Как дела, старик!

Николай Лахмостов
                "Сменяющие друг друга поколения становятся хуже и хуже. Наступит время, когда они будут такими злыми, что начнут поклоняться силе и могуществу. Сила тогда станет самооправданием, а добро больше не будет в почете. В конце концов, когда люди прекратят возмущаться бесчинствами или утратят чувство стыда при виде униженных и несчастных, Зевс уничтожит их всех. И все же этого можно избежать, если простой народ способен подняться и сбросить тиранов, которые его угнетают".
                Б.Спиноза(Редакция Эриха Фромма- автора "Анатомия человеческой деструктивности"


                К референдуму о сохранении СССР на условиях
                предложенного Горбачёвым М.С Союзного договора
 «17 марта 1991 года, граждане Советского Союза на специальном всесоюзном референдуме проголосовали за сохранение СССР, считая, что голосуют именно за это, но реальность оказалась значительно сложнее. Она включала в себя не только предательство, когда Союз был распущен без оглядки на референдум, но и куда более многоступенчатую ложь. По-прежнему актуальным остаётся вопрос о том, что это был за референдум, кем и зачем он проводился и почему он в итоге поспособствовал не сохранению СССР, а прямо противоположному. Советские граждане пришли на избирательные участки, чтобы высказаться о судьбе своей страны. Состоялось голосование, которое по сей день именуют референдумом о сохранении СССР. Подавляющее большинство проголосовавших – 77%, или 113 млн человек в абсолютном выражении – высказались «за». Но за что именно? Понимали ли граждане СССР, что фактически голосуют не за сохранение, а за развал страны?»




