Сказки бабушки Нагимы

Рустам Ишмуратов
Пьеса «Сказки бабушки Нагимы» вошла в лонг-лист 19-го Международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2018, зима» в номинации «Пьеса для детей».

Лонг-лист конкурса: http://www.theatre-library.ru/contest?s=2018-4&res=long




Действующие лица:

Нагима - бабушка

Зифа (11лет) - внучка
Камиль (9 лет) - внуки близнецы
Шамиль (9 лет)

Аист - птицы
Цапля
Журавль

Кыстыбий - выпечка бабушки Нагимы
Эчпочмак
Перемяч
Губадия (три девочки внутри общего обруча)

Протон - частицы,
Электрон
Нейтрон

Электроны, протоны, нейтроны – массовка.



Сцена затемнена. На заднике  светится небольшое яркое пятно. Раздается громкий короткий звук (взрыв). Сцена ярко освещается. Звучит космическая музыка, протоны, электроны, нейтроны (массовка) бегут хаотично через сцену.

Затемнение.Звучит космическая музыка.

Сцена освещается. На сцене стол, вокруг четыре стула, немного в стороне кресло. В кресле с раскрытой книгой в руках сидит бабушка Нагима. На лбу очки. Задумалась.
На сцену вбегают Камиль и Шамиль. Следом входит Зифа.

К а м и л ь. Бабушка, расскажи сказку! А то Зифа командует, и говорит, что пора ложится спать.

Ш а м и л ь. Еще и умываться перед сном заставляет!

З и ф а. Не верь бабушка! Выдумывают они все.

К а м и л ь. Выдумывают, выдумывают! Сама ты выдумываешь! Бабушка расскажи сказку, а то мы не уснем!

Н а г и м а. Я уж вам все сказки рассказала!

Ш а м и л ь. Расскажи про Цаплю и Журавля.  Как они друг к дружке  ходили, да так и не подружились.

Н а г и м а. И эту сказку я вам рассказывала. Ну, хорошо слушайте.

Камиль забирает у бабушки из рук книгу, кладет на стол. Шамиль снимает бабушкины очки с ее лба, кладет их на стол. Камиль и Шамиль садятся рядом с бабушкой на подлокотники кресла. Зифа пододвигает к креслу стул, садится рядом.

К а м и л ь. Давным-давно…

Н а г и м а. Давным-давно, жили, были на озере Цапля и Журавль. Цапля жила на дальнем конце озера в камышах, а Журавль жил на ближнем конце, на сухом берегу в кустах. Дальше вы все знаете. Ходили они друг к дружке в гости, да так и не подружились. И до сих пор живут в разных концах озера.

К а м и л ь. Что-то ты бабушка, очень быстро сказку рассказала. И почему они не подружились? Не нравились друг дружке?

Н а г и м а. Выходит что так. Вообще-то Журавлю нравился Аист, родственник Цапли. Он и ростом повыше, и шею в полете, как Журавль вытягивает. Вот только живет он на дереве, поближе к людям и гнездо вьет на дереве, а то и прямо на крыше дома, а Журавль уединение любит и на деревья не садится. Да и Цапля хоть и жила недалеко от Журавля, но и ростом была пониже, да и в полете горбилась, шею как-то к спине прижимала. В общем, не нравилась она Журавлю.

Ш а м и л ь. А что было дальше?

Н а г и м а. Долго ли коротко, собрались случайно они как-то у озера – Аист, Цапля и Журавль. Погода была хорошая, утренние дела закончились, вот они и разговорились. Журавль так важно прохаживается, Аист за ним головой вертит, а Цапля, вообще, на одной ноге стоит.

Задняя часть сцены затемняется. На освещенную часть сцены с разных сторон выходят Аист, Цапля, и Журавль. Журавль прохаживается, Аист за ним головой вертит, а Цапля на одной ноге стоит.

Ж у р а в л ь. Привет друзья! Давно мы не встречались. Как настроение? Что нового?

А и с т. Как, как? В заботах. То гнездо надо подправить, все-таки высоко на дереве, там ветер сильнее. То на луг надо слетать, грызунами полакомиться. 

Ц а п л я. Да и мне все некогда. То стоишь в воде пол-дня, рыбу ловишь.  То перья надо почистить, чтобы не намокали.

Ж у р а в л ь. Скучные вы ребята. А еще друзья называетесь. Вот я  и танцевать и петь люблю. И хохолок у меня красный на голове. Поднимусь в воздух и на всю округу как запою «Курлы, курлы, курлы»!  А вот что ты Цапля?

Ц а п л я. А что я?

