Советская женщина - кто она? Часть 1

Александр Москвитин 1
Не было в СССР существа более счастливого/обездоленного, чем советская женщина. Счастливей/обездоленней советской женщины были, пожалуй, только советские мужчины, а также советские дети и старики обоего пола. Чтобы счастье/обездоленность советских женщин не так бросались в глаза, родные Партия и Правительство на протяжении всех 70 лет Советской власти заботились о труженицах Страны Советов. Начиная с 1966 года, в СССР появляется новый праздник – Международный день 8 Марта. Строго говоря, этот день в СССР был праздничным ещё с начала 1920-х годов. Однако лишь с приходом к власти лично Леонида Ильича Брежнева, советские женщины (и весь советский народ) получили право не только праздновать женский день, но и отдыхать от строительства коммунизма.
Сейчас мы с вами вспомним о том, как появился этот праздник, как его отмечали в СССР, какой была жизнь советских женщин на протяжении всего периода существования социализма и почему я называю их счастливыми/обездоленными. Честно признаюсь: я пытался быть беспристрастным и объективным, работая над данным текстом, но мне это, наверное,  не удалось. Тяжело быть беспристрастным и объективным, обсуждая подобные темы. Поэтому заранее прошу прощения у тех, кому покажется, что мой текст оскорбил их чувства: политические, поэтические, ностальгические, вкуса, зрения, обоняния и многие другие.
Перед вами – ни в коем случае не исторический очерк, не научная работа. Скорее, это мысли вслух или полемические заметки.


ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Очень многие злопыхатели, пиша о празднике 8 Марта, пытаются увязать его появление с различными сомнительными и скользкими событиями. Например, с такими:
- демонстрацией нью-йоркских проституток в марте 1857 года;
- демонстрацией нью-йоркских текстильщиц в марте 1857 года;
- демонстрацией парижских проституток в марте 1894 года;
- решением Второй Международной социалистической женской конференции, которая проходила в Копенгагене в 1910 году. Именно тогда немецкая социалистка Клара Цеткин предложила установить в начале марта международный женский день. Было решено, что таким днём станет 8 марта. В этот день женщины разных стран будут выходить на улицы, чтобы с помощью демонстраций и митингов бороться за свои права.
Начиная с 1911 года женщины европейских стран действительно стали использовать день 8 марта как повод для борьбы за свои права. Не стоит забывать, что в начале ХХ века женщины практически во всём мире были лишены избирательных прав, также существовали запреты на профессии, на получение образования, на заключение договоров, на владение собственностью и т.д. Борьбой за предоставление женщинам избирательного права (а также других прав и свобод) занималось движение суфражисток. В 1893 году суфражистки Новой Зеландии добились успеха: женщинам этой заморской территории Британии было предоставлено избирательное право.
- А что же 8 марта? – может спросить иной уважаемый читатель, - автор наверняка забыл об этом прекрасном празднике!
Нет, автор не забыл о нём и возвращается к нему.
Итак, мы видим, что к 1917 году день 8 марта в европейских странах уже прочно ассоциировался с женщинами и их массовым передвижением по улицам в демонстрациях протеста. Женщин на улицы выводили представители разных политических сил, в основном это были социалисты и социал-демократы. Оказалось, что вывести людей на улицы на демонстрацию и для протестов очень просто. Продемонстрировать кое-что женщины могли уже тогда, а уж поводы для протеста всегда находились, поскольку права женщин всячески ущемлялись негодяйскими аристократами и их прихлебателями: помещиками и капиталистами. Само собой разумеется, что женское движение было развито только в городах, особенно – в столичных. В провинции и сельской местности о возможности борьбы за права женщин многие женщины даже не догадывались. А уж о празднике 8 марта они и понятия не имели. Да и невозможно тогда было отмечать всенародно-международные праздники, поскольку социализм ещё нигде не победил. Всюду гнил капитализм, уже переросший в монополистический империализм, алчные картели делили мир, со всех границ несло порохом и трупным смрадом. Шла Первая мировая война, европейцы с упоением убивали друг друга во имя не совсем понятно чего.
Приближался март 1917 года. В это самое время в российской столице случился хлебный кризис. Жители Петрограда выходили на улицы и протестовали против нехватки хлеба: громили булочные и пекарни, убивали полицейских и жандармов, орали антиправительственные и антимонархические лозунги. Восьмого марта 1917 года в Петрограде митинговали в честь международного женского дня: жительницы столицы устроили «марш пустых кастрюль». Одним из требований женщин была «прибавка пайка семьям солдат». С того самого дня в Петрограде начались события, которые получили название Февральской революции и закончившиеся отречением царя и приходом к власти Временного правительства. Короче говоря, международный день 8 марта 1917 года российские революционеры использовали как повод, чтобы вывести провокаторов, солдат и голодных людей (в том числе женщин) на улицы и совершить переворот. Как известно, переворот был совершён. В октябре 1917-го очередной переворот организовали и провели уже социал-демократы во главе с Владимиром Лениным. В ходе кровопролитной Гражданской войны власть в России перешла к сторонникам социализма – большевикам.
В Гражданскую всем было уже не до каких-то там абстрактных прав женщин и вообще граждан. Военный коммунизм не предусматривал соблюдения прав человека и, в частности, прав женщин. Только в 1921 году 2-я Коммунистическая женская конференция вспомнила о международном дне 8 марта и решила установить в Советской России этот праздник. Изначально в этот день отмечали годовщину демонстрации питерских женщин 8 марта 1917 года: именно эта акция стала поводом к началу революции. Позднее об этой демонстрации забыли и Восьмого марта в СССР стали прославлять «женщину-труженицу», которая наравне с мужчиной строит социализм. Так продолжалось в течение 45 лет, пока в 1965 году Президиум Верховного Совета СССР не принял решение о том, что день 8 марта будет не только праздничным, но и выходным, ибо какой же праздник без выходного?
К сегодняшнему дню прошло более ста лет с тех дней, когда социал-демократы Европы и США выводили на улицы городов толпы разъярённых женщин, решивших, что пришла пора для последнего и решительного боя. И теперь уже нет никакой разницы, по какому поводу и кто именно выходил с протестами на улицы: проститутки Нью-Йорка, суфражистки Парижа или ткачихи Петрограда. Некоторые злопыхатели вообще докатились до утверждения, что, мол, Клара Цеткин проталкивала установление празднования международного женского дня именно восьмого марта, поскольку в этот день иудеи празднуют Пурим. Но, во-первых, дата празднования Пурима является скользящей, а во-вторых, иудеи празднуют его на протяжении двух дней.
Как бы то ни было, праздник 8 Марта существует, а тот факт, что в его появлении замешаны проститутки и евреи, не должен никого смущать, поскольку в СССР политических проституток было более чем достаточно, а главной из них был еврей Лев Давидович Бронштейн (Троцкий). Во всяком случае, именно политической проституткой называл Троцкого гениальнейший Вождь всех народов, лучший друг советских женщин Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин). А уж его мнению мы просто обязаны доверять.


