Десятый

Юрий Луговцов
Пять вечеров с «десятым»

- Тогда уж девятый. Десятым все называют Золотарева, - сказал глава фонда группы Дятлова Юрий Константинович Кунцевич, на чьей территории проходили основные встречи и диалоги.
- Официальная версия гласит, что погибли девять туристов. Я с этим не согласен, но не настаиваю. Я же не Буянов, чтобы тупо валить все на лавину.
- Следователь Иванов сказал мне, что если бы я остался, то был бы десятым погибшим, - вступил в разговор десятый член группы Дятлова Юрий Ефимович Юдин.
Автор извиняется за некоторую протокольность изложения, тем более, что четвертым и чуть ли не главным нашим собеседником стали протоколы из уголовного дела, которые автор изучал, как сказали свидетели, свежим взглядом.
- На всех конференциях 1 февраля часто звучало слово «пожарник». Кто таков?
- В деле есть протокол его допроса. Вот – Чеглаков Алексей Семенович, начальник О.В.П.К. Вижайского лаготделения, военнослужащий. Поисковики называли его пожарником. Он вел себя главным, ходил, фотографировал, решал что изъять. В самолете мест всем не хватало, а ему и леснику Ивану Пашину всегда место находилось.
Из протокола допроса Чеглакова: «Первая остановка туристов от места нахождения палатки была примерно на расстоянии в 17-20 км. Такое же расстояние и было от реки Вижай».
- Протокол от 6 марта, - заострил наше внимание Юдин. – Значит, он знал больше и раньше, чем следователи и поисковики. Шаравин и Слобцов были в одной группе. Пожарник указал направление и послал их, а сам не пошел. По словам ребят, он будто знал, куда их посылать.
Чеглаков: «По обстоятельствам, которые мне пришлось видеть в районе поисков погибших людей, я со своей стороны считаю, что они могли погибнуть только от стихии».
- На тот момент такого понятия еще не было. Он первым ввел стихию в версию, - выпалил Юдин.
Чеглаков: «Группа туристов могла замерзнуть потому, когда начался ураган, у них стало срывать палатку, далее прорвало ее, они хотели ее закрепить или даже закрепляли, подхватило ветром и утащило ветром в лощину, где они потеряли ориентировку и обратно в палатку вернуться не смогли, погибли от мороза. Больше дополнить ничего не имею».
- Откуда он взял ураган? – спросил Юдин. – Ураган поставь в кавычки.
- Зачем?
- В партийных документах говорится, что туристов погубил ураган. Партийцы там вообще не были.
- В деле есть еще один лесничий Иван.
- Лесничий Иван Дмитриевич Ремпель – порядочный немец. Мы были в его доме, он пригласил, помог с картой. Аккуратный человек, поделками увлекался. Мы к нему заходили с Дятловым. Не все к нему заходили, а я любопытный был. Если он лесничий, мы его не могли обойти. Он главный, водил потом Игоря в лесничество.
Ремпель (7 марта 59г.): «Мое личное мнение по поводу гибели туристов является в том, что они могли погибнуть только от стихийного бедствия из-за климатических условий».
- А там на первый взгляд иначе не подумаешь, - сказал Юдин. – На момент допроса еще не нашли последних четверых.
Попов Василий Андреевич, начальник части связи Вижайского лесоотделения (из протокола допроса 6 февраля 59г.): «Во второй половине января месяца 1959 г. на поселке Вижай я видел две группы туристов, которые направлялись в район Уральского хребта, лично с ним разговоров не имел».
- Две?
- Вторая – группа Блинова.
Попов: «В первых числах февраля месяца 1959 года в поселке Вижай были сильные ветры. Ветер поднимал массу снега и наносил сугробы (хотя осадков практически не было), были на открытых местах занесены дороги. Я проживаю в поселке Вижай 1951 года, таких ветров не помню, что были в первых числах февраля 1959г.»
- Буянов написал: «ошибка в дате!»