Это зёрнышко-мысль, подчиняясь неописуемым законам своей вегетации, давно- с тех пор, наверно, как перестал я слышать приветствие: «Как дела старик?» или « Привет, дружище!», нашло излюбленное место в
моём сознании - только о нём забудешь-оно начнёт прорастать, требуя внимания, и вот уже весь в тревожной заботе о поливе и уходе за воспоминаниями прожитого времени.
Оно о том, когда я –студент кафедры электропривода (ЭПиА) , на лекции не профильных дисциплин-политэкономии и марксистско-ленинской философии, которую читал доцент кафедры политэкономии Владимир Александрович, заполнил, требуемую от студента, личную анкету, где на один из вопросов: какие произведения и каких философов имеются в вашей домашней библиотеке?- требовалось ответить к следующей лекции. На перемене между лекциями следующего занятия, Владимир Александрович отозвал меня в сторону и спросил, слегка улыбаясь, что я думаю о свободе философствования в государстве.
- Это вопрос по моей анкете?
- Переспросил я, на что он утвердительно кивнул, добавив:
-Касается философа средневековья, Бенедикта Спинозы, в твоей библиотеке».
-Да эта книга давно глаза трёт мне, даже несколько страниц одолел, но не понимаю, нужен ли мне его трактат о благочестии свободы философствования в государстве, да и время на это не хватает: работа, учёба, семья.
- Время,старик,на всё должно хватать,надо правильно им распоряжаться,- подвёл итог своего вопроса он.
Вскоре, уже после окончания института, Владимир Александрович как-то позвонил мне с просьбой: - «Как дела, старик!» - начал он, а после ответного приветствия и моих объяснений, попросил помочь с переездом и консультацией по вопросам электропроводки в его новой квартире. Поразила домашняя библиотека; количеством книг, установленных на деревянных стеллажах прихожей и нескольких комнат, но больше- редкими экземплярами старинных изданий старой России и Советского Союза. Потом уже, провожая меня, он вернулся к теме богословия:
 - Мы, старик! Конечно закоренелые атеисты, но тем не менее в трактатах Спинозы ты найдёшь связь религии с духовностью и религии с суеверием, почитающим людей, как богов, которых вознесла толпа, хотя народ наш образованный и не находит связи религии с теорией Марксизма-Ленинизма: «от каждого по способности, каждому по труду» – связь здесь очевидная.
 Отрицали религию, как участницу создания рабочей силы, желающей трудиться для своего блага, в элементах фундамента политэкономии, К. Маркс и В.И Ленин, будучи атеистами? Конечно нет и этому есть подтверждение в анализе работ Б. Спинозы- в его выводах, которые не отрицают духовного начала общежития,но чужды суеверию, в доказательство шарлатанства которого проводил химические опыты.
Владимир Александрович долго ещё говорил о многом - умно и увлечённо, к чему это всё было, я тогда не понял, но ещё больше удивился тому, что слышу эти рассуждения от главного политолога городского общества «Знание». Они шли в разрез моих убеждений, от него же и приобретённых.
В этом же году случился в стране «Чернобыль», мы со своим коллегой по работе, получили повестки в райвоенкомат.
Стояли большой толпой призванных, ещё ничего не понимающих о своём положении молодых людей, в районе школы-интернат. Было по-весеннему солнечно и тепло, почему-то всем хотелось радости. Уже играл баян, провожающие пели про есаула - Александра Розенбаума. Изрядно «поддавшие», наезжали друг на друга или были заняты поиском жертвы, за что и расплачивались; подбитым глазом, разбитым носом или губой. В автомобили типа «КУНГ» -на базе шасси ЗИЛ-131, которые вскоре подъехали, загрузились все способные на названную представителем райвоенкомата фамилию, ответить словом- «я», не могущих ответить, отправили в медвытрезвитель – думалось о тяжёлой участи таких.
Вскоре прибыли в воинскую часть. Многих, в дальнейшем, по разным причинам, вернули из части формирования подразделений для работы в зоне аварии. Вернули и меня с товарищем.
 Мой коллега и я не выразили большой радости: хотелось не много отвлечься от домашней сутолоки и побыть в армейской обстановке, но настаивать на отправке не стали-промолчали. Подумалось: не надо испытывать судьбу и набиваться в добровольцы, как со мной уже бывало. Нас, по неизвестной причине, отправили домой на общественном транспорте – трамвае.
 Мы ещё не знали своего завтра, прошло не много времени, как в 1987г на январском пленуме ЦК КПСС, Горбачёв М.С объявил о перестройке- страна возликовала и приступила к переосмыслению всего, что было создано раньше, как религиозными учениями, так и социалистической политэкономией, не известна была ещё релевантность нашего запроса.
«Итак, насколько легко люди оказываются во власти какого-нибудь суеверия, настолько наоборот, трудно добиться, чтобы они коснели в одном и том же суеверии;  напротив даже: так как червь (толпа) всегда остаётся одинаково жалкой, она поэтому никогда не остаётся спокойной надолго, но ей более всего нравится только то, что ново и в чём она ещё не успела обмануться. Это-то непостоянство и было причиною многих возмущений и страшных войн.»   Б. Спиноза – рассуждение о свободе философствования.
Для достоверности привожу это высказывание из трактата дословно.
Вспомнились мысли этого философа, когда мы с другом приступили к созданию своего кооператива. Новым законом нам разрешалась зксплуатация человека человеком, подразумевающая получение дополнительной прибыли, необходимой для возникновения капитала, что было удивительно при развитом социализме, в котором мы ещё жили, как в основе государственности, а страна продолжала перестраиваться: создавались кооперативы, которые открывались беспартийными людьми, но за их спинами уже прятались партийные лидеры, осторожно прощупывающие новые отношения труда и капитала в перестроечный период. По-прежнему читались лекции о загнивающем капитализме, о международном положении и о труде при социализме, на крупных и средней руки, предприятиях города. Говорили о высокой производительности японских рабочих, где учитывалась каждая минута труда и рационального использования рабочего времени, эту систему называли потогонной. Мы тогда ещё не думали, что наступит время, когда и трудиться будет негде, и повышать производительность труда будут новоиспечённые экономисты ни разу не работавшие, взяв фактор роста за основу прибыли и ВВП в нефтегазовой сфере,а не в изделии станка или высококлассного специалиста на предприятии. Взамен высокоэффективных производств новые экономисты будут плодить торговые суперряды и бутики, в которых продавцов будет больше, чем покупателей.
На прилавках появилось изобилие товаров в отечественном и экспортном варианте - верилось в современный НЭП, но почему-то не было денег, чтобы их купить.
Работая на крупных предприятиях, желающие могли иметь подработку сообразно КЗОТ, а на градообразующих совмещать несколько должностей. По ценам, превышающим магазинные, можно было купить любой продукт в кооперативных точках. Свежая рыба, привезённая с оз. Балхаш, не переводилась - сом, судак, всегда мог быть на обеденном столе, как и колбасные изделия местного производства и частично закупленные кооператорами на стороне. В командировках было тяжелее: отсутствовало рациональное использование семейного бюджета, а по карточкам, продукты лимитировались в недостаточном количестве для здорового и молодого организма, но и это не мешало радоваться жизни. Вскоре пришёл август 1991г, ГКЧП объявило о сдаче полномочий Горбачёва М.С, как президента СССР, и о своих полномочиях, направленных на сохранение союза в прежнем составе, но вмешался Ельцин Б.Н, страстно хотевший остаться президентом РСФСР на должность которого его выборно утвердили в июне 1990г. и потому, инициирующий распад СССР.
 В декабре я получил вызов на работу в Африканскую страну по разнорядке загранкомандировок,существующей в системе министерства к которому наше предприятие принадлежало.В этой стране была не понятная общественно-экономическая формация.На её внутренних рынках незамысловатые прилавки ломились от изобилия промышленных товаров из Японии, Кореи, Китая.Процветало вовсю надувательство покупателей, роль коих выпала на прибывший из России персонал.
Большинство из нас,до сего времени, не были знакомы с продукцией фирм JVC,SONY,PANASONIC,потому легко обманывались красиво оформленным дизайном видео и музыкальных центров этих фирм, сборка которых производилась в нелегальных цехах Китая, Кореи, Тайваня и местных умельцев, и легко сходила за оригинал, по цене которого сбывалась местными предпринимателями. О самом удачливом обманщике эти коммерсанты уважительно отзывались: "Пленти бизнесмен",- говорили они,что многих моих товарищей возмущало. Жалобы обманутых, никем не принимались и не рассматривались, деятельность местных коммерсантов, возведённая в ранг предпринимательства, поощрялась властями и удивляла нас.
Всё это было потом, а пока никто из моих товарищей ещё не был знаком
с "загнивающим капитализмом", все прикомандированные были передовиками труда на социалистических- тенологически развитых предприятиях Союза.При всём этом,местные жители, с которыми мне пришлось общаться, прибыв в подразделение подготовки производства металлургического комбината, за неделю до нового 1992года,очень хорошо озывались о русских:"вери гуд роша",-слышалось отовсюду.Многие слышали о Ленине,Сталине,о Брежневе, но почему-то никто не слышал о Горбачёве. Всё нас удивляло на первых парах в этой экзотической стране, где многое придётся постигнуть, чтобы перестать удивляться.

(