Рождение, жизнь и смерть сказки

Евгений Шиков 47
     В волшебных сказках мы попадаем в особый мир, где люди превращаются в зверей, а звери в людей, где человек может летать на птице и за один день построить хрустальный дворец, где всё нереально и нет границ сказочным фантазиям. Сколько раз в детстве родители читали нам сказку «Лиса, заяц и петух»? Мы слушали и ничему не удивлялись: нас приучили к тому, что сказки – это сплошные выдумки. А подивиться было чему! Петух сильнее лисы. Неужели крестьяне не могли придумать что-нибудь более правдоподобное?
     Изучение сказок показало, что не всё в них выдумано, не всё – плод воображения. Через сказки до нас дошло миропонимание древнего человека. Но чтобы это увидеть и понять, нам надо обратиться к истокам.
     Волшебные сказки произошли от мифов. Мифы создавались ещё в каменном веке. Они служили для сохранения и передачи знаний о природе. Всё, что окружало людей на земле, было им хорошо известно и понятно. Каждый умел отличить съедобные растения от несъедобных, умел ловить рыб и птиц, мог добыть огонь и построить дом. Но никто не мог дотянуться до солнца и луны, никто не знал, почему сверкает молния и гремит гром.
     Для того чтобы чувствовать себя уверенно, люди должны были понимать явления природы. Надо было найти ответы на многие вопросы. Почему день сменяется ночью? Почему происходит смена времён года? Куда исчезает солнце, когда небо застилают облака и тучи? Куда улетают птицы? Ответить верно, так, как знаем мы, опираясь на современную науку, они не могли. Но они наблюдали, сравнивали увиденное в небесах с земными объектами и находили хотя и неверные, но вполне логичные ответы.
     Вода в реке голубая? Голубая. Небо голубое? Голубое.
Дождь идёт с неба? Да. Значит, и небо – это огромное море. Поэтому все объекты на небе не ходят, а плывут. Мы и сейчас говорим: «облака плывут», «луна выплывает из-за туч» и т. д.
     Солнце светит, когда нет туч. Туча закрывает солнце – значит проглатывает! Гремит гром, сверкает молния – это огненное солнце пронзает тучу своими стрелами и вырывается на свободу!
     Представлений о Солнечной системе не было, поэтому люди считали, что солнце и луна находятся рядом с облаками. При этом полагали, что солнце размером с небольшую тарелку, а луна – с большую.
     В солнечный день лягушек на лужайке нет. Прошёл дождь – лягушки прыгают. Откуда они? Ясно, что с неба упали! (Не случайно в сказках девицы, связанные с небом, превращаются в лягушек или жаб.)
     Полетели на юг стаи птиц – и подули холодные ветры, облака закрыли небо, пропало солнце. Значит, это птицы унесли на крыльях тепло и солнце. Древняя вера в то, что птицы могут на крыльях приносить или уносить тепло, отразилась в народной примете: грачи прилетели, на крыльях весну принесли.
     Рассказывая о природе, люди сравнивали небесные объекты со знакомыми им образами: птицами, рыбами, животными. Белые облака напоминали им о белых лебедях, белых козлятках или девушках в белых платьях. Серая или тёмная туча, проглатывающая солнце, казалась похожей на огромную щуку, волка или медведя. Солнце, плывущее по небу, сравнивали с уткой, тем более что есть утки, имеющие ярко-жёлтую окраску (огарь).
     Даже для времён года – зимы и осени – нашли соответствующие образы. Осень, когда все деревья приобретают жёлтую или красную окраску листвы, напоминала людям рыжую лису. В далёком прошлом считали, что эта лиса не только сделала леса рыжими и жёлтыми, но и каким-то образом удалила с неба солнце, после чего наступила зима.
     Зима представлялась страшным стариком – Кощеем. Имя указывает на его действия. Кощей всё превращает в кости и камень: вода становится твёрдой (лёд), от пышных деревьев зимой остаются одни скелеты, мягкую землю он делает каменной и т. д.
