Об основах нравственности

Клим Дорохов
   Для начала, чтобы избежать путаницы в понятиях, поясним, что в научном сообществе греческим словом «этика» принято называть науку «о морали». А русским словом «нравственность», которое является синонимом латинского слова «мораль», обозначают предмет, изучаемый данной наукой. Следуя данному условию, рассмотрим понятие «общественная нравственность» более пристально в религиозном и гражданском понимании этого словосочетания.

   Мораль отдельной личности.
   Изучение феномена нравственности показывает, что в процессе становления и развития личности у каждого из нас формируется свой моральный кодекс. В установлении нравственных правил человек является предоставленным самому себе и своей совести. Эти правила основываются на свободном убеждении, которые каждый из нас должен обдумывать и формулировать самостоятельно. Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может; даже внешним авторитетом норма морали не может быть установлена, потому что единственным авторитетом здесь является голос совести, живущий в глубине каждого из нас. Родители и воспитатели могут помочь в раскрытии и осмыслении своего голоса совести, но до признания и убеждения каждый из нас доходит сам. Это значит, что человек, слагая свои нравственные убеждения и устанавливая нормы морали, должен поставить перед своею совестью вопрос о том, что есть самое лучшее, совершенное и правдивое в личном поведении и в отношении человека к человеку. Далее указания совести необходимо высказать в форме логического суждения, которое и выразит основную моральную норму поведения.

Распространение этого правила на отдельные стороны внутренней и внешней жизни даёт возможность составить персональный моральный кодекс человека, в котором отражается его моральный интерес, способствующий формированию поведенческих установок личности. При нарушении той или иной моральной нормы у нравственного, совестливого человека возникает «угрызение совести», благодаря которому он осознаёт чувство вины и ответственности за содеянное. Эти чувства побуждают человека загладить вину и в дальнейшем жить по совести.

   "Общественная нравственность".
   Кроме морали отдельной личности существует мораль отдельных социальных групп, объединённых по профессиональным, политическим или религиозным мотивам: педагогическая, юридическая, медицинская этика, кодекс офицерской чести, политических партий, религиозная мораль. Так возникает понятие «общественная нравственность», которая рассматривается как выражение интересов различных групп населения и целых классов. Из этого следует, что мораль сама по себе, вне конкретно-исторического процесса и отдельно от его участников не существует. Поэтому, если мы встречаем где-то выражение «общественная нравственность» мы должны понимать, что за этим всегда стоит свод каких-то конкретных моральных правил, какого-то конкретного «общественного объединения», которые выражают совокупный субъективный интерес участников этого объединения. Особое влияние на жизнь общества оказывают нормы той «общественной нравственности», которая занимает господствующее положение в обществе.

   Религиозная мораль.
   Разновидностью "общественной нравственности" является религиозная мораль. В сознании верующих понятие «общественная нравственность» тесно связано с образом мифического персонажа, бога, который является носителем и выразителем абсолютного нравственного идеала. Нормы религиозной морали — это заповеди божьи, которые называются также законом божьим. В этих нормах выражена воля божья, поскольку установителем заповедей является сам бог. Отсюда возникает убеждение верующих, что религиозная мораль во времени — вечна, по кругу лиц — распространяется на всех, в пространстве — действует везде и обязательна для исполнения всеми. В их понятии преступить закон божий — значит причинить богу моральный вред и тем самым «прогневить бога». А поскольку «гнев его ужасен», то страх оказаться перед лицом «гнева божия» за нарушение норм религиозной морали заставляет верующих исполнять предписания заповедей. Вообще вся вера держится на «страхе божием». Кстати, в переводе с пуштунского языка (разновидность арабского) слово «вера» так и означает, «страх». Поэтому исполнение норм религиозной морали обеспечивается тоже чувством страха, который церковь постоянно внушает своим прихожанам.

   В царской России церковь не была отделена от государства. Христианство тогда было у нас государственной религией, поэтому христианская религиозная мораль занимала господствующее положение в обществе и была объектом правовой охраны.