- Это его мнение, - говорит Юдин. – Если считать, что по нашим данным первое дело открыто 6 февраля, то возможно, что никакой ошибки.
- Тогда этот протокол попал в наше дело из того дела. Он подходит под версию о стихии. И допрашивал не прокурорский, а начальник Полуночного поселкового отделения милиции капитан Чудинов.
- Иван Пашин тоже говорит о ветре, хотя про ураган ни слова.
- Предыдущее место расположения палатки, по его словам, выглядело старым, а следы манси в одном км совсем свежие.
Чагин Егор Иванович (из протокола допроса 7 марта 59г.): «Группу туристов, которая погибла на уральских горах, я видел в пос. Вижай и они ко мне как к охотнику обращались и спрашивали как лучше пройти на гору Чистоп».
- Это другая группа, мы про Чистоп не спрашивали, он нас не интересовал.
- Чагин говорит, что ураган запросто мог унести ребят в лощину. По-моему, ураган силой ударной волны мог бросить тела на деревья и камни, но травмы какие-то однотипные. А дальше опять Чудинов допрашивает, но даты уже мартовские, так что, ошибка возможна. Стоп, ребята! В протоколе с февральской датой форма бланка МВДэвская, а в мартовских датах у Чудинова форма бланка прокурорская.
- Кажется, за этот вечер ты заработал орден, - сказал Юдин. – Вот что значит незамыленный глаз.
- В деле блок про манси. Давайте, Юрий Ефимович, в двух словах оценим эту версию, а потом вы чуток расскажете о своей дальнейшей жизни.
- Манси смелые. Как-то они везли меня по реке на лодке с низкими бортами. Я перетрухал, а они еще и пили по ходу. По распределению я уехал в Соликамск, работал на магниевом заводе. Когда стали все разворовывать, я в силу жизненных принципов препятствовал и меня сократили. Пригласили в администрацию вице-мэром и я продолжил опору на свои принципы. Потом ушел тот, кто меня подобрал, а другой уволил меня на пенсию. Вот такой я принципиальный, а по мнению иных, просто раздолбай, лох.
- Меня зацепила в показаниях литовца Валюкявичуса Станислава Александровича фраза: «Слышал, что они в разговоре упоминали горы, скалы, леса и что кое-какие места сфотографируют».
- Да что там можно фотографировать! Виды, пейзажи, картинки.
- А может быть какие-то процессы, события?
- Ничего похожего не намечалось.
- При вас разговоров на этот счет не велось?
- Нет.
- Придется то, что до меня донесли, отнести в ранг домысла. Хотя своим информаторам я верю, а версия без указания источника живет сама по себе.
Автор вел свой протокол с 4 по 8 февраля без разграничения на даты. Вечернее подведение итогов можно условно определить получил ли я орден или нет. Хотя это субъективно и не всегда озвучивалось вслух.
Из протокола бюро Свердловского горкома КПСС №42 от 27.03.59: «9. Рекомендовать исполкому горсовета совместно с дирекцией УПИ оказать материальную помощь семьям погибших туристов и определить пенсии тем из них, которые остались без кормильца».
- На конференции вы сказали, что вас принимал первый секретарь обкома партии товарищ Кириленко.
- Директор УПИ схватил меня за локти сзади и, прикрываясь мною, ввел в кабинет. Я чувствовал, как он дрожит от страха. Кириленко его отодвинул, а меня обнимать стал и чего-то говорить. Минут пятнадцать наша встреча продолжалась, но я ничего не помню из его слов.
- Он в области весь скот порезал, отчитался в заготовках мяса и его забрали в Москву, - вставил Кунцевич.
- По всему видать, рыльце у властей в пушку. На конференции народ настойчиво добивался обнародовать акт биохимической экспертизы. А была ли такая?
