Проституция легальная и нелегальная

Клим Дорохов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«Об услугах сексуального характера»

Автор: Куликов В.Н., 2003г., гор. Москва

Преамбула.

   Проституция - это вид предпринимательской деятельности по оказанию сексуальных услуг за плату. Здравомыслящие люди понимают, что запрещать проституцию в условиях рынка так же нелепо, как нелепо запрещать спекуляцию на рынке. Однако, запрет на такой вид предпринимательства в некоторых странах, включая Россию, существует до сих пор и надеяться на улучшение ситуации в этом деле не приходится, пока государственная власть в вопросах морали будет опираться на религию, а не на нормы светской гуманистической нравственности.

   Инициатором  запрета на проституцию с давних времён была и остаётся действующая в России ортодоксальная христианская церковь. А основанием  служат принятые еще в Византии религиозные законы, изложенные в церковной книге «Правила святых вселенских соборов» и являющиеся обязательными для исполнения всеми служителями культа.

   В периоды, когда та или иная вера в государстве обретает статус государственной религии, нравственные законы церкви, наряду с гражданскими законами, становятся обязательными не только для верующих, но и для всего гражданского общества. Когда же государственная власть замечает, что церковь переходит границы дозволенного и начинает соперничать с государственной властью за верховенство, а религиозные догмы начинают мешать развитию прогресса, происходит отделение церкви от государства, после чего религиозные каноны перестают быть обязательными для всего гражданского общества.

   При этом церковь приветствует не вмешательство государственной власти в церковную жизнь, но сама старается всеми силами сохранить своё былое влияние на всех граждан, не ограничиваясь влиянием только на жизнь религиозной общины. В особенности церковь старается сохранять влияние на сексуальную жизнь людей, подчинив её идеалу аскетизма. Через различные общественные организации религиозного толка и при попустительстве гражданских властей, церкви иногда удаётся устанавливать в обществе законы, нацеленные на поддержание режима всеобщего сексуального спокойствия граждан. Это в дальнейшем становится причиной возникновения сексуальных революций.

   НЕЛЕГАЛЬНАЯ ПРОСТИТУЦИЯ
Типичным примером превращения церковного правила в гражданский закон является запрет на проституцию. Принимая такой закон без должного научного обоснования и исключительно в угоду церкви, государство разворачивает против проституции по сути незаконные  репрессии. Оно вытесняет проституцию в подполье, ставит проститутку на один уровень с профессиональной преступностью, приглашает общество клеймить проституцию позором, низводя проститутку до статуса презренного существа, лишенного всяких человеческих прав.

   Как существо бесправное, нуждающееся в покровительстве, она тут же попадает в объятия «возлюбленного» — преступника-сутенёра, в котором видит «сильную руку» хозяина. Между проституткой и «хозяином» складываются отношения типа «раб и властелин», т. е. рабовладельческие отношения, после чего начинается самая настоящая работорговля и эксплуатация проститутки: «хозяин» либо сам, либо через посредников, заключает сделки с клиентами и получает деньги от сделок. Проститутке в этих отношениях отводится роль продаваемого то клиенту, то новому хозяину товара. Её материальное положение полностью зависит от милости хозяина.

   Эксплуатацией нелегальной проституции занимаются не только сутенёр, но и «коррумпированный слой административно-управленческого аппарата, и коррумпированные представители органов власти», так называемый «зонт безопасности, обеспечивающий «крышу» работорговцам.

   Многовековая история разных стран объективно доказывает, что в условиях даже самого жестокого запрета (например, в условиях инквизиции) проституция не исчезает, а вытесняется полицией в подполье, после чего сама она и борьба с ней принимают самые отвратительные, уродливые формы.
В наше время государство, организующее на своей территории незаконные репрессии, не может называться демократическим.

   ЛЕГАЛЬНАЯ ПРОСТИТУЦИЯ
   С развитием прогресса гражданское общество, прошедшее через различные социальные потрясения, постепенно приходит к пониманию необходимости признания, соблюдения и защиты прав человека и основных свобод, поскольку попрание и игнорирование прав человека как раз и становится основной причиной возникновения различных революций. Попрание и игнорирование сексуальных прав человека и основных свобод служит причиной возникновения сексуальных революций. Понимание этого побуждает правительства разных стран пересматривать свои запретительные законы, не имеющие должного научного обоснования, в сторону их либерализации или полного аннулирования.

   Если рассматривать проституцию объективно, то, с юридической точки зрения, действия проститутки и её клиента квалифицируются как простая гражданско-правовая сделка между заказчиком и исполнителем сексуальных услуг, при реализации которой никому и никакого вреда не причиняется. Отсутствие такого объективного признака, как вред, указывает на отсутствие в отношениях проститутки и её клиента признака состава какого-либо правонарушения, тем более преступления. Это является объективным основанием для легализации проституции. Данный факт был учтён и положен в основу Международной конвенции «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» от 21 марта 1950г. По состоянию на 1 января 1989г. Конвенцию подписали 59 стран.