     Часто употребляемое в сказках деление воды на живую и мёртвую тоже имеет под собой логичное объяснение. Люди с давних времён заметили, что раны, промытые родниковой водой, быстро заживают, а промытые речной, озёрной и дождевой водой обычно гноятся. Сейчас нам всё ясно: родниковая вода чистая. Она очистилась, просачиваясь под землёй через пески и супеси, которые служат естественными фильтрами. Вода из иных водоёмов и даже дождевая содержит много болезнетворных микробов. Эти житейские наблюдения стали основой понятий о мёртвой и живой воде. Родниковую воду считали водой из Подземного мира, из Мира мёртвых, поэтому её называли мёртвой водой. В сказках способность мёртвой воды помогать заживлению ран отразилась в том, что мёртвой водой сращивают воедино разрубленное тело героя.
     Живой водой считали дождевую воду. И опять это было основано на повседневных наблюдениях земледельцев. Если выполоть на участке земли всю траву, то будет голая земля. Однако стоит пройти дождю, как тут же на этом участке начнут расти различные травы. Откуда они взялись, если их никто не сеял? Ясно, что дождевая вода породила жизнь трав! О том, что в почве уже находятся мелкие семена многих сорных трав, и сейчас большинство садоводов и огородников не догадываются.
     Идут дожди – хорошо растут травы. Живая вода способствует их росту. На этом основании ещё в середине двадцатого века бабушки рекомендовали детям бегать под дождём, чтобы они быстрее росли. Только после испытаний атомных бомб в атмосфере все стали бояться бегать под дождём из-за его возможной радиоактивности.
     Представление о возникновении жизни от живительной силы дождевой воды в древности распространялось и на человека. Считалось, что беременность наступает от дождя. В те времена называли и много других причин, объясняющих возникновение беременности: поедание гороха, рыбы, яблока и т. д. На Украине и сейчас говорят: «Она объелась гороха», то есть забеременела. Понимание, что к этому явлению как-то причастны мужчины, появилось относительно недавно.
     Особой теплотой в сказках веет от образов огня и света. Огонь костра и огонь в печи издревле были спасителями людей от холода и диких зверей. Гребень петуха напомнил людям причудливые языки пламени, поэтому петух стал образом огня. В народе до сих пор говорят: «пустить петуха», что означает поджечь. И зайчика мы до сих пор представляем не только как зверька в лесу, но и как яркий свет – солнечный зайчик. Почему зайчик? Потому что, когда солнечный свет проходит через листву деревьев, на земле видны яркие пятна. Они всё время скачут, как зайчики, оттого что ветер качает деревья.
     Причём в древности люди воспринимали отдельно солнце и свет. Они не связывали их вместе, потому что летом, когда туча «проглотила» солнце, и зимой, когда солнца почти нет, свет всё равно есть. По представлениям германцев, молния и гром – это тоже два разных, хотя и неразрывно связанных дружбой образа.
     Многочисленные превращения героев волшебных сказок имеют в своей основе наблюдения за облаками, которые при ветре могут напоминать то горы, то долины, то медведя, то щуку и т. д.
     По своему строению мифы цикличны, как циклична смена дня и ночи, смена времён года, рост, развитие и увядание растений. Их герои не умирают, так как объекты природы вечны, хотя и могут засыпать или исчезать на долгое время. Герои мифов не меняют своих характеров. Солнце всегда доброе, Кощей всегда злой и т. д. Цикличность мифов соответствовала цикличности жизни древних групп охотников и рыболовов. Для них всё повторялось из года в год. Чтобы не истощить природные ресурсы, от которых зависела жизнь людей, приходилось кочевать. В древности у людей ещё не было семей, поэтому в мифах нет свадеб.
     В мифах отражена природа и миропонимание людей в древности. Археология раскрывает перед нами материальный, а мифы – духовный мир древнего человека. Из глубин тысячелетий они доносят до нас сокровенные знания древних.
