То было в девяностые годы прошлого века.
Один мой знакомый очень удачно продал партию приборов, изготовленных на заводе где он работал, и на вырученные от сделки деньги купил подержанный японский автомобиль марки Mazda.
Через некоторое время двигатель машины стал давать сбои, чихал и даже постукивал. А поскольку фирменного сервиса тогда еще не было, мой знакомый приехал к своему знакомому механику. Тот ремонтировал машины у себя в гараже.
Механик снял верхнюю крышку двигателя и обнаружил там вал с эксцентриками, имеющий привод от двигателя. Но вал не передавал вращение никакому другому агрегату.
— Странно, сказал механик. Это бесполезный вал, он впустую забирает мощность двигателя.
Механик снял и бесполезный вал и два подшипника, на которых он вращался. После осмотра двигателя он запустил его.
Вся машина содрогнулась от сильной вибрации, чего раньше вообще не было.
Механик выключил двигатель машины и еще раз внимательно осмотрел и даже постучал по двигателю, потом осмотрел его и глубоко задумался.
Мой знакомый показал ему на лежащий на полу вал и говорит:
- Все-таки может этот вал пригодиться?
- Но ведь он только воздух гоняет и больше ничего не делает, возражает механик.
Между началась дискуссия о современной и очень передовой японской автомобильной технике, до которой нашему автопрому ещё очень далеко.
Мой знакомый стал просить механика вернуть все на свои места.
В итоге бесполезный вал с подшипниками был водружён на место, после чего двигатель перестало трясти.
Развязка этого недоразумения заключалась в закрепленных на валу эксцентриках.
Так вот зачем этот вал был нужен – он устранял лишнюю вибрацию двигателя.
А вы говорите японская техника – одна из самых передовых в мире.
Иногда, казалось бы, бесполезная деталь является необходимой и в передовой технике.