Ж у р а в л ь. Ты Цапля, только кричишь «Лек, лек». Хоть ноги у тебя и длинные, а шея то изогнутая. Все свой клюв в воду тычешь. А, у тебя Аист вообще, голоса нет, только «Ык-Мык», да клювом своим стучишь. Вон он у тебя какой, самый длинный среди нас!

А и с т. Сам ты Журавль «Ык-Мык», удалец нашелся. Высоко летать, да по земле ходить мы все умеем! А попробуй, поживи на дереве! То-то! Хвастать каждый может, а ты похвали друга! Найди достоинства! Все мы разные, и недостатки у нас разные и достоинства  тоже.

 Ц а п л я. Это как посмотреть. Например, у тебя Журавль глаза острые. Далеко видят. Не зря говорят «Журавлиный глаз». Не про каждого так скажут! Ты во время перелетов стаю ведешь. Это важно. А мне это особо и не нужно. Разные мы!

А и с т. Вот видишь, Цапля тебя похвалила! И ты бы так!

Ж у р а в л ь. Что ее хвалить. Целый день по колено в воде стоит лягушек ловит. Так и ноги простудить можно.

А и с т. Ладно друзья, болтовня все это. Собираемся то редко, а поговорить не о чем.

Ж у р а в л ь. Не сердитесь друзья. Да. Чуть не забыл, привет вам от Фламинго, я его зимой видел в дальних краях.

Ц а п л я. О! Спасибо. И как он там?

Ж у р а в л ь. Все такой же красавец. Перья розовые, клюв черный. Шея изящно изогнутая, ноги  длинные.

А и с т. Жаль в наши края он не прилетает. Мы его помним.

Ц а п л я. Привет ему при случае.

Ж у р а в л ь. Хорошо.

А и с т. Извините друзья, мне лететь надо. До встречи.

Ц а п л я. Да и мне некогда! Надо на ужин рыбы наловить. До встречи!

Ж у р а в л ь. Ну и я полетел. Пока, пока!

Аист, Цапля и Журавль расходятся в разные стороны.

Сцена освещается. Нагима сидит в кресле. Камиль и Шамиль сидят рядом с ней на подлокотниках кресла. Зифа на стуле, сидит рядом.

Н а г и м а. Вот так они и жили, особо не дружили. А что дружить-то? Разные они, хотя и похожие. Но и не ссорились.

З и ф а. А чем похожие?

Н а г и м а. Вроде все длинноногие, длинношеие. Еще Фламинго им под стать, да живет далеко. Но все красавцы! Как взмахнут крылами, да взлетят в небо! Глаз не оторвешь!

К а м и л ь. А чем разные?

Н а г и м а. Во всем. Летают по-разному, живут в разных местах, питаются - кто что добудет. Журавль больше травками, насекомыми питается, Аист - грызунами, лягушками, а цапля чаще рыбу ловит.  Как тут дружить? Дела общего нет!

К а м и л ь. Это так. Без общего дела беда. Вот мы с Шамилем в одном классе учимся.

Ш а м и л ь. Нам одни задачки задают, и мы их вместе решаем! У нас общее дело!

К а м и л ь. А Зифа вот в шахматы играть не умеет, а все подсказывает.

З и ф а. Я не умею?
 
Ш а м и л ь. Умеешь, умеешь. Не зря тебя в классе шахматисткой зовут, третье место в классе заняла.

З и ф а (с обидой  машет рукой). Да ну вас!

Камиль и Шамиль подбегают к Зифе, обнимают ее.

К а м и л ь. Не обижайся Зифа. Мы не со зла. Мы тебя любим!

Ш а м и л ь. Не сердись.

З и ф а (улыбаясь, обнимает Камиля и Шамиля). Я вас тоже люблю. Хорошо братишки. Мир, дружба!

Н а г и м а. Помирились? А теперь ну-ка быстро спать! (Шутливо.) Сказка вся, сказка вся! Сказка кон-чи-ла-ся!

К а м и л ь. Есть товарищ командир!

Дети убегают.

Н а г и м а. Эх! Разные все разные. И ребятишки разные. Вот Камиль и Шамиль, вроде близнецы, а и у них тоже характеры различаются. А Зифа, совсем другая девочка - на меня в детстве похожа. Пойду и я отдыхать.

Уходит.
Сцена затемняется. Пауза.

На заднике сцены появляется ночное звездное небо. На переднем плане сцены в луче прожектора  появляются Камиль и Шамиль, в ночных пижамах, босые. Выходят на цыпочках, смотрят на ночное небо.

Ш а м и л ь. Ты что меня разбудил? Куда ты меня ведешь?

К а м и л ь. Давай звезды смотреть! Смотри, красота, какая. Звезды, такие яркие!

Выходит Зифа, подходит к мальчикам.

З и ф а. А вы почему без меня? Сами звезды смотрите, а меня не разбудили.

