Я нахожусь в совершенном разрыве с эпохой

Котенко Татьяна
Я НАХОЖУСЬ В СОВЕРШЕННОМ РАЗРЫВЕ С ЭПОХОЙ

 Отрывок из главы  «С О Ч И Н Е Н И Я», «Будни и праздники провинции»

    Сочинения на историческую тему Нина Николаевна принесла домой. Учительница решила прочитать их в обстановке тишины и покоя, интуитивно предполагая, что школьная суета не даст ей сосредоточиться  и оценить по достоинству мысли, которыми 11 «А» решил с ней поделиться. А в том, что мысли будут, она почти не сомневалась.

    Нина Николаевна перебрала всю стопку, пока не нашла нужную тетрадь. Это была работа Фёдоровой Ксении, которая молчала в течение всего урока. Девушка сразу предстала перед её глазами: утончённое, поэтически-грустное  лицо, скорее лик. Ксения не шла на диалог с ней, а Эн-Эн хотелось знать, чем она дышит. Учительница начала читать, боясь разочароваться. Ксения утверждала, что России надо вернуться на путь православия. «Я нахожусь в совершенном разрыве со своей эпохой»,-  так сказал о себе Николай Бердяев. Так могу сказать о себе я»:

-О вере говорить трудно, так как долгие годы она осквернялась в нашей стране, высмеивалась и даже запрещалась. Господу оставались верны те немногие, у кого она (вера) навсегда закрепилась в душе. Мне жаль   людей, которые когда-то начинали свой христианский путь, думая, что он будет длинным и долгим, а его оборвали на первых шагах. Мне жаль и тех, кто не мог веровать в силу Слова, кто понимал Высший Разум Вселенной примитивно.  Грустно слушать рассуждения таких людей. Страшно, что многие верят этим невеждам. А ведь даже атеист не будет отрицать, что религия учит благому и проповедует только любовь.

    Возьмём, к примеру, Божьи заповеди. Верующий человек волей-неволей своё поведение заключает в рамки, не позволяющие ему творить зло. В нашем обществе таких людей, к сожалению, осталось мало, поэтому мою страну можно назвать Страной бездуховности. Души живые есть, но духовности мало. Только сильные духом могут устоять в атмосфере власти «золотого тельца». Сейчас страна в движении, меняются порядки, многие почувствовали, что им не хватает духовной пищи. Однако для многих людей дорога в храм так и осталась данью моде.

    Я отношусь к тем людям, кто искренне хочет достичь высоты, на которой человек достоин Бога. Время преследований прошло, поэтому я могу сказать об этом вслух. Не все поймут меня правильно. Ну и что? Нельзя ведь в один миг перевоспитать всех людей?! Их непонимание и насмешки – одна из главных преград между нами. Я остаюсь в гордом одиночестве. Иногда хочется быть такой, как все. Но вдруг опомнишься и продолжаешь свой путь. Путь к храму. Я хочу уточнить, что по Библии «духовные храмы» -  это души людей. Для Бога ценные именно они. Вещественные предназначены для того, чтобы служить устроению и украшению духовных. У нас же вещественные храмы блистают золотом, а духовные уподобились «хлевам невычищенным». Украшая вещественные храмы, мы становимся  злыми и далёкими от Бога, тогда Богу неугодными становятся  украшения  этих храмов…».

    Нина Николаевна на одном дыхании прочла все работы. Зачитавшись, она чуть не опоздала на встречу, назначенную ей архивариусом района. В дверях она столкнулась с сыном. Они успели переброситься парой фраз и разошлись до вечера.
    Андрей уже третий день стажировался  в «Кубинбанке», коммерческом  акционерном  предприятии, возглавляемом  Ельским Львом Львовичем. Против этого сотрудничества возражала душа Нины Николаевны, но Фёдоров холодно заявил, что это самый лучший вариант для их провинциального города. Сам же начальник полиции, зная, что у Андрея два высших образования – экономическое и юридическое,  ничего не предложил и проявил даже завидное равнодушие к трудоустройству сына  когда-то своего лучшего друга.

    Зато на высоте оказался господин Ельский. Андрей был им обласкан, представлен всем сотрудникам как специалист высокого класса, получивший образование  в России и за границей. Под усмешки сотрудников, старавшихся скрыть их от Ельского, но не от Андрея, ему дали специальный высокогонорарный заказ, с которым в банке уже полгода не могли справиться. Андрею поручалось найти несколько крупных сумм, не поступивших на счета акционерного предприятия.

    Два дня он  «сидел на компьютере, как квочка на яйцах» - сравнение из лексикона Ельского слегка покоробило Андрея, но результат сгладил неприятное ощущение, потому что оказался неожиданным для обоих. Андрей получил семизначный гонорар только за три найденные суммы, а Лев Львович не мог справиться с удивлением, насколько  быстро Андрей  выполнил задание. Рейн вспомнил, что такое же удивление было на лице Ельского, когда тот смотрел паспорт Андрея, принимая его на работу. Лев Львович повернулся тогда к Андрею спиной, забыв, что тот может видеть его отражение в зеркале. Выражение лица менялось быстро, как данные на табло компьютера, когда что-то ищешь. Здесь было всё: удивление и смятение, отчаяние и злобная радость, торжество победы и жажда мести. Рейн потом перелистывал свой паспорт, стараясь определить, какая именно страница повергла его начальника в такой шок, смутивший и растревоживший Андрея.
    Найденные три суммы обрадовали Ельского. Он был  доволен и дважды подчеркнул: «Андрей Андреевич, это только гонорар! Настоящая плата будет впереди!» Лев Львович считал эти вложения уже потерянными для банка  и был в приподнятом настроении оттого, что суммы вернутся.