ДОЛОЙ КУХОННОЕ РАБСТВО!

Победа большевиков в России означала наступление Новой Эры. В Советской России всё должно быть по-новому, в том числе и положение женщины в обществе. Ещё в середине XIX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своём «Манифесте» обещали, что при социализме женщина перестанет быть вещью в распоряжении мужчины и обретёт равные с ним права. Большевики должны были претворить заветы Маркса-Энгельса в жизнь, в том числе, и обещание уравнять женщину в правах с мужчиной.
Уравнивать начали сразу после Октябрьского переворота: большевики с одинаковым упоением экспроприировали буржуев, помещиков и прочих аристократов обоего пола. К стенке ставили тоже всех подряд, но мужчин всё-таки чаще, чем женщин: в этом деле женщинам не удалось добиться равенства.
Но не будем о грустном. После окончания Гражданской войны начался довольно длительный, хотя и короткий, мирный период. Новая Эра, обещанная большевиками, наступала во всех сферах общественной жизни, прежде всего, на производстве и в быту. На производстве женщины получили право трудиться наравне с мужчинами: Первая мировая и Гражданская выкосила миллионы трудоспособных мужиков, бабы вынуждены были заменять их как на заводах, так и в полях. Откровенно говоря, сельские женщины и при царе тянули с мужиками одинаковую лямку: им приходилось и пахать, и сеять, и таскать тяжести. Большевики, по сути, не изобрели ничего нового, они лишь «раскрепостили» женщину, которая теперь могла не только ворочать шпалы, но и избираться в органы власти. При царском режиме такого действительно не было. Социализм открывал широкие возможностями перед раскрепощёнными труженицами Страны Советов.
Чтобы труженицы могли заниматься своим прямым делом – строительством социализма - необходимо было избавить их от домашней работы: стирки, уборки, готовки, воспитания детей, похода по магазинам. Свободная женщина свободной страны должна быть выше этих буржуазных пережитков! По стране бросили лозунг: «Долой кухонное рабство! Даёшь новый быт!». Новый быт пытались внедрять везде, при этом эффективнее всего это получалось осуществить на стройках социализма: на ДнепроГЭСе, Магнитке, Волховстрое, Турксибе, в Донбассе, Кузбассе и т.д.
В чём же заключался новый быт? В том, что трудящиеся женщины (как, впрочем, и мужчины) теперь были свободны от бытовых проблем. Жили они в коммунах-общежитиях, работали, как правило, недалеко от места проживания. Кухонных помещений в их жилищах не было, вместо них имелся комбинат общественного питания («фабрика-кухня»), где и столовались трудящиеся. Приготовлением пищи занимались работники «фабрики-кухни», частным кухням была объявлена война. Считалось, что они должны исчезнуть в течение нескольких лет.
Стиркой белья и вещей трудящихся занимался банно-прачечный комбинат, где трудящиеся могли заодно и помыться после напряжённого рабочего дня. За детьми трудящихся присматривали работники детских яслей и садиков, более старшие отпрыски строителей социализма учились в школах.
В результате внедрения «нового быта» у трудящихся должно было появиться много свободного времени, которое они должны были тратить с максимальной пользой: овладевать знаниями, заниматься общественно-полезными делами и повышать свою физическую культуру. В принципе, если отбросить частности, идея «нового быта» и «домов-коммун» была интересной и многообещающей. Однако она не получила дальнейшего развития: во время войны эту идею не воплощали, поскольку было не до неё; а после войны стало ясно, что тотальное обобществление быта не состоится. Советский трудящийся так и не стал «новым человеком», о котором мечтали марксы-энгельсы и чернышевские-герцены. Трудящийся не захотел быть коллективистом, он остался индивидуалистом и собственником (пусть очень мелким, но всё-таки собственником). Да и женское начало советских тружениц всё же брало верх над потугами сторонников «нового быта». Подавляющее большинство женщин мечтали о собственных уютных квартирках (или хотя бы комнатках) с отдельными кухнями, ваннами и туалетами. Коллективная жизнь в бараках и общагах напрягала, становилась причиной множества конфликтов и неврозов.
Получается, что советские женщины рвались обратно в кухонное рабство? Ну, знаете ли, называть «рабством» домашнюю работу может только какая-нибудь замшелая феминистка. Любая нормальная женщина не сочтёт рабством приготовление пищи для себя и своей семьи. А также не назовёт рабством другие домашние дела: уборку, стирку, воспитание детей, поход по магазинам. Тем более, что с течением времени значительная часть этих работ выполнятся машинами, а походы по магазинам для современной женщины зачастую являются чем-то вроде сеансов психотерапии. Для некоторых современных женщин шопинг вообще превратился в хобби или даже в новый жанр искусства.
Кстати, в некоторых постсоветских городах (Екатеринбург, Запорожье, Челябинск, Харьков и др.) часть горожан до сих пор проживают в домах, которые были построены в 1920-30-х годах. Они уже давно перестали быть коммунами, однако, условия жизни в этих домах отличаются спартанской неприхотливостью: «на 38 комнаток – всего одна уборная», как пел Высоцкий. И душевая тоже одна. Иногда уборная располагается на улице. Но зато нет фабрик-кухонь, и это всех нас радует. Вместо них современные трудящиеся питаются либо дома, либо в кафе-ресторанах, в том числе, в заведениях быстрого питания. Буржуйский «Макдональдс» победил советскую «фабрику-кухню».