К а м и л ь. Ты так сладко спала, мы не решились тебя будить. 

Ш а м и л ь. Иди поближе, тут видней. Да! А вон, то созвездие я знаю, видишь буквой М. Это Кассиопея. Бабушка летом на даче показывала.

К а м и л ь. Помню, помню. А вон там, видишь, это созвездие Малая Медведица. А вон та крайняя звезда называется - Полярная. Она еще по татарски, Тимер казык – Железный кол называется.

Ш а м и л ь. Да, да. Бабушка еще рассказывала, что по древней легенде к звезде Тимер казык привязаны кони Акбузат (Кохаб) и Кукбузат (Феркад). И скачут они вокруг Железного кола.

К а м и л ь. А за ними гонятся семь конокрадов, вон рядом созвездие Большая медведица, и никак не могут догнать.

З и ф а. И не догонят! Ведь вокруг звезды Железный кол вращаются весь небосвод,  все звезды.

К а м и л ь. Пройдет тысяча лет, города исчезнут, а звезды на небе  так и будет вращаться.

Ш а м и л ь. Интересно было бы узнать, почему все звезды вращаются вокруг звезды Железный кол.

З и ф а. А вон звезда упала. Загадывай скорее желание!

К а м и л ь. Вот вырастим, станем космонавтами, слетаем к этой звезде и все узнаем.

З и ф а. И я с вами полечу!

Ш а м и л ь. Нет, ты на Земле останешься. Будешь платочком махать!

К а м и л ь. И потом еще нас надо встречать! Бабушка уже старенькая, а ты нас дождешься!

Ш а м и л ь. Приготовишь чак-чак, и нас встретишь!

З и ф а. Уговорили! Останусь печь пироги и вас дожидаться! А сейчас все спать!

Затемнение.
Музыкальная пауза.
Сцена освещается.

На сцене стол, вокруг четыре стула, немного в стороне кресло.
Утро. Звучит будильник.
На сцену, пританцовывая, выходит Зифа  в пижаме и с планшетом в руках. Звучит ритмичная музыка. Зифа, держит планшет в руках, танцует. На сцену выбегают в трусах и майках Камиль и Шамиль, начинают делать бодрые движения, прыгая вокруг Зифы.

З и ф а. Камиль, Шамиль! Не мешайте делать зарядку. Идите в другую комнату и там прыгайте.

К а м и л ь. Так мы тебя и послушали! Счас! Разбежались!

Камиль и Шамиль смотрят друг на друга. Хлопают в ладоши, затем касаются ладоней друг друга и с разбегу прыгают вдвоем в кресло. Смеются, болтают ногами. На шум в комнату входит бабушка Нагима.

Н а г и м а. Что это вы тут расшумелись. На занятия опоздаете. Марш умываться, одеваться, завтракать и в школу!

Ш а м и л ь. Уже бежим бабушка! 

К а м и л ь. Да, да, бежим. А ты нам после школы приготовишь  эчпочмаки?

Ш а м и л ь. А мне кыстыбый!

З и ф а. А мне перемяч!

Н а г и м а. Приготовлю, приготовлю, только вы в школе хорошо занимайтесь!

З и ф а, К а м и л ь, Ш а м и л ь (хором). Есть хорошо заниматься, товарищ командир!

Зифа, Камиль и Шамиль убегают. Бабушка садится в кресло.

Н а г и м а. Эх, дети, дети. Пирожки им подавай! Сколько их в нашей татарской кухне? Эчпочмак, кыстыбий, перемяч, беккян, элеш, кабартма, кош теле. Всего и не вспомнишь. А еще зур бялеш, чак-чак, катлама, губадия.  Как их вкусно готовила моя бабушка Бадигелджамал! Помнится – она говорила: «дай мне крупчатую муку и топленое масло, а уж пироги я напеку». Эх! Прямо слюнки потекли. А ведь тогда газовых плит не было. Да что это я тут уселась? Внучат нужно покормить и в школу отправить.

Встает.

Н а г и м а. Надо будет к обеду детям испечь пирожки. А мне, самой в детстве нравилась губадия.  Пирог большой, круглый, праздничный. Вкусный, сдобный! Эх! Вот и Зифа подрастает, пора и ее учить печь губадию!

Вздыхает, уходит.

Звучит музыка. На сцену выходит хоровод пирожков: Эчпочмак, Кыстыбый, Перемяч (мальчики), Губадия (три девочки внутри общего обруча). Мальчики подходят к девочкам. Танцуют.

Э ч п о ч м а к. Эх! Наша Бадигелджамал-аби в свое время как вкусно готовила!

К ы с т ы б ы й. И не говори! Теперь и мука не та, и топленое масло не то!