- Если обнародовали, что в момент гибели туристы были трезвы, то и остальное исследовалось, - сказал Юдин. – Я сам отвозил до лаборатории изъятые у первых пяти погибших органы на химическую и гистологическую экспертизу. В Ивделе специально выделили вертолет. В него посадили сестричку с коробками. Я попутно напросился. На борту нас было двое. Но результатов этих экспертиз  в деле нет.
- Еще на конференции прозвучало, что поисковая группа Ортюкова, раскопав ручей, попила из него водички.
- Они же еще не знали, что в шести метрах вверх по течению в этом же ручье находятся тела четырех погибших туристов, - сказал Кунцевич.
- И попившим вскоре поплохело?
- Солдат меняли, и тогда никто не обратил внимания, что это не график, а состояние здоровья. Ортюков – наш человек, хороший человек, участник войны, - говорил Юдин. – Он был до конца поисков. Конечно, отлетал, прилетал. Вот фотография, где они у ямы с найденными телами. Это Ортюков. А это наш студент. Не будем пока называть его фамилию. Он не хочет говорить. Видит меня и его коробит. Он потом экологией и охраной труда занимался. А тогда заболел. Тело покрылось сыпью и волдырями, и цвет стал, как у погибших. Я ему задал бы один вопрос: ты и перед Богом будешь молчать?
- К нам в Фонд приезжали солдаты поисковики с рассказами, но в основном с жалобами на здоровье, - сказал Кунцевич. – Они увидели по ТВ передачу и откликнулись.
- Теперь понятны и объяснимы действия вертолетчиков, отказавшихся везти последние четыре тела. Они уже знали, что есть иная зараза, нежели трупный яд. Понятно, почему Ортюков не допустил студентов к изъятию последних тел. Понятно, почему пилот Патрушев, следователи, эксперты после касания тел шли в баню, или окунались в бочку со спиртом. А вдова Патрушева Валерия Николаевна рассказывала, что ее муж приносил в дом найденные на перевале металлические останки какого-то изделия. Их трогали кому не лень, а потом забросили на чердак. Сегодня она понимает, что последовавшие вскоре смерти родственников были причиной этих осколков. Первой умерла собака.
- В семье Ортюкова мне сказали, что он заболел и незадолго до смерти сказал, что это результат поисковых работ, - сказал Юдин. – И таких загадок не счесть. Шаравин говорит, что тела первых двух он нашел под одеялом, а в деле этого нет, совсем наоборот.
- Первыми нашли палатку Шаравин и Слобцов, - рассказывает Кунцевич. – Они ледорубом разрубили вход, забрались и первой вынесли фляжку со спиртом, банку с деньгами, документы.
- Шаравина вообще не допрашивали, - сказал Юдин. – А меня допрашивали. Я уже и забыл, о чем там говорил, а тут прочитал. Есть в протоколе такая запись: «Единственным недостатком можно считать то, что группа не имела спирта, но это никакими инструкциями не предусмотрено». Не было в группе фляжки со спиртом. Знаю это точно, так как отвечал в группе за медицинские вопросы. К тому же, спирт был дефицитом.
- У прокурора Ивделя Василия Ивановича Темпалова читаем: «…фляжка пустая из-под спирта или водки, запах ощущается». Думаю, что кто-то хотел, чтобы пустая фляга с запахом сказала о пьянке дятловцев, но Шаравин своим признанием, что он взял флягу и выпил спирт с ребятами разрушили версию.
- Своим телом прикрыл ребят, - сказал Юдин.
- А кто подбросил пустую флягу? Тем более, что сейчас ясно, что ее там вообще быть не должно. Наверное, потому и не допросили Шаравина, что он ломал версии одну за другой, вполне, что заготовленные. Темпалов показывает, что около нарезанного сала им найден большой нож. Ключевое слово нарезанное. Сало, спирт! На дятловцев похоже?
- И близко ничего нет! – заверяет Юдин.
- А Темпалов 18 апреля 1959 года показывает, что у него сложилось впечатление, что студенты выпили водку и закусывали.
- Для него это хорошо, а мы с ним спорим, - слова от Юдина.