Героини Страны Советов

Но вернёмся к нашим баранам, то есть, к женщинам, чей Международный праздник отмечает сегодня всё прогрессивное человечество. Пришло время поговорить о героинях Страны Советов, тем более, что таковых в СССР было очень и очень много.
Уже во время Гражданской войны женщинам молодой Советской Республики приходилось воевать наравне с мужчинами: всем известна легендарная Анка-пулемётчица, которая воевала в прославленной дивизии Василия Ивановича Чапаева, славного героя войны и многочисленных анекдотов. В тылу женщины заменяли мужчин или вместе с ними рыли окопы по приказу товарища Ленина, который считал, что «рытьё окопов является одним из видов социалистического соревнования». При этом товарищ Ленин норовил направить на рытьё окопов представителей эксплуататорских классов: буржуев, интеллигенцию и других недорезанных. Проституток Ленин призывал просто расстреливать, тут уж этим дамам было не до празднований Международного женского дня. Кстати, политическая проститутка Троцкий был солидарен в этих делах с Ильичом, да и гениальнейший Иосиф Виссарионович – тоже. В деле беспощадной расправы с представителями отмирающих классов большевики были поразительно единодушны, поэтому (в том числе) и победили они в Гражданской войне.
Итак, за время Гражданской войны советская женщина стала боевой подругой своего боевого товарища. Ну, примерно, как Рита Устинович для Павки Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Боевая подруга профессионально орудовала наганом или маузером, могла безропотно расстрелять белую сволочь, перевязать рану, выкопать могилу и сварить кашу. Впрочем, варка каши – это ведь было одно из проявлений мещанства, а героиням и труженицам быть мещанками не пристало.
Десятки тысяч безымянных героинь воевали на фронтах Гражданской, но они, в отличие от мужчин, не отмечены боевыми наградами, их имена забыты… В памяти народной остались только две героини Гражданской войны: полулегендарная Анка-пулемётчица и Лариса Рейснер, которая дослужилась до должности комиссара Морского генерального штаба РСФСР. В 1926 году Рейснер умирает от брюшного тифа в возрасте 30 лет.