П е р е м я ч. Да и старые печи все пропали. Дрова на газ поменяли.

Г у б а д и я -1.  Мальчики, что вы расстраиваетесь?
Г у б а д и я -2. Бабушка Нагима и на газу отличные пироги печет.
Г у б а д и я -3. Она еще у своей бабушки Бадигелджамал научилась.

Э ч п о ч м а к. Ладно друзья, хватит спорить!

Пирожки (мальчики) разбегаются,  Губадия (три девочки внутри общего обруча) вращаясь, исчезают со сцены.

Сцена затемнена. Освещена ближняя к зрителю часть сцены.

На освещенную часть сцены выбегают Камиль и Шамиль. В руках или за спиной школьные ранцы.

К а м и л ь (оглядывается). Вот и занятия кончились. Свобода! А где Зифа? 

Ш а м и л ь. Она с подружками болтает. Сейчас придет.

К а м и л ь (кричит). Зифа-а! Ты идешь?

Появляется Зифа с цветным рюкзачком в руке. На боку рюкзачка, на шнурке тряпичный заяц.

З и ф а. Иду, иду!

К а м и л ь. Пойдем скорее. Бабушка Нагима обещала приготовить эчпочмаки.

Ш а м и л ь. А мне кыстыбый.

З и ф а. Ничего вы не понимаете. Вкуснее всего перемячи.

К а м и л ь. Сама ты ничего не понимаешь.

Ш а м и л ь. Хватит спорить.  Побежали домой.

З и ф а. Идем. Идем! (Накидывает рюкзачок на плечо).

Убегают.
Сцена освещается.

Входит бабушка Нагима, тихо напевает. Голову покрывает белый платок. В руках блюдо с пирожками. Проходит к столу, ставит блюдо на стол.

Н а г и м а. Вот приготовила внучатам пирожки. Как  просили – кыстыбый, эчпочмак и перемяч.

Уходит, появляется вновь в руках блюдо с губадией, ставит на стол.

Н а г и м а. Вот и губадия готова! Эх, какая красота! Как солнышко, а аромат - закачаешься! (качает головой).

Оглядывается. Прислушивается.

Н а г и м а. Что-то внучата мои задержались. Уроки уж закончились, а их нет. Вот и любимые ими пирожки напекла: перемячи – их Зифа любит, Камиль – эчпочмаки, а Шамилю кыстыбый подавай. Я и сама пироги люблю, губадию приготовила.  Что-то утомилась я. Отдохну до прихода внуков.

Садится в кресло, засыпает.
Сцена затемняется. Высвечивается середина сцены. Звучит татарская  мелодия. Из затемнения выходят Эчпочмак в треугольном костюме, Кыстыбый в полукруглом костюме, Перемяч в круглом костюме. Танцуют вокруг стола, выходят на середину сцены.

Э ч п о ч м а к. Вот что я вам скажу, ребята. Хотя вы и мои ближайшие друзья, и люблю я вас, но лучше эчпочмака еды нет. И на столе хорош, и в дорогу годится. И угла у меня целых три! Ну, что вот ты Кыстыбый?

К ы с ты б ы й. А что я?

Э ч п о ч м а к. Без мяса никакого вкуса, да и лепешка твоя лишь пополам согнута, вся картошка наружу. Да и углов у тебя только два! А ты, Перемяч!

П е р е м я ч. Ну-ка, ну-ка что про меня скажешь?

Э ч п о ч м а к. Ты Перемяч - одно мясо, да еще проверченное. Без картошки сыт, не будешь! И лепешка твоя вкруговую подогнута, никакого вида. Нет у тебя углов, нет! Понял! То ли дело я! У меня лепешка на три угла загнута, издалека видать. Да и сытно - тесто, мясо и картошка! Так что, не обижайтесь ребята, а лучше эчпочмака еды нет!

П е р е м я ч. Ну, спасибо, брат. Уважил! Да ты на себя посмотри. Углы его украшают! Они же у тебя пропекаются и сухие бывают. Без бульона - в рот не возьмешь! Все намешал и рад. Да, если хочешь знать, картошку с мясом лучше в сковороде приготовить и поесть. Вот про тебя Кыстыбый, извини, он правильно сказал. Ты уж не обижайся, у тебя, хотя лепешка и большая, но начинка одно слово - картошка. То ли дело перемяч - и вкусно, и сытно. Это вам и мой племянник Пельмень подтвердит. Жаль, что его здесь с нами нет.

К ы с т ы б ы й. Достали вы меня ребята! Картошка им не нравится, лепешка пополам. Да если хотите знать, на картошке вся Россия держится. Да вас приготовить, забот полна кухня. Мясо нарежь, пленки убери, туда, сюда. То ли дело кыстыбый. Картошки вареной намял с жареным лучком. Хлоп на лепешку. Согнул пополам, и готово! Эх вы...

