Жизнь намного интереснее выдумки. Немец

Владимир Врубель
Читая книгу о боевых действиях немецких подводных лодок в Атлантике, в которой описывается их деятельность день за днём, неожиданно наткнулся на удивительную историю.
 
9 января 1943 года подводная лодка U-43 вышла из базы Лорьян и направилась в океан. Это был для лодки тринадцатый поход. Она входила в состав «волчьей стаи», имевшей кодовое название «Бурый дельфин».

Эта группа подводных лодок действовала между африканским берегом и Канарскими островами. Командовал подводной лодкой U-43 двадцатичетырёхлетний оберлейтенант цур зее  Ханс-Йоахим Швантке.

Это был его третий поход в качестве командира лодки. Уходили в море на три месяца, иногда больше.

18 ноября 1942 года, во время своего второго похода, он потопил американский танкер  «Brilliant» (9131 тонна), который шёл в составе конвоя SC-109. Швантке заявил о потоплении двух пароходов по 5000 тонн и повреждении танкера, но по американским документам подтверждено одно потопление.
 
Несмотря на мужественное поведение американских гражданских моряков, которые смогли погасить пожар на танкере и боролись до последней минуты за живучесть судна, танкер позже затонул. Всё происходило в штормовую погоду. Весь экипаж, 60 человек, удалось спасти.

Швантке, несмотря на молодость, был опытным подводником. Во время атаки конвоя в составе «волчьей стаи» с  кодовым названием «Пират» он спас себя и весь экипаж. Эсминец охранения шёл полным ходом на лодку, чтобы её таранить.

Лодка начала по команде командира погружаться, а рубочный люк заело, и хлынула вода в центральный пост.

Швантке крикнул, чтобы на нём повисли два человека, и невероятным усилием придавил и закрыл люк. Подводная лодка получила повреждения от атаки глубинными бомбами, но экипаж смог привести её в базу.

Как написал поэт: «Враг был силён, тем больше наша слава».

Всего экипаж подводной лодки потопил за 14 боевых походов 21 судно (117 036 тонн) и повредил 2 судна.

Однако мой рассказ вовсе не об этом человеке, хотя он и был виновником случившейся драмы. История начинается с того, что 31 января 1941 года германский рейдер «Atlantis» захватил в Индийском океане британское торговое судно «Speybank».

Его отправили во Францию с немецким экипажем под командой капитан-лейтенанта Пауля Шнайдевинда.

В Бордо судно переоборудовали в минный заградитель и переименовали в «Doggerbank». Шнайдевинд так и остался командовать этим судном. В январе 1942 года «Доггербанк» вышел в плавание к берегам Южной Африки.

На него погрузили 280 мин для постановки минных заграждений и 50 торпед для снабжения немецких подводных лодок в местах рандеву.  По апрель Шнайдевинд занимался постановкой минных заграждений, после чего  направился в Японию.

В Японии на судно приняли в качестве пассажиров членов экипажа вспомогательного крейсера «Thor» и танкера «Uckermark». «Thor» был одним из самых результативных немецких рейдеров.

Он прибыл в Йокогаму для ремонта. Рядом ошвартовался танкер «Uckermark». 30 ноября 1942 года произошёл большой силы взрыв, который разорвал на части танкер и разрушил «Thor».

Погибли 53 человека на танкере и 13 на рейдере. Выжившие члены экипажа поступили на «Doggerbank» для отправки в Германию.

Всего на судне собралось 365 человек:  108 членов экипажа и 257 с рейдера и танкера, в их числе военнопленные с захваченного рейдером британского судна. Кроме того, на  «Doggerbank»  погрузили 7000 тонн каучука, жиров и рыбьего жира, а также другого ценного сырья.

Судно шло в Германию с заходом в Кобе, Сайгон, Сингапур и Джакарта, из которой вышло 10 января 1943 года. В середине Атлантического океана 3 марта 1943 года его заметили с подводной лодки U-43.