Героини труда

Мирная жизнь давала советским женщинам гораздо больше шансов отличиться на ниве геройства. Страну нужно было восстанавливать после долгих лет войны; фактически государство приходилось строить заново. Великие стройки социализма, первые пятилетки стали для многих советских женщин трамплином в будущее. Только теперь освобождённая и раскрепощённая, обладающая всеми гражданскими правами женщина, могла с чувством глубокой благодарности трамбовать ногами бетон на строительстве ДнепроГЭСа, овладевать профессией сталевара (Ольга Ковалёва, завод «Красный Октябрь», Сталинград, 1939 год) или бригадира тракторной бригады (Прасковья Ангелина, 1933 год). Безымянных мастериц бетонирования времён строительства ДнепроГЭСа никто уже не помнит, конечно. Зато остались в истории две знаменитые советские бетонщицы: Анна Лошкарёва (которую упомянул Леонид Брежнев в своей бессмертной книге «Возрождение») и Буртова Нюшка из поэмы Евгения Евтушенко «Братская ГЭС».
Однако мы забежали далеко вперёд. Следует снова обратиться к светлым и многообещающим 1930-м годам, что мы с удовольствием и делаем. Строительство социализма в СССР предполагало осуществление трёх стратегических задач: индустриализации (создание мощной промышленной базы); коллективизации (обобществление собственности и труда на селе); культурной революции (всеобщая грамотность, преодоление пережитков прошлого (религия, предрассудки), формирование нового человека). Всё, что делалось в Советском Союзе в те времена, было подчинено достижению вышеперечисленных трёх главных целей. И женщинам в этом процессе была уготована немаловажная роль.
Например, культурную революцию во многом творили молодые девушки-комсомолки, обучавшие грамоте лапотную Русь и жителей национальных окраин Советского Союза. Комсомолки и сами-то в большинстве случаев едва умели читать-писать и считать, но они рвались в народ, чтобы вывести его из мрака невежества к сияющим вершинам социализма. Будущие обитатели сияющих вершин социализма должны были не просто научиться читать и писать, но и овладеть минимальными идеологическими навыками, то есть, познакомиться с теорией марксизма-ленинизма и принять её. Принятие марксизма-ленинизма подразумевало отказ от религиозных догм, от вековых традиций. В христианских регионах боролись со служителями церквей, в Средней Азии – со служителями мечетей, а также с пережитком в виде паранджи. С конца 1920-х в Узбекистане развернулось целое движение под названием «Худжум» («Наступление»), целью которого являлся слом традиций ислама и вывод женщин из-под влияния мусульманских проповедников и традиционалистов. Во время проведения «Худжума» в регионе произошла локальная гражданская война, в которой были убиты более 2500 женщин, пытавшихся освободиться от пут прошлого.
Проведение коллективизации тоже происходило с большим трудом: народ, за редким исключением, не хотел идти в колхозы, отказываясь обобществлять свою кровную скотину, землю и инструмент. Однако Партия и Правительство с помощью пролетариата, комсомола, ГПУ-НКВД и армии переломили советским крестьянам хребет – коллективизация была проведена, хотя и с огромными жертвами (в том числе, жертвами масштабного голода начала 1930-х). Партии и Правительству удалось загнать в колхозы и совхозы подавляющее большинство крестьян, национализировав землю, орудия труда и скот. Бабский труд в колхозах играл важную роль. Сам Иосиф Сталин торжественно заявил, что «Женщины в колхозах – большая сила!» - после такого заявления трудиться абы как уже было нельзя, ведь сам Вождь отметил высокую роль бабы на селе! Приходилось рвать жилы, чем и занимались сельские женщины. Работали в колхозах за «трудодни»; то есть, за труд колхозникам денег не платили, отоваривая «трудодни» зерном, мануфактурой, сахаром и т.д. Это называлось: «работать за палочки» (бригадир за отработанный трудодень ставил палочку в журнал). В советских колхозах женщины занимались традиционным трудом, но новое время требовало и новых высот от новых людей. После рекорда шахтёра Алексея Стаханова (в 1935 году он перевыполнил норму добычи угля в 17 раз) в СССР развернулось «стахановское движение» за многократное перевыполнение плана. При этом женщины старались не отставать от мужчин. Так, например, Прасковья Ангелина стала одной из первых в Советском Союзе женщин-трактористок. Она организовала и возглавила женскую тракторную бригаду, популяризируя работу трактористки среди женского пола. Ангелина выдвинула лозунг: «Сто тысяч подруг – на трактор!», который частично воплотился в жизнь. Пашу Ангелину любила советская пропаганда, её ставили в пример всему народу. Партия и Правительство наградили Пашу двумя медалями Герой Социалистического труда, тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией. Умерла Прасковья Ангелина в возрасте 46 лет от цирроза печени.