   Атеистическая "общественная нравственность".
   Религиозная мораль с её ориентацией на идеалы аскетизма и потусторонние ценности предполагает самоуничижение человека, умерщвление его чувственности, его живых страстей. Она формирует между верующими, богом и церковью отношения типа «раб и господин» (кстати, примечательно, что такие же отношения формируется между
 так называемыми "садомазохистами"). По сути, религиозная мораль является враждебной идеалу свободной личности, интересам живых индивидов, их человеческой природе и естественным правам человека, поэтому учёные - гуманисты однажды опустили свой взор с небес на землю и занялись формулированием нового нравственного идеала, в основу которого были положены не интересы бога, а интересы человека. Так родилась светская гуманистическая нравственность или общественная атеистическая мораль.

   В отличие от религиозной морали нормы светской гуманистической нравственности — не догмы. Они находится в постоянном движении: рождаются, развиваются, отмирают, меняют качественные состояния и нет такой силы в природе, которая могла бы удержать старую нравственность от разложения, если она давно отжила своё, и точно так же невозможно силой насадить в обществе новую нравственность, если её рождение не обусловлено самой жизнью, или если эта нравственность — «чужой устав».

   Коммунистическая мораль.
   Разновидностью общественной атеистической нравственности является коммунистическая мораль. После Октябрьской революции советская власть поначалу не выдвигала никакой этической доктрины в качестве господствующей. В период диктатуры пролетариата действовала пролетарская мораль. Позднее на первый план была выдвинута коммунистическая мораль, основные доктрины которой были изложены в моральном кодексе строителя коммунизма. Коммунистическая мораль фактически стала обладать статусом «общественной нравственности», занимающей господствующее положение в советском обществе, однако при советской власти она никогда не выделялась в качестве самостоятельного объекта правовой охраны. При советской власти была выстроена система товарищеских судов. Они существовали по месту жительства при жилищных конторах, а также по месту работы граждан. Дела военных рассматривались в судах офицерской чести. Дела членов партии рассматривались на партийных собраниях. Товарищеские суды рассматривали аморальные проступки граждан и выносили виновным лицам общественное порицание.

   Мораль в современной России.
   После распада СССР и прекращения деятельности КПСС, прекратила своё существование и коммунистическая мораль вместе с моральным кодексом строителя коммунизма. В перестроечное время в России, как и в 1905-1917 годах, российское общество вновь оказалось на перепутьи: старая мораль расшаталась и утратила свою силу, а новая ещё не сформировалась, поэтому ниже мы попытаемся сформулировать концепцию о нравственных приоритетах, которая, на наш взгляд, должна стать базовой в современной России.

   Общеизвестно, что нравственность всегда апеллирует к совести, а демократический принцип свободы совести как раз и предполагает признание за индивидом права на свободу нравственных воззрений. На свободу выбора не только той или иной религиозной морали, но и между религией и светской нравственностью, между пуританской и не пуританской моралью, между партийным и семейным долгом. Насильно воспитать требуемое нравственное чувство в человеке невозможно даже под страхом тяжкого уголовного наказания. Только добровольно мы принимаем или отвергаем тот или иной нравственный императив.

   Для «мирного сосуществования» отдельной личности внутри социальной группы и отдельных социальных групп между собой, мудрецы ещё с древних времён рекомендовали: «в чужой монастырь со своим уставом не ходи»!
Это значит, что моральный кодекс каждого из нас предназначен для нас самих и моральное требование мы должны направлять, прежде всего, не во вне, а внутрь себя для корректировки нашего собственного поведения.