    Андрей в хорошем расположении духа готовил на кухне ужин для себя и матери, слушая, как всегда, радио молодёжного канала. Диктор бесстрастным тоном сообщил о пожаре и взрыве какой-то шахты, об очередном  крушении самолёта, об убийстве известных  в своём мире банкиров Москвы и Тулы и о предположении следствия, что это заказное убийство. Андрей замер. Сознание отключилось от внешнего мира, работало внутреннее подсознание: по радио были названы адреса банков, которые Андрей разыскал как должников. Третий адрес, найденный им по компьютеру и сообщённый Ельскому, был ростовским. Рейн быстро прошёл в комнату и включил телевизор. Диктор телевидения в «Новостях» говорил о тех же фактах и так же беспристрастно: убиты крупные банкиры Москвы и Тулы. Затем шёл монтаж кадров с этих событий. Андрей ждал…  Об убийстве ростовского банкира сообщили в ночных «Новостях». Он ждал этого сообщения, но когда оно всё-таки прозвучало, отказался поверить  в  услышанное.
-Это совпадение или меня принимают за безмозглую медузу?- спросил себя Рейн.

    Вернулась счастливая и довольная мать, работавшая, как она говорила, над своей научной диссертацией в районном архиве, расположенном почти рядом с домом, в здании администрации района.
-Неужели архивариус настолько интересный собеседник, что с ним можно общаться до полуночи?- спросил он, стараясь не показывать своей озабоченности.
-Я задержалась по другой причине. Беседовала с охранницей  администрации. Словоохотливая женщина! Не менее интересная собеседница, чем мои одиннадцатиклассники. Ты знаешь, они сами предложили написать сочинение на историческую тему с элементами культурологии! И как написали! Если хочешь, прочти перед сном. Я разрешаю. Есть интересные мысли. Мне понравились рассуждения Скоробогатова. Оказывается, он в душе сатирик. А Корсун Юрий – будущий политолог, боюсь, даже диссидент. Знаком с трудами Петрова, Квачкова, Полторанина. Для меня это большая неожиданность!

    Мать в соседней комнате готовилась ко сну, поэтому говорила громко, чтобы Андрей её услышал. Видя, что сын не поддерживает беседу,  она заглянула к нему со стопкой тетрадей.
-Мне нужно твоё мнение. У тебя что-то случилось? Неприятности на работе? Это связано с Ельским?
-Нет, тебе показалось. У меня всё отлично. Просто немного устал,- успокоил её Андрей.
    Он быстро перебрал  несколько тетрадей, пока не нашёл ту, что искал.
-Это сочинение Скоробогатова? Или Корсуна?- спросила мать.
-Нет, это сочинение Фёдоровой.
-Странно, я начала читать тоже с этой работы.
-Значит, мы с тобой не зря родственники.

-Удивительная девушка! Такая чистота помыслов! Святая наивность! Она родилась не в своё время или её неправильно воспитывают. Но в классе к ней относятся бережно, не то, что к Ельской. Ты знаешь, Ксения нравится Скоробогатову!
-Он поведал тебе об этом в своих  историко-сатирических мемаурах?
-Нет, я поняла это на уроке. И поняла, что мне очень обидно за Юлию Ельскую. К ней многие несправедливо относятся. Ожерельев недавно унизил её. Оскорбил морально и физически.
-Ожерельев – это «бессмертная справедливость будущего, в клетку тела которого уже заложен код шестой цивилизации». Не пугайся, это не моё изречение. Это цитата из одной книжки. Если Ельскую обидел именно он, значит, она выпросила. И просила долго.
-Как, Андрей?! И ты туда же? Не разочаровывай мать. Не будем спорить!- остановила она его жестом.- Читай!

    Сочинение Ксении он перечитал несколько раз, всё время слыша её нежный голос. Мать права: у неё не лицо, а лик. Лик, освещенный горящими свечами храма Воскресения. Глаза цвета преспелой черешни полны грусти. Белоснежный кружевной платочек, завязанный под подбородком. Такой он впервые увидел её в Москве. Андрей закрыл тетрадь. У него возникло ощущение, будто он что-то потерял. А потом его бросило в жар от мысли: она влюблена в Бога! Она любит Его. Одного Его, Всевышнего в небесах, Солнце правды, Восток высоты, Истинного Спасителя и Вседержителя, Царя небесного! Так Его величают в Библии, которую Андрей начал недавно читать. Как же он сразу не понял, что вся её жизнь – жизнь во Христе. Она готовит себя именно к такой жизни. Ни Скоробогатов, ни Ожерелев не соперники Андрею! У него другой разлучник. Андрей – медь звенящая в сравнении с Ним, пылинка вселенская, которую Он может закружить в смертельном вихре. Андрей – это пролитый воск, который Он растопил силой  Своей любви.

    Андрею стало страшно. Он ощутил себя морской песчинкой, заброшенной на дно океана, а потом маленькой звёздочкой в огромном чёрном космосе, принадлежавшем Всевышнему со дня творения мира.
      Андрей ещё раз перечитал фразу: «Я отношусь к тем людям, кто искренне хочет достичь высоты, на которой человек достоин Бога».
-Я глупец! Она любит во мне ближнего так же, как в Ожерельеве или Скоробогатове! Преграда, стоящая на пороге моего чувства к Ксении, слишком  значительна и серьёзна! – Рейн испугался собственных мыслей, поразивших его, как меч Дамоклов.
     Он закрыл глаза и мысленно обратился к Богу:
-Господи, отдай МНЕ Ксению! Отдай  МНЕ  её любовь и верность, отдай её всю! Я прошу Тебя, великий Боже! Я не смогу без неё жить.

Фото из Интернета