Храпят кони Дана, дрожит земля от громкого ржания жеребцов. Они истребят землю, город и всех его жителей (Иер. 8: 16).
 
Ипполит хорошо изучил предсказания пророков. «Мы говорим не от собственного измышления и не покушаемся делать нововведения» (2). Он говорит правду и только правду – исключительно по Писанию, не изменяет слова пророков.
 
А ещё антихрист соберёт огромное войско. «Говорит и другой пророк», антихрист «соберёт всю силу свою от востока солнца до запада». Море станет белым от множества парусов, а поле чёрным от множества щитов (15).
 
Как звали пророка, на которого сослался Ипполит?
 
«В Священном Писании такого места нет. Оно заимствовано Ипполитом, – как догадывается Комбефиз, – вероятно, из какого-нибудь апокрифического сочинения»[3].
 
Комбефиз издал сочинение Ипполита в 1672 году. По его мнению, Ипполит сослался на неизвестный апокриф. А ещё можно объяснить тем, что Ипполит солгал.
 
Иоанн Богослов зашифровал под числом зверя имя антихриста. По мнению афанаситов, он подразумевал Клавдия, Нерона, Тита, Домициана, Траяна – одного из этих императоров.
 
Ипполит не знает имени антихриста: «Что касается его имени, то мы не можем сказать, как думал и знал о нём блаженный Иоанн; о сём мы можем предполагать» (50). По мнению Ипполита, это «Титан», «Еванфас» или «Латинянин».
 
Ипполит не назвал Клавдия, Нерона, Тита, Домициана, Траяна. Наверное, не знал. Он не назвал бы, даже если бы знал! Если антихристом был римский император, тогда он, по исследованию Ипполита, должен быть евреем, – дальним родственником Иисуса. Ибо антихрист произойдет из рода Дана. А Дан – родной брат Иуды. А Иуда – пращур Иосифа. А Иосиф – муж Марии, которая родила Иисуса.
 
Клавдий, Нерон, Тит, Домициан, Траян – один из этих римских императоров был, оказывается, евреем, дальним родственником Иисуса Христа.
 
Рамбам (1138-1204), – еврейский философ, раввин, врач, учёный, духовный руководитель евреев, – сформулировал тринадцать принципов иудаизма. Двенадцатый принцип: «Я верю полной верой в приход Машиаха. И, несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день».
 
Иудейское слово «Машиах» («Мессия») и греческое слово «Христос» означают «Помазанник». Помазание маслом было частью церемонии, проводившейся при возведении царей на престол и рукоположении священников в сан.
 
Машиах – это Царь, потомок Иуды, царя Давида, посланник Бога. Одна из задач Машиаха – восстановить царство Израиля.
 
Иисус Назорей – тоже Царь, потомок Иуды, царя Давида, посланник Бога. Апостолы были уверены в том, что он восстановит царство Израилю. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 6-7).
 
По мнению Рамбама, Иисус Назорей – лжемессия. Он не стал царём, не восстановил царство, не соблюдал субботу, – исцелял иудеев по субботам силой князя бесовского. А Машиах будет соблюдать субботу, восстановит царство, и станет царем.
 
Ипполит не согласен с этим мнением. Иисус – это Слово Бога, Он – Бог. А Машиах – антихрист! Это он – лжемессия! Антихрист «призовёт к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу, как говорит пророк» (54).
 
Антихрист призовёт к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян. «Самого места, приводимого Ипполитом, не находится, собственно, ни в одной из канонических книг Св. Писания»[4]. По мнению Комбефиза, Ипполит опять сослался на неизвестный апокриф. По моему мнению, Ипполит – опять солгал!
 
Ипполит говорил не по Писанию. Он – лжесвидетель? Не лжесвидетель! Он – ссылался на неизвестный апокриф, шутил, рассказывал анекдоты.
 
Если не знать, когда Ипполит жил, можно предположить, что Рамбам (1138-1204) и Ипполит – современники, апологеты двух враждующих лагерей.
 

[1] «О знаменитых мужах», 61.

[2] «Эти-то (пророки) – все усовершенные пророческим духом, достойно почтённые самим Словом, соединённые между собой наподобие музыкальных органов, всегда имеющие в себе Слово в качестве ударяющего смычка, движимые (этим Словом) – и возвещали то, чего именно желал Бог» (2).

«О Христе и антихристе». Воспроизведение сочинений святого Ипполита, опубликованных Казанской Духовной Академией в 1898 году. СПб.: Библиополис, 2008. С.209.            

[3] «О Христе и антихристе». Примечание 126. С. 219.

[4] «О Христе и антихристе». Примечание 335. С. 245.