Э ч п о ч м а к. Ладно, друзья, не обижайтесь! Лучше скажите спасибо бабушке Нагиме. Вон она сегодня и губадию испекла. Где вы уважаемая Губадия? Покажитесь!

Выходит Губадия (три девочки внутри общего обруча). Говорят по очереди, поворачиваясь вместе с обручем.

Г у б а д и я -1. А вот и мы! Привет мальчики. Слушали вашу похвальбу и посмеялись!
Ну что вы – картошка, лук, мясо - это хорошо! Без них тоже сыт не будешь.
Г у б а д и я -2. Но губадия – это высший класс. Тесто, масло, рис, корт, яйцо и изюм – многослойный пирог. Чувствуете разницу!
Г у б а д и я -3. Раньше губадию, невесты к свадьбе готовили!  И гости по вкусу свадебной губадии невесту оценивали.

К ы с т ы б ы й. Подумаешь, губадия к свадьбе! Это еще при царе горохе было!

Э ч п о ч м а к. Гости по губадие - невесту оценивали! Если бы они углы у пирогов,  считали - понятно,  а то по вкусу! 

П е р е м я ч. Сейчас губадию и в магазине купить можно! Иногда вместо кырта и мясо в нее кладут! Это гораздо сытнее!

Г у б а д и я -1. (обидившись). Ох, и зануды, вы мальчики!
Г у б а д и я -2. Подумаешь, представиться нельзя! Что же вы нас тогда сюда приглашали!
Г у б а д и я -3 (передразнивает). Выходите  уважаемая Губадия! Покажитесь! Фи!

Э ч п о ч м а к. Извините, уважаемая Губадия, не обижайтесь. Все мы немного пошутить мастера.

Г у б а д и я -1. Хорошо, мальчики. Мы не обижаемся.
Г у б а д и я -2. Давайте лучше скажем спасибо бабушке Нагиме.
Г у б а д и я -3. Она нас с такой любовью печет!

Э ч п о ч м а к. Это верно.

П е р е м я ч. Я тоже согласен. Спасибо бабушке Нагиме.

К ы с т ы б ы й. Ты прав. Спасибо ей!

Кыстыбый, Эчпочмак, Перемяч подходят к девочкам Губадии. Все вместе танцуют около бабушки Нагимы. Затем выходят на середину сцены,

Э ч п о ч м а к. А ведь нас ребята - Камиль, Шамиль и Зифа нас тоже очень любят.

К ы с т ы б ы й. Любят, любят! Оглянуться не успеешь, уже полюбили!

П е р е м я ч (прислушивается). Слышите, они идут. Давайте по местам!

Кыстыбий, Эчпочмак, Перемяч и Губадия исчезают в затемнении.
Музыкальная пауза.
На середину сцены выбегают Камиль и Шамиль. Бросают ранцы на стулья. Вслед за ними входит Зифа. Вешает рюкзачок на спинку стула.

К а м и л ь. Бабушка Нагима, мы пришли!

З и ф а. Тихо Камиль, видишь бабушка отдыхает.

Ш а м и л ь. Тихо, тихо. Она устала.

К а м и л ь (подходит к столу, втягивает носом воздух). А как пирожками пахнет! Просто класс! О! Бабушка еще и губадию приготовила. Такой запах! Это вам не магазинные пирожки! И не какие-то там бургеры-мургеры, пиццы-дриццы!

З и ф а. Губадию не трогайте. Бабушка проснется, она ее сама нарежет и нас угостит!

Ш а м и л ь (подходит к столу).А вот и мой любимый кыстыбый! Спасибо бабушке.

З и ф а. А мне она приготовила перемяч. Ну, не трогайте мальчики пирожки. Бабушка проснется и нас покормит. Идите, мойте руки.

К а м и л ь. Что это ты тут командуешь? Сейчас, побежал! Где мой эчпочмак?

Из затемнения выбегают Кыстыбый, Эчпочмак и Перемяч.
Подбегают к ребятам: Кыстыбый  - к Шамилю, Эчпочмак – к Камилю, Перемяч – к Зифе. Встают парами – танцуют под татарскую народную плясовую «Апипа».

К а м и л ь.
Бас, кызым, Апипа,
Син басмасан, мин басам.
Апипянен калачларын
Ашап калам ичмасам.

Ш а м и л ь.
Топни, топни, Апипа,
Ты не топнешь, сам спляшу,
Калачи, тобой спечены,
Съем и снова попрошу.

В конце танца Кыстыбый, Эчпочмак и Перемяч исчезают в затемнении.
Ребята останавливаются в середине сцены.