Командир подводной лодки оберлейтенант цур зее Швантке посмотрел справочник и определил, что судно - британский транспорт типа «Dunedin Star». Он не подозревал, что оно уже находилось в составе германского флота. В 21 час 53 минуты Швантке дал залп тремя торпедами.

Все три торпеды попали в цель, через две минуты от транспорта на воде осталось только огромное масляное пятно.  Командир подводной лодки приказал подойти ближе к месту гибели транспорта, чтобы опросить уцелевших людей, но было уже совершенно темно, и он не стал заниматься их поисками.

«Doggerbank»  погиб так быстро, что радист не успел передать сигнал бедствия. Военно-морское командование в Германии долгое время не подозревало о гибели корабля.

Один из немногих оставшихся в живых был матросом, его звали Фриц Кёрт. Он увидел рядом с собой маленькую шлюпку, «двойку», которая каким-то образом уцелела. Фриц забрался в шлюпку и стал искать в темноте живых.

Первым он поднял в шлюпку судового пса Лео, затем обнаружил плававшего командира корабля. Вместе с капитан-лейтенантом Шнайдевиндом они стали спасать других уцелевших людей. В шлюпку набралось 15 человек, её борта еле возвышались над водой.

Шнайдевинд сказал, что они смогут добраться до африканского берега за три недели непрерывной гребли. Но у них не было ни еды, ни воды. Усилившийся ветер поднял волны, и перегруженную шлюпку перевернуло.

Восемь человек и собака утонули. Оставшиеся в живых вместе с командиром корабля смогли перевернуть шлюпку и вычерпать из неё воду. Положение их было отчаянное: палящее солнце, ни воды, ни пищи.

У капитан-лейтенанта был пистолет, и четверо моряков стали просить, чтобы он их застрелил, они больше уже не могли выносить мучений. Шнайдевинд застрелил этих четверых, а потом застрелился сам.

В шлюпке остались двое: Фриц Кёрт и старый матрос Бойвитт. На 19 день после гибели «Doggerbank» Бойвитт сошёл с ума и стал пить морскую воду, после чего вскоре умер.
 
У Кёрта не осталось сил даже, чтобы столкнуть мёртвое тело в воду. 29 марта шлюпку заметили с испанского танкера «Campoamor» и подняли Фрица Кёрта на борт. Организм молодого человека оказался крепким.

Несмотря на солнечные ожоги и сильнейшее обезвоживание организма, он каким-то чудом остался жив.

Выяснив, что спасённый был немцем, испанские моряки передали его на острове Аруба американцам. Те, подлечив Кёрта, переправили его в США, передав в военно-морскую разведку.
 
Там следователи обстоятельно допросили матроса. Их интересовала деятельность рейдера, места постановки мин, маршруты плаваний, места встреч с подводными лодками.

После получения нужных сведений Кёрт стал уже ненужным, и его в 1944 году обменяли на американского пленного, передав представителям военно-морского флота Германии.

Командование немецкого подводного флота не было заинтересовано, чтобы вся эта история стала достоянием гласности. Экипажу U-43 было велено помалкивать об атаке 3 марта 1943 года.
 
Журнал боевых действий подводной лодки переписали, удалив из него упоминание о злополучной атаке. Впрочем, можно было особенно и не стараться: через 5 месяцев подводную лодку U-43  вместе со всем экипажем из 55 человек отправили на дно самолёты союзников с эскортных авианосцев, английского «Avenger»  и американского «Santee».

Все концы ушли в воду, кроме Кёрта.

Кёрта спрятали в Гамбурге, где он находился до конца войны. Моряк был единственным выжившим из 365 человек.

После войны его отыскал писатель и журналист Ганс Херлин, который совместно с известным переводчиком Джоном Максвеллом Браунджоном написал книгу об этой удивительной истории.

А теперь эту  историю знаете и вы, дорогие мои читатели.