Невыдуманные истории. Сашка

Александр Шустиков
НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ. САШКА.
                Мы познакомились, если не совру из-за прошедших лет,  где-то:  в ноябре  1965-го... Мы - я имею ввиду своих родителей - как раз приехали в Город в марте. Потом, до осени, шарахались по съёмным квартирам. А там, маме, как высокоспособному работнику,  выделили комнату в  семейном общежитии.  До этого я успел и в 83-й, и в 8-й школе побывать. Теперь, благо она была через дорогу, надо было ходить  в школу под номером 11. Мы были одноклассниками. И жили рядом: я - в 36, он - в 38. По Садовой...
О детских и юношеских годах писать не буду:  кому интересно пусть заглянет в  "Семь лет в городе".
Пришёл из армии: Сашка ходил механиком в "каботаже"... Жили они с матерью всё там же:  на Садовой 38. Ну что сказать?... Был у нас ещё один школьный товарищ - Володя Жданов.  Но  о нём разговор отдельный - не буду сейчас мешать всё в одну кучу.
Так вот: с Сашкой встречались. Он так и не женился. Ну, это каждому своё...
А я... Надо было работать. Хотелось жениться - молодой, что возьмёшь с молодого... Работал  и   киномехаником в "Севере", и электромонтёром на Главпочтампе, и электромонтажником в СевЗапЭлектроМонтаже... А потом, когда познакомился с Виктором Пановым, ушёл  в Архангельский Театр Кукол .
 А Сашка, благодаря матери... Тёте Маше выделили однокомнатную квартиру в новой  9-тиэтажке на Энгельса.
Теперь это кажется сказкой, но это было: мама у  Сашки работала уборщицей в конторе. И  получала 72 рубля.
Мы с ним встречались редко: он работал кочегаром в районе Варавино, а я мотался, считай  без  выходных,  по области - подписывая договора с директорами клубов и ДК на проведение спектаклей театра. И потом: тётя Маша не любила, что сын пьёт. И ходить в гости часто к ним - не приходилось...
Поэтому: мы встречались рано утром, когда тётя Маша ещё была на работе... Я в тот момент,  как раз, отводил дочку в Детский Сад, тут же на Энгельса, и шёл к Сашке. Бутылочка была куплена ещё с вечера.
Это сейчас можно пойти в любое время суток в частный магазин и купить, но тогда: только с одиннадцати...
Не помню уже о чём мы говорили, но тут, как раз, дело заключалось в другом: я очень любил говорить и что-то рассказывать, а Сашка любил слушать...
Но время шло... И в какой-то момент мы расстались. Я развёлся с первой женой, женился  вновь - не могу понять зачем - и уехал на родину жены. И  появился в Городе только в 96-м.
Да-да:  я  первым же делом направился к Сашке. И что увидел...
Он на кухне. Напротив  парень лет 30-ти с явно бандитскими жестами  и разговором.  Увидев меня, поднимается и глухо выдавливает из себя: "Короче, Саша, я буду вечером... Деньги мои - подписи твои". Ещё раз смотрит на меня и уходит...
Саша - на столе бутылка спирта "Роял" - невнятно бормочет: - А, Сашка... Привет... Наливай себе...
-А тётя Маша где?
-А?... Мама?... Мама умерла год назад...  Я один теперь...
- А это что за хрен здесь был?
- Это знакомый... Витей зовут... Я квартиру ему продаю...
-А сам где будешь жить? - моему изумлению не было предела
- Да, проживу... Виктор обещал помочь...
- Но тебя же "нае..."!... Ты что: не соображаешь?!
- Саня... Это мои проблемы... И квартира моя... Как хочу - так и делаю...
Говорил  он, старательно выдавливая из себя слова - пьян был исключительно... Внушать ему что-либо или объяснять - было бесполезно. Горько только было... То, что он с юности любил выпить - я знал. Понимал, что человек остался без умных вожжей, без матери... И отговорить его от  необдуманного шага - глупо. Что оставалось делать? Ждать вечера? Возвращения этого Вити? Вызывать милицию?
Эх, Сашка, Сашка... Многие сейчас скажут: "Ага! Испугался! Сбежал!"
Это легко сказать. Обвинить. Но тогда...
Да, в чём-то я предал его... 
Вспоминал ли он мой приход тогда? Помнил ли, вообще, о моём приходе.
Позже, бывая в Городе, я никогда не поднимался  на пятый этаж того подъезда и того дома. И не стоял у дверей с табличкой "137". Я боялся узнать правду... И до сих пор не знаю..
Прости, Саша. Но не все герои... Это не кино - это жизнь...