К а м и л ь (Зифе)  А ты свой эчпочмак тоже съела? Съела! А руки тоже не помыла!

З и ф а. А что, вам можно, а мне нельзя?

Ш а м и л ь. Можно, можно! Только нас не ругай. Ладно, мы побежали играть на улицу.

Убегают. Задевают стул, он падает, просыпается бабушка Нагима.

Н а г и м а. Вот и внучата мои пришли. Идите, мойте руки, сейчас обедать будем.

З и ф а (поднимает стул, ставит на место). Бабушка, мы нечаянно съели пирожки. Они были такие вкусные. Только губадья осталась. Спасибо тебе! А мальчишки убежали на улицу играть.

Н а г и м а. Жаль. Проголодаются, прибегут!  Давай хоть мы с тобой пообедаем. Иди, мой руки и за стол.

Зифа уходит.

Нагима (разводит руками). Эх! И я была такая! А губадию, мы съедим позднее все вместе!

Затемнение. Пауза. Звучит татарская музыка.

Сцена освещается.
На сцене стол, вокруг четыре стула, немного в стороне кресло.
За столом на стульях, друг против друга Камиль и Шамиль играют в шахматы. Зифа стоит рядом, подсказывает, то одному то другому.

З и ф а (Камилю.) Помнишь подсказку: “Лошадью ходи, лошадью!” А ты (Шамилю), турой ходи, турой.

К а м и л ь (Зифе). Хватит подсказывать! Так не честно!

Ш а м и л ь. Пусть подсказывает! Так интереснее.

З и ф а. А что? Вы играете, мне тоже хочется.

Ш а м и л ь. Играй на вылет.

З и ф а. Нет уж! Вы меня всегда обыгрываете!

К а м и л ь. Тогда не подсказывай.

З и ф а. А вот и буду.

Входит бабушка Нагима.

Н а г и м а. Дети, хватит спорить. Поздно уже, пора спать ложиться.

К а м и л ь. Бабушка, расскажи сказку!

Н а г и м а. Вы что ли  маленькие? Все мои сказки давно уже слышали. Да и мультфильмы постоянно смотрите по телевизору.

Ш а м и л ь. Надоел этот телевизор. Твои сказки интереснее!

З и ф а. Расскажи бабушка. А мы потом быстро ляжем спать!

Н а г и м а.  Хорошо.  Только не долго.

Нагима садится в кресло. По бокам на подлокотниках размещаются Камиль и Шамиль. Зифа подтягивает стул, садится напротив.

Н а г и м а. Что же вам рассказать?

К а м и л ь. Про то, как все устроено на свете!

Н а г и м а. Об этом вам в школе расскажут.

Ш а м и л ь. Да! В школе об этом десять лет будут рассказывать!

Н а г и м а. Хорошо. Раз не хотите ждать десять лет, расскажу про «Золотое сечение». Давным-давно, миллиарды лет назад, все, что вокруг нас существует, то, что мы видим, нюхаем и щупаем, однажды,  каким-то образом собралось в одной точке.

К а м и л ь. Ну да? И даже наш дом и весь наш город?

Н а г и м а. Да!

З и ф а. И даже Луна и Солнце? И даже все звезды на небе собрались в одной точке!

Н а г и м а. Да! Так говорят ученые!

Ш а м и л ь. Вот это да! А ты бабушка, откуда знаешь?

К а м и л ь. Ты что? Наша бабушка в ученом институте работала!

З и ф а. Не в ученом, а в научно исследовательском институте!

Н а г и м а. Так слушайте. Долго ли коротко,  но вдруг произошел Большой взрыв! Трах-ба-ба-бах! Все разлетелось на мелкие частицы. Они до сих пор летают в пространстве. Частицы такие мелкие, что их только в специальные приборы можно рассмотреть. Называются частицы – протоны, электроны и нейтроны. Есть и другие частицы,
но мы пока остановимся на этих.

К а м и л ь. А как же мы? Мы ведь не частицы.

Ш а м и л ь. Да погоди ты! Пусть бабушка про частицы расскажет?

Н а г и м а. Мы тоже из частиц состоим, но об этом потом. Среди частиц летел Протон. Весь такой толстый, важный, солидный. Вполне себе, положительный тип. И был у него напарник – Электрон. Маленький, суетливый тонкий.  Совсем легкий, скорее даже отрицательный тип. Этот Электрон все время вокруг Протона вертелся. Как уж они дружили, непонятно, но всегда были вместе и, ни на шаг друг от друга. Когда они были вдвоем, все как-то обходилось. Крутятся день за днем и так миллион лет!

З и ф а. Вот скукотища-то!