   Специалисты хорошо знали, что торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами существуют только в сфере нелегальной проституции, поэтому Конвенция саму проституцию не запрещала и была направлена исключительно на борьбу с нелегальной проституцией и организацией публичных домов.
Стороны, подписавшие эту Конвенцию, могли через пять лет её денонсировать. Примеры денонсации нам неизвестны.

   СССР присоединился к Конвенции 11 августа 1954 г., поэтому в советском законодательстве не было статей прямо запрещающих взрослым гражданам заниматься проституцией, но был запрет на «сводничество», на «организацию притонов разврата» и на «частнопредпринимательскую деятельность». Таким образом, проституция в СССР юридически была легализована и советская власть вплоть до 1987 года чётко выполняла требования Международной конвенции.
В зарубежных странах, где церковь не была отделена от государства либо формально отделена, гражданская власть в вопросах этики традиционно опиралась на религию. Поэтому в странах, подписавших Конвенцию, проституция законодательно не запрещалась, но нравственная оценка ей давалась с позиций церковных догм и признавалась аморальным действием.

   Однако в Германии, например, недавно было отмечено, что оценка проституции только с позиций религиозной морали больше не соответствует требованиям реальной жизни и не разделяется значительной частью гражданского населения. В особенности это подтвердил опрос, проведённый административным судом Берлина в рамках производства по делу(35 А 570. 99), где большинство общественных организаций заявили, что они больше не рассматривают проституцию, как аморальное явление. Во время опроса “Dimap”, проведённого в 1999году, большинство опрошенных жителей Германии(68%) высказались за законодательное признание проституции. Судебная практика также претерпела изменение, поэтому тот же административный суд Берлина принял решение больше не рассматривать проституцию как аморальное действие (административный суд, Берлин, Свод законов, том 1, декабрь 2002г., 35 А 570.99), после чего в Германии был принят закон “О регулировании правовых отношений в области проституции” от 20 декабря 2001, вступивший в силу с 1 января 2002. Таким образом проституция в Германии была полностью легализована., а отношения между всеми участниками этого вида предпринимательства законодательно урегулированы.

   В Голландии в октябре 2000 года парламент исключил из уголовного кодекса в редакции 1912 года запрет на организацию и содержание публичных домов. Цель заключалась в полной декриминализации проституции, усилении давления на нелегальную проституцию и улучшении контроля государства за этой деятельностью в целом. С тех пор, как проституция в Голландии была полностью легализована, женщины получили право выбора: заниматься этим, работая на предприятии, или действовать в качестве индивидуальных предпринимателей в области оказания «личных деловых услуг». По данным «Роде Драат» - общества защиты интересов проституток, с этого момента положение проституток существенно улучшилось. У проституток, которые остались на нелегальном положении, ничего не изменилось. В основном это нелегальные эмигранты. «Они по-прежнему свободны, как птицы и крепостные своих сутенёров».

   В настоящее время в Российской Федерации ст.6.11 КоАП запрещает заниматься проституцией. Данная статья была произвольно введена в закон коммунистами в 1987 году и была сохранена в Кодексе, в редакции 2001года. Это было грубым нарушением Международной конвенции «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» и противоречило целому ряду статей(1,2,13,14,28,34,55) новой Конституции Р.Ф. Тем не менее, статья 6.11 КоАП депутатами была принята и стала основной причиной возникновения и процветания в РФ нелегальной проституции. Анализ показывает, что за годы постсоветского существования не только крупные города, но и вся страна по вине государства буквально погрязла в нечистотах нелегальной проституции.

   Городские власти хорошо знают, что для борьбы с нечистотами в городах существует только одно правильное решение: строительство канализации и сети общественных туалетов. Власть так же хорошо должна понимать, что для борьбы с нечистотами нелегальной проституции тоже существует только одно правильное решение: легализация проституции. Причём, легализация не частичная, в виде разрешения на индивидуальное предпринимательство, а только полная легализация, с обязательным образованием юридического лица. Проблема в том, что частичная легализация не решает основную проблему и не позволяет государству установить над всей проституцией действенный правовой контроль, чтобы сделать борьбу с торговлей людьми и эксплуатацией проституции максимально эффективной.

   При полной легализации государство извлекает проституцию из подполья со всей её инфраструктурой и помещает в правовое поле, тем самым разрушая отношения рабов и господ между проституткой и её теневыми хозяевами. Бывшие эксплуататоры и эксплуатируемые, устанавливая между собой договорные отношения, превращаются в партнёров по бизнесу. Проститутка таким образом выходит из состояния рабской зависимости, перестаёт презрительно называться «позорной женщиной», т.е. проституткой. Обретая все права человека, она возвращает себе человеческое достоинство, возможность свободно оставить эту работу и перейти на другую и т.д. Общество и государство перестают для неё быть врагом номер один. Государство получает возможность установить над этим видом предпринимательства максимально эффективный санитарный, налоговый и правовой контроль.

   Разумеется, не вся проституция сразу и добровольно легализуется, поэтому ответственность за нелегальную проституцию должна быть сохранена и для проституток, и для тех , кто сводит, склоняет или совращает в целях нелегальной проституции. Особо строгой она должна быть для работорговцев и «крышующих структур» не только над нелегальным, но и над легальным видом данного предпринимательства.