Мои любимые казачьи песни

Виктор Каменев
Из любимого «Ё моё», сборник казачьих белогорских песен

****
1. Как летел орёл через сад зелёнай, да стал калину клевать
2. Как любилы казак молоду дивчину, да стал её забывать
3. И она же шельма, его отроила, да стала его пытать,
4. А скажи мне милай скажи голубь сизай, с кем ты будешь ворковать?
5. А пойду я уж, моя размилая, где сходятся три шляха.
6. Первый шлях в Рассею, другой на Полтаву, третий в самую Москву.
XVII век, ориентировочно

***
1. За лесом солнышко садилось,
Там чёрный ворон прокричал,
За лесом солнышко садилось,
Там чёрный ворон прокричал.
2. Седлаю я коня гнедого,
С черкасским убранным седлом,
Седлаю я коня гнедого,
С черкасским убранным седлом.
3. Прощай, прощай, моя подружка,
Прощайте верные друзья.
4. Служить придётся на Кавказе,
Знать, не увижусь с вами я…
5. Быть может, меткая винтовка
Из-за куста сразит меня,
6. А улыбнётся мне фортуна,
Вернусь в родимые края.
XVIII век, ориентировочно

****
А не силная туча затучилася,
А не силныи громы грянули:
Куда едет, собака, крымский царь? 

И прокличет с небес Господен глас:
«Ипо еси, собака, крымский царь?
То ли тебе царство не сведомо?»

Побежал еси, собака, крымский царь,
Не путём, еси, не дорогою,
Не по знамени, не по чёрному!
XVI век

****
1. В садочке гуляла, цветочки рвала, кидала бросала под те ворота
2. Кидала бросала под те ворота, не смейся казаче, что я сирота
3. Не смейся казаче, что я сирота, пришёл бы ты сватать, а я б не пошла.
4. Не бойся дивчина, я сватать не приду, поеду в Рассею там краше найду.
5. Объехал Рассею и все города, такой там не встретил как та сирота.
6. Приехал до дому привязал коня, выходит дивчина, заплаканная.
7. Выходит дивчина заплаканная, по личику видно, просватанная.
8. В садочке гуляла, цветочки рвала, кидала бросала под мои ворота…

*****
1. Ой да ты калинушка, размалинушка ой да ты не стой не стой, на горе крутой
2. Ой да ты не стой не стой на горе крутой, ой, да не спущай листа во синё море
3. Ой да не спущай листа во синё море, ой, да как по сине морю, корабель плывёт.
4. Ой да корабель плывёт аж вода ревёт, ой да как на том корабле, три полка солдат.
5. Ой да как один солдат Богу молится, ой да Богу молится домой просится
6. Эх да офицер-майор, не попомни зла, ой да отпусти домой, к отцу матери родной.

****
Ой да ты калинушка, ой да размалинушка!
Ой да ты не стой не стой, на горе крутой!..

Полюбила Степь его, ясна сокола твоего,
За удаль молодецкую положила спать с собою!..

Ой да ты калинушка, ой да размалинушка!
Не перечь разлучнице, не перечь своей судьбе…

Степь – широкая постель, всем найдётся места в ней,
Ясный сокол будет ждать, над степью в вышине летать!..

Ой да ты калинушка, ой да размалинушка!
Ой да ты не стой не стой, на горе крутой!..
2018 

***    на стихи Д. Самойлова, музыка В. Столярова

Когда мы были на войне,
Когда мы были на войне…
Там каждый думал о своей
Любимой или о жене…
И я, конечно, думать мог,
И я, конечно, думать мог,
Когда на трубочку глядел,
На голубой её дымок

Как ты когда-то мне лгала,
Как ты когда-то мне лгала,
А сердце девичье своё
Давно другому отдала!..

Но я не думал ни о чём,
Но я не думал ни о чём,
Я только трубочку курил
С турецким горьким табачком…

Я только верной пули жду,
Я только верной пули жду,
Чтоб утолить печаль свою,
И прекратить нашу вражду…

Когда мы будем на войне,
Когда мы будем на войне,
Навстречу пулям полечу
На вороном своём коне!..

Но, видно, смерть не про меня,
Да, видно, смерть не про меня,
И снова конь мой вороной
Меня выносит из огня!..

****  на стихи «Завещание» М. Лермонтова

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я ещё побыть…
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить…

Поедешь скоро ты домой,
Да что сказать… моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен…

А если спросит кто-нибудь,
Скажи им, что навылет в грудь,
Я пулей ранен был чуть-чуть,
Я пулей ранен был чуть-чуть…

Что плохи наши лекаря,
Что храбро бился за царя,
И что родному краю
Поклон я посылаю…

Соседка есть там у меня,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей,
Пустого сердца не жалей…
Пускай она поплачет,
Ей ничего не значит…

*****
Когда я буду на войне,
Грустить я буду по тебе,
Денькам на «Русском берегу»,
Где повстречалася ты мне…

Как ты любила не меня,
И всё смотрела на него…
Как он фланкировал легко,
И я уехал далеко!…

Тебе я счастья пожелал,
Чтоб не оставил он тебя…
И не погиб…
Уж лучше я!…

Когда я буду на войне,
Я помнить буду о тебе…
И я фланкировать могу,
Так… что «понравится» врагу!..

Когда я буду на войне,
Грустить я буду по тебе,
Ночам на «Русском берегу»,
Никак забыть их не могу!..

Даст Бог, вернусь и я домой,
Ещё найду свою любовь,
На «Русский берег» с ней приду,
И навсегда тебя забуду...
2015

***
1 Вьются чайки в Белогорье над водою студёною,
Они горестей не знают и свободные летают
2 Тихо вьются над Донцом, над своим родным гнездом…
3 Улететь бы чайкой в небо, позабыв свои печали,
И носиться над волнами, и носиться над волнами
4 Вьются чайки над Донцом, над своим родным гнездом
И курлыкают об этом, что милей свободы нету…
5 Никогда мне белой чайкой не носиться над волнами
Лишь в мечтах своих заветных я могу взмахнуть крылами…