Н а г и м а. Где-то рядом с ними вертелся Нейтрон. Надо сказать, пренеприятный тип – своего мнения не имел, вроде бы ни во что не вмешивался, изображал нейтрального, а сам норовил пристроиться поближе к Протону. И бедному Электрону приходилось бегать вокруг обоих. Вроде бы в компании веселее, но и суеты прибавилось.

К а м и л ь. Вот Зифа, когда мы играем в шахматы, тоже вмешивается, все подсказывает!

Ш а м и л ь. Да погоди ты! Пусть бабушка про частицы расскажет?

Часть сцены затемняется. Раздается космическая музыка с элементами народных мелодий – русской, грузинской татарской, ирландской и др.

На освещенную часть выбегают Протон, Электрон и Нейтрон, танцуют. Протон важничает, вокруг него бегает Электрон. Затем встают рядом и танцуют «степ». Нейтрон танцует в стороне. Приближается и протискивается ближе к Протону. Втроем танцуют «степ».  Протон важный в середине, Нейтрон около него, а Электрон вокруг них.

Э л е к т р о н (Нейтрону). Слушай Нейтрон, зачем ты тут нужен? Шел бы отсюда!

Н е й т р о н.  Не могу. Без меня нельзя! Я Протону помогаю!

П р о т о н. Помогает, помогает.

Разбегаются. Электрон, танцуя в очередной раз мимо Нейтрона, прокричал.

Э л е к т р о н. Чем это он тут помогает? Что-то я не заметил его помощи!

Н е й т р о н.  Я изотопы формирую! Без них никак.

Расходятся.

Э л е к т р о н. Изотопы он формирует. Кому они нужны? Только путаница от них! Что же делать?

Сближаются.

Э л е к т р о н. Это что за изотопы такие? Для чего они?

Н е й т р о н. Для разнообразия. Когда вы с Протоном одни, то называете себя Водородом. А без меня вы не Водород. Вы просто Протий – заготовка к Водороду. А со мной, когда протон, электрон и нейтрон все вместе - совсем другое дело. Втроем мы Дейтерий – настоящий Водород.

Э л е к т р о н. Поди ж ты! Мы то с Протоном, танцуя“степ”, думаем что мы Водород, а оказывается мы только заготовка к нему. А ты втиснулся между нами, все испортил, и еще прав!

Расходятся. Сходятся.

Н е й т р о н. Бывает еще Тритий - это когда два нейтрона. А бывает, что нейтронов и еще больше. Вот и возникают разные комбинации водорода – изотопы называются.

Э л е к т р о н. Слушай. Одного тебя я как-нибудь стерплю, удержу, а если вас двое будет, мы рассыплемся! Да и что это будет за танец!

Н е й т р о н. Танец как танец! Это не твое дело, и не мое тоже!

Э л е к т р о н. Да пошел ты! Танцор нашелся!

П р о т о н. Ладно Электрон, не спорь! Может и правда с ним веселее?

Пританцовывая, исчезают  в затемнении.

Сцена освещается, видны бабушка Нагима, сидящая в кресле и внуки вокруг нее.

Н а г и м а. Вот так частицы и жили. Ладно, дети на сегодня хватит. Пора, спать!

З и ф а. Бабушка, расскажи, что было дальше?

К а м и л ь. Расскажи, расскажи!

Н а г и м а. Хорошо. Так на чем я остановилась? Все бы ничего, но у нейтрона были дружки, тоже все танцоры, и сколько их было порой сразу и не разобрать. То вприпрыжку, то вприсядку танцуют, а то и совсем исчезнут. А Протону что? Он важный! Все вокруг него вертятся. Чем больше, тем лучше. Лишь бы его уважали.

Ш а м и л ь. Так, так. И что дальше?

Н а г и м а. Шло время, и Протону стал скучно. Затеяли протоны кучками собираться - то по двое, то по трое, а то и целой гурьбой. Разные Химические элементы из себя изображают  – Гелий, Азот, Кислород, Сера, Железо, Серебро, Золото и прочие другие. Такие вот клубы по интересам!

К а м и л ь. Выходит на каждый протон есть один электрон, если два протона то два электрона,  а нейтронов то несчитано? Сколько хотят столько и собираются?

Н а г и м а. Получается что так. Совсем электронам стало от этого невмоготу. Вокруг протонов они еще как-то снуют, а нейтронов-то тоже не мало. И главное неясно сколько нейтронов. Они все изотопы изображают. Без них, конечно, тоже скучновато, но Меру надо знать!

Часть сцены затемняется.
 Раздается космическая музыка с элементами народных танцев – русская «калинка», кавказская «лезгинка», татарская «апипа», греческая «сиртаки» и др. На освещенную часть выбегают Протон, Электрон и Нейтрон, танцуют попеременно фрагменты разных танцев. При этом с увеличением количества нейтронов танцы распадаются, и происходит  смена фрагментов  танцев путем перестроения частиц.
В какой-то момент электрон и нейтрон вываливаются из танца.