     При переходе к земледелию жизнь людей кардинально изменилась. Надо было постоянно разрабатывать новые земли: вырубать лес, освобождать землю от пней, рыхлить и засевать. Через каждые несколько лет земля истощалась и приходилось создавать пашню в другом месте. Изменение образа жизни повлекло за собой преобразование мифов и их превращение в сказки. Герои мифов постоянно борются со злыми силами, но никогда их окончательно не побеждают. В новых условиях жизни вечная борьба героя без окончательной победы людей уже не устраивала. Герой должен был добиваться победы, поэтому цикличные мифы превратились в сказки.
     Структура сказки линейна. Сказка всегда завершается победой добрых сил. От мифов с их бесконечной цикличностью сказки «унаследовали» троекратные повторы. Герои сказок, как и герои мифов, всегда имеют неизменные черты: добрые – всегда добрые, злые – всегда злые.
     Первоначально сказки не были волшебными. Люди понимали, какие объекты природы представлены в сказках образами. Лишь значительно позднее, когда это забылось, сказочные превращения стали восприниматься как волшебные.
     Кроме того, в эти времена возникла семья. Это было настолько важное приобретение человечества, что все сказки заканчиваются именно свадьбой. Счастье – это счастливая семья.
     Униженное положение в семье младшего сына – отражение реальных социально-экономических отношений в семье в период разложения родового строя. Появилась частная собственность. При выходе из патриархальной семьи старшие братья забирали себе основную часть имущества, оставляя младшего в дураках, почти с пустыми руками. Народ не хотел мириться с такой несправедливостью, поэтому в сказках все симпатии на стороне младшего брата.
     Сказка «Лиса, заяц и петух» сейчас выглядит как нагромождение нелепостей. Но она сразу становится понятной, если в об-разе петуха увидеть огонь, в образе зайца – свет, в образах собаки (исходно волка) и медведя – тучи. По сути, эта сказка – дошедший до нас в мало изменённом виде миф о том, что происходит в природе зимой и весной. Народная сказка «Колобок» создана на основе мифа, образно повествующего о том, что происходит с весны до осени. Эти два мифа дополняли друг друга.
     В Западной Европе нас, русских, считают лентяями. Часто говорят, что на Западе любят Золушку – трудолюбивую, скромную и красивую девушку, а у русских любимый сказочный герой – Емеля – само олицетворение лени. Он всё время на печи лежит и трудиться не хочет. Повезло ему – поймал случайно щуку и потом не сам чего-то добивался, а только щука за него всё делала. А между тем Золушка и Емеля – родные брат и сестра. Это образы огня. Спичек не было. После прогорания дров в печи угли сгребали в кучку и оставляли лежать в печи с краю. Они горели без пламени, как говорили, шаяли, и постепенно покрывались золой и пеплом. Горящие угли сохранялись под ними. Утром хозяйка убирала остывшую золу из печи и укладывала дрова. Потом она сбрасывала гусиным пёрышком пепел и золу с углей и использовала их для растопки дров.
     Имя Золушка происходит от того, что она живёт в золе. Имя Емеля указывает на то, что огонь добыт трением. Для этого использовали бревно, которое закрепляли специальным образом и крутили, как мелют муку на мельнице. Или при помощи лука крутили, как сверло, палочку.
     Если Емеля – огонь, то где же ему быть, как не в печи? Иначе – это пожар! Так что Емеля не лентяй, а труженик, и даже больший, чем Золушка. Огонь давал тепло и уют, огонь «варил» пищу, огонь защищал от диких зверей. Емеля ещё сжигал ветки при расчистке вырубки под пашню при подсечном земледелии и вызывал дождь.
     В середине лета посевам нужен был полив. Люди собирались на холмах и зажигали костры. Считали, что огонь искрами улетает на небо и жжёт тучу-щуку, вынуждая её пролиться дождём. Помните выражение «прищучить», то есть поставить в безвыходное положение? «Будет ли вода?» – спрашивали крестьяне волхвов. «Будет! – отвечали волхвы. – Вода сама придёт!» И шёл дождь. Вода «сама приходила на землю».