Вообще тема женщины-трактористки была чрезвычайно популярной и актуальной в те годы. Например, в фильме «Трактористы» (1939 год) фигурирует бригадир женской тракторной бригады Марьяна Бажан, обладательница ордена ТКЗ, завидная невеста. Возможно, образ Марьяны частично списан с Паши Ангелиной.
Женщины Средней Азии, освобождённые Советской властью от пережитков проклятого прошлого, тоже ставили трудовые рекорды. Самой известной героиней труда в этом регионе стала Мамлакат Нахангова (Таджикская ССР). В 1935 году ей исполнилось 11 лет: в этом возрасте пионерка Мамлакат была приглашена в Москву, где встретилась с самим Сталиным, который вручил ей орден Ленина. Высокой награды юная таджичка удостоилась за рекорды при сборе хлопка: она собирала за день 80 килограмм хлопка (норма для взрослого – 13 кг). На весь мир разошлась фотография Сталина и обнимающей его Мамлакат. Никому в СССР и в голову не приходило, что в Средней Азии эксплуатируется детский труд, наоборот, подвигом Мамлакат очень гордились пионеры, да и весь советский народ. Мозги у народа в те времена были вывернуты наизнанку, никто не думал, что 11-летней девочке нужно учиться, а не заниматься утомительным трудом.
На заводах и фабриках советские женщины также ставили умопомрачительные рекорды скорости изготовления продукции. Самыми известными героинями труда в 1930-е годы стали ивановские ткачихи-однофамилицы Евдокия и Мария Виноградовы. Начинали ткачихи с обслуживания 16-26 ткацких станков, постепенно увеличивая их количество. За несколько лет они сумели повысить своё мастерство и стали обслуживать по 284 станка. Виноградовы прославились, получили ордена и медали, развернули в стране «виноградовское движение» стахановских ткачих-многостаночниц. Дуся Виноградова стала прототипом героини фильма «Светлый путь» Тани Морозовой, роль которой исполнила Любовь Орлова. Как героиня фильма, Дуся стала депутатом Верховного Совета СССР, была одной из популярнейших женщин своего времени. Умерла она в возрасте 48 лет от болезни лёгких. Мария Виноградова прожила до 1990 года (80 лет).
После Второй мировой войны стахановское движение пошло на спад, хотя отголоски его ещё настигали советских людей и в 1970-х годах. Наиболее известной труженицей послевоенного периода была Валентина Гаганова – прядильщица хлопчатобумажного комбината. Гаганова за несколько лет совершила головокружительную карьеру от прядильщицы до директора фабрики. Она была награждена правительственными наградами, стала членом ЦК КПСС, делегатом партийных съездов. А такой большой почёт ей достался за придуманный ею метод вытягивания отстающих бригад передовиками производства.
Вот, собственно, что можно сказать о советских героинях труда. Как видим, методы героизации женщин ничем не отличались от героизации представителей мужского пола: бери больше, кидай дальше, пока летит – отдыхай. Кто накидает самую большую кучу, выроет самый глубокий котлован – тот и герой (или героиня). Женский трудовой героизм во многом был обусловлен невиданным энтузиазмом, который действительно овладел народом в те времена. Однако голого энтузиазма хватило ненадолго: после войны таких энтузиастов и энтузиасток становилось с каждым годом всё меньше. Женщинам, конечно, пришлось в те светлые тридцатые годы хлебнуть дерьма полной ложкой. Не зря тогда появилась шутка: «Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик». Героинь труда было мало, основная масса тупо работала на заводах и в полях, тянула лямку общественного труда, зачастую непосильного. При этом регулярно возникали продовольственные кризисы, карточки и талоны отменяли, потом вводили снова. Жилищные условия были отвратительными, поскольку массовое строительство жилых домов в СССР развернулось только в конце 1950 годов. Народ ютился в коммуналках, многие трудящиеся жили в бараках, лачугах и даже землянках. Зато в Советском Союзе не было эксплуатации человека человеком – этот факт очень грел душу всех строителей социализма, особенно проживающих в бараках.