   Точно также действуют и моральные нормы «общественного объединения». По кругу лиц требование соблюдать нормы религиозной или партийной морали может распространяться только на членов этого объединения. Их действие в пространстве ограничено пределами церковного, монастырского двора или дома «политпросвещения» того «общественного объединения», интересы которого эта мораль отражает. Всё остальное — это территория светского общества, где господствующее положение занимает светская гуманистическая нравственность. Поэтому, в общественных местах: на улицах, площадях, общественном транспорте и т. д., где происходит постоянное смешение представителей разных социальных групп, во избежание «конфликта уставов», должен царить этический плюрализм: толерантное, корректное поведение представителей разных этических школ и учений.

   Именно во избежание «конфликта уставов» священнослужители различных церквей свои проповеди читают прихожанам в своих храмах. Они не идут с агитационными проповедями в чужие храмы, так как хорошо понимают, что их туда с такими целями, в лучшем случае, просто не пустят.

   Точно так же они должны понимать, что светские школы, библиотеки, институты, университеты, академии наук для священнослужителей - это тоже чужие храмы. Это храмы светской науки и культуры, где идут проповеди светской духовности, основанной на научной истине. Светская наука учит школьников и студентов быть знающими людьми. Церковь же учит всех быть верующими. По этой причине светские храмы – это совершенно не подходящее место для пропаганды религиозной духовности, основанной на недостоверной информации, которую священники заставляют принимать просто на веру, отключив разум.

   Заметим, когда та или иная норма морали приобретает для общества значимость большую, чем просто моральная норма, она порождает юридическую норму. Тогда моральная норма обеспечивает нравственное обоснование вновь возникшей юридической норме, а юридическая норма обеспечивает данной моральной норме юридическую защиту. Например, моральная норма «не убий» с течением времени приобрела общечеловеческую значимость и давно превратилась в юридическую норму, которая придаёт этой моральной норме форму и силу закона, а моральная норма обеспечивает юридической норме, защищающей жизнь человека, нравственное обоснование.

   Отсюда понятно, что все действующие в обществе законы и подзаконные акты имеют нравственное основу. За всеми статьями Конституции Р.Ф. незримо присутствуют моральные нормы, обеспечивающие им нравственное обоснование, а в совокупности эти нормы образуют понятие Конституционной морали, которая в настоящее время занимает господствующее положение в обществе. Остальные виды морали (мораль отдельной личности и отдельных социальных групп) занимают подчинённое положение относительно норм Конституционной морали.

   Во имя торжества принципа справедливости юридическая наука учит отграничивать моральные нормы отдельной личности и общественных объединений, которые не имеют юридической силы, от правовых норм. Чтобы не назначать за малозначительные проступки тяжкого наказания наука учит различать в поведении людей (в зависимости от тяжести и характера содеянного) аморальный поступок, административный проступок и уголовное преступление. В демократическом государстве только правовые нормы считаются обязательными для исполнения всеми (перед законом все равны) и только их исполнение государство обеспечивает принудительной силой. Моральные же нормы отдельной личности и общественных объединений, которые не имеют юридической силы, таковыми не являются и потому обеспечивать их исполнение принудительной силой демократическое государство не должно. За аморальное деяние (когда кроме морали вреда ни чему не причиняется) обидчику можно вынести только моральное осуждение, но ни о какой административной или уголовной ответственности тут речи быть не может. Всякое принуждение само по себе аморально, а административное или уголовное принуждение, ради спасения «общественной нравственности» — аморально вдвойне.

   Нравственный климат светского общества существенно страдает, когда ради охраны «общественной нравственности» в жертву приносится демократический принцип справедливости, когда гражданский суд превращается в суд совести, в «божий суд».

   Такое в жизни бывает, когда церкви удаётся навязать обществу свою мораль в качестве господствующей «общественной нравственности», но к демократии это не имеет никакого отношения. Церковь как раз для того и отделяется от государства, чтобы отделить гражданский суд от божьего суда. Каждый чиновник в отдельности, «для себя», вправе исповедовать какой угодно «устав», но на работе, когда речь идёт о «делах государевых», «судить да рядить должно» руководствуясь исключительно нормами светской гуманистической нравственности и Конституции Р.Ф.