     Значительно позднее образы природы забылись. Надо было сохранить сказку и сделать её понятной для слушателей. Вот и пришлось сказителям перенести действие на зимний период. Зимой кислорода в воде не хватает и рыба действительно может подплывать к проруби. А для того чтобы сохранить выражение «вода сама пришла», придумали вёдра с ножками. Как видите, понимание сказки может защитить русских от несправедливых обвинений в любви к «лентяю» Емеле!
     Огонь обожествляли, печи целовали. И оба они – Золушка и Емеля – были огнекудрыми. Ими все любовались, пока горел огонь в печи. Вот почему Золушка не могла быть прекрасной всю ночь. Дрова или хворост прогорали, и она опять скромно пряталась в золу.
     Самую «простенькую» сказку «Курочка Ряба» начинают читать детям одной из первых. Смысл её абсолютно непонятен. Курочка снесла золотое яичко. Дед и баба стараются его разбить. Мышка им помогла, но вместо того, чтобы обрадоваться, дед и баба плачут. Курочка им обещает снести обычное яичко, и старики радуются.
     Ключом для понимания этой сказки является древнее представление о золоте как металле Подземного мира, Мира мёртвых. Оно исходит из того факта, что золото находили в речных отложениях. Вода из родников вытекает из земли, то есть из Подземного мира, поэтому и вода из родников считалась мёртвой водой и золото считалось металлом Мира мёртвых и его символом. Получив золотое яйцо, дед и баба расценили его как метку смерти, поэтому и захотели уничтожить. При этом курочку не следует считать злой. Она просто указывает на приближение смерти. Врач тоже может сказать, что «у вас рак». Он же не губит человека, и он не злой.
     Есть много объяснений этой сказки. Предложенный в этом сборнике вариант не бесспорен, но позволяет придать сказке смысл. Чтобы сказка жила, она должна быть понятна.
     Впрочем, иногда в сказках сохраняется необъяснённый момент, позволяющий усилить эмоциональное восприятие, подчеркнуть какую-либо черту персонажа сказки. Например, в сказке Баба Яга собирается посадить Иванушку в печь. Это вызывает страх у современного ребёнка и подчёркивает злобность Бабы Яги. Но в старину подобное желание старухи никого не пугало. В деревнях больных детей «перепекали» в печи для то-го, чтобы они стали здоровыми. Для этого ребёнка обмазывали ржаным (только ржаным!) тестом, сажали на деревянную лопату, привязывали к ней и трижды на короткое время засовывали в тёплую (не горячую) печь. Вариантов «перепекания» было много, но всегда ребёнка клали на лопату для помещения (сажания) теста в печь при выпечке хлеба. Таким образом, Баба Яга просто хотела укрепить здоровье Иванушки, а не пообедать им. (Возможно, он простудился в дороге.) Так что в сказке добрая бабушка превратилась в людоедку.
     Подобные изменения древних представлений – не редкость. После утверждения христианства священных идолов, изображающих языческих богов, стали называть изображениями чёрта. Напоминание об этом сохранили топонимические названия: Чертаново, Высочерт и т. д.
     Таким образом, многие чудесные элементы волшебных сказок имеют в своей основе представления людей о вполне реальных предметах или явлениях природы. Они стали фантастичными за многие столетия жизни сказок, когда забылся их первоначальный смысл.
     Жизнь сказок продолжается многие века. За это время изменяются представления людей, меняется язык. Чтобы сказка была понятной, сказители изменяли её, вводили в сказку бытовые элементы своего времени. Иногда этих элементов оказывалось так много, что сказка приобретала черты почти исторического рассказа. Если сказку переставали понимать, то сказка умирала, забывалась.


Это вводная глава в сборнике "Тайны волшебных сказок" опубликованном в 2018 г.