Лётчицы и космонавтки

Развитию советской авиации Партия и Правительство уделяли большое внимание. Авиацию курировал лично товарищ Сталин, который считался самым лучшим другом советских лётчиков. Каждый трудящийся Страны Советов вносил свой скромный вклад в дело развития отечественной авиации. Будучи обязательными членами добровольного общества ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), трудящиеся делали регулярные взносы из своих копеечных зарплат. Крепили, так сказать, оборону Родины.
Поскольку товарищ Сталин был человеком, мягко говоря, неглупым, он понимал, что грядущая война будет войной моторов. Потому и популяризировали в СССР тракторное мастерство, ведь с трактора можно было быстро и легко пересесть на танк. А любой профессиональный лётчик во время войны пересядет с мирного «кукурузника» на боевой истребитель и бомбардировщик и станет «бить врага малой кровью на чужой территории». От идеи Мировой революции в Кремле ещё не отказались, поэтому и нужны были товарищу Сталину трактористы-танкисты и лётчики-налётчики.
В 1930-е годы популярность советских лётчиков зашкаливала все разумные пределы. Они были любимы всем народом; примерно так в наши дни обожают поп-звёзд, политиков, футболистов и артистов. Советские лётчики совершали немыслимые подвиги: спасали пассажиров пароходов, терпящих бедствие («Челюскин»), совершали дальние перелёты (12 000 км, лётчик М.Громов), покоряли Северный полюс и прокладывали новые маршруты за океан (беспосадочный перелёт Чкалова-Байдукова-Белякова через полюс в США). Да что там говорить: в 1934 году первыми Героями Советского Союза стали именно лётчики: Ляпидевский, Каманин, Молоков, Леваневский, Слепнёв, Водопьянов и Доронин! Встречи героев в Москве превращались во всенародные торжества.
Однако не только мужчины прославились в Советском Союзе на ниве лётного дела. Знаменитые советские лётчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в 1938 году совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (6450 км). За этот подвиг Партия и Правительство наградили отважных лётчиц золотыми медалями Герой Советского Союза. Они стали первыми советскими женщинами, получившими эти награды.
До наших дней из этой славной троицы дожила только Гризодубова (умерла в 1993 году в возрасте 80 лет). Раскова погибла во время войны (в 30 лет), а Осипенко разбилась ещё в 1939 году, выполняя тренировочный полёт. Ей исполнился 31 год. В честь этой лётчицы был переименован город Бердянск – с 1939 по 1958 год он назывался Осипенко.
Здесь же можно упомянуть и советских женщин-космонавтов, тем более, что их было не так уж и много – всего лишь две отечественные дамы посетили ближний космос в течение трёх десятков лет советской космонавтики. Первой женщиной, покорившей космос, стала Валентина Терешкова, которая в 1963 году совершила почти трёхсуточный орбитальный полёт. После этого Терешковой пришлось пережить приступ всенародной любви и славы: космонавтов в СССР тогда буквально боготворили. Второй женщиной, покорившей космические высоты (1982 год), стала Светлана Савицкая. Она была на этих высотах два раза, причём, стала первой женщиной в мире, совершившей выход (1984 год) в открытый космос. Савицкая является единственной в СССР женщиной дважды Героем Советского Союза. Ко времени полёта Савицкой интерес публики к космонавтике значительно снизился, поэтому славы Терешковой ей добиться не удалось. Однако имена первых женщин, побывавших в космосе, навсегда останутся в истории человечества и исчезнувшей страны.


Героини войны

Мирный период закончился ещё в 1930-х годах: советским женщинам приходилось принимать участие в испанской гражданской войне (1936-39); в конфликтах с японцами (1938-39); в освободительно-завоевательных походах в Европу (1939-40); а также в войне с Финляндией (1939-40). Теперь в боевых условиях советские комсомолки-физкультурницы-красавицы могли
применить свои знания и умения, полученные в ходе упорных тренировок.
22 июня 1941 года к советскому народу с плакатов обращалась женщина, зовущая трудящихся в смертельный бой на защиту завоеваний социализма. «Родина-мать зовёт!» гласил этот плакат, и трудящиеся откликнулись на призыв своей матери-Родины: в военкоматах выстроились очереди из добровольцев и доброволок, которые изъявили желание отправиться на фронт. Война предоставила советским людям прекрасную возможность для проявления своих лучших качеств, сформированных социалистической действительностью. Женщинам, оставшимся в тылу, пришлось заменять мужчин, ушедших на фронт, - на заводах, в полях и на стройках. На фронтах Великой Отечественной воевало большое число женщин, зачастую принимая непосредственное участие в схватках с врагом. Десятки женщин были удостоены за свои военные подвиги звания Героя Советского Союза, тысячи боевых подруг получили другие высокие награды. Многим награды достались посмертно. Давайте сейчас вспомним о наиболее известных героинях той войны.
Зоя Космодемьянская была членом комсомольского диверсионного отряда, который орудовал в тылу врага в Подмосковье. Как и другие её коллеги-диверсанты, 18-летняя Зоя была смертницей и прекрасно об этом знала. В подмосковной деревне Петрищево Зоя и её товарищи пытались сжечь несколько сараев во исполнение сталинской тактики выжженной земли
( «угонять весь подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться»).
Однако местные жители, недовольные действиями партизан, выдали диверсантку немцам. Космодемьянскую жестоко пытали, после чего повесили. Историю с диверсанткой-неудачницей Зоей советский агитпроп раздул до вселенского масштаба. Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно), в стране фактически возник культ Зои.
Ещё одна известная (но ныне почти забытая) героиня войны – Марионелла (Гуля) Королёва. Она прославилась после выхода в свет книги Елены Ильиной «Четвёртая высота». В этой книге описана короткая жизнь Гули Королёвой, которая с детства мечтала стать актрисой (она даже успела сняться в нескольких фильмах), но стала бойцом Красной Армии и героически погибла в боях под Сталинградом. Ей было 20 лет. Гулю Королёву наградили посмертно орденом Красного Знамени.
Следующие две героини – Ульяна Громова и Любовь Шевцова тоже погибли в юном возрасте: в 19 и 18 лет. Они были членами подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне. Организация занималась выпуском и распространением информационных листовок, развешиванием красных флагов, а также мелкими диверсиями и пакостями. Немцам удалось выйти на след подпольщиков, почти все они (49 человек) были схвачены и казнены. Перед казнью подпольщиков жестоко пытали. Громова и Шевцова были одними из создателей «Молодой гвардии». Родина наградила погибших девушек медалью Герой Советского Союза.
И ещё об одной героине следует упомянуть – о Зине Портновой. Её причисляют к пионерам-героям, но к моменту гибели Зина уже вышла из пионерского возраста, ей исполнилось 17 лет. Она партизанила в лесах оккупированной немцами Белоруссии, где была схвачена врагами. На одном из первых допросов Зине удалось схватить пистолет и застрелить следователя и двух охранников. После этого немцы рассвирепели и пытали девушку более месяца, в итоге она была расстреляна. Зину Портнову наградили медалью Герой Советского Союза (посмертно).
Как можно убедиться, советские женщины воевали также отважно, как и мужчины Страны Советов. Конечно, много среди них было беззаветных героинь, однако, думаю, у большинства из них просто не было другого выхода. Оказавшись в оккупации, женщине нужно было либо выживать, работая на новую власть (как поступали миллионы брошенных Сталиным советских людей), либо бороться против оккупантов (на это решались немногие; как правило, в партизаны шли те, кому было нечего терять, у кого сгорело жильё, погибли родные). Оставался ещё один выход – сотрудничество с оккупантами. Конечно, часть советских женщин грешила этим, уж таковыми были суровые законы войны и оккупации.