Э л е к т р о н (нейтрону). Если без вас, нейтронов, так уж нельзя, пусть на каждый Протон с Электроном  будет только один Нейтрон. Иначе все разлетимся снова в пустоту. Согласен?

Н е й т р о н. Два нейтрона!

Электрон подпрыгивает от удивления и едва не вылетает из танца, возвращается.

Э л е к т р о н. Полтора!

Расходятся, включаются в танец, сближаются.

Н е й т р о н. Я все-таки не чужой! Пусть нас всех вместе Протонов, Электронов и Нейтронов, против вас Протонов с Электронами будет  полтора, которые ты предлагаешь,   но еще “чуть-чуть”.

Э л е к т р о н. Сложно что-то. Да и что это за цифра такая?

Н е й т р о н. Золотая!

Э л е к т р о н. И почему это она Золотая?

Расходятся, сближаются.

Н е й т р о н. Да потому что если вас Протонов с Электронами поставить против нас Нейтронов, то тоже будет полтора да еще “чуть-чуть”, но там и тут одинаково.

Э л е к т р о н. Ну, и что? Достали вы нас!

Н е й т р о н. Как что? Гармония! Красота!

Нейтрон убегает.

Э л е к т р о н. Красоту ему подавай! Гармонист нашелся. А куда электронам деваться, с орбиты не слетишь!

Нейтрон прибегает.

Э л е к т р о н. Шут с ней с Гармонией! Согласны! Но не больше!

Н е й т р о н. Больше нельзя и меньше тоже! Гармонии не будет. Ну, что! Согласен!

Э л е к т р о н (Протону) Уважаемый Протон, ты согласен!

П р о т о н. Согласен.

Э л е к т р о н. Ну и я согласен!

Электрон и Нейтрон хлопают ладонями друг с другом, расходятся. Все, пританцовывая, исчезают  в затемнении.
Сцена освещается, видны бабушка Нагима, сидящая в кресле и внуки вокруг нее.

Н а г и м а. С тех пор соотношение частиц во всех Химических элементах во Вселенной всегда стало соответствовать этой цифре – полтора да еще “чуть-чуть”- «Золотое сечение» называется! 

К а м и л ь. Вот это да! И что везде, везде есть это самое «Золотое сечение»! 

Н а г и м а. Везде! И в камнях, и в растениях, и в животных.

Ш а м и л ь. И как мы это узнаем?

Н а г и м а. Да. Простой пример – куриное яйцо. По длине его можно поделить на две части: остроконечную, и тупоконечную. Так вот: если длину всего яйца поделить на длину остроконечной части, а затем длину остроконечной части поделить на длину тупоконечной - то результаты совпадут.

К а м и л ь. Ну да?

Н а г и м а. Да. И величина эта равна полтора да еще «чуть-чуть»- «Золотое сечение»!

Ш а м и л ь. И что, так оно и есть?

Н а г и м а. Да. Иди, измеряй!

К а м и л ь. А что это за величина такая – «чуть-чуть»!

Н а г и м а. Эту величину «чуть-чуть» и сегодня самые большие счетные машины до конца не посчитали! Но если, быть точнее, то «Золотое сечение» равно полтора, да десятая  доля  от единицы, да еще «чуть-чуть»!

К а м и л ь. Надо будет завтра измерить!

Н а г и м а. Измеряйте! Я утром на завтрак вам специально по яичку сварю!

З и ф а. Ой бабушка Нагима, ты тут нам такого рассказала! Да еще утром что-то измерять надо!  Мы пошли спать!

Камиль, Шамиль и Зифа уходят. Нагима остается в кресле.

Н а г и м а. Договориться то Электроны с Нейтронами договорились, но все сложнее. В небольшом казанке плов вкусный варится. А вот в пиале его не сваришь, да и в большом казане рис всегда с какого-нибудь боку пригорит.
До какой-то величины все у частиц получалось – типа до Свинца. Но когда протоны стали собираться  еще и толпами, в Плутоний, например, то они, как и опасался Электрон, стали не устойчивы.

На сцену выбегают протоны, электроны, нейтроны. Танцуют перед Нагимой. По очереди выбегают новые нейтроны, вклиниваются в танец. Один, второй, третий.  При вступлении третьего нейтрона в танец, все рассыпаются и убегают.

Н а г и м а. Вот всегда так! Несколько минут повертятся и все. Шум, гам, суета! И в Пустоту! Все-таки большие танцы требуют большой  подготовки  и согласия!  Мир разнообразен, прекрасен, и не надо его рушить!

Звучит космическая музыка.

Февраль 2019