- Он пишет, что девятого следа ему установить не удалось.
- Да, он такой, самоуверенный. «Я приказал, я сделал».
- Он пишет, что «следы показали мне, что люди шли нормальным шагом вниз с горы».
- Это он хорошо сказал.
Темпалов: «…все студенты замерзли, нападение на них людей исключается. Это мое личное мнение. Окончательное же мнение может только сложиться после обнаружения и осмотра всех остальных студентов… Если и у этих 4 студентов причиной смерти будет замерзание, то вышеуказанная версия будет правильная».
- Вышло иначе. Жаль, что с обнаружением всех тел нет показаний Темпалова. А вот то, что описывает Георгий Атманаки в районе кедра нельзя проделать за два часа, отведенных дятловцам на жизнь. Минимум двое суток.
- И я об этом говорил и сейчас говорю, - соглашается Юдин. – Замерзшими руками этого не сделать вообще. И настил там был уже, значит и те, кто помогал группе разводить костер, делать сектор наблюдения на высоте 4-5 метров.
- Подозреваю, что было два костра. Большой грел большую группу людей, а после их смерти надобность в нем отпала и он потух. Позже появился маленький костерок, в котором сжигали записи туристов, сделанные накануне гибели.
- Я бы не настаивал на втором костре, - сказал Юдин. – Под слоем дерна мы значительно позже нашли следы одного костра. Но я согласен с тем, что ребята не могли приготовить настил, на котором нашли потом их вещи. Пишется, что ветки они срезали ножом, но даже на фото в деле видно, что ветки рублены топором.
- На втором костре не настаиваю, тем более, что пепел от бумаги так долго не хранится.
- Я проводил эксперимент, и мне не удалось сразу разжечь костер в аналогичных условиях, - добавляет Юдин. – Ребята в принципе не могли развести костер.
- Сколько ледорубов было в группе?
- Один.
- Тот, что у палатки обнаружен?
- Да.
- А по списку вещей в лабазе…
- …был второй ледоруб. У меня это тоже засело. Но это считаю не принципиальным.
- Владислав Карелин в протоколе показывает, что появление в группе Золотарева ему кажется неестественным. И это еще тогда, 15 апреля 1959 года!
- Я не очень задумывался над этим тогда. Это сейчас и мне кажется. Тогда и сейчас меня другое волнует. Азбука любого мента – по трупным пятнам определить двигали ли тело. Если Дятлов полз вверх и замерз, то кровь после остановки сердца идет вниз к ногам и там должны быть трупные пятна, а они у всех обнаружены на шее и спине. В 75 метрах от кедра место обнаружения 4 тел, а еще в шести метрах настил из рубленых топором веток. Все, глядя на фото, сказали, что их сбросили.
На этой ноте закончились пять вечеров изучения протоколов и их экспресс-анализ. Поднятые вопросы приняты к осмыслению. Мы договорились о новых встречах, но это будут иные пять вечеров с «десятым».
От автора: цитаты из протоколов сохранены в редакции и пунктуации оригинала. Был и шестой вечер, в ходе которого «десятый» ознакомился с данным текстом и внес некоторые уточнения. Мы споткнулись на трех протоколах следователя прокуратуры Темпалова, писаных на бланках МВД. Допрашивались военнослужащие о виденных ими огненных шарах. Три года назад я взялся за исследование темы и гласно объявил, что приложу усилия, если не помешают огненные шары. И теперь эти неопознанные объекты стали на пути. 25 февраля в седьмой вечер один из героев публикации в «Уральском следопыте» №1 за 2010 год сказал:
- Еще тогда эти шары были в центре версии, но они ушли в сторону, так как им не было никакого объяснения. Да и сейчас, кроме догадок и домыслов, ничего нет. Только фиксация в протоколах дела.
Седьмой вечер собрал много исследователей. Ответов ни у кого не было, сплошные вопросы. Поздно ночью ожидалось прибытие американского кинорежиссера.