Таковыми были основные советские героини. Конечно, я не упомянул многих других, но такая задача передо мной и не стояла. Я хотел показать, что в первые десятилетия Советской власти в качестве героинь выступали представительницы тяжёлых и опасных профессий, при этом довольно многие из них погибали при исполнении обязанностей или умирали в молодом возрасте от последствий непосильной работы. Но такая ситуация имела место в сталинскую эпоху.
Во время хрущёвской «оттепели» советское общество изменилось, оно становилось всё более меркантильным и даже мещанским. Откровенно говоря, народ устал от полувекового прославления военной героики. Начиная с 1914 года, страна беспрерывно либо воевала, либо активно готовилась к очередной войне. Милитаристская истерия ослабила силы народа, внешние и внутренние войны выкосили огромное количество населения. После победы 1945 года, после смерти Сталина и осуждения культа его личности стало казаться, что уж теперь-то наступает новая жизнь: без войн, потрясений и нищеты. Партия и Правительство торжественно пообещали коммунизм в ближайшие 20 лет, а значит, следовало совершить всего лишь одно усилие – и тогда придёт полное и окончательное счастье.
Изменились и требования масс к потенциальным героиням: требовались новые персонажи, более душевные и человечные. Прядильщица Гаганова и космонавтка Терешкова были, пожалуй, последними работницами тяжёлых и опасных профессий, которые числились в народных любимицах. В те времена любимицами советского народа становились в основном актрисы, певицы, дикторши Центрального телевидения и другие представительницы интеллигенции. Народ получил новых героинь в большом количестве: на эстраде выступали поэтесса Белла Ахмадулина и певица Эдита Пьеха, с телеэкрана советский народ приветствовали дикторы Валентина Леонтьева и Светлана Жильцова, заслуженная артистка РСФСР Анна Шилова вела популярнейшую телепередачу «Песня года». Позднее главной любимицей советского народа стала певица Алла Пугачёва (с которой безнадёжно соперничала её коллега София Ротару). Впрочем, это уже совершенно другая история.
- А что же с нашими довоенными и военными героинями? – спросит иной пытливый читатель.
- А ничего, - отвечу я, - с ними, друзья мои, всё нормально. Они выполнили свою задачу: послужили символами строительства социализма, стали маяками, на которые ориентировался советский народ, штурмующий небо, горы и Рейхстаг. Как можно заметить, на протяжение десятилетий советский агитпроп любил мёртвых героев и героинь. Ну, то есть, он успевал полюбить некоторых из них, когда они ещё были живыми, но потом они, как правило, погибали. Они героически жили, героически работали и героически отдавали свои молодые жизни за Родину. «Мёртвые сраму не имут», как утверждает народная пословица. Кроме того, мёртвые герои никогда не проболтаются о том, чем на самом деле был их подвиг. А ещё - мёртвые гораздо эффективнее живых в качестве символов и примеров для подражания. Подражайте, советские девушки, подвигам Зои и Зины, Ульяны и Любы! Умрите за Родину! А Родина вас за это наградит посмертно.
Но хватит о грустном. Сейчас рассмотрим ещё одну страничку отечественной истории.


СОВЕТСКИЙ АЛЖИР И ДРУГАЯ ЭКЗОТИКА

Говоря о предвоенных годах, невозможно обойти тему репрессий. Я понимаю, что сталинские репрессии всем уже до чёртиков надоели, но, всё же, говоря о празднике 8 Марта и о советских женщинах, вспомнить о них нужно. Вспоминаем.
Факт сталинских репрессий не отрицают даже самые замшелые коммунисты. Мало того, именно они первыми раскрыли советскому народу правду о том, что сами же и творили, ведомые великим Сталиным. О масштабах репрессий можно долго и нудно спорить, приводя сотни «неопровержимых» данных как в сторону максимума («было расстреляно 100 миллионов человек!»), так и в сторону минимума («к смертной казни приговорили 700 тысяч человек, из них многих так и не расстреляли»). Ясно одно: репрессии были, Большой террор (1937-38) тоже был, врагов народа арестовывали, судили и отправляли в лагеря (или расстреливали). Даже не заглядывая в статистические справочники, можно догадаться, что врагами народа были как мужчины, так и женщины. По советским труженицам тоже прошлось Красное колесо сталинского террора, оставляя после себя кровавый след. Судьба советской женщины в тюрьме и лагере была весьма незавидной, особенно это касается политических дамочек, так сказать, врагинь народа. С ними не церемонились, поскольку они, как и враги народа мужского пола, не подлежали «перековке». Лагерь мог «перековать» уголовницу, но не политическую зэчку. Уголовницы были своими - «социально близкими» - поэтому сотрудники органов внутренних дел относились к ним довольно бережно. Политические зэчки в лагерях были практически вне закона, с ними можно было делать что угодно. И делали. Об этом написано и сказано было много, повторяться не буду.
Вкратце о ЧСИРах и АЛЖИРе. Аббревиатура ЧСИР расшифровывается как «член семьи изменника Родины». Человек, арестованный за измену Родине, как правило, имел семью. И если члены семьи не были прямыми соучастниками его страшного преступления (государственной измены), то они всё равно подвергались тому или иному наказанию. Уже с середины 1920-х был принят закон о ЧСИРах: таковые отправлялись в ссылку и лишались избирательных прав. С 1937 года ЧСИРы подлежали заключению в лагерь сроком от пяти до восьми лет. После отбывания срока ЧСИР получал ещё добавку в виде «ссылки в отдалённые местности СССР». ЧСИРами были, конечно же, не только жёны проклятых изменников, но и любые другие члены их семей: родители, дети, внуки, братья, сёстры, дедушки и бабушки. Попасть в категорию ЧСИР означало приобрести на долгие годы грязное клеймо родственника врага народа. Таких людей сторонились даже самые близкие друзья, о них предпочитали побыстрее забыть, вычеркнуть их из памяти. И ещё неизвестно, что было тяжелее и позорнее: оказаться врагиней народа или попасть в число ЧСИР. Наверное, это было одинаково тяжело и позорно. С 1937 года жён врагов народа арестовывали вместе с их мужьями-изменниками. Сталин рассудил, что поскольку «муж и жена – одна сатана», то и брать их нужно сразу и вместе.
АЛЖИР – это Акмолинский лагерь жён изменников Родины, который располагался в Казахстане, неподалёку от его нынешней столицы – Астаны. АЛЖИРом его называли в разговорной речи, официальное его название –
17-е женское лагерное специальное отделение Карагандинского ИТЛ. В этом лагере содержались жёны изменников Родины, приговорённые к лишению свободы сроком от 5 до 10 лет. АЛЖИР был создан в 1938 году, количество политических зэчек в лагере в тот период достигало 8000 человек. Женщины АЛЖИРа, как и зэчки других лагерей, работали на местных стройках, в полях, на швейной фабрике. Бесплатный труд обитательниц АЛЖИРа вливался в труд Союза Республик. АЛЖИР был ликвидирован в 1953 году после смерти великого Сталина. Кроме АЛЖИРа в СССР имелось ещё три чисто женских лагеря. Все остальные лагеря, как правило, были смешанными – женско-мужскими.
В феврале 1956 года Никита Хрущёв зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Согласно этому докладу выходило, что в кровавом беспределе в стране виноваты покойники: Сталин, Берия, Ежов, Ягода. Все остальные правители – чистенькие и за террор ответственности не несут. Впрочем, как бы там ни было, но после 1956 года началась «эпоха реабилитанса», которая некоторым образом продолжается в постсоветских государствах до сих пор. После смерти Сталина, а особенно после хрущёвского доклада советские женщины смогли, наконец, спокойно вздохнуть и перестать бояться массового доносительства и ночных визитёров из НКВД. Да и НКВД уже к тому времени давно уж не было.
Следует отметить, что репрессии не носили тотального характера, они не затронули бОльшей части простого советского народа. Основная масса репрессированных – партийные, хозяйственные, военные, профсоюзные деятели разных уровней. Простыми трудящимися органы правопорядка, как правило, не интересовались. Какой был прок от обычного заводского работяги или колхозника? От советских трудящихся государству требовался упорный труд и беспрекословное подчинение – и всё это, как правило, государство получало. За поведением трудящихся следило их непосредственное начальство (мастера, бригадиры, парторги, комиссары), а также вездесущие настырные работники Органов. Кроме того, трудящиеся с удовольствием следили друг за другом и при случае доносили о недостойном поведении своего коллеги куда надо. Всё-таки несколько миллионов доносов советские граждане написали. Думаю, как минимум, половина доносчиков была женского пола, а может быть, и больше, чем половина. И хоть не коснулись репрессии непосредственно значительной части населения, существовать в жуткой атмосфере страха и ужаса приходилось всему советскому народу.

март 2019